Автор: Овчинникова Мария Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Фоминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Фоминки, Гороховецкий район, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности детей с ДЦП.
Раздел: среднее образование
Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не
склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными
нарушениями. По отношению к заболеваниям головного мозга являются
вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование
болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии
умственной деятельности в той или иной степени. Болезнь возникает по
причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях
мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000
новорожденных.
Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка
Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных
показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое
развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не
меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.
Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-
разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них
характерна резкая смена настроения на протяжении дня. Некоторые же
ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с
окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях. Для
большинства детей характерна задержка психического развития по типу
инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость
эмоционально-волевой сферы личности. Интеллект в таких случаях может
соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно
эмоциональной сферы. Родители больного ребенка должны знать, что вся
ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера
и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в
конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет
формироваться, как личность.
Характер поведения детей
При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются
такие особенности в поведении детей: ребенок руководствуется главным
образом эмоциями, связанными с удовольствием; детям с ДЦП присуща
эгоцентричность; они не могут целенаправленно работать в коллективе; они
не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их
людей; в поведении присущи элементы инфантильности; даже в старшем
школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм; они
чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
поведение также характеризуется нестабильностью эмоций,
расторможенностью; дети, как правило, быстро утомляются; они тяжело
адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего
страх высоты, темноты и проч.; дети очень чутко относятся к настроению и
поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности:
нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную
реакцию. Нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной
тревожности.
Особенности физического развития
Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе
приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям
внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно
формировать тонус мышц. Вся работа и внимание родителей должно быть
направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее
приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.
Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого
будет зависеть успех лечения. Коррекционная работа сводится к
формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и
обслуживать себя. Полученные навыки надо адаптировать к повседневной
жизни, постоянно практиковать их до автоматизма. Особенности
двигательного развития детей с ДЦП: необходимо стимулировать его интерес
к подвижным играм; нужно развивать мелкую моторику рук; необходимо
также формировать правильное представление о своем теле; важно также
стимулировать общение с окружающими; при каждом удобном случае надо
развивать у ребенка навыки самообслуживания.
Речевое развитие
У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения.
Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры
головного мозга. Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие
или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти
обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса
ребенка. Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально
подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют: выработать
необходимые познания об окружающем мире; пополнить словарный запас;
наладить общение с окружающими. Такие дети очень любят играть, им это
крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с
родителями, а не в одиночестве. В воспитании ребенка излишня
жалостливость и чрезмерная впечатлительность. Родителям необходимо: не
зацикливаться на том, что ребенок неполноценный; как можно чаще надо
хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;
обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки; по
мере необходимости надо обращаться к специалистам. Итак, развитие
ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь,
родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический
недостаток. Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе,
уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.