Автор: Ермоленко Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ №52 "Матрешка"
Населённый пункт: с. Кулешовка, Азовский район, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка, проект
Тема: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 «Матрешка»
Проект
«
Сказкотерапия
как здоровьесберегающая
технология
»
для воспитанников группы раннего
возраста
Автор проекта: Ермоленко Татьяна Алексеевна
Ноябрь 2018 г.
1.
Актуальность
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит
интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и
привычки, приобретаются базовые физические качества. Социально-
экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования
творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно
и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед
дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития
творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от
адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных
методов и средств.
В основу проекта положена физкультурная сказка, позволяющая не только тренировать
тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые
духовные качества. На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод
работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных
мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил.
Мудрецы говорят, что самое главное это напитать душу ребенка добром. Наверное, это
и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и
психологическом здоровье личности .
2.Цель,
направление
деятельности
проекта
:
Основная цель работы–развитие физических, умственных, социально
коммуникативных и психолого эмоциональных способностей детей дошкольного
возраста посредством сказкотерапии.
Цель метода сказкотерапии: -здоровьесбережение, снижение агрессивности у детей
и тревожности. Здоровьесберегающая технология –сказкотерапия направлена на
физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: закаливание, дыхательная
гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование
правильной осанки.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная
сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога –
собственное развитие.
3.
Краткое
содержание
проекта
(
задачи
):
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей
детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через
различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-
творческую.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателя , что
способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок –
семья – ДОУ.
Проект содержит план работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателем.
Задачи:
Образовательные:
формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего
собственного;
формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
развитие навыков эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
развитие детского творчества в различных видах деятельности;
развитие навыков связной речи детей
Воспитательные:
воспитание интереса к сказкам;
воспитание умения совместно участвовать в постановка сказок.
4.Срок проведения: краткосрочный, (с 26.11. по 30.11. 2018 г.)
5.Участники проекта: воспитатель группы, дети группы раннего возраста, родители
воспитанников.
6.Возраст детей: 2-3 года.
7.
Методы
и
приемы
:
—
игровые
:
дидактические
игры
;
настольные
игры
;
подвижные
игры
;
инсценировки
;
сюжетно
–
ролевые
игры
;
—
словесные
:
чтение
и
рассказывание
стихов
,
сказок
,
загадок
;
разговор
,
беседа
;
рассматривание
картинок
;
рассматривание
книг
;
—
практические
:
совместные
действия
воспитателя
и
ребенка
,
оказание
помощи
в
продуктивной
деятельности
.
—
наглядные
:
использование
иллюстраций
,
картин
,
фотографий
,
показ
мультфильмов
;
тематическая
выставка
.
Ожидаемые результаты:
Повысить интерес детей к физическим упражнениям и спорту;
формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
развитие творческих способностей в различных видах деятельности
(художественной, речевой, музыкальной и игровой);
обогатить воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;
овладение навыками публичных выступлений;
формирование устойчивого интереса к сказкам;
формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей; -
Психо-эмоциональный комфорт ребенка;
План реализации.
1. Накопление информации и материалов:
- Сбор информации
- Подборка литературы
- Сообщение темы детям, родителям
- Выполнение творческих заданий
- Организация выставки.
2.
Реализация
проекта
:
Ежедневно
-Утренняя гимнастика,
- Гимнастика после сна,
-Ходьба по массажной дорожке (с целью профилактики плоскостопия),
-Дыхательная гимнастика,
- Водные процедуры.
Подготовительный Подготовка практического материала: аудио и видео
материалов, подбор библиотеки, оформление уголка для детей в группе по
русским народным сказкам и сказкам придуманным родителями с детьми
(фитбол – сказки);
консультационный материал, советы, рекомендации. Конспекты
консультаций, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры:
«Узнай сказку»
«Собери сказку»
«Узнай по силуэту»
Основной: подгрупповые, индивидуальные занятия,
прослушивание русских
народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного
театра, проведение совместных мероприятий с родителями: разучивание
пословиц, поговорок.
Совместное продуктивное творчество конкурсы рисунков, творческая
мастерская по изготовлению атрибутов, разных видов театра. Открытые
мероприятия, выставка рисунков (разукрашек)по теме «Моя любимая
сказка», наполнение предметно–развивающей среды
декорациями, атрибутами к спектаклю, разными видами театра.
Заключительный: Показательное выступление лучшее театрализованное
представление сказки «Колобок».
Работа с детьми
Преобразование
предметно-
пространственной среды
Работа с родителями
Подготовительный этап
Чтение фитбол – сказок
(без мяча) русских
народных: «Колобок»,
«Курочка ряба», «Репка».
Д/и «Узнай сказку»,
«Собери сказку»,
«Узнай по силуэту»
Подбор детских книг,
оформление выставки
-Консультация –
рекомендация на
информационном стенде
«Роль сказки в жизни
ребенка»
-
Консультация «Речевые
игры по мотивам русских
народных сказок»
-Семейное
словотворчество Сказки
вместе сочиняем, а потом
мы в них играем. Фитбол –
сказки (сказки в
сопровождении с
движениями с мячом и без)
Основной этап
Показ настольного театра
русских народных сказок.
Разучивание пословиц,
поговорок.
-подвижные игры
«Зайка беленький сидит»,
«Поиграем с мишками в
мяч», «Вышла курочка
гулять».
- театр плоскостной,
пальчиковый.
- Консультация: «Сказки на
кончиках пальцев».
-сбор рисунков на тему:
« Любимые сказки
малышей»
- Памятка о важности ЗОЖ.
-Помощь родителей в
изготовлении театров и
атрибутов.
Заключительный этап
-выставка детских
рисунков - раскрасок.
- Показ
театрализованного
представления по сказке
«Колобок».
-оформление выставок
книгами, принесенными
из дома и выполненными
работами родителей и
детей.
-выставка книг: «Любимые
сказки малышей»;
- выставка рисунков –
раскрасок «Моя любимая
сказка».
3.
Подведение итогов:
В ходе реализации проекта «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология»
ожидаемый результат был достигнут.
Психо-саматический комфорт, эмоциональный отклик
В результате проекта мы - повысили двигательную активность, укрепили
здоровье, развили КГН, сформировали практические навыки двигательного
воображения.
Так же обогатили родительский опыт приёмами взаимодействия и сотрудничества
с ребёнком в семье; повысили компетентности родителей в вопросах физического
воспитания и оздоровления детей, эмоциональное, духовное, нравственное
здоровье.
4. Приложение
1.
Д/и «Мы любим играть»
2.
Чтение фитбол – сказок (с мячом).
3.
Показ театрализованного представление сказки «Колобок»