Напоминание

Особенности детей с ДЦП.


Автор: Овчинникова Мария Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Фоминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Фоминки, Гороховецкий район, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности детей с ДЦП.
Раздел: среднее образование





Назад




Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не

склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными

нарушениями. По отношению к заболеваниям головного мозга являются

вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование

болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии

умственной деятельности в той или иной степени. Болезнь возникает по

причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях

мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000

новорожденных.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных

показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое

развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не

меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-

разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них

характерна резкая смена настроения на протяжении дня. Некоторые же

ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с

окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях. Для

большинства детей характерна задержка психического развития по типу

инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость

эмоционально-волевой сферы личности. Интеллект в таких случаях может

соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно

эмоциональной сферы. Родители больного ребенка должны знать, что вся

ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера

и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в

конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет

формироваться, как личность.

Характер поведения детей

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются

такие особенности в поведении детей: ребенок руководствуется главным

образом эмоциями, связанными с удовольствием; детям с ДЦП присуща

эгоцентричность; они не могут целенаправленно работать в коллективе; они

не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их

людей; в поведении присущи элементы инфантильности; даже в старшем

школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм; они

чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;

поведение также характеризуется нестабильностью эмоций,

расторможенностью; дети, как правило, быстро утомляются; они тяжело

адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего

страх высоты, темноты и проч.; дети очень чутко относятся к настроению и

поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности:

нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную

реакцию. Нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной

тревожности.

Особенности физического развития

Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе

приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям

внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно

формировать тонус мышц. Вся работа и внимание родителей должно быть

направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее

приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого

будет зависеть успех лечения. Коррекционная работа сводится к

формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и

обслуживать себя. Полученные навыки надо адаптировать к повседневной

жизни, постоянно практиковать их до автоматизма. Особенности

двигательного развития детей с ДЦП: необходимо стимулировать его интерес

к подвижным играм; нужно развивать мелкую моторику рук; необходимо

также формировать правильное представление о своем теле; важно также

стимулировать общение с окружающими; при каждом удобном случае надо

развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Речевое развитие

У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения.

Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры

головного мозга. Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие

или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти

обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса

ребенка. Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально

подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют: выработать

необходимые познания об окружающем мире; пополнить словарный запас;

наладить общение с окружающими. Такие дети очень любят играть, им это

крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с

родителями, а не в одиночестве. В воспитании ребенка излишня

жалостливость и чрезмерная впечатлительность. Родителям необходимо: не

зацикливаться на том, что ребенок неполноценный; как можно чаще надо

хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;

обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки; по

мере необходимости надо обращаться к специалистам. Итак, развитие

ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь,

родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический

недостаток. Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе,

уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.



В раздел образования