Автор: Головина Светлана Анатольевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №111
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие.Межпредметная связь
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие
Комплексные соли
9 класс
Тип урока: обобщение и интеграция знаний
Цель: расширить представления учащихся о комплексных солях
Задачи:
1.Знать получение комплексных солей на примере солей цинка, алюминия.
2.Знать строение комплексных солей
3.Понимать важность комплексных солей (на примере гемоглобина, хлорофилла)
Планируемые результаты
Личностные
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные
Познавательные:
-
умение
находить
сходство
и
различие
между
объектами,
обобщать
полученную
информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
-
умение
адекватно
использовать
речевые
средства
и
символы
для
представления
результата.
Предметные:
-умение характеризовать комплексную соль;
- умение решать не стандартные задачи.
Оборудование: высказывание
на
доске,
подносы
с
реактивами,
химическая
посуда,
карточки с задачами.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Методы
обучения: частично
-
поисковый,
личностно-ориентированное
обучение,
практический ( проведение опытов).
Ход урока
Проводится работа в группах по двум вариантам.
Правила работы в группах (написаны на доске)
1.
Вежливо обращайтесь друг с другом.
2.
Выслушивайте мнение каждого.
3.
Не перебивайте говорящего.
4.
Доказывайте свои версии.
5.
В группе ответы дает каждый.
6.
Умеешь сам – научи другого.
Учащиеся
первой
группы
получают
гидроксид
цинка
(II)
из
хлорида
цинка
(II)
и
гидроксида натрия, записывают молекулярное и ионное уравнение.
Учащиеся второй группы получают гидроксид алюминия из хлорида алюминия (III) и
гидроксида натрия, записывают молекулярное и ионное уравнение.
А теперь, давайте посмотрим, что будет происходить при приливании избытка щёлочи.
Да, действительно, происходит растворение осадка и при этом образуется комплексная
соль.
Сейчас вы посмотрите видиоролик о строении комплексных солей.
У ребят на столе памятка по составлению комплексных солей с основными понятиями:
Внешняя сфера
Внутренняя сфера
Комплексообразователь
Лиганд
Координационное число
В качестве примера тетрагидроксоберрилат натрия
Учащиеся первого варианта записывают уравнение реакции образование комплексной
соли цинка, а второй группы алюминия и называют по аналогии эти соли, проставляем
заряд сфер и заряд комплексообразователя.
Применение знаний в новой ситуации:
Даются примеры солей и сообщается, что в состав лиганд могут входить и нейтральные
молекулы, определяются заряды учащимися.
K
4
[Fe(CN)
6
].
[Ag(NH
3
)
2
]NO
3 и другие примеры
Проводится демонстрация получения комплексной соли меди.
Раствор сульфата меди (II) и нашатырный спирт. Химическая реакция сопровождается
изменением окраски с голубой на ярко синюю. Попробуем составить новую соль. Что
будет выступать в качестве комплексообразователя, лигандов, чем будет представлена
внешняя сфера.
Воспользуемся правилом, позволяющим узнать число лигандов. (координационная теория
А. Вернера ).Формула готова, дадим название.
Применение знаний в новой ситуации
Проводится опыт, который необходимо объяснить.
К полученной в первом опыте комплексной соли меди приливается перекись водорода.
Что вы видите,? Почему выделяется пена? Что она из себя представляет? Какое вещество
является ускорителем реакции?
Комплексные соединения - наиболее обширный и разнообразный класс соединений. В
живых
организмах
присутствуют
комплексные
соединения
биогенных
металлов
с
белками, аминокислотами, нуклеиновыми кислотами, углеводами, макроциклическими
соединениями.
Важнейшие
процессы
жизнедеятельности
протекают
с
участием
комплексных соединений. Некоторые из них (гемоглобин, хлорофилл, витамин В
12
и др.)
играют значительную роль в биохимических процессах. Многие лекарственные препараты
содержат
комплексы
металлов.
Например,
инсулин
(комплекс
цинка),
витамин
В
12
(комплекс кобальта) и т.д.
Слайд № 1 с показом строения хлорофилла? Что мы можем предположить? Является ли
это
вещество
чисто
неорганическим?
Предположите.
Магнийорганическое.,
азотсодержащее металлорганическое соединение.
Хлорофи́
лл (от греч. chloros — зеленый и phyllon — лист), зеленый пигмент растений, с
п о м о щ ь ю
ко т о р о г о
о н и
у л а в л и в а ю т
э н е р г и ю
с о л н е ч н о г о
с в е т а
и
осуществляют фотосинтез, т. е. превращают солнечную энергию в энергию химических
связей органических соединений. Содержится и в фотосинтезирующих организмах других
видов — водорослях и бактериях. С точки зрения химического строения хлорофилл
неоднороден. Существуют различные типы хлорофиллов. Основой химического строения
всех хлорофиллов является сложное циклическое соединение.
В
результате
запускаемого
хлорофиллом
электронного
транспорта
высшие
растения,
водоросли,
цианобактерии
осуществляют
фоторазложение
воды
с
выделением
в
атмосферу газообразного кислорода, образование АТФ и фиксацию СО
2
с образованием
углеводов.
Таким
образом
свет,
поглощенный
хлорофиллом,
преобразуется
в
потенциальную
химическую
энергию
органических
продуктов
фотосинтеза
и
молекулярного кислорода.
Производные хлорофилла используются в медицине и ветеринарии для фотодинамической
терапии рака. Эффект основан на том, что при введении этих соединений в кровь больных
раком людей или животных пигменты в большей степени накапливаются в раковых
опухолях, чем в окружающих тканях. При освещении в аэробных условиях пигменты
передают энергию кислороду, переводя его в возбужденно состояние. Кислород, обладая
высокой
реакционной
способностью,
разрушает
липидные
и
белковые
компоненты
раковых клеток, приводя к их уничтожению. Описано бактерицидное и антиоксидантное
действие хлорофилла, а также применение хлорофилла для окраски мыла, масел, жиров,
кремов, алкогольных и безалкогольных напитков, косметики, одеколона, духов, в качестве
дезодоранта и в других целях.
Слайд №2 с показом строения гемоглобина
Учащиеся
делают
выводы,
что
это
сложный
железосодержащий
белок,
способный
обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани. У позвоночных
животных содержится в эритроцитах.
Главные функции гемоглобина: перенос кислорода и буферная функция. У человека в
капиллярах лёгких в условиях избытка кислорода последний соединяется с гемоглобином.
Потоком
крови эритроциты,
содержащие
молекулы
гемоглобина
со
связанным
кислородом, доставляются к органам и тканям, где кислорода мало; здесь необходимый
для
протекания
окислительных
процессов
кислород
освобождается
от
связи
с
гемоглобином.
Кроме
того,
гемоглобин
способен
связывать
в
тканях
небольшое
количество диоксида углерода (CO
2
) и освобождать его в лёгких.
Используя любые источники, найти другие комплексные соли и их значение., сделать
схемы и зарисовки.