Напоминание

«Поговорим о нравственности и нравственных общечеловеческих ценностях»


Автор: Ружбеляева Людмила Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Антипаютинская школа–интернат
Населённый пункт: село Антипаюта
Наименование материала: классный час
Тема: «Поговорим о нравственности и нравственных общечеловеческих ценностях»
Раздел: полное образование





Назад




МКОУ Антипаютинская школа-интернат

Классный час

«Поговорим о нравственности и нравственных

общечеловеческих ценностях»

Классный руководитель:

Ружбеляева Л.С.

2019 год

«Поговорим о нравственности и нравственных

общечеловеческих ценностях».

Цели:

дать учащимся первоначальное представление о понятиях

«нравственность», «нравственные ценности», развивать у учащихся умение

осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

Эпиграфы:

Все, что прекрасно,- нравственно. (Гюстав Флобер).

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между

людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений (П. Гольдбах).

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми

для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная

цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций).

В нравственности – наше будущее (В. Тендряков).

Прекрасный поступок – это такой, в котором есть доброта и который

требует силы для того, чтобы его совершать. (Ш. Монтескье).

Ход классного часа.

1. Слово учителя «Лестница жизни».

- У каждого человека: и взрослого, и ребенка – есть удивительная

возможность – мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает.

Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте

представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в

будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какая будет ваша

лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять.

Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь

в вашей жизни. Давайте назовем эту лестницу «лестницей наших желаний».

(На доске можно нарисовать эту лестницу).

- Ребята, а теперь посмотрите на эту лестницу и попробуйте рассказать,

что означает каждая ступень вашей лестницы, к чему вы стремитесь, чего

хотите достичь в жизни? (Спросить нескольких детей).

- Поднимаясь по лестнице жизни, мы не всегда идем уверенно, мы

можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. Наш подъем во многом

зависит от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям,

которые идут вместе с нами по лестнице: будем ли мы толкаться, или

переступать через кого-то, или пропускать вперед, а, может быть, идти рядом.

То есть это движение по лестнице жизни будет зависеть от нашей

нравственности, от наших поступков, от того, что мы ценим в жизни, какие

ценности для нас важны. Сегодня мы с вами и будем говорить о том, что же

такое нравственность, нравственные ценности и попробуем определить, что

же является главной ценностью для каждого из вас.

2. Понятие о нравственности.

- Ребята, а знаете ли вы, что такое нравственность? Обратимся к

высказываниям, записанным на доске и попробуем определить, что же такое

нравственность? Используем также и словарь.

Делаем вывод:

Нравственность – это система норм и правил, определяющая поведение

человека в обществе. Эта система включает в себя нравственные

общечеловеческие ценности.

3. Понятие об общечеловеческих ценностях. Что может ценить человек?

- Ребята, как вы понимаете, что такое человеческие ценности?

Попытайтесь объяснить слова «цена», «ценность».

У каждого человека есть свои нравственные ценности – это то, что он

больше всего ценит в жизни, в чем он убежден и на что опирается, совершая

те или иные поступки в своей жизни.

А теперь попробуем определить с вами общечеловеческие ценности.

Итак, что же может ценить человек?

На доске схема «Нравственные общечеловеческие ценности»

(Дети называют ценности, учитель записывает на доске)

Примерные нравственные ценности:

Жизнь, дружба, любовь, счастье, добро, преданность, честь, честность,

справедливость, уважение к другим людям, человечность, милосердие,

общение, трудолюбие, совесть, память, правда, свобода, справедливость,

мудрость, помощь другому человеку, здоровье и т.д.

- Ребята, как вы думаете, какая жизненная ценность самая главная?

- Самая главная ценность – это жизнь. Без нее не будет ничего. Нет

жизни – нет ничего остального.

О значении человеческих ценностей рассказывает следующая притча.

Послушайте ее и ответьте на вопросы.

Притча «Человеческие ценности»

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав

все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома

столб и после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось пустого места – весь

он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика,

что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал

вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь

был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное

впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? - спросил его отец. -Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались,- ответил сын.

1. Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика? Какой способ

убеждения используют ваши родители?

2. Почему заплакал мальчик?

3. Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении

нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для

человека заключаются в чистоте и незапятнанности души, в праве человека

жить, не опуская глаз и не стыдясь за свои поступки». А как думаете вы?

- Итак, человек всегда может сделать выбор между плохим и хорошим,

добрым и злым, полезным и вредным.

Я предлагаю вам нарисовать «ромашку счастья», на лепестках которой

вы напишите главные ценности, которые для вас являются наиболее

важными. А в сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.

(После этого попросить некоторых детей озвучить свою ромашку).

4. Что значит поступать нравственно? Существует ли нравственный

кодекс?

- В отличие от норм права, которые закреплены в Конституции РФ, в

различных документах и за соблюдением которых следят государственные

органы, нормы нравственности официально нигде не записаны и в течение

столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к

младшему.

Выполнять нравственные нормы никто никого не заставляет. Каждый

человек сам определяет свои поступки в соответствии со своей совестью.

Именно поэтому то, каким может стать человек (честным или бесчестным,

добрым или злым и т.д.) почти полностью зависит от самого человека, от

личного выбора каждого, от того, какие поступки: нравственные или

безнравственные он совершает.

- Как отличить поступок нравственный (хороший) от безнравственного

(плохого)?

- Очень просто: если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так

же, кК поступили вы, значит, этот поступок – нравственный. А если не

хотите, чтобы люди поступали так же, как поступили вы, значит, этот

поступок – безнравственный (Можно обратиться к высказыванию Ш.

Монтескье).

Вы, конечно, все помните строчки из стихотворения В. Маяковского:

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое плохо?

- Попробуем объяснить мальчику, что такое хорошо и что такое плохо.

Для этого разделим лист на две колонки и заполним их примерами

нравственных и безнравственных поступков. (Дается 5-6 минут для

заполнения таблицы. Затем несколько ребят зачитывают свои примеры.)

Примеры: лениться и бездельничать, быть жадным, лицемерить (т.е

говорить не то, что думаешь), обманывать, нарушать слово, ябедничать ,

обижать слабых, не уважать старших, не считаться с чужим мнением,

сквернословить, не помочь тем, кто нуждается в помощи, грубить;

Помогать другим, быть честным, не нарушать слова, быть

ответственным, заступаться за слабых и младших, уважать старших, быть

вежливым и т.д.

- А теперь каждый подумайте, каких поступков вы совершаете больше?

Почему? (Дети могут поделиться своими размышлениями).

Вывод: будем стремиться быть нравственными людьми и совершать

только хорошие поступки.

А теперь обратимся к словам В. Тендрякова «В нравственности – наше

будущее».

- Как вы понимаете эти слова? Прав ли писатель? Зависит ли от наших

поступков будущее человечества? Общества?

5. Заключение.

- Итак, ребята, наше первое занятие, посвященное человеческим

ценностям, подходит к концу, но на этом наша работа не заканчивается. На

следующих занятиях мы более подробно постараемся поговорить о тех или

иных человеческих ценностях. Поэтому я предлагаю вам составлять «Азбуку

нравственности», в которую мы будем записывать истории, притчи,

пословицы о нравственности, правила и законы нравственности.

Наш классный час я хотела бы закончить словами Л.Н. Толстого:

«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том,

чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно

больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и

давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему

существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает

все затруднения».



В раздел образования