Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВОК


Автор: Харлампиев Константин Владимирович
Должность: ТРЕНЕР ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБОУ ДОД ТР ДЮСШ
Населённый пункт: торопец
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЫЖКАМ НА БАТУТЕ
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВОК
Раздел: дополнительное образование





Назад




Утверждено

Директор ДЮСШ

___________/Базанов А.А.

«_____»__________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЫЖКАМ НА БАТУТЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД ТОРОПЕЦ»

на 2018-2019 год

Выполнил:

Харлампиев Константин

Владимирович

Тренер-преподаватель

МБОУ ДОД ТР ДЮСШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая

программа

составлена

на

основе

действующей

типовой

учебно-тренировочной программе спортивной подготовки для ДЮСШ по

прыжкам на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-трампе; – М.;

Советский спорт, 2012 г., на основании нормативно-правовых документов,

регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены основные

принципы спортивной подготовки юных спортсменов, с учетом передового

опыта

работы

тренеров

с

юными

спортсменами,

результатами

научных

исследований

(включая

методические

разработки

«родственных»

видов

гимнастики

со

спортивной

направленностью)

и

современных тенденций

развития

прыжков

на

батуте,

акробатической

дорожке и

двойном

мини-

трампе.

Подготовка в прыжках на батуте, акробатической дорожке (АКД) и

двойному

мини-трампу

(ДМТ)

-

сложная

развивающаяся

система,

основными принципами действия которой являются:

принцип

комплексности

,

предусматривающий

т е с н у ю

взаимосвязь

всех

сторон

учебно-тренировочного

процесса

(физической,

технико-тактической,

психологической

и

теоретической

подготовки,

воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического

и медицинского контроля);

принцип

преемственности

,

о п р е д е л я ю щ и й

с т р о г у ю

последовательность изучения программного материала по этапам обучения

(от

простого

к

сложному,

положительного

переноса

навыка

и

т.д.)

и

соответствия

его

перспективным

требованиям

высшего

спортивного

мастерства,

для

обеспечения

в

многолетнем

учебно-тренировочном

процессе преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов

тренировочных

и

соревновательных

нагрузок,

постепенного

роста

показателей всех сторон подготовленности;

принцип вариативности

, предусматривающий в зависимости от

этапа

многолетней

подготовки

максимальный

учет

индивидуальных

особенностей

юного

спортсмена,

вариативность

программного

материала

для

практических

занятий,

характеризующихся

разнообразием

тренировочных средств и нагрузок.

Основные признаки системы подготовки прыгунов на батуте, АКД и

ДМТ:

многоуровневость

,

отдельные

упражнения

обеспечивают

определенные

стороны

подготовленности,

а

целостная

соревновательная

комбинация

прыжков

является

результатом

взаимодействия

всех

компонентов подготовки;

сложность;

целенаправленность

на достижение максимального спортивного

результата;

самоорганизация

,

т.е.

способность

в

процессе

тренировки

изменять (корректировать) структуру и содержание двигательных заданий.

Система

спортивной

подготовки

батутистов

определяется

прежде

всего

н а п р а в л е н н о с т ь ю

н а

д о с т и же н и е

м а кс и м а л ь н о

в о з м о ж н о г о

индивидуального

результата.

Целево-результативные

отношения

можно

схематично выразить следующей последовательностью: цель - средство -

результат, включая сам процесс деятельности.

Цель

программы. Основной

целью

данной

программы

является

организация спортивной подготовки детей по прыжкам на батуте, АКД и

ДМТ

в

соответствии

с

главной

функцией

дополнительного

образования:

массового

общефизического

оздоровления

детей

школьного

возраста

с

различными

физическими

способностями

с

предоставлением

им

равных

возможностей.

Задачи

программы.

Основными

задачами

программы

являются

следующие:

привлечь

максимально

возможное

количество

детей

и

подростков

к

занятиям

прыжками

на

батуте,

акробатической

дорожке

и

двойном мини-трампе;

обеспечить

укрепление

здоровья

и

всестороннее

физическое

развитие занимающихся;

стремиться

сформировать

высокий

уровень

технической

и

специальной физической подготовленности на каждом этапе многолетней

подготовки;

стремиться

к

тому,

чтобы

воспитанники

школы

защищали

спортивную

честь

России

в

составе

юношеских,

молодёжных

и

национальных сборных команд страны.

Важным условием выполнения поставленных задач является

систематическое

проведение

практических

и

теоретических

занятий,

контрольных

упражнений,

восстановительных

мероприятий,

регулярное

участие в соревнованиях.

В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного

процесса в учебно-тренировочных группах, основные задачи на различных

этапах

годичного

цикла

тренировки,

распределение

объемов

основных

средств и интенсивности тренировочных нагрузок, календарный план.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методическая

часть

программы

включает

учебный

материал

по

основным

видам

подготовки,

его

распределение

по

годам

обучения

и

в

годичном

цикле;

примерные

объемы

тренировочных

и

соревновательных

нагрузок

и

планирование

спортивных

результатов

по

годам

обучения;

содержит

практические

материалы

и

методические

рекомендации

по

проведению учебно-тренировочных занятий,

Наполняемость групп, объем учебно-тренировочной работы и

требования по физической, технико-тактической и спортивной

подготовке

Год

обучения

возраст

детей

Минимальное

число

занимающихся

в группе

Максимальное

количество

учебных часов

в неделю

Требования по

ФП, ТП, ТП, ИП

и СП на конец

учебного года

Этап учебно-тренировочный

Н.п.2г.о.

8

15

8

Выполнение

нормативов по

ОФП, СФП, ТП.

Участие в

соревнованиях,

выполнение

3юн.раз.

Утг.1г.о.

10

15

10

Выполнение

нормативов по

ОФП, СФП, ТП.

Участие в

соревнованиях,

выполнение 2

юн.р-IIIр

Утг.3г.о.

11

7

15

Выполнение

нормативов по

ОФП, СФП, ТП.

Участие в

соревнованиях,

выполнение 2 р.-

КМС

Обучение проводится в форме учебно-тренировочных и теоретических

занятий,

медико-восстановительных

мероприятий,

тестирования

развития

общефизической и специальной подготовки занимающихся, медицинского

контроля, участий в соревнованиях, судейской и инструкторской практики.

Занятия проходят в свободное от занятий учащихся в общеобразовательной

школе время. Недельная нагрузка и количество часов зависят от уровня и

года обучения группы.

Гр у п п а

н а ч а л ь н о й

подготовки 2г.о

8

ч а с о в

в

неделю

2 раза в неделю по 3 часа и 1 раз в

неделю 2 часа

Учебно-тренировочная

группа 1 г.о.

10часов в

3 раза в неделю по 3 академических

неделю

часа и 1раз в неделю 1 час

Учебно-тренировочная

группа 3г.о

15 часов в

неделю

5 раз в неделю по 3 академических

часа

Многолетний период подготовки юных спортсменов делится на этапы и

один из них тренировочный.

Тренировочный этап

Направленность:

начальная

и

углубленная

специализированная

подготовка в избранном виде прыжков на батуте, АКД и ДМТ.

Основные

задачи:

укрепление

здоровья,

воспитание

свойств

личности,

всесторонняя физическая подготовка, развитие специальных физических и

двигательных

качеств,

повышение

функциональных

возможностей

занимающихся,

формирование

профилирующих

навыков,

изучение

и

совершенствование элементов основных структурных групп, подготовка к

обучению и обучение сложным прыжковым элементам и соединениям.

Подготовка

юных

спортсменов

ставит

перед

тренером

сложные

задачи.

Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для

достижения

гармоничного

физического

развития

и

избежание

преждевременной

стабилизации

физических

качеств

необходимо

использовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки.

В настоящей программе учебный материал дается в виде упражнений,

основных

теоретических

и

практических

сведений.

В

соответствии

с

конкретными

условиями

(состояние

спортивной

базы,

уровень

подготовленности

учащихся

и

др.)

в

программу,

могут

вносится

необходимые

изменения,

однако

основное

направление,

принципы

и

установки

программы

должны

быть

сохранены.

Реализация

учебной

программы

может

быть

успешно

осуществлена

на

основе

органического

сочетания учебно-тренировочных занятий и

выполнение самостоятельных

заданий, строгого соблюдения учебы, тренировки и отдыха, полномерного

осуществления профилактическо-восстановительных мероприятий.

Физическая подготовка (для всех этапов)

Материал

данного

раздела

предназначен

для

всех

групп

занимающихся и распределяется по годам обучения с учётом возраста и

квалификации

спортсменов.

При

этом

учебный

материал

изучается

и

совершенствуется на каждой тренировке в подготовительной части занятия,

на специализированной разминке, в конце занятия или может выделяться

отдельная тренировка в зависимости от целей и задач.

Общая физическая подготовка

Строевые упражнения. Основные понятия: строй, шеренга, колонна,

фронт,

фланг,

дистанция,

интервал,

направляющий,

замыкающий,

предварительная и исполнительная части команд.

Действия

в

строю

(на

месте

и

в

движении):

стойки,

построение,

расчёт, перестроения, размыкания и смыкания, повороты.

Ходьба, бег, прыжки. Основные действия, команды и разновидности.

Движение

на

месте,

в

обход,

по

кругу,

по

диагонали,

«змейкой»,

«по

спирали»,

движение

в

заданном

направлении,

перемена

направления

движения. Переход с ходьбы на бег и обратно.

Обшеразвиваюшие

упражнения.

Основные

положения

кистей

и

движения

ими

в

различных

сочетаниях

и

в

различных

исходных

положениях: руки в стороны, вперёд и т.д.

Основные

и

промежуточные

положения

прямых

и

согнутых

рук.

Сомкнутые, скрестные, разноименные положения рук.

Движения руками: вперёд, назад, книзу, кверху, вправо, влево, внутрь,

наружу, в стороны. Круги руками.

Основные

положения

головы

и

туловища.

Основные

движения

головой и туловищем: круговые, повороты, наклоны. Сочетание движений.

Основные стойки ногами: основная, скрестная, врозь, сомкнутая, на

носках, на одной ноге, на коленях. Движения ногами: поднимание, махи,

взмахи в различных плоскостях. То же стоя, сидя, лёжа.

Полуприседы

и

приседы.

Выпады:

вперёд,

назад,

вправо,

влево,

скрестный, разноименный.

Седы: обычный, ноги врозь, углом, с захватом, на пятках, полушпагат,

шпагат. Различные сочетания движений.

Упоры: присев, лёжа, лёжа сзади, стоя согнувшись, на одной ноге при

различных положениях другой, лёжа с различными положениями рук и ног.

Различные сочетания движений.

Ходьба и ее разновидности: обычная, строевым шагом, спортивным

шагом, в различном темпе и с заданиями. Ходьба вперёд, спиной вперёд,

боком. Ходьба: на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, ноги

врозь, в полуприседе, в приседе, скрестным шагом, выпадами, с наклонами,

с хлопками, с акцентированным шагом, без зрительного контроля.

Прыжки; вперёд, назад, в сторону, вверх, в длину, с разбега и с места,

на одной и двух ногах, в глубину, через препятствие, со скакалкой.

Различные сочетания ходьбы, бега и прыжков.

Лазанье,

перелезание

и

преодоление

препятствий.

Упражнения

в

лазаньи

на

гимнастической

стенке,

по

канату,

наклонной

плоскости,

без

помощи ног, на скорость, в смешанных висах и упорах.

Упражнения в равновесии.

Ходьба, бег, прыжки, танцевальные шаги

на гимнастической скамейке, уменьшенной опоре, бруску, бревну. То же

вперёд, спиной вперёд, боком, через препятствия, без зрительного контроля.

Различные

сочетания

движений,

высоты

снаряда,

ритма

и

темпа,

в

полуприседе и приседе, повороты, переходы из одних положений в другие,

фиксация определенной позы.

Общеразвивающие

упражнения

для

формирования

правильной

осанки. Общеразвивающие упражнения для развития физических качеств: с

сопротивлением, с отягощением, в парах, с предметами.

Спортивные

и

подвижные

игры,

эстафеты.

Подвижные

игры

для

различных возрастных групп. Игры и эстафеты с элементами акробатики и

гимнастики.

Специальная физическая подготовка

Учебный материал данного подраздела способствует формированию

базовых

гимнастических

навыков

на

начальных

этапах

тренировки

и

овладению конкретными, более сложными прыжковыми упражнениями на

последующих

этапах

спортивной

подготовки.

При

этом

необходимо

обеспечивать

обучение

точности,

сложности,

вариативности

движений,

способности

дифференцировать

их

во

времени,

в

пространстве

и

по

величине

мышечных

усилий,

варьировать

ритм

и

темп

выполняемых

упражнений,

исключая

отрицательный

перенос

двигательных

навыков,

формировать «гимнастический» стиль исполнения.

1. Упражнения для развития специальных физических качеств:

-

максимальной,

статической

и

«взрывной»

силы:

подтягивание,

сгибание и разгибание рук, ног, туловища, приседания, с партнером, в парах,

с отягощением, удержание статических положений, с максимальным весом,

«до отказа»;

-

гибкости

позвоночного

столба,

подвижности

в

плечевых,

тазобедренных и голеностопных суставах: махи, взмахи, наклоны, шпагаты,

выкруты, мосты, индивидуально, в парах и группах;

координационной сложности и вестибулярной устойчивости;

сохранение равновесия и балансирования;

упражнения на скорость, выполняемые всем телом или различными

частями тела с различными усилиями и двигательными режимами: для рук,

ног, туловища;

упражнения

для

развития

силовой,

с ко р о с т н о - с и л о в о й ,

координационной

выносливости

и

вестибулярной

выносливости,

с

различными интервалами отдыха и продолжительности.

Упражнения на перекладине

Висы и размахивания в висе: вис согнув ноги и углом, вис на согнутых

руках,

согнувшись

и

прогнувшись,

вис

сзади.

Размахивание

сгибая

и

разгибая ноги, изгибами, разгибами, простое. Размахивание изгибами и мах

дугой, размахивание с хлесто-образными движениями по ходу маха.

Упоры, перемахи и перемещения из виса в упор. Упор, упор ног врозь;

упор сзади; из упора, упора сзади и упора ноги врозь перемахи вперёд и

назад; из упора опускание вперёд в вис лёжа; из виса стоя, вис согнувшись,

сгибая ноги, из виса стоя сзади, вис согнувшись.

Размахивание, размахивание изгибами, подтягиванием, с прыжка, мах

дугой.

Движения

махом

вперёд.

Из

виса

стоя

подъём

переворотом

махом

одной. Из упора сзади махом вперёд соскок, то же с поворотом. Махом

вперёд соскок.

Движения

махом

назад.

Из

упора

махом

назад

соскок,

то

же

с

поворотом.

Движения

разгибом

и

дугой:

подъём

разгибом

из

размахивания,

подъём одной (после спада и размахивания), из упора соскок дугой.

Обороты. Обороты вперёд и назад из упора. То же из упора ноги врозь

правой и левой.

Подъёмы:

махом

одной

и

толчком

другой,

подъём

правой

(левой),

переворотом, разгибом, махом назад, силой.

Различные сочетание упражнений.

Упор, упор на предплечьях, руках, упор и угол, упор на согнутых

руках, сед ноги врозь, сед на левом (правом) бедре на одной жерди внутри и

снаружи, упор лёжа ноги врозь. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа и

упоре. Упор углом, высоким углом, горизонтальный. Горизонтальный упор

на локте. Ходьба, повороты, прыжки на руках. Стойки на плечах, руках, с

помощью, махом, силой, разновидности стоек.

Маховые упражнения. Размахивание в упоре, в упоре на руках и на

предплечьях. Соскоки махом вперёд и назад, вправо и влево, с поворотом,

ноги

врозь

на

концах

жердей.

Из

седа

ноги

врозь

-кувырок

вперёд.

Перемахи

в

сед

ноги

врозь

и

обратно,

с

поворотами.

Подъёмы:

махом

вперёд, назад, разгибом.

Опорные прыжки

Подготовительные

упражнения:

разбег,

наскок

на

мо стик,

отталкивание,

полеты

до

и

после

толчка

руками,

толчок

руками,

приземление.

Прыжки

в

высоту,

«глубину»,

«в

окно»,

с

различными

положениями тела, поворотами и вращениями, спрыгивания с различной

высоты.

Вскок в упор стоя на коленях и соскок ноги врозь. Вскок в упор присев

и соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь через козла в ширину (длину).

Прыжок согнув ноги через козла в ширину (длину).

Прыжки переворотом вперёд.

• Упражнения на гимнастическом бревне

Передвижения. Виды ходьбы и бега: шаг с носка, ходьба на носках,

полуприседания на опорной ноге, выпадами, движением свободной ноги

(прямой, согнутой) вперёд, назад, в сторону; приставной, переменный шаг;

бег на носках, небольшие прыжки с ноги на ногу; шаги с подскоками. То же

правым (левым) боком вперёд, спиной вперёд.

Повороты

переступанием,

на

носках,

в

полуприседе,

приседе,

в

упорах, седах направо, налево, одноименные, разноимённые.

Статические

положения:

равновесия,

стойки,

упоры,

мосты,

полушпагаты, шпагаты.

Соскоки:

толчком

одной

и

двумя

ногами,

проходя

через

стойку,

переворотами и сальто.

Простые соскоки прогнувшись, в группировке, согнувшись, с места и

с разбега, с поворотами; сальто.

3. Специальная двигательная подготовка:

- упражнения на точность движений: прыжки, броски, метание, ловля;

- сочетание движений различными частями тела: однонаправленные,

разнонаправленные,

одновременные,

одноимённые

и

разноимённые

движения различными частями тела, в различных плоскостях;

- переключение с одних движений на другие, в том числе движения

различной координационной сложности;

- оценка движений во времени, пространстве и по степени мышечных

усилий

с

различной

амплитудой,

усилиями,

весом,

отягощениями,

ориентирами, со зрительным контролем и без него, в различных исходных

положениях и позах;

-

повышение

функциональной

устойчивости

вестибулярного

анализатора: активные и пассивные вращательные движения различными

частями

и

всем

телом,

вращения

вокруг

поперечной,

продольной

и

переднезадней плоскостей, в «удобную» и «неудобную» стороны;

- упражнения для формирования «чувства» ритма.

4. Специальная прыжковая подготовка:

- простые прыжковые упражнения в различных сочетаниях: вперёд,

назад,

вверх,

многоскоки,

«в

глубину»,

на

возвышенность,

через

препятствия, со скакалкой, через л/а барьеры;

- прыжки в различных сочетаниях на акробатической дорожке;

-

прыжки

в

различных

сочетаниях

на

гимнастическом

мостике,

трамплине, камере;

-

элементарные

прыжки

и

качи

на

батуте

по

10,

20,

30,50

и

80

повторений за один подход.

• Прыжки на акробатической дорожке

Группировка: сидя, лёжа на спине, стоя.

Перекаты:

вперёд,

назад,

в

сторону,

в

группировке,

согнувшись,

прогнувшись,

в

стойку,

из

стойки,

из

различных

исходных

в

различные

конечные положения.

Кувырки:

вперёд,

назад,

в

сторону,

в

группировке,

прогнувшись,

согнувшись, прыжком, лётом, лётом с поворотами, твист-кувырок. Кувырки

с места, с разбега, мостика и трамплина, вдвоём, на возвышенность и с

возвышенности, через препятствие и партнёра, соединения из нескольких

кувырков.

Полуперевороты:

из

стойки

на

голове

и

руках

разгибом,

курбет,

прыжок на руки, полфляка в упор на лопатки, стойку на голове и руках,

стойку.

Перевороты: перекидки вперёд, назад, колесом, с одной и двух ног, на

одну и две ноги, с опорой одной, двумя руками, предплечьями.

Колесо вправо, влево, вперёд, с места, темпового подскока и разбега.

Рондат. Переворот с головы разгибом.

Перевороты вперёд, колесом, с одной и двух ног, на одну и две ноги, с

опорой

одной,

двумя

руками,

с

места,

темпового

подскока

и

разбега,

с

прыжка, со сменой положения ног.

Перевороты назад, с одной и двух ног, на одну и две ноги, с опорой

одной, двумя руками, с места, подскока, со сменой положения ног; в стойку

на голове и руках, на руках; с поворотами до и после опоры руками; в сед,

шпагат; с рондата; колпинский переворот, пируэт-фляк.

Сальто вперёд в группировке, согнувшись, прогнувшись, с поворотами на

180°, 360°, 540°, 720°; с места и с разбега, с моста, камеры и трамплина, на

батуте,

двойном

мини-трампе.

Двойное

сальто

вперёд

в

группировке,

согнувшись, согнувшись с полвинтом.

Маховое сальто, маховое сальто с поворотом, по одной и на две ноги.

Арабское сальто, с разбега, с трамплина, с рондата.

Сальто назад в группировке, согнувшись, темповое, прогнувшись.

Затяжное

сальто.

Твист.

Сальто

сгибаясъ-разгибаясь.

Колпинское

сальто прогнувшись.

Полпируэта,

пируэт,

двойной,

тройной

пируэт

на

батуте,

двойном

мини-трампе, акробатической дорожке.

Двойное

сальто

назад:

в

группировке,

согнувшись,

прогнувшись,

двойной

твист.

Двойные

сальто

назад

с

пируэтами.

Тройное

сальто.

На

батуте, двойном мини-трампе, акробатической дорожке.

• Прыжки на батуте.

Прямые

прыжки,

прыжки

на

колени,

в

сед,

на

спину,

на

живот.

Прыжки прогнувшись, в группировке, ноги врозь, согнувшись, согнувшись

ноги врозь. То же с поворотами вокруг продольной и поперечной осей.

Сочетание элементарных прыжков.

Сальто вперёд: в группировке, согнувшись, прогнувшись, полпируэта,

пируэт,

полтора

пируэта,

двойной

пируэт,

двойные

сальто

вперёд.

Разновидности сальто вперёд на живот и с живота. То же с поворотами.

Сальто

назад:

в

группировке,

согнувшись,

прогнувшись,

пируэты,

твисты. Разновидности сальто назад на живот и на спину. То же со спины и

живота. То же с поворотами. Двойные сальто. Тройное сальто.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

Хореографические упражнения для всех групп занимающихся

Ходьба

и

бег.

Ходьба

на

носках.

Мягкий,

острый,

перекатный,

пружинный,

высокий

шаг.

Ходьба

в

полуприседе,

в

приседе,

широким

шагом

и

выпадами.

Приставной

и

переменный

шаги

вперёд,

назад,

в

сторону

с

различными

положениями

рук.

Лёгкий,

стремительный

бег.

Острый, перекатный, высокий бег. Ходьба и бег с различными положениями

и движениями руками и туловищем в сочетании с простейшими прыжками и

поворотами.

Пружинные

движения.

Одновременные

и

последовательные

пружинные

сгибания

и

разгибания

рук

(выполняются

напряжённо).

Одновременные

и

попеременные

пружинные

движения

ногами.

Чередование стойки на носках с полуприседом на одной, другую согнуть

вперёд или назад. Стоя во 2-й или 4-й позиции, перенести тяжесть тела с

одной ноги на другую (пружинными движениями). Из стойки на носках

руки

вверх,

одновременное

сгибание

рук,

туловища

и

ног

в

присед

(целостное

пружинное

движение).

Из

круглого

приседа

-

целостное

пружинное движение в стойку на носке одной, другую согнуть и прижать

носком к колену опорной; шагом вперёд пружинное движение до глубокого

приседа.

Целостное

пружинное

движение

после

прыжка

выпрямившись,

прогнувшись.

Упражнения на расслабление.

Стремительный бег вперёд, постепенно

поднимая

руки

вперёд-кверху,

остановка

в

стойке

на

носках,

расслабляя

предплечья

и

кисти,

уронить

кисти

на

плечи,

наклон

головы

назад;

приставной

шаг

вперёд

в

стойку

на

носках,

сильно

прогнуться

назад,

расслабляя мышцы всего тела, сед на пятках. Последовательно расслабить

кисти, предплечья, плечи (из различных и.п.). Целостный взмах в сторону,

расслабляясь упасть на бедро в сторону, противоположную взмаху. Прыжок

прогнувшись

с

последующим

расслаблением

в

стойку

на

колене

или

в

круглый присед. Одноимённый поворот на 360°, другую ногу согнуть назад,

расслабленное падение на бедро. Многократными пружинными движениями

ног и туловища раскачивание расслабленных рук вперёд и назад; то же, но

одну руку вперёд, другую назад.

Волны.

Из седа на пятках волна туловищем; из круглого полуприседа

целостная волна вперёд, стоя лицом (боком) к гимнастической стенке; то же

из стойки на носках; то же без опоры. Целостная волна на шаге вперёд; из

круглого полуприседа целостная волна вперёд в стойку на носке, другую -

назад; целостная волна вперёд в стойку на носке с последующим переносом

тяжести тела вперёд в выпад; тоже с переходом в бег. Волна вперёд в стойку

на носке одной, другую ногу назад. Из стойки лицом к гимнастической

стенке целостная волна в сторону; то же стоя боком к опоре; то же без

опоры.

Из

седа

на

пятках

волна

туловищем;

из

круглого

полуприседа

на

одной, другая согнута вперёд, целостная волна вперёд, стоя лицом (боком) к

гимнастической

стенке;

то

же

из

стойки

на

носках;

то

же

без

опоры.

Целостная волна на шаге вперёд; из круглого полуприседа на одной, другая

согнута вперёд; целостная волна вперёд в стойку на носке, другую - назад;

целостная

волна

вперёд

в

стойку

на

носке

с

последующим

переносом

тяжести тела вперёд в выпад; то же с переходом в бег.

Взмахи.

Из седа на пятках, взмах туловищем вперёд из седа на бедре,

взмах туловищем в сторону. Из седа на пятке взмахом встать в стойку на

колене; то же в глубокий выпад, в стойку на носке.

Равновесия.

Стойка

на

носках

с

различными

положениями

рук

и

туловища; то же после бега и танцевальных шагов. Высокое равновесие с

различными

положениями

свободной

ноги,

рук,

туловища;

переднее

равновесие

(одноимённое

и

разноимённое).

Равновесие

в

круглом

полуприседе на одной, другую ногу согнуть вперёд; равновесие в стойке на

коленях; го же в стойке на одном колене; 1,2, 3, 4 арабески.

Прыжки.

Прыжки

выпрямившись,

прогнувшись,

толчком

одной

и

махом другой, приземляясь на обе ноги (вперёд, назад, в сторону); скачок;

прыжки открытый и закрытый, со сменой прямых и согнутых ног вперёд и

сзади,

махом

одной

с

поворотом

кругом,

шагом.

Прыжок

согнув

ноги

вперёд; прыжок со взмахом одной ногой вперёд, в фазе полета согнуть и

выпрямить

маховую

ногу

назад;

открытый

прыжок

и

шаг

вальса

с

поворотом на 360°; шагом назад закрытый прыжок и шаг вальса назад;

толчком

одной

и

махом

другой

вперёд

прыжок

через

ногу

с

поворотом

кругом;

прыжок

со

сменой

согнутых

ног

вперёд

с

поворотом

кругом;

прыжок со сменой ног вперёд с поворотом кругом.

Наклоны.

Из упора лёжа на предплечьях прогнувшись согнуть левую

(правую) ногу назад, захватить рукой носок; то же, но захватить руками обе

согнутые назад ноги. Из стойки на одном колене, другая сзади или впереди,

наклон назад. Из стойки на одной, другую - вперёд или в сторону на носок,

последовательный

глубокий

наклон

вперёд,

в

сторону,

назад.

Из

полуприседа на одной, другая нога впереди на носке, наклон вперёд и,

передавая

тяжесть

тела

вперёд,

наклон

назад.

Опускание

в

стойку

на

коленях с глубоким наклоном назад; из стойки на коленях наклон назад до

касания головой пола или ступней.

Прыжки на акробатической дорожке

На приведенных ниже схемах показано примерное предпочтительное

сочетание

последовательности

изучения

прыжков

на

акробатической

дорожке и определенного возраста занимающихся, что можно определить

как

«сенситивные»

периоды

разучивания

отдельных

элементов

как

для

мужчин, так и для женщин.

Учебный материал для мужчин

Повторение

учебного

материала

предыдущих

лет.

Элементы

в

соответствии

с

описанными

выше

таблицами

и

возрастом.

Соединение

элементов в «связки» из 3—5 элементов.

Примечание.

1

-

ознакомление

и

детализированное

разучивание

элемента; 2 - закрепление и совершенствование элемента; 3 - выполнение

элемента

в

«связках»;

4

-

включение

элемента

в

соревновательные

упражнения.

В каждой возрастной группе рекомендуется составлять учебные комбинации

и «связки» из предложенных элементов, включая элементы предыдущих лет

обучения

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

П с и хо л о г и ч е с к а я

п од го т о в к а

с п о р т с м е н о в

с о с т о и т

и з

общепсихологических воздействий и развития личности, психологической

подготовки

к

соревнованиям

и

управления

нервно-психиче ским

восстановлением спортсменов.

Психологическая

подготовка

включает

мероприятия,

которые

обеспечивают

формирование

у

спортсменов

таких

психологических

функций и качеств, которые необходимы для успешного и эффективного

решения задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическая

подготовка

осуществляется

в

процессе

всего

учебного года, на каждом занятии. Тренер-преподаватель должен знать, что

совершенствование психических способностей гораздо сложнее физической

и технической подготовки.

Психологическая

подготовка

в

группах

начальной

подготовки

направлена на преодоление чувства страха при выполнении упражнений на

батуте, на воспитание умения проявлять волю, терпеть усталость и внезапно

возникшие болевые ощущения.

В

учебно-тренировочных

группах

решают

задачи

воспитания,

трудолюбия,

работоспособности,

умения

мобилизовать

свою

волю

и

преодолевать нерешительность. С этой целью часто проводят спортивно-

показательные

выступления,

учебные

и

контрольные

соревнования,

прикидки: выполнение комбинаций «на оценку», аутогенная тренировка.

На

этапе

спортивного

совершенствования

и

высшего

спортивного

мастерства

к

проведению

теоретических

и

практических

занятий

по

овладению

методами

психорегулирующей

тренировки

со

спортсменами

необходимо

привлекать

специалистов-психологов.

В

связи

с

тем,

что

у

ведущих

спортсменов

физическая

и

техническая

подготовка

практически

одинакова, побеждает тот, у кого «крепче» нервы, сильнее воля.

ИНСТРУКТОРСКАЯ

И

СУДЕЙСКАЯ

ПРАКТИКА

В

течение

всего

периода

обучения

тренер

должен

готовить

себе

помощников,

привлекая

учащихся

к

организации

занятий

и

проведению

соревнований.

Основные

знания,

умения

и

навыки

по

инструкторской

и

судейской

практике

приобретают

в

процессе

учебно-тренировочных

занятий,

соревновательной

деятельности

и

вне

их.

Все

занимающиеся

должны освоить некоторые навыки учебной работы и получить начальные

навыки организации и судейства соревнований.

В

тренировочном

процессе

большое

место

занимает

обучение

инструкторским

и

судейским

навыкам.

Занимающиеся

должны

на

определённом этапе обучения уметь самостоятельно провести занятие по

гимнастике

и

акробатике

с

группами

начальной

подготовки,

утреннюю

зарядку со школьниками (одноклассниками); уметь дать правильную оценку

(в баллах) за выполнение гимнастических, акробатических и прыжковых

упражнении в процессе проведения контрольных занятий или соревнований,

а

на

следующем

этапе

самостоятельно

организовать

соревнования

для

начинающих.

В

процессе

инструкторской

практики

тренер-преподаватель

обязан

ознакомить

занимающихся

с

планированием

и

о р г а н и з а ц и е й

тренировочного

процесса,

формами

проведения

занятий,

дать

первоначальные знания по методике составления учебной документации, ее

содержания,

ознакомить

с

технологией

формирования

у

учащихся

соответствующих двигательных навыков.

При

овладении

учащимися

судейскими

навыками

т ренер-

преподаватель

в

процессе

учебно-тренировочных

занятий

объясняет

не

только ошибки, но и знакомит учащихся с их классификацией. Предлагает

занимающимся

оценить

выполнение

того

или

иного

элемента,

связки,

упражнения,

выполненного

товарищем,

т.е.

выставить

соответствующую

оценку.

Производит

детальный

разбор

произведенных

сбавок,

что

положительно

должно

сказываться

на

совершенствовании

личного

спортивного мастерства.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Воспитательная

работа

предполагает

тесное

единство

нравственного,

умственного, эстетического и трудового воспитания с учетом особенностей

физкультурно-спортивной, соревновательной и тренировочной деятельности,

особенностей их влияния па личность молодого человека, задач спортивно-

оздоровительного

этапа,

этапа

начальной

подготовки

и

учебно-

тренировочного этапа. Воспитательное воздействие органически входит в

тренировочную

и

соревновательную

деятельность

и

жизнь

спортивной

школы.

Важнейшим условием успешного осуществления воспитательной работы

с

юными

спортсменами

является

единство

воспитательных

действий.

Направленное

формирование

личности

юного

спортсмена

-

итог

комплексного влияния многих факторов социальной системы воспитания, в

том числе семьи, школы, основного коллектива, членом которого является

спортсмен,

педагога,

других

лиц

и

организаций,

осуществляющих

воспитательные функции.

В работе с юными спортсменами применяется широкий круг средств и

методов

воспитания.

В

качестве

средств

используются

тренировочные

занятия, спортивные соревнования, беседы, собрания, наглядные пособия,

произведения

искусства,

общественно

полезный

труд,

общественная

деятельность. В качестве методов нравственного воспитания применяются

формирование

нравственного

сознания

(нравственное

просвещение)

и

общественного

поведения,

использование

положительного

примера,

стимулирование положительных действий (поощрение), предупреждение и

осуждение отрицательных действий (наказание).

МЕДИКО - БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Медико-биологический

контроль

направлен

на

оценку

состояния

здоровья,

определение

физического

развития

и

биологического

возраста

юного спортсмена, уровня его функциональной подготовки. Основным в

комплексном

врачебно-биологическом

контроле

является

углубленное

медицинское обследование, тестирование физической работоспособности в

лабораторных

и

естественных

условиях,

определение

специальной

тренированности и оценка воздействия тренировочных нагрузок на юного

спортсмена.

Врачебный контроль юных спортсменов осуществляется силами врачей

общеобразовательных

школ,

ДЮСШ

и

лечебно-профилактических

учреждений в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом.

Врачебный

контроль

является

составной

частью

общего

учебно-

тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

Успешное решение задач, стоящих перед спортивной школой в процессе

подготовки

юных

спортсменов,

невозможно

без

системы

специальных

средств и условий восстановления. Вопросы восстановления решаются в

ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между

занятиями

и

соревнованиями,

на

отдельных

этапах

годичного

цикла

подготовки.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидается, что с внедрением данной программы будет

наблюдаться:

повышение сохранности контингента учащихся;

возрастание популярности занятий спортом;

улучшение показателей здоровья учащихся;

динамика

прироста

индивидуальных

показателей,

выполнения

нормативных

требований

по

уровню

подготовленности

занимающихся,

выраженных

в

количественных

показателях

физического

развития,

физической, технической подготовки;

вклад в подготовку юношеских сборных команд

города, области и

России.



В раздел образования