Автор: Кутушева Гульнара Раилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад №14 "Шатлык"
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Сюжетно – ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В
эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об окружающем мире,
у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе
которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание,
память, воображение, ловкость. Усваиваются определённые нормы
поведения. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному
возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой
более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные
воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей
деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – называют
творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятельности взрослых.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами заместителями, ребёнок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет – заместитель становится
опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и
ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким
образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в
образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли,
ребёнок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с
разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной
способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую
точку зрения.
Сюжетно – ролевая игра имеет решающее значение для развития
воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные
предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на
себя роли отсутствующих персонажей. Это способствует тому, что дети
приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в
процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания
и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и
реализовывать совместные планы.
Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с изучения литературы по
данной теме. Познакомилась с методикой Н.В. Краснощёковой «Сюжетно –
ролевые игры для детей дошкольного возраста», А.В. Каличенко «Развитие
игровой деятельности дошкольников», Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность
в детском саду», Н.Я. Михайленко и других.
Работу по развитию игровых умений веду с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
В настоящее время выделяют четыре этапа или уровня развития сюжетно –
ролевой игры.
I этап: Основным содержанием игры являются действия с предметами.
Основные сюжеты бытовые. Действия детей однообразны, часто
повторяются. Охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра
кратковременна. Это свойственно детям 3-4 лет.
Работу по развитию игровых умений во второй младшей группе вела в
различных формах. Во-первых – использовала и проводила специальные, как
занятия игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как:
«Оденем куклу Катю», «Уложим куклу Катю спать», «Катя заболела», «У
Мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру
педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и
предметами заменителями. Здесь я выступала инициатором проведения игры:
начинала игру, продумывала её ход и диалог между персонажами. Старалась
вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его
активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и
индивидуально.
Во-вторых – использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как:
«Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; Инсценирование
стихотворений К.И. Чуковского «Телефон», С. Я. Маршака «Кто колечко
найдёт» и другие. Данную работу планировала и проводила на занятиях по
ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности,
широко используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр, театр
«Рукавичку». Кроме того, использование театра «Рукавичка» -
способствовало развитию у детей способности принимать на себя роль
животного. Есть дети, которые охотно берут на себя предложенную роль, а
есть дети, которые отказываются. Таких детей я старалась заинтересовать и
привлечь, и неоценимую помощь в этом оказал театр «Рукавичка». Рукавички
широко использовала практически во всех режимных моментах. Для
развития у детей способности принять на себя роль животного в своей
практике использовала и такие игры как: «Лиса», «Медвежата», «Кошка»,
«Лошадка», «Ежиха» и другие. Перед каждой из выше перечисленных игр
рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие
рассказы, показывала повадки животных, просматривали с детьми
мультипликационные фильмы и сказки о этих животных, слушали песенки.
В – третьих, организовывала наблюдения за трудом взрослых: предлагала
детям понаблюдать дома за мамой, бабушкой, папой, просила рассказать о
том, чем любят заниматься родители дома, какую помощь оказывают дети
своим родителям. В группе проводила с детьми наблюдение за трудом няни,
обращала внимание на последовательность действий, просила оказать ту или
иную помощь. На прогулке часто наблюдали за проезжающим транспортом,
за машинами, подъезжающими к магазину. Задача подобных наблюдений
нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.
Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает
организация предметно игровой среды. Поэтому для развития у детей
игровых умений в группе были созданы различные игровые зоны, такие как:
«В гостях у Айболита», «Парикмахерская», «Дом». Огромную помощь в
изготовлении игровых зон оказали родители, вместе с ними мы подготовили
необходимые для этих игровых зон атрибуты. Например, для игрового уголка
«Дом» были сшиты постельки для кукол. Родители оказали помощь в
изготовлении одежды для кукол. Они связали и сшили различные костюмы,
пинетки, шапочки. Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками
и инструментами необходимыми при игре в том или ином уголке.
При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» - знакомила детей
с деятельностью врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в
медицинский кабинет, читала отрывки из таких произведений как: «Доктор
Айболит» К. Чуковского, «Стёпка растрёпка» С. Чёрного.
Детям нравилось играть в игровых зонах, они с удовольствием принимали на
себя различные роли, но несмотря на это, в силу возрастных особенностей
испытывали трудности в построении сюжета игры. Поэтому я, постоянно
включаясь в игру, брала на себя главную роль, показывая на собственном
примере правильность построения диалога между играющими. К концу года
сюжеты игр усложнились, многие дети начали проявлять инициативу при
определении замысла игры. Дети стали более активными, раскрепощёнными.
II этап развития сюжетно– ролевой игры.
Основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти
действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с
ролью. Основные сюжеты остаются бытовые. Одна и та же игра повторяется
многократно. Дети объединяются в небольшие группы, но это объединение
кратковременно. Это характерно для детей 4-5 лет.
Работу в средней группе начала с расширения предметно игровой среды
добавив в неё такие игровые зоны как: «Магазин», «Кафе у Пчелки», что в
свою очередь позволило разнообразить сюжеты игр.
Переименовала уже имеющиеся зоны. Например: «Парикмахерскую» в
«Салон красоты», что способствовало усложнению сюжета игры. Объяснила
детям, чем отличается парикмахерская от салона красоты, познакомила с
новыми профессиями: косметолог, визажист, рассказала о виде их
деятельности. При знакомстве детей с новой игрой начинала её, брала одну
из ролей (например: роль визажиста) на себя, показывая на собственном
примере правильность построения диалога между играющими, и знакомя
детей с последовательностью его действий, и только после этого передавала
роль ребёнку.
Для закрепления представлений о труде взрослых познакомила их с такими
сюжетно – ролевыми играми как: «Лётчики», «Шофёры», «Строители».
Знакомство с этими играми планировала и проводила как в совместной
деятельности, так и на занятиях по ознакомлению с художественной
литературой.
С целью обогащения детей впечатлениями, которые могут быть
использованы в этих играх, знакомила детей с творчеством С.Маршака,
И.Винокурова, Б. Житкова.
Проводила специальные игры – занятия «Летчики уходят в рейс»,
«Строительство детского сада».
С целью обогащения игрового опыта детей наблюдали за играми старших
ребят, организовывали совместные с ними игры.
Кроме того в течение года дети принимали активное участие в
театрализованных постановках, что в свою очередь способствует
расширению сюжетной линии игр, развивает речь и словарный запас детей,
демонстрирует способы взаимодействия героев, их взаимоотношения.
Подключаясь к игре детей, как партнер-носитель дополнительной
информации, стараюсь использовать тематику игр, интересующую каждого
ребёнка. Использование детских интересов позволяет расширить
тематический круг игр. Разнообразие ролей привлекающие детей позволяют
пополнить игровой опыт всех детей группы. В ходе совместных игр своими
вопросами и репликами стараюсь активизировать ролевую речь детей. Если
игра начата кем – либо из детей, стараюсь подключиться к ней
непринуждённо и не навязчиво. Например: Одна из девочек одиноко сидит и
крутит в руках градусник. Предлагаю другому ребёнку: «Настя, давай
поиграем вместе с Машей, она сидит в больнице и ждет, когда к ней придут
пациенты. Маша ты кто? Врач? Можно мы с Настей будем твоими
пациентами, разворачиваю диалог, а затем по сюжету уступаю роль второму
ребёнку. Причем моё взаимодействие с ребёнком – врачом служит
определённой моделью для второго ребёнка.
Так как в этом возрасте дети начинают объединяться в небольшие группы во
время игры, то встаёт вопрос о необходимости научить их взаимодействовать
друг с другом. Начиная со средней группы, веду работу по предотвращению
конфликтных ситуаций, в том числе и в игровой деятельности. Например:
Макар и Святослав заспорили в игре, кто из них будет шофёром, а кто
пассажиром. Алиса и Амелия заспорили, кто из них будет мама, а кто дочка.
Для разрешения подобных споров учу детей пользоваться считалками,
устанавливать очерёдность.
Для того чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в игре, даю возможность
проиграть все роли, которые в ней есть. Таким образом, происходит обмен
ролями, накапливается игровой опыт. Возможность попробовать себя в
престижной роли способствует активизации познавательно творческого
потенциала. Для развития игровых умений у пассивных детей вовлекаю их в
игру, давая им различные поручения. Например, при игре в «Магазин»
прошу: «Егор, сегодня очень много покупателей, шофёр не успевает
привозить товар. Привези, пожалуйста, на своей машине конфет и пряников».
Предлагаю детям интересную, но не сложную роль: «Варя, давай ты будешь
медсестрой, вместе с Гульназ – она врач, будешь сидеть в кабинете и
выписывать рецепты. А то ей одной очень трудно, она не успевает, посмотри
какая очередь».
В старшей группе игра уже чаще протекает как совместная, происходит
переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей.
Дети становятся более самостоятельными, активными, способными выбрать
роль и придерживаться её на протяжении всей игры.
Ведя работу по развитию игровых умений в старшей группе, продолжаю
расширять предметно-игровую среду и представления детей об окружающем
мире.
Начала знакомить детей с такими сюжетно-ролевыми играми как
«Супермаркет», «Театр», «Поликлиника». В дальнейшем, планирую вести
работу по расширению сюжета этих игр используя для этого: чтение
художественной литературы, просмотр детских научно популярных фильмов,
прослушивания аудио кассет рассматривание иллюстраций, изготовление
новых атрибутов к этим играм вместе с детьми и родителями.
Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры оказывают
игры драматизации, в которых мы с детьми этого возраста разыгрываем
сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса
полученных знаний в игру.
Так, например: при знакомстве детей с сюжетно – ролевой игрой «Театр»,
неоднократно были с детьми на спектаклях проводимых в детском саду,
проводила с детьми беседы о театре, знакомила с различными театральными
профессиями (режиссёр, костюмер, актер, гримёры).
Совместно с родителями оформили уголок ряженья. Изготовили с детьми
необходимые атрибуты (билеты, деньги, таблички со словами «Театр»,
«Касса»). Во время игры знания и умения, приобретённые с помощью игр –
драматизаций, дети исполняющие роли актёров использовали в игре,
разыгрывая небольшие спектакли на импровизированной сцене.
Кроме того, продолжаю вести работу по усложнению сюжетов уже знакомых
детям игр. Так, например, как вы помните «Парикмахерскую» сначала
переименовали в «Салон красоты». А будущем я планирую переименовать
«Салон красоты» в «Дом мод», добавив в игровую среду необходимые для
этой игры атрибуты.
Кроме усложнения сюжета игры это способствует и расширению кругозора.
Дети приобретают знания и представления о моде, красоте, знакомятся с
такими профессиями как фотограф, модель, модельер их видом деятельности.
Для того, чтобы сюжетно – ролевая игра развивалась, необходимо дать детям
знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой
целью использую. дидактические игры (Приложение). В них содержится
комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства,
переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С
помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать,
обобщать, анализировать, делать выводы… Именно в них формируются
необходимые детям социальные навыки, делают жизнь ребенка
увлекательной, соответствующей его потребностям.
Я очень люблю играть вместе с детьми, с полной отдачей. Главное в игре –
сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников
интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы
навыки, полученные в театральных, дидактических и сюжетно – ролевых
играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Я постоянно нахожусь
в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно
осваивать новые игры.
Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться,
действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об
особенностях игровой деятельности ребенка. Для того, чтобы выбрать
правильное направление в работе с родителями, я провела в младшей группе
анкетирование (Приложение). Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов,
по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы.
Приготовила ряд консультаций: «Игра и игрушка в жизни ребенка», «О чем
говорят любимые игрушки вашего ребенка», «Значение сюжетно – ролевой
игры в жизни дошкольника», «С кем играет ваш ребенок», «Поиграем…?»
(Приложение).
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой
деятельности детей. Они правильно воспринимают все рекомендации, что
очень помогает мне в работе.
В подготовительной к школе группе планирую познакомить детей с такими
играми как: «Школа», «Полет в космос», «Ателье», продолжать работу по
расширению сюжетов уже знакомых детям игр.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сюжетно – ролевая игра
оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Расширяет кругозор,
способствует формированию положительных взаимоотношений, оказывает
на детей комплексное воспитательное воздействие. Замыслы игры стали
более устойчивыми. Многие дети стали обсуждать замысел игры, научились
учитывать интересы и точку зрения партнёра. Совершенствуется умение
совместно строить и творчески развивать сюжеты игр, которые год от года
становятся более разнообразными. Обозначают исполняемую роль словом,
легко вступают в контакт со сверстниками.