Автор: Сыпачева Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Пермский край, г.Оса
Наименование материала: Методическая тема
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут как сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся
Раздел: дополнительное образование
Методическая тема: Индивидуальный образовательный маршрут как
сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Ц е л ь : координировать
исследовательскую
и
проектную
деятельность,
направленную
на
образование,
воспитание
и
развитие
учащихся,
на
стимулирование
познавательной
активности,
индивидуальных
творческих
задатков, формирования логического мышления.
Задачи:
1.
Выполнить диагностический этап, при поступлении учащегося на 4 год
обучения (опросники, викторины, тесты, для диагностики развития и
степени выраженности личных и учебных качеств учащегося).
2.
Построить
индивидуальный
педагогический
маршрут
(план)
при
работе
с
учащимися
(содержание,
виды
деятельности,
ожидаемые
результаты).
3.
Выстроить индивидуальный учебный план по работе с учащимися.
4.
Организовать деятельность по реализации ИОП
5.
Продемонстрировать личные образовательные результаты по каждому
из учащихся.
6.
Провести рефлексивно-оценочную работу.
Актуальность:
Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых
документов РФ: «...Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют
право
на
получение
образования
в
соответствии
с
государственными
образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по
индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения... Обучение
граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного
образовательного стандарта и регламентируется уставом образовательного
учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ «Об образовании»).
При
составлении
индивидуальной
образовательной
программы
(ИОП)
учитываются различные учебно-методические, психолого-педагогические и
организационно-управленческие
мероприятия,
обе спечивающие
индивидуальный подход.
В моей программе на 4 ом году обучения используется индивидуальное
обучение
учащихся,
занимающихся
проектной
и
исследовательской
деятельностью.
При составлении ИОМ для каждого из учащегося учитывается с учётом
способностей, возможностей и их интересов. Возрастной охват детей 12-16
лет. Учащиеся могут активно сотрудничать и работать, а также руководить
младшими учащимися детского объединения, где те формируют свою работу
в группах, а старшие школьники выступают кураторами работ.
Поэтапно организуя проектную и исследовательскую деятельность, педагог
осуществляет сопровождение обучающегося в течение всего года. Изменения
в план ИОМ можно вносить, при изменении образовательного маршрута.
Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных
личностей
в
нашей
стране
требует
дополнительных
усилий
со
стороны
родителей, педагогов, государства.
Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по
обобщенному,
стандартному,
единому
для
всех
образовательному
пути,
направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют
от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и
самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных
особенностей
ребенка,
для
формирования
комплекса
умений
его
самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании
идеальным может считаться индивидуализация образования.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными
потребностями,
индивидуальными
способностями
и
возможностями
учащегося
(уровень
готовности
к
освоению
программы),
а
также
существующими
стандартами
содержания
образования.
Определённая
последовательность
освоения
компонентов
содержания
образования,
выбранная для конкретного учащегося.
В
течение
учебного
года
составляется
план
работы
ИОМ, данный план
является рабочим документом, который может подвергаться корректировке.
Основные мероприятия по учебному плану:
1.
Проектная
деятельность,
совместно
с
младшими
школьниками,
где
учащиеся активно ведут сетевое взаимодействие
2.
Участие в заочных/очных конкурсах и конференциях, по проектной и
исследовательской деятельности.
3.
Участие в предметных олимпиадах.
4.
Профориентационные
экскурсии,
лекции,
участие
и
организация
занятий детского объединения и семинарах.
5.
Работа с информацией, учебной и интернет-литературой.
6.
Проведение
практических
работ,
постановка
полевых
опытов,
наблюдений, экскурсий и др.
7.
Индивидуальные
занятия.
Консультирование
по
выбранным
темам
проектов/исследовательских работ.
8.
Участие
в
творческих
конкурсах
(очных/заочных)
участие
во
внутренних конкурсах ЦДТ.
9.
Обучение в КЗШ/ КЗШЕМН
10.Представление
результатов
ИОП
учащимися
в
любой
удобной
для
учащихся форме (итоговое занятие).
Ожидаемые результаты:
1.
Составление индивидуальных образовательных маршрутов
2.
Разработка тестов для перехода обучающихся к индивидуальным
маршрутам с третьего года обучения.
3.
Разработка
оценочных
материалов
освоения
программы
индивидуальных образовательных маршрутов.
Ниже
представлен
план-график
работ
педагога
по
методической
теме.
Этапы
Мероприятия
Сроки
Ожидаемый
промежуточный
результат
Представление
результатов
1 Планово-
аналитический
1.Лекция «Теоретические основы
работы над индивидуальной
методической темой»
20 мая
2018 г.
1.Наличие основных
положений темы:
название, обоснование,
цели, задачи, ожидаемые
результаты.
1.Выбор темы, работа
над положениями
индивидуальной
методической темой.
2.Семинар «Представление основных
положений по работе с методической
темой»
20
сентября
2018 г.
1.Выступление на
семинаре с основными
положениями
индивидуальной
методической темы.
1.Корректировка
названия темы, целей,
задач по
индивидуальной
методической теме.
3.Практикум «Разработка плана
работы над методической темой»
28
сентября
2018 г.
1.Планирование этапов
работы над методической
темой
1.План-график
мероприятий по
индивидуальной
методической теме
2.Теоретическое
исследование
проблемы
1. Лекция «Изучение и обработка
научной информации» по выбранной
индивидуальной методической теме
11.10.18
1.Разработка плана
теоретического
исследования проблемы
по индивидуальной
методической теме
1.Работа над выбором
теоретического
материала по
исследованию
индивидуальной
методической теме
2. Практикум «Разработка плана
теоретического исследования
проблемы»
Ноябрь
2018 г.
1. Выбор основных
интерпретаций понятий
по методической теме
1.Корректировка
представления
основных
интерпретаций по
понятиям
методической темы
3.Семинар «Публичная
интерпретация основных понятий
методической темы»
Декабрь
2018 г.
1.Представление
основных интерпретаций
понятий по методической
теме
1.Выступление на
семинаре.
Редактирование.
4.Конкурс методических продуктов
по методической теме
Апрель
2019
1.Представление
методического продукта
по выбранной теме.
1.Создание
методических
продуктов по
выбранной теме.
Брошюра.
3.Практическая
работа по теме
1.Семинар-практикум «Разработка
программ практической работы над
методической темой».
Май
2018 г.
1.Разработка программы
по практической работе
над методической темой.
1.Составление
программы (плана
индивидуального
образовательного
маршрута ) по каждому
из учащихся
2.Семинар «Представление
результатов планово-
организационного этапа»
Июнь
2018г.
1.Подбор
«инструментария»
отслеживания результатов
(измерителей)
1.Составление списка
«измерителей»
отслеживания
результатов.
2.Создание условий
для реализации
программы
Индивидуальные