Напоминание

Логопедическая ритмика


Автор: Быковская Оксана Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шихобаловская основная школа"
Населённый пункт: Юрьев–Польский район
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Логопедическая ритмика
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное основное общеобразовательное учреждение

«Шихобаловская основная школа»

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

от 30.08.2018 г. протокол № 6

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы

Щелыкалова В.А. от 30.08.2018 №

Индивидуальная коррекционная программа

«Логопедическая ритмика»

на 2108-2019 учебный год

(для обучающегося с ТНР)

3 класс

Пояснительная записка

Цель программы «Логопедическая ритмика» -коррекция нарушений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания

слова, музыки и движения;

Основные задачи реализации курса:

Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

Развитие дыхания и голоса;

Развитие чувства темпа и ритма в движении.

2.Общая характеристика курса

Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движе-

ний, их переключаемостьи точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается

произвольное внимание.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжёлыми на-

рушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы началь-

ного общего образования.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе:

• Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в про-

странстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; акти-

визация всех видов памяти и внимания.

• Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа

речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с

движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения, способствующие

развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, го-

лоса и артикуляции. В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и пси-

хомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формировать темп,

ритм, мелодическую выразительность речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внима-

ние, память, зрительно-пространственную организацию движений, пространственное восприятие и пространственные

представления.

Содержание коррекционного курса «Логопедическая ритмика»

Музыкально-ритмические движения – 7 часов

Умение передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии

с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием му-

зыки; исполнять по слуху несложные ритмические рисунки.

Это движения с хлопками, действия с предметами (мячи, флажки). Остановки по зрительному или слуховому сиг-

налу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание.

Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой – 7 часов

«Поезд», «Маляр», «Снежинки», «Васька-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елоч-

ка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» и т.д, «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики».

Чистоговорки

Речевые игры

Ритмические игры.

Пальчиковые игры и сказки.

Театральные этюды.

Коммуникативные игры

Подвижные игры, хороводы, физминутки

Музыкально-игровой материал -3 часа

Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. «Расскажи стихи руками». Пальчиковые те-

атрализованные представления под музыку.

Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и коорди-

нацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции – 10 часов

Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, воспитания плавного, дли-

тельного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие го-

лоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на раз -

витие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции

речи.

Музыкальные инструменты- 1 час

Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (ложки, погремушки, трещотки). Воспроизведение не-

сложного музыкального рисунка с использованием инструментов (трещотки, ложки). Оркестр из подручных средств.

Правильная передача ритмического рисунка вальса, марша, лирической песни.

Танцевальные движения – 8 часов

Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа. Кружение через правое плечо, кружение па -

рой с преподавателем, пляски по показу с речевым сопровождением.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла – 8 часов

Упражнения на развитие внимания и памяти

Планируемые результаты освоения программы по логопедической ритмике

1.

исправление и смягчение дефектов речи ученицы;

2.

улучшение двигательных способностей ученицы (появляется четкость и координация движений, способ-

ность ощущать ритмическую выразительность);

Направления и средства коррекционной работы

Направлен

ия

Средства коррекционной работы

1

Коррекция

звукопроизнош

ения

Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах,

словосочетаниях, предложениях и речи по логопедической

тетради Ю.Б. Жихаревой. Различные виды ходьбы и бега,

упражнение с предметами и без предметов, пением,

проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для

рук, ног, туловища с использованием поговорок, скороговорок.

2

Развитие

фонематическ

ого

восприятия

Дифференциация поставленных звуков по логопедической

тетради Ю.Б. Жихаревой. Игры на развитие слуха, воображения:

«Хлопни, когда услышишь», «Изобрази предмет», «Изобрази

мимикой», «Изобрази жестами» т.д.

3

Накапливание

речевого

опыта

Упражнения на передачу музыкального образа, характера

музыки, выразительности движений, речи.Инсценирование и

аналир речевых ситуация в библиотеке, магазине, столовой и

т.д. Заучивание и инсценировка отрывков художественных

произведений, многократное чтение текста. Упражнения н а

понимание значения слов

4

Использование

различных

языковых

средств

Усвоение понятий через выполнение заданий на сравнение,

через размышление, передачу впечатлений.

Упражнения передачи музыкальных образов. Игры «Представь,

что ты…», «Мы с тобой…», «Проба пера», «Вокруг нас-мир»

5

Развитие и

обогащение

лексического

запаса

Танцы (сюжетные, народные, бальные) с чтением эпизодов из

произведений художественной литературы. Песни

(программные и внепрограммные).

Участие в школьных праздниках, конкурсах, спектаклях.

.

6

Обучение

грамматически

правильной,

связной

устной и

письменной

речи

Упражнения на повторение программы по русскому языку,

песенный материал, заучивание стихотворений, поговорок,

скороговорок.

Занятиям по логоритмике отводятся 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.

Календарно-тематическое планирование

(3 класс 34 часа)

Календарно - тематическое планирование

Тема раздела\тема

урока

К-во

ча-

сов

Дата

Коррекционная

направленность

Деятельность учащегося

Пла

н

Фак

т

1 четверть

1

Я и лето.

1

Развивать речевое ды-

хание

на

основе

упр.

на дыхание, артикуля-

ционный

аппарат

на

основе

артикуляцион-

ной гимнастики, фоне-

матическое

восприя-

тие на основе кор. упр.

Развивать мимических

мышц на основе упр. к

теме «Ягоды».

Развивать

общую

мо-

торику на основе рит-

мических

игр «Туча»,

«Собери

у р о ж а й » ,

«Догонялки» и

двига-

т е л ь н ы х

у п р а ж н е-

ний; тонкую моторику

на

основе

упр. «Раз-

минаем

пальчики»

и

пальчиковых игр.

Понимать учебную

задачу

урока и стремиться её вы-

полнить.

Уметь сотрудничать с товар

в процессе коллективной

деятельности, соотносить

свою часть работы с общим

замыслом.

Выработка двигательных,

слуховых, речевых и певче-

ских навыков; умение под-

ражать и перевоплощаться.

Самоконтроль по ходу вы-

полнения задания.

Уметь осознанно и строить

речевое высказывание в

устной и письменной фор-

ме.

Выбор эффективных спосо-

бов решения задач.

Преодоление импульсивно-

сти, непроизвольности.

2

Моё любимое время

года

1

3

Осенние игры

1

4

Народные песни

1

5

Народная музыка

1

6

Народный танец.

1

7

Народный танец

1

8

Природа осенью.

Стихи о родной при-

роде

1

9

Человек осенью. Сти-

хи об осеннем на-

строении

1

Развивать внимание, па-

мять,

мышление

н а

основе

дидактической

игры

«Сравни

ягоды».

Слитность

и

плавность

речи,

грамматический

строй речи на основе ди-

дактической игры «Ска-

жи по- другому» и игр

Уметь контролировать про-

цесс и результаты своей дея-

тельности, включая осуще-

ствление предвосхищающего

контроля в сотрудничестве с

учителем

Конец 1 четверти: 9 час

2 четверть

1

Зимние народные за-

бавы

1

Развивать речевое ды-

хание,

артикуляцион-

ный

аппарат,

фонема-

тическое

восприятие

на основе кор. упр.;

развивать

общую

мо-

торику на основе дви-

гательных

упражне-

ний ритмических игр

и тонкую моторику на

основе

пальчиковой

гимнастики

на

лекси-

ческие темы, мимику.

Развивать

внимание,

Понимать учебную

задачу

урока и стремиться её вы-

полнить.

Уметь подражать и перево-

площаться.

Уметь сотрудничать с педа-

гогом в процессе коллек-

тивной деятельности, соот-

носить свою часть работы с

общим замыслом.

Взаимоконтроль и взаимо-

помощь

по

ходу

выполне-

ния задания.

Выбор эффективных спосо-

2

Встреча Нового года

1

3

Новогодние традиции

1

4

Народные песни

1

5

Народные зимние

игры

1

память,

мышление

на

основе

дидактических

игр ; слитность и плав-

ность речи, грамматиче-

ский строй речи;

бов решения задач.

Преодоление импульсивно-

сти,

непроизвольности.

Уметь

контролировать

про-

6

Родная природа в рус-

ской поэзии

1

Развивать речевое ды-

хание

на

основе

упр.

на дыхание, артикуля-

ционный

аппарат

на

основе

артикуляцион-

ной гимнастики, фоне-

матическое

восприя-

тие на основе скорого-

ворок и чистоговорок.

Развивать

общую

и

тонкую моторику, ми-

мику. Развивать внима-

ние,

память,

мышле-

ние; слитность и плав-

ность речи, на основе

сихотворения с движе-

ниями

«Двенадцать

месяцев»

грамматический строй

речи, общую моторику

на

основе

двигатель-

ного упр. «Дирижёр» и

тонкую

моторику

на

Понимать учебную

задачу

урока и стремиться её вы-

полнить.

Уметь подражать и перево-

площаться.

Уметь сотрудничать с педа-

гогом, соотносить свою

часть работы с общим за-

мыслом.

Самоконтроль

по

ходу

выполнения задания.

Уметь осознанно

строить

речевое

высказывание

в

устной и письменной фор-

ме.

Выбор эффективных спосо-

бов решения задач.

Преодоление импульсивно-

сти, непроизвольности.

Уметь контролировать

процесс и результаты своей

деятельности, включая осу-

ществление предвосхищаю-

7

Времена года в музы-

ке

1

основе

коррекционных

упражнений.

щего контроля в сотрудниче-

стве с учителем

Конец 2 четверти: 7 часов

3 четверть

1

3 четверть

Времена года в музы-

ке.

1

Развивать речевое ды-

хание

на

основе

упр.

на дыхание, артикуля-

ционный

аппарат

на

основе

артикуляцион-

ной гимнастики, фоне-

матическое

восприя-

тие на основе кор. упр.

развивать

общую

мо-

торику на основе дви-

гательных

упражне-

ний ритмических игр

и тонкую моторику на

основе

пальчиковой

гимнастики

на

лекси-

ческие темы, мимику.

Развивать

внимание,

память,

мышление

на

основе игр «Будь вни-

мателен»

«Доскажи

словечко»; слитность и

плавность речи, грам-

мат и ч е с к и й

с т р о й

речи; общую и тонкую

моторику

на

основе

Понимать учебную

задачу

урока и стремиться её вы-

полнить.

Уметь подражать и перево-

площаться.

Уметь сотрудничать с пе-

дагогом в процессе коллек-

тивной деятельности, соот-

носить свою часть работы с

общим замыслом.

Сохранять доброжелатель-

ное отношение друг к другу

в

ситуации конфликта ин-

тересов.

Взаимоконтроль и взаимо-

помощь

по

ходу

выполне-

ния задания.

Преодоление импульсивно-

сти, непроизвольности.

Уметь контролировать

процесс и результаты своей

деятельности, включая осу-

ществление предвосхищаю-

щего контроля в сотрудни-

честве с учителем

2

Времена года в музы-

ке.

1

3

Времена года в музы-

ке.

1

4

Времена года в музы-

ке

1

5

Времена года в музы-

ке

1

коррекционных

упраж-

6

Родина. Отечество.

1

Развивать речевое ды-

хание

на

основе

упр.

на дыхание, артикуля-

ционный

аппарат

на

основе

артикуляцион-

ной гимнастики, фоне-

матическое

восприя-

тие на основе кор. упр.

развивать

общую

мо-

торику на основе дви-

гательных

упражне-

ний ритмических игр

и тонкую моторику на

основе

пальчиковой

гимнастики

на

лекси-

ческие темы, мимику.

Развивать

внимание,

память,

мышление

;

слитность и плавность

речи,

грамматический

строй речи на основе

игр по лексическим те-

мам: ;

общую

и

тон-

кую моторику на осно-

ве

ко р р е к ц и о н н ы х

упражнений.

Понимать учебную

задачу

урока и стремиться её вы-

полнить.

Уметь сотрудничать с педа-

гогом в процессе коллек-

тивной деятельности, соот-

носить свою часть работы с

общим замыслом.

Взаимоконтроль и взаимо-

помощь

по

ходу

выполне-

ния задания.

Преодоление импульсивно-

сти, непроизвольности.

Уметь контролировать

процесс и результаты своей

деятельности, включая осу-

ществление предвосхищаю-

щего контроля в сотрудни-

честве с учителем

7

Профессии.

1

8

Весна. Весенние на-

родные игры

1

9

Прогулка в волшеб-

ный лес

1

1

0

УНТ. Загадки, сказки,

поговорки,скорого-

ворки

1

Конец 3 четверти: 10 час.

4 четверть

1

УНТ. Загадки, сказки,

поговорки,скорого-

ворки

1

Развивать речевое ды-

хание

на

основе

упр.

на дыхание, артикуля-

ционный

аппарат

на

основе

артикуляцион-

ной гимнастики, фоне-

матическое

восприя-

тие на основе кор. упр.

Тонкую

моторику

на

основе

пальчиковой

гимнастики

на

лекси-

ческие темы

Развивать

внимание,

память,

мышление

на

основе

дидактических

игр

на

лексические

темы.

слитность

и

плав-

ность речи, граммати-

ческий строй речи на

основе коррекционных

упражнений.

Понимать учебную

задачу

урока и стремиться её вы-

полнить.

Уметь подражать и перево-

площаться.

Уметь сотрудничать с педа-

гогом в процессе коллек-

тивной деятельности, соот-

носить свою часть работы с

общим замыслом.

Взаимоконтроль и взаимо-

помощь

по

ходу

выполне-

ния задания.

Уметь осознанно и строить

речевое

высказывание

в

устной форме.

Преодоление импульсивно-

сти, непроизвольности.

Уметь контролировать

процесс и результаты своей

деятельности, включая осу-

ществление предвосхищаю-

щего контроля в сотрудни-

честве с учителем

2

УНТ. Загадки, сказки,

поговорки,скорого-

ворки.

1

3

УНТ. Загадки, сказки,

поговорки,скорого-

ворки

1

4

5

.УНТ. Загадки, сказки,

поговорки,скорого-

ворки

1

1

6

УНТ. Загадки, сказки,

поговорки,скорого-

ворки

1

7

Моё любимое время

года

1

8

Моё любимое время

года

1

Конец 4 четверти:

8 часов

Конец года:

34 часа

Список литературы

Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009

И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум,2005

Филичева Т. Б. «Логопедия», М.: Просвещение,2009



В раздел образования