Автор: Шемятина Ольга Витальевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: детский сад "Теремок"
Населённый пункт: пгт Чернышевск Забайкальского края
Наименование материала: статья для родителей и воспитателей
Тема: "Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения "
Раздел: дошкольное образование
Что такое - Артикуляционная гимнастика
и зачем она нужна?
Уважаемые воспитатели, родители,
прошу вас делать с ребёнком гимнастику, это очень важный этап в работе над
звуком.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата,
подвижности органов участвующих в речевом процессе.
Основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:
-необходимо выполнять перед зеркалом;
-ребёнок должен следить за правильностью движений органов
артикуляционного аппарата;
-заниматься нужно ежедневно, по 5-7 минут, желательно 2 раза в день
(утром и вечером);
-проводить гимнастику лучше всего в виде сказки, игры (для младшей
группы);
-упражнения не должны переутомлять ребёнка.
Артикуляционная гимнастика на основные виды звуков.
1.
Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь , З, Зь, Ц
-Наказать непослушный язык
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его
широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,
пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий
язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать
язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не
задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение
можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение
правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной
воздушной струи.
-Лопаточка.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном
положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык
далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка
должны касаться углов рта.
-Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную
струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и,
как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край
стола.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать
щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
-Почистим зубы.
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить"
нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом
снизу вверх.
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком
языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не
скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы
кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
2.
Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения
языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого
нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] -
сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к
верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя
челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка.
-Грибок
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку
(уздечку).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей
плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую
шляпку
грибка,
а
растянутая
подъязычная
связка
-
его
ножку.)
Следить,
чтобы
губы
были
в
положении
улыбки.
Боковые
края
языка
должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна
опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
-Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как
растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы
находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться
открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Следить,
чтобы
губы
были
неподвижны,
когда
открывается
рот.
Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет
от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из
сторон языка.
-Чашечка
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму
ковшика
и
направлять
воздушную
струю
по середине
я з ы к а .
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и
завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки
-Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму
ковшика
и
направлять
воздушную
струю
по середине
я з ы к а .
Сделать «Чашечку» и сдуть ватку, расположенную на ладошке на уровне
носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит
вверх.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка
должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в
которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка
придержать
язык.
Нижняя
губа
не
должна
подворачиваться
и
натягиваться на нижние зубы.
Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль
Для произнесения этих звуков необходима достаточно сложная и
дифференцированная
работа
различных
частей
языка:
кончик
языка
поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и
средняя
части
спинки
языка
опускаются,
задняя
часть
спинки
языка
приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают
выходящую воздушную струю.
-Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и
положение
языка,
близкое
к
форме
чашечки,
которое
он
принимает
при
произнесении звука [ш].
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать
верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в
сторону.
Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть
неподвижной. Язык должен быть широким
-Качели
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое
при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за
нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под
счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с
внутренней
стороны)
и
удерживать
под
счет
от
одного
до
пяти.
Так
поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы
оставались неподвижными.
-Лошадка
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка
(как
лошадка
цокает
копытами)
Упражнение
сначала
выполняется
в
медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться;
работает только язык.
3.
Артикуляционная гимнастика для звуков Р, Рь
-Грибок
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку
(уздечку).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей
плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую
шляпку
грибка,
а
растянутая
подъязычная
связка
-
его
ножку.)
Следить,
чтобы
губы
были
в
положении
улыбки.
Боковые
края
языка
должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна
опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
-Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как
растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы
находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться
открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Следить,
чтобы
губы
были
неподвижны,
когда
открывается
рот.
Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет
от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из
сторон языка.
-Чьи зубы чище?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх.
Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней
с т о р о н ы ,
д е л а я
д в и ж е н и я
я з ы ко м
и з
с т о р о н ы
в
с т о р о н у
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик
языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык
-Маляр
Цель:
отрабатывать
движения
языка
вверх
и
его
подвижность.
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое нёбо,
делая движения языком вперед-назад
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы
кончик
языка,
продвигаясь
вперед,
доходил
до
внутренней
поверхности
верхних зубов, но не высовывался изо рта.
-Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх
и умение делать кончик языка напряженным
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,
многократно
и
отчетливо
произнося
звук
[д]:
д-д-д.
Сначала
звук
[д]
произносить медленно. Постепенно убыстрять темп
Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна;
работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого
удара - не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук
нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении
упражнения она будет отклоняться
-Заводим мотор
Выполняем упражнение «Барабанщик» и чистым пальцем или соской от
бутылки проводим по краю языка, вызывая вибрацию (появляется звуко -
комплекс ДРРР).