Автор: Ружбеляева Людмила Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Антипаютинская школа–интернат
Населённый пункт: село Антипаюта
Наименование материала: классный час
Тема: «Поговорим о нравственности и нравственных общечеловеческих ценностях»
Раздел: полное образование
МКОУ Антипаютинская школа-интернат
Классный час
«Поговорим о нравственности и нравственных
общечеловеческих ценностях»
Классный руководитель:
Ружбеляева Л.С.
2019 год
«Поговорим о нравственности и нравственных
общечеловеческих ценностях».
Цели:
дать учащимся первоначальное представление о понятиях
«нравственность», «нравственные ценности», развивать у учащихся умение
осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.
Эпиграфы:
Все, что прекрасно,- нравственно. (Гюстав Флобер).
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между
людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений (П. Гольдбах).
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми
для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная
цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций).
В нравственности – наше будущее (В. Тендряков).
Прекрасный поступок – это такой, в котором есть доброта и который
требует силы для того, чтобы его совершать. (Ш. Монтескье).
Ход классного часа.
1. Слово учителя «Лестница жизни».
- У каждого человека: и взрослого, и ребенка – есть удивительная
возможность – мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает.
Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте
представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в
будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какая будет ваша
лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять.
Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь
в вашей жизни. Давайте назовем эту лестницу «лестницей наших желаний».
(На доске можно нарисовать эту лестницу).
- Ребята, а теперь посмотрите на эту лестницу и попробуйте рассказать,
что означает каждая ступень вашей лестницы, к чему вы стремитесь, чего
хотите достичь в жизни? (Спросить нескольких детей).
- Поднимаясь по лестнице жизни, мы не всегда идем уверенно, мы
можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. Наш подъем во многом
зависит от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям,
которые идут вместе с нами по лестнице: будем ли мы толкаться, или
переступать через кого-то, или пропускать вперед, а, может быть, идти рядом.
То есть это движение по лестнице жизни будет зависеть от нашей
нравственности, от наших поступков, от того, что мы ценим в жизни, какие
ценности для нас важны. Сегодня мы с вами и будем говорить о том, что же
такое нравственность, нравственные ценности и попробуем определить, что
же является главной ценностью для каждого из вас.
2. Понятие о нравственности.
- Ребята, а знаете ли вы, что такое нравственность? Обратимся к
высказываниям, записанным на доске и попробуем определить, что же такое
нравственность? Используем также и словарь.
Делаем вывод:
Нравственность – это система норм и правил, определяющая поведение
человека в обществе. Эта система включает в себя нравственные
общечеловеческие ценности.
3. Понятие об общечеловеческих ценностях. Что может ценить человек?
- Ребята, как вы понимаете, что такое человеческие ценности?
Попытайтесь объяснить слова «цена», «ценность».
У каждого человека есть свои нравственные ценности – это то, что он
больше всего ценит в жизни, в чем он убежден и на что опирается, совершая
те или иные поступки в своей жизни.
А теперь попробуем определить с вами общечеловеческие ценности.
Итак, что же может ценить человек?
На доске схема «Нравственные общечеловеческие ценности»
(Дети называют ценности, учитель записывает на доске)
Примерные нравственные ценности:
Жизнь, дружба, любовь, счастье, добро, преданность, честь, честность,
справедливость, уважение к другим людям, человечность, милосердие,
общение, трудолюбие, совесть, память, правда, свобода, справедливость,
мудрость, помощь другому человеку, здоровье и т.д.
- Ребята, как вы думаете, какая жизненная ценность самая главная?
- Самая главная ценность – это жизнь. Без нее не будет ничего. Нет
жизни – нет ничего остального.
О значении человеческих ценностей рассказывает следующая притча.
Послушайте ее и ответьте на вопросы.
Притча «Человеческие ценности»
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав
все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома
столб и после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось пустого места – весь
он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика,
что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал
вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь
был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное
впечатление: он горько заплакал.
- Что ты плачешь? - спросил его отец. -Ведь гвоздей больше нет?
- Гвоздей-то нет, а дырки остались,- ответил сын.
1. Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика? Какой способ
убеждения используют ваши родители?
2. Почему заплакал мальчик?
3. Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении
нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для
человека заключаются в чистоте и незапятнанности души, в праве человека
жить, не опуская глаз и не стыдясь за свои поступки». А как думаете вы?
- Итак, человек всегда может сделать выбор между плохим и хорошим,
добрым и злым, полезным и вредным.
Я предлагаю вам нарисовать «ромашку счастья», на лепестках которой
вы напишите главные ценности, которые для вас являются наиболее
важными. А в сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.
(После этого попросить некоторых детей озвучить свою ромашку).
4. Что значит поступать нравственно? Существует ли нравственный
кодекс?
- В отличие от норм права, которые закреплены в Конституции РФ, в
различных документах и за соблюдением которых следят государственные
органы, нормы нравственности официально нигде не записаны и в течение
столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к
младшему.
Выполнять нравственные нормы никто никого не заставляет. Каждый
человек сам определяет свои поступки в соответствии со своей совестью.
Именно поэтому то, каким может стать человек (честным или бесчестным,
добрым или злым и т.д.) почти полностью зависит от самого человека, от
личного выбора каждого, от того, какие поступки: нравственные или
безнравственные он совершает.
- Как отличить поступок нравственный (хороший) от безнравственного
(плохого)?
- Очень просто: если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так
же, кК поступили вы, значит, этот поступок – нравственный. А если не
хотите, чтобы люди поступали так же, как поступили вы, значит, этот
поступок – безнравственный (Можно обратиться к высказыванию Ш.
Монтескье).
Вы, конечно, все помните строчки из стихотворения В. Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- Попробуем объяснить мальчику, что такое хорошо и что такое плохо.
Для этого разделим лист на две колонки и заполним их примерами
нравственных и безнравственных поступков. (Дается 5-6 минут для
заполнения таблицы. Затем несколько ребят зачитывают свои примеры.)
Примеры: лениться и бездельничать, быть жадным, лицемерить (т.е
говорить не то, что думаешь), обманывать, нарушать слово, ябедничать ,
обижать слабых, не уважать старших, не считаться с чужим мнением,
сквернословить, не помочь тем, кто нуждается в помощи, грубить;
Помогать другим, быть честным, не нарушать слова, быть
ответственным, заступаться за слабых и младших, уважать старших, быть
вежливым и т.д.
- А теперь каждый подумайте, каких поступков вы совершаете больше?
Почему? (Дети могут поделиться своими размышлениями).
Вывод: будем стремиться быть нравственными людьми и совершать
только хорошие поступки.
А теперь обратимся к словам В. Тендрякова «В нравственности – наше
будущее».
- Как вы понимаете эти слова? Прав ли писатель? Зависит ли от наших
поступков будущее человечества? Общества?
5. Заключение.
- Итак, ребята, наше первое занятие, посвященное человеческим
ценностям, подходит к концу, но на этом наша работа не заканчивается. На
следующих занятиях мы более подробно постараемся поговорить о тех или
иных человеческих ценностях. Поэтому я предлагаю вам составлять «Азбуку
нравственности», в которую мы будем записывать истории, притчи,
пословицы о нравственности, правила и законы нравственности.
Наш классный час я хотела бы закончить словами Л.Н. Толстого:
«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том,
чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно
больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и
давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему
существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает
все затруднения».