Автор: Сысоева Людмила Дмитриевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Арпачинская СОШ
Населённый пункт: х.Арпачин,Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: ЕГЭ-психологические трудности, особенности подготовки. Психологическое сопровождение.
Раздел: среднее образование
ЕГЭ: психологические
трудности, особенности
подготовки.
Психологическое
сопровождение
Педагог-психолог МБОУ Арпачинской СОШ
Сысоева Л.Д.
- равенство возможностей: выпускники школ,
независимо от имущественного положения
родителей, должны иметь возможность поступать в
вузы в соответствии с уровнем их знаний;
- социальная мобильность: молодые люди,
проживающие в отдаленных районах от
престижных университетов, должны иметь
возможность сдать вступительные испытания в
вузы данной категории;
- объективная оценка знаний: требуется абсолютно
прозрачная и объективная система оценивания
знаний при поступлении в учебные заведения.
Основные достоинства ЕГЭ
АКТУАЛЬНОСТЬ
ТЕМЫ
Экзамен, это прежде всего серьезная стрессовая
ситуация, оказывающая отрицательное воздействие
на психику учеников У ребенка повышенная
тревожность, рассеян при выполнении монотонных
действий или он не привык к тестам и к процедурным
моментам, понятно, что ЕГЭ он сдаст плохо. Поэтому
актуальной стала предварительная психолого-
педагогическая подготовка учеников и их родителей
к ЕГЭ.
Цель:
Изучить трудности при подготовке к
разработать программу психологической
подготовки учащихся и их родителей к ЕГЭ
Задачи
1.
Определить трудности при подготовке к ЕГЭ.
2.
Рассмотреть индивидуальные особенности
учебной деятельности учащихся
3.
Определить методы подготовки к ЕГЭ
4.
Разработать сценарий проведения
родительского собрания, тематический план
занятий с учащимися 11 класса, советы для
учеников и родителей
Трудности при сдаче ЕГЭ
•
умение выделять существенные
стороны в каждом вопросе
•
умение оперировать фактами и
положениями, вырванными из общего
контекста.
•
необходимо определить, какие
задания и в каком соотношении он
будет выполнять.
когнитивные
•
эта напрямую связано с самооценкой
подростка: насколько я действительно
умен, насколько могу справиться с
предложенными мне заданиями?
•
дефицит времени значительно
повышает тревогу ученика
личностные
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ.
Вставка рисунка
Правополушарные
дети
У таких детей богатое воображение, хорошо развитое
образное мышление. Они прекрасно воспринимают
метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости
мыслить логическими категориями.
Поддержка на этапе подготовки.
Чтобы учебный материал лучше усваивался,
правополушарным детям важно задействовать
воображение и образное мышление: использовать срав
нения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический
материал важно проиллюстрировать примерами или
картинками.
ДЕТИ-СИНТЕТИКИ
Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризует
ся рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей
степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют
деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Поддержка на этапе подготовки.
Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки,
учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному.
При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные
блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с
тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в
каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать
внимание в первую очередь?
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным
эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую
ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу
вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная
работа, диктанты и т.д.).
Поддержка на этапе подготовки.
Для тревожных детей особенно важно создание ситуации
эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в
коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности
предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное
повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезор
ганизации их деятельности.
Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение,
поддержка.
НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на соб
ственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей.
Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество
своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо
справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но
испытывают затруднения при необходимости самостоятельного
выбора стратегии решения
Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный
опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с
такими детьми необходимо воздерживаться от советов и
рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к
сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо
дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего луч
ше начать: с простых или сложных заданий?»).
ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И
«ОТЛИЧНИКИ»
Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой
успеваемостью, ответственностью, организованностью,
исполнительностью. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и
вообще к любой оценке своей деятельности. Для таких детей
характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая
самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не
просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с
заданием, а делать это блестяще.
Очень важно помочь таким детям скорректировать их
ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «пре
восходным». Им необходимо понять, что для получения
отличной оценки нет необходимости выполнять все задания
.
АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ
Основная характеристика астеничных детей — высокая утомля
емость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп
деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей
нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую,
сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее
коррекции крайне ограничены.
Большое значение приобретает оптимальный режим
подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему
необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно
спать. Родителям астеничных детей стоит получить
консультацию у психоневролога или невропатолога о
возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или
травяных сборов.
ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ
Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не
склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они
импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют
задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя
и не видят собственных ошибок.
Очень важно не пытаться изменить темп деятельности,
особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он
все равно будет работать в том темпе, в котором ему
комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию
контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении
работы найти ошибки, самостоятельно проверить
результаты выполнения задания
«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ
Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая
переключаемость психических функций. Они с трудом переходят
с одного задания на другое. Они основательны и зачастую
медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им
требуется длительный ориентировочный период при выполнении
каждого задания.
Навык переключения тренировать довольно сложно, но
вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для
того чтобы определять время, необходимое для каждого
задания. Это может происходить в следующей форме:
«Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую
задачу ты можешь потратить не более 12 минут».
АУДИАЛЫ И
КИНЕСТЕТИКИ
Известно, что у человека три основных способа восприятия:
аудиальный (слуховой), визуальный (зрительный) и
кинестетический (тактильный). У каждого человека один из этих
способов является ведущим, доминирующим в получении и
переработке информации. Обучение в школе обычно включает
опору на все три модальности (устный рассказ, наглядное
пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать
программу детям всех трех групп.
Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали
особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко
сформулировать для себя, как именно они лучше всего
усваивают учебный материал, и воспользовались этим
знанием при повторении учебного материала.
Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо
проговаривать задания вслух.
Кинестетики могут помогать себе простыми движениями
(например, двигать ногами под столом).
Основные направления
психолого-педагогической
подготовки к ЕГЭ:
Психолого-педагогическое просвещение всех участников
ЕГЭ состоит в предоставлении информации о цели, задачах,
принципах, требованиях, правилах и сроках проведения,
Психолого-педагогическая подготовка всех участников ЕГЭ,
заключающаяся в работе с учениками и их родителями,
состоящей из формирования положительного отношения,
развития знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ;
Подготовка учащихся к тестированию связана с развитием
у учащихся умения работать с различными видами
тестовых заданий.
Методы работы
Ролевые игры.
Мини-лекции.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Телесно-ориентированные техники.
Диагностические методики
Родительские собрания.
Основным методом подготовки к ЕГЭ
являются тренинги для учащихся,
родителей и учителей.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению
участников образовательно-воспитательного процесса
при подготовке к ЕГЭ проводится в течение года и
состоит из четырех блоков
1 блок – диагностический (сентябрь-октябрь)
Цель: диагностика учащихся с целью формирования
группы риска
Выявить тревожность Неуравновешенность нервных
процессов;
Определить самооценку эмоционального состояния.
2 блок - организационно-информационный (ноябрь-
декабрь)
Цель: формирование групп учащихся с целью
психопрофилактики эмоционально-волевой регуляции
.
По результатам диагностики проводятся родительские собрания и
мини-лекции, разрабатываются индивидуальные и групповые
рекомендации, памятки.
Направления работы с
родителями:
• обозначение распределения ответственности
между родителями и школой;
• формирование у родителей реалистической
картины ЕГЭ и коррекции нереалистических
ожиданий;
• поддержка родителей, испытывающих тревогу,
и повышение мотивации у родителей, чьи дети
уже сдали вступительные экзамены в вузы.
Темы родительских
собраний:
1.
Подготовка к единому государственному
экзамену. Как противостоять стрессу.
2.»Экзамен…Экзамен? Экзамен!
3 блок – психолого-профилактический
(январь-март)
Цель: практическая работа с учащимися по
психопрофилактики эмоционально-волевой
регуляции.
Темы тренинговых
занятий с выпускниками:
1.Что такое ЕГЭ и что оно значит для меня
2. Как справиться со стрессом на экзамене?
3.Способы снятия нервно-психического
напряжения.
4.Уверенность на экзамене
4 блок – оценка эффективности
коррекционного воздействия
Цель: оценка эффективности психолого-
педагогического сопровождения при
подготовке к ЕГЭ.
Литература:
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с
подростками. – СПб.: Питер, 2008.
2.Костылева А. Как успешно сдать ЕГЭ.
Технология психологического сопровождения
старшеклассников // «Школьный психолог». –
2010. – № 3]
3. Пронькина Т.М., Рубова Н.С. Материалы для
психологов по психологической помощи и
поддержке учащихся и родителей при подготовке и
сдачи ЕГЭ. – Москва, 2005.
. 4.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к
ЕГЭ.
Работа с учащимися, педагогами, родителями.
М.: Генезис, 2009. -- 184 с. -- (Психолог в школе).