Напоминание

Звуки вокруг нас


Автор: Быковская Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №71 комбинированого вида
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: Конспект
Тема: Звуки вокруг нас
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия «Звуки вокруг нас»

Цель:
Познакомить детей с шумовыми и музыкальными звуками, научить их слушать, различать и находить в окружающем мире. Под спокойную музыку дети входят в зал и занимают места.
С.В..
Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнём занятие с весёлой зарядки.


Мы ребятки дружно вместе

Совершим бег на месте,

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой,

И другой!

А теперь мои хороши,

Громко хлопаем в ладоши,

Вы улыбками со всеми поделитесь

И садитесь.
(дети выполняют все движения и садятся)
С.В.
Ребята, что мы сейчас делали?
Дети:
топали, хлопали, шумели.
С.В
.: Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Дети затрудняются
С.В.
Они называются шумы. Повторим дружно хором - шумы. (дети повторяют)
С.В.
Давайте минутку помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый? Или нет? (дети слушают, потом отвечают)
С.В.
И так, что вы услышали?
Дети:
Шаги и речь, шум машины, скрип дверей, радио ит.д.
С.В
. Мы всё время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий. А какие шумы можно услышать дома?
Дети:
Звук льющёйся из крана воды, плач ребёнка, стук молотка, тиканье часов, шуршание газеты, звук телевизора ит.д.
С.В
. А на улице?
Дети:
Шум транспорта, разговоры и смех людей, шум летящего самолета, звук распиливания дров и т.д.
С.В.
Правильно, все это – шумы. А теперь поиграем: Я буду включать шумы, а вы их угадывать (использую диск «Звуки окружающего мира»).

С.В.
А теперь закройте глаза и послушайте следующий шум (включается фонограмма «шум грозы», чтение стихотворения А.Фета. «Люблю грозу в начале мая», показ иллюстраций весенней природы). Как вы думаете можно ли шум грозы дождя отнести к шумам? Дети затрудняются ответить.
С.В.
Оказывается, не совсем! Всё это голоса природы. Какие голоса природы вы можете назвать в поле?
Дети:
Пение жаворонка, шум колосьев на ветру ит.д.
С.В.
На море?
Дети:
Плеск воды, крик чаек, шум бури, шторм.
С.В.
В саду?
Дети:
Пение птиц, шелест листьев.
С.В.
В зимнем лесу?
Дети:
Вой метели, треск бурелома, свист ветра.
С.В.
Если все звуки разделить по временам года, то получится: зимние, весенние, летние, осенние. Поиграем в игру, я включаю голоса природы, вы должны их отгадать ( диск «Звуки окружающего мира»).
С.В.
Сейчас мы с вами совершим чудесное путешествие в сказочный летний лес. Закроем глаза, ощутим под ногами мягкую траву, услышим шум деревьев на ветру. (дети закрывают глаза, включается фонограмма «Звуки летнего леса»).
С.В.
Что так приятно нашему уху?
Дети:
Щебетанье птиц. С.В. Да, это поют, заливаются на разные голоса веселые птицы. Щебетание птиц – это голоса природы. Теперь послушайте ещё один отрывок, он называется «Птичка» (включение фонограммы пьесы В.Рябикова «Птичка» фортепьяно). после прослушивания
С.В.
Эти звуки можно отнести к голосам природы?
Дети:
Нет.
С.В.
Они прозвучали на музыкальном инструменте. На каком?
Дети:
Фортепьяно.
С.В
. Звуки прозвучавшие на музыкальном инструменте называются музыкальными.

Ребёнок:
Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолёта громкий рокот, гул машины во дворе. Стук колёс и шум стакана, тихий шелест ветерка. Это звуки – шумовые, Только есть ещё другие: не шуршание, не стуки Музыкальные есть звуки.
С.В.
К музыкальным звукам относятся: пение человека и игра на разных инструментах (фортепьяно, виолончель, гитара, аккордеон, гусли, колокола и т.д.), а шумы и голоса природы являются музыкальными. Все хором повторяют слова: музыкальные и немузыкальные звуки.
С.В.
Послушайте пьесу еще раз и попробуйте изобразить птичек. Звучит пьеса дети в шапочках-ободках, изображают птичек – прыгают на носочках, машут руками, как крылышками.
С.В.
Почему вы легко, весело прыгали? Ответы детей.
С.В.
Да, потому что музыка была лёгкая, быстрая, веселая, как будто птичка прыгает с ветки на ветку. Звуки были высокие, средние или низкие?
Дети:
Высокие.
С.В.
А кто ещё живёт в чаще лесной? Отгадайте загадку: Косолапые ноги Зиму спит в берлоге, догадайся, ответь Это кто?
Дети:
Медведь.
С.В
. Послушайте музыкальный отрывок. Кого он изображает: птичку или медведя и почему? Звучит пьеса В.Рябикова «Медведь»- фортепьяно.
Дети:
Медведь.
С.В.
А как вы догадались?
Дети:
Музыка звучит медленно, тяжело.
С.В
. А как ревёт медведь?
Дети:
Низким голосом.

С.В.
Да, медведь тяжело переваливается, низким голосом ревёт, и звуки на фортепьяно – тоже низкие. А как говорит человек? Дети затрудняются.
С.В.
Человек говорит в среднем диапазоне. Это средние звуки. А сейчас, все повторим. Какие бывают звуки?
Дети:
Немузыкальные: (шумы, голоса природы).
С.В
. И ещё какие?
Дети:
Музыкальные: (игра на музыкальных инструментах, пение человека).
С.В.
Какими бывают музыкальные звуки?
Дети
: Высокие, средние, низкие.
С.В.
Сейчас проведём небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или немузыкальным.
Итак:
Пение мальчиков? (музыкальные). Скрип двери? (немузыкальные). Звучание женского хора? (музыкальные). Шум моря? (немузыкальные). Подметание пола щёткой? (немузыкальные). Стук мяча? (немузыкальные). Игра на скрипке? (музыкальные). Шум трактора? (немузыкальные). Звучание симфонического оркестра? (музыкальные). Игра на фортепьяно? (музыкальные).
С.В
. Теперь вы знаете, какие звуки окружают нас, слушайте дома различные звуки, можете их зарисовать в своих альбомах. До новых встреч!



В раздел образования