Напоминание

"Упражнения по развитию навыка чтения"


Автор: Казыльская Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2113
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Упражнения по развитию навыка чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь

чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость,

правильность, выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я

использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает

положительный результат, вносит оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Все упражнения разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для

формирования

правильности

чтения;

для

развития

беглости

чтения;

для

развития

выразительности чтения.

I. Упражнения для развития сознательного чтения.

П е р в а я

г р у п п а

- логические упражнения.

1.

Что общего в словах и чем они различаются?

Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.

2.

Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; шарф, варежки,

пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капуста;

лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна;

курица, гусь, утка, индейка; зеленый, синий, красный, желтый.

3.

Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый; минута, время, час, секунда; дорога, шоссе, тропинка,

путь; молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; ель, сосна,

кедр, осина; лук, огурец, морковь, яблоко; гриб, ландыш, ромашка, василек.

4.

Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество слогов, они одного рода, они состоят из двух слогов.

5.

Путем перестановки букв составь слово. У к л б о ;

с н о а с ;

у п к с .

6.

Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза; кора, лото, боксер; молоко, нерест, тарелка.

7.

Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; поворот, пороша, канава.

8.

Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружье; соломка, пора, мель; смола, слеза, берет.

9.

Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из

предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) песня - композитор; самолет ~ ? — аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель.

б) школа - обучение; больница ~ ? ~ доктор, ученик, лечение, учреждение, больной.

в) нож - сталь; стул — ? ~ вилка, дерево, стол, пища, скатерть.

г) лес - деревья; библиотека ~ ? — город, здание, библиотекарь, театр, книги.

д)

утро - ночь; зима ~ ? — мороз, день, январь, осень, сани.

10.

Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;

корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;

мак, липа, клен, ромашка,

береза, ландыш, дуб.

11.

К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12.

Какие буква, слог, слово лишнее?

А у р о ы; ма ра ла ны та; ку на ды ти ло; река, речка, ручей, ручка, ручеек.

В Т О РА Я

Г Р У П П А

- игры по составлению слов со словами.

1. Найди слово в слове.

Гроза

газета

кустарник

Шутка

поднос

шоколадка

Часовщик

щепка

ярмарка

2. Подбери пару.

Песня

практичный

Площадь

примерный

Подруга

прилежный

Почтальон

праздничный

Подарок

полосатый

Полотенце

полотняный

Портфель

прекрасный

Парикмахер

приятный

3. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы: збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.

4.

Шарады.

Начало - голос птицы,

С буквой к живу в лесу

Конец - на дне пруда.

С буквой ч овец пасу.

А целое в музее

(кабан - чабан)

Найдете без труда, (картина)

5.

Ребусы.

6.

Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока).

7.

Найди животное среди строк. Среди кустов царит покой Здесь хорошо бродить

одной.

8.

Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.

Ма ти ма си ра му ло ка до

Т Р Е Т Ь Я

Г Р У П П А

- работа с деформированными текстами; неоконченными

рассказами.

1.

Составь текст, (перестановка предложений)

2.

Составь предложения (3-4) к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3.

Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...

Ч Е Т В Е Р Т А Я

Г Р У П П А

- работа с текстом (учебник).

1.

Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.

2.

Расположи вопросы по порядку содержания текста.

3.

Задай вопросы по тексту.

4.

Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть,

заключение.

5.

Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

6.

Выборочное чтение.

7.

Пересказ по вопросам и без них

8.

Составление плана текста.

II. Упражнения для формирования правильности чтения.

П Е Р В А Я

Г Р У П П А

- упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

1.

Назови картинки - 5 предметов (далее больше).

Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть.

Перечислить все предметы. Найти то, что изменилось.

2.

Опиши предмет (показать и убрать).

3.

Опиши движущийся предмет (взять в руку - поднять и опустить).

4.

Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем - то по звучанию). Бочка -

точка; бабушка - бабочка; кошка - ложка.

5.

Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

6.

Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.

7.

Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

8.

Выбери из всех слогов - слоги - слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.

9.

Покажи 5-6 предметов. Выбери название предмета, в котором один слог, два слога, и.т

10.Выбери слова, в которых два слога (один, три и т д). Произнеси 8 - 1 0 слов.

11.Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й, 2-й слог.

12.Повтори

слова: кит, танк, корова, апрель и т д.

13.Перескажи

ранее прочитанные тексты без предупреждения.

14.«Фотоглаз».

15. Повтори

скороговорку, предложение, текст.

16. Заучивание четверостиший.

В Т О РА Я

Г Р У П П А

- упражнения со словами.

1.

Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел - мель - мыл - мыль - мал - мял -; кошка - мошка - мышка - мишка - миска.

2.

Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст - стук; сосна - насос; мех - смех; мышка - камыш; марка - рамка; марш - шрам; масло -

смола; мошкара - ромашка.

3.

Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев, красное, белое, голубое, черное, желтое.

4.

Чтение перевертышей.

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5.

«Сквозная буква», «Лесенка»:

— -3-

ч_

- - - -3-

ч___

- - - -3-

ч____

-----3-

ч_____

6.

Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

7.

Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой состав или

морфемный состав.

III. Упражнения для развития беглости чтения.

П Е Р В А Я

Г Р У П П А

- упражнения для расширения поля глаз.

1.

Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и

концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).

2.

Работа по таблицам Шульте.

84 7

22 9 14 18 7

2 1 5

3 12 6 23 20

63 9

21 4 1 25 15

13 5 24 11 17

10 8 19 2 16

3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

сок

Света

ива

носки

место

кресло

сам

каток

клетка

кукла

кукла

магазин

рак

Работа развития поля зрения по вертикали.

Комплект № 1.

Комплект № 2.

13

33

9

4

26

26

31

23

5

21

3

22

19

2

30

17

3

35

11

29

28

31

12

24

6

14

22

8

24

6

7

10

21

27

14

20

33

27

16

13

35

18

1

16

8

12

30

18

2

34

23

5

29

32

11

1

7

25

28

9

15

34

17

25

20

32

10

15

4

19

4.

Чтение столбиков с трафаретами.

(Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках 1 кл. - 3-5 слов, 2 кл. - 10-12

слов, 3 кл. - 15-18 слов, 4 кл. - 20-25.

Чек красный

защелка

универмаг

Зуб бегать

лаборант продовольствие

Дом игра

молоко

учебники

5.

Определи разницу.

Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.

Беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.

6. Назови по порядку.

Беда

буря

плач

Несчастье

вьюга

рев

Горе

поземка

слезы

Печаль

метель

рыдания

Ветер

Вихрь

Ураган

Шторм

7. Работа с буквенными таблицами и трафаретами.

Трафарет накладывается на карточку, буква А в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.

№1

№ 2 .

№ 3 .

Г

я

п

л

м

А

а

о

С

р щ

а

3 б

Жк

8. Наборы Т. Н. Федоренко. Тексты зрительных диктантов.

9. «Фотоглаз».

10.

«Угадай - ка».

Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.

11.

«Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.

13. Работа по таблице.

Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря) Работа

по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка,

второе снизу; круг, желтая, точка, пятое, сверху и т д.)

В Т О Р А Я

Г Р У П П А

- упражнения для активизации органов речи.

1.

Артикуляционная гимнастика: гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;

слова, трудные для произношения.

2.

Скороговорки.

3.

«Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова.

Надо успеть прочитать.

4.

Чистоговорки.

5.

Различные виды чтения: а) шепотом, громко, про себя; б) хоровое чтение; в) чтение в парах; г)

чтение одновременно с ведущим; д) чтение с убыстрением темпа; е) чтение с

переходом на незнакомый текст; ж) чтение в темпе скороговорки; з) чтение - «спринт»; и)

жужжащее чтение; к) скачкообразное чтение.

IY. Упражнения для развития выразительности чтения.

1.

Чтение слова с разными интонациями.

2.

Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3.

Упражнения для дыхания.

4.

Упражнения для развития голоса.

5.

Упражнения для дикции.

6.

Чтение небольших стихов.

7.

Прочитать, передавая радость, возмущение, печаль в зависимости от текста.

8.

Чтение по ролям, в лицах.

1. агроном

билет

дорога

месяц

огурец

железо

пенал

ребята

самолет

язык

Ж. медведь

растение

лисица

орех

метро

осина

комната

заяц

дежурный

топор

календарь

инженер

капуста

аллея

ветер

металл

деревня

одежда

Москва

сирень

2. интересный

молоко

осина

магазин

сеялка

морковь

север

телефон

ужин

солома

К. желтый

пальто

мороз

трактор

шофер

праздник

посуда

коньки

лагерь

завод

овощи

сапог

путешествие

корабль

сорока

русский

комбайн

сверкать

шоссе

погода

3. октябрята

космонавт

председатель

Россия

корова

хлебороб

черный

лестница

костер

народ

С. директор

желать

земляника

ворона

билет

аккуратно

квартира

картофель

город

берег

командир

горизонт

столица

тетрадь

улица

трамвай

пассажир

солдат

хорошо

ягода

4.правительство ракета

спасибо

урожай

класс

воробей

девочка

песок

ученик

герой

3. библиотека

фамилия

учитель

товарищ

портрет

революция

вагон

карандаш

малина

машина

свобода

медленно

Родина

субботник

вокзал

коллектив

богатство

пшеница

газета

платок



В раздел образования