Автор: Быковская Оксана Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шихобаловская основная школа"
Населённый пункт: Юрьев–Польский район
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Логопедическая ритмика
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное основное общеобразовательное учреждение
«Шихобаловская основная школа»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
от 30.08.2018 г. протокол № 6
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
Щелыкалова В.А. от 30.08.2018 №
Индивидуальная коррекционная программа
«Логопедическая ритмика»
на 2108-2019 учебный год
(для обучающегося с ТНР)
3 класс
Пояснительная записка
Цель программы «Логопедическая ритмика» -коррекция нарушений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания
слова, музыки и движения;
Основные задачи реализации курса:
Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
Развитие дыхания и голоса;
Развитие чувства темпа и ритма в движении.
2.Общая характеристика курса
Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движе-
ний, их переключаемостьи точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается
произвольное внимание.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжёлыми на-
рушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы началь-
ного общего образования.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе:
• Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в про-
странстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; акти-
визация всех видов памяти и внимания.
• Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа
речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с
движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения, способствующие
развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, го-
лоса и артикуляции. В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и пси-
хомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формировать темп,
ритм, мелодическую выразительность речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внима-
ние, память, зрительно-пространственную организацию движений, пространственное восприятие и пространственные
представления.
Содержание коррекционного курса «Логопедическая ритмика»
Музыкально-ритмические движения – 7 часов
Умение передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии
с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием му-
зыки; исполнять по слуху несложные ритмические рисунки.
Это движения с хлопками, действия с предметами (мячи, флажки). Остановки по зрительному или слуховому сиг-
налу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой – 7 часов
«Поезд», «Маляр», «Снежинки», «Васька-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елоч-
ка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» и т.д, «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики».
Чистоговорки
Речевые игры
Ритмические игры.
Пальчиковые игры и сказки.
Театральные этюды.
Коммуникативные игры
Подвижные игры, хороводы, физминутки
Музыкально-игровой материал -3 часа
Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. «Расскажи стихи руками». Пальчиковые те-
атрализованные представления под музыку.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и коорди-
нацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции – 10 часов
Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, воспитания плавного, дли-
тельного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие го-
лоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на раз -
витие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции
речи.
Музыкальные инструменты- 1 час
Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (ложки, погремушки, трещотки). Воспроизведение не-
сложного музыкального рисунка с использованием инструментов (трещотки, ложки). Оркестр из подручных средств.
Правильная передача ритмического рисунка вальса, марша, лирической песни.
Танцевальные движения – 8 часов
Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа. Кружение через правое плечо, кружение па -
рой с преподавателем, пляски по показу с речевым сопровождением.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла – 8 часов
Упражнения на развитие внимания и памяти
Планируемые результаты освоения программы по логопедической ритмике
1.
исправление и смягчение дефектов речи ученицы;
2.
улучшение двигательных способностей ученицы (появляется четкость и координация движений, способ-
ность ощущать ритмическую выразительность);
Направления и средства коррекционной работы
№
Направлен
ия
Средства коррекционной работы
1
Коррекция
звукопроизнош
ения
Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях и речи по логопедической
тетради Ю.Б. Жихаревой. Различные виды ходьбы и бега,
упражнение с предметами и без предметов, пением,
проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для
рук, ног, туловища с использованием поговорок, скороговорок.
2
Развитие
фонематическ
ого
восприятия
Дифференциация поставленных звуков по логопедической
тетради Ю.Б. Жихаревой. Игры на развитие слуха, воображения:
«Хлопни, когда услышишь», «Изобрази предмет», «Изобрази
мимикой», «Изобрази жестами» т.д.
3
Накапливание
речевого
опыта
Упражнения на передачу музыкального образа, характера
музыки, выразительности движений, речи.Инсценирование и
аналир речевых ситуация в библиотеке, магазине, столовой и
т.д. Заучивание и инсценировка отрывков художественных
произведений, многократное чтение текста. Упражнения н а
понимание значения слов
4
Использование
различных
языковых
средств
Усвоение понятий через выполнение заданий на сравнение,
через размышление, передачу впечатлений.
Упражнения передачи музыкальных образов. Игры «Представь,
что ты…», «Мы с тобой…», «Проба пера», «Вокруг нас-мир»
5
Развитие и
обогащение
лексического
запаса
Танцы (сюжетные, народные, бальные) с чтением эпизодов из
произведений художественной литературы. Песни
(программные и внепрограммные).
Участие в школьных праздниках, конкурсах, спектаклях.
.
6
Обучение
грамматически
правильной,
связной
устной и
письменной
речи
Упражнения на повторение программы по русскому языку,
песенный материал, заучивание стихотворений, поговорок,
скороговорок.
Занятиям по логоритмике отводятся 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Календарно-тематическое планирование
(3 класс 34 часа)
Календарно - тематическое планирование
№
Тема раздела\тема
урока
К-во
ча-
сов
Дата
Коррекционная
направленность
Деятельность учащегося
Пла
н
Фак
т
1 четверть
1
Я и лето.
1
Развивать речевое ды-
хание
на
основе
упр.
на дыхание, артикуля-
ционный
аппарат
на
основе
артикуляцион-
ной гимнастики, фоне-
матическое
восприя-
тие на основе кор. упр.
Развивать мимических
мышц на основе упр. к
теме «Ягоды».
Развивать
общую
мо-
торику на основе рит-
мических
игр «Туча»,
«Собери
у р о ж а й » ,
«Догонялки» и
двига-
т е л ь н ы х
у п р а ж н е-
ний; тонкую моторику
на
основе
упр. «Раз-
минаем
пальчики»
и
пальчиковых игр.
Понимать учебную
задачу
урока и стремиться её вы-
полнить.
Уметь сотрудничать с товар
в процессе коллективной
деятельности, соотносить
свою часть работы с общим
замыслом.
Выработка двигательных,
слуховых, речевых и певче-
ских навыков; умение под-
ражать и перевоплощаться.
Самоконтроль по ходу вы-
полнения задания.
Уметь осознанно и строить
речевое высказывание в
устной и письменной фор-
ме.
Выбор эффективных спосо-
бов решения задач.
Преодоление импульсивно-
сти, непроизвольности.
2
Моё любимое время
года
1
3
Осенние игры
1
4
Народные песни
1
5
Народная музыка
1
6
Народный танец.
1
7
Народный танец
1
8
Природа осенью.
Стихи о родной при-
роде
1
9
Человек осенью. Сти-
хи об осеннем на-
строении
1
Развивать внимание, па-
мять,
мышление
н а
основе
дидактической
игры
«Сравни
ягоды».
Слитность
и
плавность
речи,
грамматический
строй речи на основе ди-
дактической игры «Ска-
жи по- другому» и игр
Уметь контролировать про-
цесс и результаты своей дея-
тельности, включая осуще-
ствление предвосхищающего
контроля в сотрудничестве с
учителем
Конец 1 четверти: 9 час
2 четверть
1
Зимние народные за-
бавы
1
Развивать речевое ды-
хание,
артикуляцион-
ный
аппарат,
фонема-
тическое
восприятие
на основе кор. упр.;
развивать
общую
мо-
торику на основе дви-
гательных
упражне-
ний ритмических игр
и тонкую моторику на
основе
пальчиковой
гимнастики
на
лекси-
ческие темы, мимику.
Развивать
внимание,
Понимать учебную
задачу
урока и стремиться её вы-
полнить.
Уметь подражать и перево-
площаться.
Уметь сотрудничать с педа-
гогом в процессе коллек-
тивной деятельности, соот-
носить свою часть работы с
общим замыслом.
Взаимоконтроль и взаимо-
помощь
по
ходу
выполне-
ния задания.
Выбор эффективных спосо-
2
Встреча Нового года
1
3
Новогодние традиции
1
4
Народные песни
1
5
Народные зимние
игры
1
память,
мышление
на
основе
дидактических
игр ; слитность и плав-
ность речи, грамматиче-
ский строй речи;
бов решения задач.
Преодоление импульсивно-
сти,
непроизвольности.
Уметь
контролировать
про-
6
Родная природа в рус-
ской поэзии
1
Развивать речевое ды-
хание
на
основе
упр.
на дыхание, артикуля-
ционный
аппарат
на
основе
артикуляцион-
ной гимнастики, фоне-
матическое
восприя-
тие на основе скорого-
ворок и чистоговорок.
Развивать
общую
и
тонкую моторику, ми-
мику. Развивать внима-
ние,
память,
мышле-
ние; слитность и плав-
ность речи, на основе
сихотворения с движе-
ниями
«Двенадцать
месяцев»
грамматический строй
речи, общую моторику
на
основе
двигатель-
ного упр. «Дирижёр» и
тонкую
моторику
на
Понимать учебную
задачу
урока и стремиться её вы-
полнить.
Уметь подражать и перево-
площаться.
Уметь сотрудничать с педа-
гогом, соотносить свою
часть работы с общим за-
мыслом.
Самоконтроль
по
ходу
выполнения задания.
Уметь осознанно
строить
речевое
высказывание
в
устной и письменной фор-
ме.
Выбор эффективных спосо-
бов решения задач.
Преодоление импульсивно-
сти, непроизвольности.
Уметь контролировать
процесс и результаты своей
деятельности, включая осу-
ществление предвосхищаю-
7
Времена года в музы-
ке
1
основе
коррекционных
упражнений.
щего контроля в сотрудниче-
стве с учителем
Конец 2 четверти: 7 часов
3 четверть
1
3 четверть
Времена года в музы-
ке.
1
Развивать речевое ды-
хание
на
основе
упр.
на дыхание, артикуля-
ционный
аппарат
на
основе
артикуляцион-
ной гимнастики, фоне-
матическое
восприя-
тие на основе кор. упр.
развивать
общую
мо-
торику на основе дви-
гательных
упражне-
ний ритмических игр
и тонкую моторику на
основе
пальчиковой
гимнастики
на
лекси-
ческие темы, мимику.
Развивать
внимание,
память,
мышление
на
основе игр «Будь вни-
мателен»
«Доскажи
словечко»; слитность и
плавность речи, грам-
мат и ч е с к и й
с т р о й
речи; общую и тонкую
моторику
на
основе
Понимать учебную
задачу
урока и стремиться её вы-
полнить.
Уметь подражать и перево-
площаться.
Уметь сотрудничать с пе-
дагогом в процессе коллек-
тивной деятельности, соот-
носить свою часть работы с
общим замыслом.
Сохранять доброжелатель-
ное отношение друг к другу
в
ситуации конфликта ин-
тересов.
Взаимоконтроль и взаимо-
помощь
по
ходу
выполне-
ния задания.
Преодоление импульсивно-
сти, непроизвольности.
Уметь контролировать
процесс и результаты своей
деятельности, включая осу-
ществление предвосхищаю-
щего контроля в сотрудни-
честве с учителем
2
Времена года в музы-
ке.
1
3
Времена года в музы-
ке.
1
4
Времена года в музы-
ке
1
5
Времена года в музы-
ке
1
коррекционных
упраж-
6
Родина. Отечество.
1
Развивать речевое ды-
хание
на
основе
упр.
на дыхание, артикуля-
ционный
аппарат
на
основе
артикуляцион-
ной гимнастики, фоне-
матическое
восприя-
тие на основе кор. упр.
развивать
общую
мо-
торику на основе дви-
гательных
упражне-
ний ритмических игр
и тонкую моторику на
основе
пальчиковой
гимнастики
на
лекси-
ческие темы, мимику.
Развивать
внимание,
память,
мышление
;
слитность и плавность
речи,
грамматический
строй речи на основе
игр по лексическим те-
мам: ;
общую
и
тон-
кую моторику на осно-
ве
ко р р е к ц и о н н ы х
упражнений.
Понимать учебную
задачу
урока и стремиться её вы-
полнить.
Уметь сотрудничать с педа-
гогом в процессе коллек-
тивной деятельности, соот-
носить свою часть работы с
общим замыслом.
Взаимоконтроль и взаимо-
помощь
по
ходу
выполне-
ния задания.
Преодоление импульсивно-
сти, непроизвольности.
Уметь контролировать
процесс и результаты своей
деятельности, включая осу-
ществление предвосхищаю-
щего контроля в сотрудни-
честве с учителем
7
Профессии.
1
8
Весна. Весенние на-
родные игры
1
9
Прогулка в волшеб-
ный лес
1
1
0
УНТ. Загадки, сказки,
поговорки,скорого-
ворки
1
Конец 3 четверти: 10 час.
4 четверть
1
УНТ. Загадки, сказки,
поговорки,скорого-
ворки
1
Развивать речевое ды-
хание
на
основе
упр.
на дыхание, артикуля-
ционный
аппарат
на
основе
артикуляцион-
ной гимнастики, фоне-
матическое
восприя-
тие на основе кор. упр.
Тонкую
моторику
на
основе
пальчиковой
гимнастики
на
лекси-
ческие темы
Развивать
внимание,
память,
мышление
на
основе
дидактических
игр
на
лексические
темы.
слитность
и
плав-
ность речи, граммати-
ческий строй речи на
основе коррекционных
упражнений.
Понимать учебную
задачу
урока и стремиться её вы-
полнить.
Уметь подражать и перево-
площаться.
Уметь сотрудничать с педа-
гогом в процессе коллек-
тивной деятельности, соот-
носить свою часть работы с
общим замыслом.
Взаимоконтроль и взаимо-
помощь
по
ходу
выполне-
ния задания.
Уметь осознанно и строить
речевое
высказывание
в
устной форме.
Преодоление импульсивно-
сти, непроизвольности.
Уметь контролировать
процесс и результаты своей
деятельности, включая осу-
ществление предвосхищаю-
щего контроля в сотрудни-
честве с учителем
2
УНТ. Загадки, сказки,
поговорки,скорого-
ворки.
1
3
УНТ. Загадки, сказки,
поговорки,скорого-
ворки
1
4
5
.УНТ. Загадки, сказки,
поговорки,скорого-
ворки
1
1
6
УНТ. Загадки, сказки,
поговорки,скорого-
ворки
1
7
Моё любимое время
года
1
8
Моё любимое время
года
1
Конец 4 четверти:
8 часов
Конец года:
34 часа
Список литературы
Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009
И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум,2005
Филичева Т. Б. «Логопедия», М.: Просвещение,2009