Автор: Тищенко Людмила Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д⁄с № 57
Населённый пункт: г. Комсомольск–на–Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по обучению грамоте " Телемост со Знайкой" в подготовительной к школе группе
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по обучению грамоте " Телемост со Знайкой"
в подготовительной к школе группе
образовательная область " Речевое развитие"
Составила:
Тищенко Л.Н.
воспитатель 1 квалификационной категории
Комсомольск-на-Амуре
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по обучению грамоте " Телемост с Знайкой"
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание,
социализация, здоровье.
Форма организации: группа.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Систематизировать знания детей о согласных(твердом, мягком)звуках д и дь.
- Закрепить умение называть слова на заданный звук (д, дь ).
-Закрепить умение производить действие словоизменения.
- Закрепить умение составлять слова по первым буквам предметов,
изображенных на картинке в игре " Угадай, как меня зовут"
-Закрепить умение проводить звуковой анализ слов с определением ударного
гласного звука и ударного слога.
-Закрепить умение составлять предложения, называть слова в предложении по
порядку.
Развивающие задачи:
- развивать внимание, память.
Воспитательные
задачи:
Воспитывать самостоятельность, дружелюбное отношение друг к другу,
умение слушать и оценивать ответы детей.
Индивидуальная
работа
с
детьми:
С Настей - при проведении звукового анализа слова Дима,
Демонстрационный материал: посылка, картинка -Знайка, сигнальные
карточки с синим и зеленым квадратами( для игры " Назови слово на заданный звук),
горизонтальная полоска с буквами Д , М , полоска с вертикально написанными
гласными буквами, картинки для составления слов: Даша и Дима, полоски для
звукового анализа слов, фишки зеленого, синего, красного цвета, схемы предложения.
Раздаточный материал: горизонтальная полоска с буквами Д , М , полоска с
вертикально написанными гласными буквами, полоски для звукового анализа слов,
фишки зеленого, синего, красного цвета, схемы предложения.
Структура НОД:
1. Организация детей.
2. Сюрпризный момент.
3. Фонетическая зарядка (уточнение твердости и мягкости звука д, дь).
4. Игра "Назови слово на заданный звук"
5. Словоизменение
6. Игра " Угадай, как меня зовут"
7. Физминутка
8. Звуковой анализ слов
9. Игра " Назови слова с 1,2, 3 слогами"
10. Работа с предложением.
11. Итог.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами телемост с Знайкой из Цветочного
города( на телевизоре появляется картинка Знайки).Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Знайка.
Знайка: Здравствуйте, ребята. Я узнал, что вы скоро пойдете в школу, хочу вас
поздравить. По такому замечательному поводу я отправил вам посылку с подарком.
Но посылку открыть не просто. Мне очень интересно, чему вы научились за этот год,
поэтому я приготовил для вас задания, выполнив которые, вы сможете открыть
посылку и получить мой подарок. Уверен, что вы постараетесь и со всеми заданиями
справитесь.
Воспитатель: Ребята, посылка то и правда не открывается, вам интересно что
нам Знайка прислал в подарок? Тогда нам надо выполнить все его задания и показать
чему мы научились за год. Готовы?
Дети: да
1 Задание: Фонетическая зарядка.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем на музыкальных инструментах.
Приготовьте дудочку, поиграем на ней. Как она звучит?( дети имитируют игру на
дудочке)
Дети: Ду-ду-ду
Воспитатель: а сейчас приготовьте колокольчик, как он звенит?( имитация
игры на колокольчике).
Дети: Динь-динь-динь
Воспитатель: есть ли одинаковый звук в этих словосочетаниях?
Дети: Да, звук д
Воспитатель: Одинаково ли он звучит?
Дети: Нет, звук ду-ду-ду звучит твердо, а динь-динь-динь звучит мягко.
Воспитатель: ребята, напомните, фишками какого цвета мы обозначаем
согласный твердый звук и согласный мягкий?
Дети: Согласный твердый обозначается синий фишкой, согласный мягкий-
зеленой.
Воспитатель: Я согласна с вами, ребята. А вот и новое задание от Знайки.
Знайка предлагает нам поиграть в игру " Назови слово со звуком д, дь".
Будьте внимательными, если я подниму синий квадрат, с каким звуком вы
будете называть слова?
Дети: с твердым звуком д.
Воспитатель: а если я подниму зеленый квадрат, с каким звуком вы будете
называть слова?
Дети: с мягким звуком дь.
( беглый опрос детей по 8-10 слов на каждый звук)
Воспитатель: Вы были очень внимательными, ребята, назвали много слов. В
следующем задании от Знайки , мы будем изменять слова.
2 Задание: Словоизменение.
У вас на столах лежит полоска с буквами и полоска с гласными буквами.
Д
Д
м
М
Вставьте между буквами Д - М полоску с гласными буквами, передвигая ее
читайте слова, которые будут получаться. Иногда у вас могут получаться непонятные
слова
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно прочитали все слова.
Знайка: ребята, следующее задание будет посложнее, справитесь?
Воспитатель: Постараемся, ребята?
Дети: Да
3 Задание: Игра " Угадай, как меня зовут".
Воспитатель: Вы должны "прочитать" зашифрованное слово по первым
буквам предметов, изображенных на картинках.
-ДАША
-ДИМА
Воспитатель: Ребята, чем интересны эти два слова?
Дети: это имена
Воспитатель: Видишь, Знайка, ребята справились и с этим заданием.
Знайка: Молодцы, ребята, а вот и следующее задание.
Воспитатель: Подожди, Знайка, прежде чем приступить к следующему
заданию, мы немного отдохнем.
Физминутка: быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь
ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
влево-вправо повернитесь, ручками колен коснитесь.
сели-встали, сели-встали и на месте побежали.
Воспитатель: Ребята, Знайка предлагает нам выполнить звуковой анализ слов,
которые мы расшифровали.
4 Задание: Звуковой анализ слов: ДАША и ДИМА, определение ударного
гласного звука.
Воспитатель: Ребята, что -то я немного засомневалась, мне кажется, что в
слове ДИМА, первый звук надо обозначить синий фишкой, как в слове ДАША.
Дети: Нет, первый звук в слове ДИМА- согласный мягкий, потому что
гласный звук (И) дает мягкость согласному (д).
Воспитатель: Вы совершенно правы, у вас у всех так получилось?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы, и это задание Знайки вы выполнили. А теперь
разделите слова ДАША и ДИМА на слоги. Сколько слогов? Какой первый ( второй)
слог? Какой слог ударный? А сейчас Знайка предлагает нам поиграть в игру.
5 Задание: Игра " Назови слова с 1,2, 3 слогами"
Воспитатель: Ребята, вы так много назвали разных слов, и коротких и
длинных.
Знайка: Ребята, составьте, пожалуйста предложения со словами ДАША и
ДИМА.
6 Задание: Работа с предложением.
Составление повествовательного, вопросительного предложений.
Выкладывание схемы предложений.
Воспитатель: Знайка, какое у тебя следующее задание?
Знайка: Ребята, а у меня больше нет заданий, вы такие молодцы, справились
со всеми моими заданиями. Теперь я знаю чему вы научились за этот год.
Воспитатель: (открывает посылку) Ребята, посмотрите, посылка открылась.
Подойдите ко мне, достаньте то, что в посылке.
Дети: Это Книга Знаний.
Знайка: Я отправил вам в подарок Большую Книгу Знаний. Я уверен, что в
школе вы будете учиться на отлично. Надеюсь мой подарок поможет вам
подчерпнуть еще более интересные знания, ну а мне уже пора. до новых встреч,
ребята.
Воспитатель: Давайте поблагодарим Знайку за подарок и попрощаемся с ним.
( Дети благодарят Знайку и прощаются с ним)
Итог: Ребята, какие из заданий Знайки были для вас трудными или наоборот?
Что помогло вам с ними справиться? ( Знания и дружба)
Я рада, ребята, что вы многому научились за этот год, и ваши знания помогли
вам сегодня.