Напоминание

"Роль дидактической игры в развитии сенсорных эталонов цвета детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Познанская Маргарита Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЦО № 1679
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль дидактической игры в развитии сенсорных эталонов цвета детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактической игры в развитии сенсорных эталонов цвета

детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Особенности представлений о сенсорных эталонах цвета.

Сенсорными

эталонами

в

области

восприятия

цвета

служат

хроматические («цветные»)

цвета

спектра:

красный,

оранжевый,

желтый,

зеленый, голубой, синий, фиолетовый; и ахроматические цвета – белый,

серый,

черный.

Хроматические

цвета

расположены

в

спектре в

строгой

последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины

световой волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает

промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов – оттенок

(красно-оранжевый, желто-зеленый и др.). Хроматические цвета делятся на

две группы – теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого

до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона

имеет

определенную

светлоту

и

насыщенность.Светлота –

это

степень

близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты, т.е.

примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

Вначале у детей формируются представления о хроматических цветах,

белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий

цветов. На первых порах целесообразно, вводить не семь, а шесть цветов

спектра, исключив голубой, который усваивается с трудом, так как в быту

люди часто называют голубыми светлые оттенки синего.

Дидактические игры для формирования представлений о цвете:

« Подбери по цвету колёса»

«Найди пару»

«Посади матрёшку в поезд»

«Одень красиво кукол»

«Цветные полянки»

«Разложи по коробкам»

«Спрячь мышку»

«Найди палочку»

«Воздушные шары»

«Собери бусы по цвету».

В

науке

понятие

«цвет»

рассматривается

в

2

смыслах:

это

психологическое

ощущение,

вызванному

отражением

света

от

некого

объекта

(оранжевый

апельсин),

так

и

быть однозначной характеристикой

самих источников света (оранжевый свет). В первом случае речь идёт о

субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во

втором —

исключительно

длине

волны

наблюдаемого

излучения.

Соответствие

объективной

длины

волны

субъективному

цветовому

ощущению может варьироваться, поэтому свет с одинаковой длиной волны

может восприниматься как разные оттенки цвета.

Восприятие

цвета

зависит

от

физиологических,

психологических

и

культурно-социальных факторов. Способность цвето распознавания имеет

динамику

в

зависимости

от

возраста

человека.

Сочетания

цветов

воспринимаются

гармоничными

(гармонирующими)

либо

нет.

Ощущение

цвета

возникает

в

мозге

при

возбуждении

и

торможении

цвето

чувствительных

клеток —

рецептов

глазной

сетчатки

человека

или

животного, —

колбочек

У

человека

и

приматов

существует

три

вида

колбочек, различающихся по спектральной чувствительности, — ρ (условно

«красные»), γ (условно «зелёные») и β (условно «синие»), соответственно.

Светочувствительность

колбочек

невысока,

поэтому

для

хорошего

восприятия

цвета

необходима

достаточная

освещенность

или

яркость.

Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в

виде суммы ощущений этих трёх цветов.

Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон

находился

под

действием

европейской

нумерологии

и

основывался

на

аналогии с семью нотами в октаве), что и послужило причиной выделения

именно

семи

цветов.

В

ХХ

веке

Освальд

Вирт

предложил

«октавную»

систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской

и тёплый, травяной), но

большого распространения она не нашла. Практика художников наглядно

показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением

небольшого

количества

красок.

Стремление

натурфилософов

найти

«первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить

«на элементы», привело к выделению «основных цветов».

Аддитивное смешение цветов

В Англии основными цветами долго считали красный, и синий, лишь в 1860

г. Максвелл ввёл аддитивную систему RGB (красный, зеленый, синий). Эта

система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для

электронно-лучевых

трубок

(ЭЛТ)

мониторов

и

телевизоров.

В

художественной

практике

существует

устоявшаяся

система

цветов,

не

совпадающая с аддитивной системой Максвелла, использующейся в ЭЛТ. В

этой системе в качестве основных цветов используются красный, жёлтый и

синий. В 1951 г. Энди Мюллер предложил субтрактивную систему СМУК

(сине-зеленый, пурпурный, желтый, черный), которая имела преимущества в

полиграфии и цветной фотографии, и потому быстро «прижилась»

Основные и дополнительные цвета :

Цветовой круг

Мнемоника для цветов спектра и радуги в русском языке:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (вариант: где сидит

филин)

Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать (цвета в обратном

порядке)

Как однажды Жак-звонарь головою сшиб фонарь (варианты: головой

сломал фонарь, городской сломал фонарь)

Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки

Чтобы вспомнить, где в полосе радуги расположен красный, следует читать

цвета сверху вниз. То есть снаружи дуги радуги находится «начальный»

красный цвет, а далее вниз и внутрь дуги — «конечный» фиолетовый цвет).

Свойства цвета

1.Яркость.

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же

цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру,

при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.

Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным.

Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики

реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных

причин, обусловленных психологией восприятия.

2.Светлость

3.Насыщенность

Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по

светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут

различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый

хроматический цвет приближается к серому.

4.Цветовой тон

Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в

спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо

определённому спектральному цвету. Оттенки, имеющие одно и то же

положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и

яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к

примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в

обратную — фиолетовым.

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так,

красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и

вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют

тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда —

холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от

субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные

предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от

объективных (наличие цветового фона и др.).

Возрастная динамика способности распознавания цвета.

Исследования, проведённые с детьми в возрасте 4 месяцев, показали, что они

хорошо

различают

четыре

группы

цветов

(красный,

желтый,

зеленый

и

синий), не дифференцируя их по оттенкам.

С

первых

дней

жизни

к

ребёнку

поступает

колоссальная

цветовая

информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень

рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета

открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности.

Возраст 3-4 лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка,

совершенствования его органов чувств, накопления представлений об

окружающем мире. Коллектив нашего детского сада работает по программе

"Развитие" под редакцией Л.А. Венгера. Она направлена на развитие

творческих и художественных способностей детей. Центральное место в этой

программе уделено сенсорному развитию младших дошкольников, особенно

развитию цветового восприятия. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает

недостаток в восприятии окружающих цветов, то в дальнейшем может

наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального

хода развития нервно-психической деятельности. Известно, что цвет

оказывает определённое воздействие на деятельность центральной нервной

системы человека.

Так, красный возбуждает, согревает, активизирует все функции организма,

повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет

тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС. Зелёный уменьшает

кровяное давление, успокаивает, снимает напряжение. Синий замедляет

сердечную деятельность, действует седативно. Тёмные и холодные цвета

снижают эффективность умственной деятельности, а светлые и тёплые

улучшают мыслительную деятельность.

При работе над восприятием цвета и цветоразличением надо учитывать

то, что младшие дошкольники, как правило, связывают цвет с образом

предмета: зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т.д.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего

тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т.е.

цвет обязательно нужно увидеть. Поэтому на начальном этапе обучаем

ребёнка таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг

к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. Когда два

цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок видит их одинаковость или

неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но

видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другие дети

знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой

последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета

(красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов

(оранжевый, зелёный, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по

образцу, не называя его. В начале не надо добиваться запоминания цветов. В

более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и

фиолетовый цвета. Голубой цвет усваивается в последнюю очередь, так как

дети часто его путают с синим. Знакомство с голубым цветом переносят на

более поздний период, когда дети получат представление об оттенках. При

ознакомлении детей с цветовой гаммой мы применяем следующие

дидактические игры: радужный круг, собери радугу, цветной волчок, собери

бусы для кукол.

Последним этапом цветового восприятия у младших дошкольников

формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда

обозначают оттенки цвета, обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный,

светло-желтый), имея в виду яркость. Младшим дошкольникам вполне

достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и

соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что

некоторые оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный

называется -розовым). Дети лучше запоминают оттенки, если получили их

самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении

красок). В работе над оттенками мы применяем такие дидактические игры:

Окраска воды, три воздушных шарика, волшебные краски, день и ночь.

Дидактическая игра имеет большое значение в развитии представлений о

цвете у детей младшего дошкольного возраста, в развитии их сенсорных

способностей. Характеристика цвета позволяет понять сложность восприятия

детьми цвета, свойства цвета позволяют построить работу с детьми ,

используя разнообразные методы и приемы.

Таким образом, сенсорное развитие является важной задачей

интеллектуального развития ребенка. Сенсорные способности развиваются

на основе познания сенсорных эталонов. Цвет является одним из эталонов, с

которым мы знакомим детей младшего дошкольного возраста.

Специально подобранные виды дидактических игр в образовательной

деятельности, обеспечат успешное усвоения детьми младшего дошкольного

возраста представлений о цвете.



В раздел образования