Напоминание

Дополнительная образовательная программа по формированию познавательного интереса к культуре и традициям татарского народа


Автор: Бурханова Наталия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Унэгэтэйский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: село Унэгэтэй
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дополнительная образовательная программа по формированию познавательного интереса к культуре и традициям татарского народа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дополнительная образовательная программа по формированию

познавательного интереса детей к культуре и традициям татарского

народа

Бурханова Н.С. , воспитатель

МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок»

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Региональная стратегия в области дошкольного образования опирается

на

Концепцию

национальной

образовательной

политики

РФ.

Реализация

предполагает

включение

в

образовательную

деятельность

дошкольных

образовательных

учреждений

(ДОУ)

национального

регионального

компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал

региона,

а

целью

использование

этого

потенциала

в

решении

образовательных задач.

Национальная

культура

является

концентрированным

выражением

духовной сущности каждой нации, обусловленной историческими условиями

особенностей ее жизни и быта, ее представителей и понятий о мире и

человеке, о жизни и смерти, добре и зле, выражением ее чаяний и надежд.

Представители

любой

национальности

должны

знать

свои

корни,

традиции и историю своего народа.

Программа

дополнительного

образования

реализует

региональный

компонент в системе традиционных мероприятий по ознакомлению детей с

родным краем и культурой татарского народа, населяющего нашу Республику.

Нормативно-правовой

и

документальной

основной

программы

дополнительной образовательной деятельности являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155);

-

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций»,

утвержденным

постановлением

Главного

государственного

2

санитарного

врача

Российской

Федерации

от

15

мая

2013 г.

№ 26

(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая

2013 г., регистрационный № 28564);

- Устав МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок» (далее ДОУ).

Осуществляя, выбор путем обновления педагогического процесса мы

учитываем тенденции социальных преобразований в Республике Бурятия,

запросы детей, интересы детей.

Рабочая

программа

дополнительного

образовательной

деятельности

традиций и культуры рассчитана на детей от 2 до 7 лет и составлена в

соответствии

с

возрастными

особенностями

ребенка.

Зачисление

детей

проходит на основе учета интересов детей и заявления родителей.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество часов по календарному плану – 22 часа.

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.

Продолжительность образовательной деятельности 15 минут.

Количество детей в группе 15 человек.

Всего в учебном году – 34 занятий.

Содержание программы распределено таким образом, что в учебном

году воспитанники овладеют определенным минимумом знаний, умений, и

навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.

1.1.1 Цели и задачи Рабочей программы

Принципы проведения дополнительной образовательной деятельности:

-

Наглядность

обучения

осуществляется

на

основе

восприятия

наглядного материала;

- Цикличность построения занятий – занятия составляются на основе

предыдущих занятий;

-

Доступность

комплекс

занятий

составлен

с

учетом

возрастных

особенностей дошкольников;

3

- Развивающий и воспитательных характер обучения – направлен на

развитие познавательных процессов, на расширении кругозора;

- Наличие наглядного материала;

- Игровой характер занятий;

- Интерес детей и родителей к языку;

- Закрепление материала в семье.

1.1.2 Значимые характеристики для разработки Программы

Основные

участники

реализации

Программы:

дети

разновозрастной

группы, родители (законные представители), педагоги.

Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, в дальнейшем

хорошо

учатся

в

школе,

успешно

продолжают

обучении

в

системе

дополнительного

образования,

художественных,

музыкальных

школах,

становятся постоянными участниками фестивалей детского творчества.

Список детей

1.

Буянтуев Эрдэни

2.

Гажитова Алина

3.

Гажитова Елена

4.

Галсанов Тумэн

5.

Дондуков Аюр

6.

Дондуков Вадим

7.

Дондуков Жамсаран

8.

Матвеев Давид

9.

Попова Мария

10.Фроленкова Алина

11.Чимитов Максим

12.Чимитова Кристина

13.Чимитова Ульяна

14.Шишмарева Диана

4

15.Эрдынеева Милана

Социальными

заказчиками

реализации

Программы

как

комплекса

образовательных услуг выступают родители, как гарант реализации прав

ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

С

целью

интеграции

личности

воспитанников

в

национальную

культуру,

в

содержание

Программы

включены

задачи

по

приобщению

дошкольников к истокам татарской народной культуры и ознакомлению с

традициями.

Таблица 1 – Социальный паспорт семьи

Показатели

Количество

Процент

1

Количество семей

12 (24 чел.)

100

2

Национальная принадлежность семьи

2.1

Русские

4

33,3

2.2

Буряты

4

33,3

2.3

Татары

2

16,7

2.4

Смешанные и прочие национальности

2

16,7

1.1.3 Планируемы результаты

Планируемые

результаты

освоения

детьми

программы

по

дополнительному образованию представлены в виде целевых ориентиров

дошкольного

образования,

которые

представляют

собой

социально-

возрастные

характеристики

возможных

достижений

ребенка

на

этапе

завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

- Не подлежат непосредственной оценке;

- Не являются непосредственным освоением оценки как итоговой, так и

промежуточного уровня развития детей;

- Не являются основанием для их формального сравнения с реальными

достижениями детей;

-

Не

являются

основой

объективной

оценки

соответствия

установленным

требованиям

образовательной

деятельности

и

подготовки

детей;

5

-

Не

являются

непосредственным

основанием

при

оценке

качества

образования.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога

за

детьми

в

повседневной

жизни

и

в

процессе

непосредственной

образовательной работы с ними.

Ожидаемые результаты:

- Проявление интереса к татарскому языку и культуре;

- Знание национальных игр, танцев, песен, использование элементов

национального фольклора (потешек, считалок, закличек);

-

Проявление

уважительного

отношения

к

людям

разных

национальностей.

6

2.Содержательный раздел

2.1 Описание дополнительной образовательной деятельности

Работа

по

дополнительному

образованию

проводится

за

рамками

образовательной

программы

на

бесплатной

основе

для

воспитанников

дошкольного возраста в форме кружковой работы.

Содержание дополнительного образования направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального

самоопределения,

творческой

самореализации

личности

ребенка,

ее

интеграции в систему мировой и отечественной культуры;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога дополнительного образования и семьи.

Содержание программы базируется на детских интересах и запросах

родителей и реализуется в рамках образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие».

Реализация

дополнительного

образования

недопустима

за

счет

времени,

отведенного

на

прогулку

и

дневной

сон.

Периодичность

и

продолжительность определена санитарно-эпидемиологическими правилами

и

нормативам

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением

Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15

мая 2013 г.

№ 26

(зарегистрировано

Министерством

юстиции

Российской

Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

7

Программа рассчитана на один год обучения для детей 2-7 лет. Занятия

рассчитаны на 15 мин, проводятся один раз в неделю согласно учебно-

тематическому плану. Всего в учебном году планируется 34 занятий.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности

на 2018-2019 учебный год

занятия

Срок

Перечень тем

Количеств

о занятий

Количество

часов

1-2

Сентябрь

«Знакомство»

«Татары, кто они?»

2

1

3-4

«Моя семья»

2

1

5-6

Октябрь

«Фрукты»

«Овощи»

2

1

7-8

«Магазин игрушек»

«Времена года»

2

1

9-10

Ноябрь

«Алсу в гости пришла»

«Праздник независимости»

2

1

11-12

«Домашние животные»

«Дикие животные»

2

1

13-14

Декабрь

«Цвета радуги»

«Веселый счет»

2

1

15-18

Январь

«Народная культура и традиции»

«Татарская национальная одежда»

«Татарский народный орнамент»

«Национальные игры и забавы»

4

2

19-20

Февраль

«Татарская национальная кухня»

1

1

21

Март

«Праздники татарского народа»

1

1

22

«В гостях у Васили Опы»

1

0,5

23

Апрель

«Давай поиграем»

1

0,5

24

«Наши пернатые друзья»

1

0,5

25-26

«Мебель в доме»

1

0,5

«Мои друзья»

2

1

27-28

Май

«Татарские сказки»

«Весело отдыхаем»

2

1

29

«Татарская изба»

1

0,5

30

Май

«Мульти-пульти»

5

2,5

Перспективный план дополнительной образовательной деятельности

Сентябрь

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Әйдәгезтанышыйк»

«Давай познакомимся»

Выявить в беседе с

детьми, имеющиеся

знания и навыки

0,25

1.Знакомство

2.Дидактическая

игра

«Чуде сный

8

разговорной речи

мешочек»

3.Чтение стиха

2

«Татарларкемнэралар?»

«Татары, кто они?»

Ознакомление детей с

особенностями

татарской

национальной

культуры

0,25

1.Чтение стиха

2.Приход гостей

3.Просмотр

презентации

4.Игра

«Тюбетейка»

5.Слушание

татарских песен

3

«Минем гаиләм»

«Моя семья»

Научить детей самым

необходимым словам,

выражающим родство

0,25

1.Чтение сказки

2.Дидактичсекая

и г р а

« С л у ш а й ,

покажи, повтори»

3.Подвижная

игра

«Эбэк-чэбэк»

4.Пальчиковая игра

«Бубармак»

4

«Минем гаиләм»

«Моя семья»

Закрепить

представления о

родственных

отношениях,

воспитывать

уважительное

отношение к

окружающим людям

0,25

1.Просмотр

мультфильмов

2.Игра

«Пальчиковый

театр»

3.Разучивание

песни «Курсэт эле

ускэнем»

4 . Р а б о т а

п о

картинкам

Октябрь

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Жимешлэр»

«Фрукты»

Упражнять детей в

правильном

использовании в речи

названия фруктов на

татарском языке

0,25

1.Чтение сказки

2 . И г р а

« С б о р

урожая»

3.Песня «Эпипэ»

4.Татарский танец

2

«Яшелчэлэр»

«Овощи»

Упражнять детей в

правильном

использовании в речи

названия овощей на

татарском языке

0,25

1.Чтение стиха

2.Повторение

песни «Эпипэ»

3.Показ

настольного театра

«Шалкан»

3

«Уенчыкларкибете»

«Магазин игрушек»

Познакомить детей с

названиями игрушек

на татарском языке

0,25

1.Загадка

2.Сюжетно-

р о л и в а я

и г р а

«Магазин»

3.«Танцуют все!»

4

«Ел фасыллары»

«Времена года»

Развивать умение

называть времена года

на татарском языке,

познакомить с

признаками

0,25

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2.Игра

«Когда

это

бывает?»

3.Чтение

стиха

на

9

татарском языке

4.Подвижная

игра

по желанию

Ноябрь

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Алсу кунаккакилгән»

«Алсу в гости пришла»

Развивать умение

называть куклу по

имени, называть свои

имена. Побуждать

детей к ведению

диалога

0,25

1 . Б е с е д а

п о

картинке

2.Игра

«Знакомство»

3.Разучивание

песни

4.Пальчиковая игра

«Бубармак»

2

Праздник «День

независимости»

Познакомить детей с

праздником – Днем

независимости

Удмуртии.

0,25

1.Песни

2.Стихи

3.Танцы

3

«Йортхайваннары»

«Домашние животные»

Упражнять детей в

правильном

использовании в речи

название домашних

животных на

татарском языке

0,25

1.Чтение сказки

2.Подвижная

игра

«Толке

хэмтавыклар»

3.Дидактическая

игра

4

«Кыргыйхайваннар»

«Дикие животные»

Упражнять детей в

правильном

использовании в речи

название диких

животных на

татарском языке

0,25

1.Дидактическая

и г р а

« Ч е й

малыш?»

2.Игровая ситуация

3.Подвижная

игра

«Аю-буре»

Декабрь

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Салават

куперетослэре»

«Цвета радуги»

Развивать умение

называть цвета на

татарском языке

0,5

1.Беседа с детьми

2.Дидактическая

игра «Найди цвет»

3.Показ

настольного театра

«Чувартавык»

4.Разучивание

н о в о й

п е с н и

«Чыршы,

чыршы

без сине»

2

«Кунеллесаннар»

«Веселый счет»

Развивать умение

использовать числа в

разговорной речи

0,5

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2.Игра

«Веселый

счет»

3.Чтения

стиха

на

татарском языке

4.Подвижная

игра

«Делай как я!»

10

Январь

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Халыккультурасы»

«Народная культура и

традиции»

Познакомить детей с

традициями

татарского народа

0,25

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2 . З н а ком с т в о

с

мечетью Мажани

3.Подвижная

игра

«Чулмэксатам»

2

«Татар халыккиемнэре»

«Татарская

национальная одежда»

Познакомить детей с

разнообразием

татарской одежды

0,25

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2.Хороводная

игра

«Ак калач»

3.Апаликация

«Читек»

3

«Татар халыкбизэклэре»

«Татарский народный

орнамент»

Продолжать

знакомить детей с

искусством татарского

народа и с

предметами

национальной одежды

0,25

1.Чтение рассказа

2.Вопрос по тексту

3 . И г р а

« Н а й т и

пару»

4.Аппликация

«Тубэтэй»

4

«Милли уеннар»

«Национальные игры и

забавы»

Познакомить детей с

национальными

играми и забавами

татарского народа

0,25

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2.Праздник

«Сабантуй»

3.Загадки

4.Подвижная

игра

«Бег в мешках»

Февраль

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Татар халыкашлары»

«Татарская

национальная кухня»

Познакомить детей с

национальными

блюдами, названиями

продуктов в

национальной кухне

0,5

1.Чтение стиха

2.Беседа

3.Дидактическая

игра

«Волшебный

коробок»

4.Зарисовка

татарских блюд

2

«Татар шагыйрьлэре»

«Татарские поэты»

Познакомить детей со

знаменитыми

татарскими поэтами

0,5

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2.Чтение стиха

3.Подвижная

игра

«Аю-буре»

4.Повторение

танца и песен

Март

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Татар

халыкбэйрэмнэре»

«Праздник татарского

Познакомить детей с

праздниками

татарского народа

0,5

1 . Б е с е д а

с

картинками

2.Просмотр

11

народа»

презентации

3 . Б е с е д а

о

праздниках

4.Национальные

игры

по

желанию

детей

2

«В гостях у Васили

Опы»

Возрождение,

сохранение и развитие

культурных ценностей

татарского народа,

сближение и духовное

взаимообогащение

детей

0,5

1.Прослушивание

стихов

2.«Танцуют все!»

3.Подвижная

игра

по желанию детей

Апрель

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Әйдәгез, уйныйбыз»

«Давай поиграем»

Формировать у детей

нравственные

качества через

татарские народные

подвижные игры,

народный фольклор и

традиции

0,25

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2.Дидактическая

игра

3.Повторение

песни

4.Эстафета

2

«Безненкошлар»

«Наши пернатые

друзья»

Упражнять детей а

правильном

использовании в речи

названий птиц на

татарском языке

0,25

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2.Хороводная игра

3.Пальчиковая игра

3

«Буөйдәнэрсэ бар»

«Мебель в доме»

Ознакомить детей с

домом, предметами

домашнего обихода,

мебелью

0,25

1 . Б е с е д а

п о

картинкам

2.Дидактическая

и г р а

« Ч е г о

н е

стало?»

3.Повторение

татарского танца

4

«Минем дуслар»

«Мои друзья»

Научить использовать

вежливые слова в

разговорной речи на

татарском языке

0,25

1.Чтение сказки

2.Подвижная

игра

«Эбэклер»

3.Раскрась

картинки

Май

Тема

Цель

Количество

часов

Основные

моменты

1

«Татар экиятлэре»

«Татарские сказки»

Познакомить с

персонажами

татарских сказок

0,25

1.Чтение сказок

2 . З н а ком с т в о

с

персонажами

сказок

3.Хороводная

игра

«Песи-песи»

4.Показ

настольного театра

«Шалкан»

12

2

«Күңелле ял итәбез»

«Весело отдыхаем»

Доставить детям

радость общения на

татарском языке

0,25

1.Подвижная

игра

«Тотышуены»

2.Показ

настольного театра

«Кумэч»

3

Экскурсия в мини-музей

«Татарская изба»

Приобщить детей к

истории и культуре

татарского народа,

посредством

«музейной

педагогике»

0,25

1 . « П р и х о д и

в

гости»

2.Беседа с детьми

3.Просмотр

презентации

4.«Мини-музей»

4

«Мульти-пульти»

Расширять

представления об

окружающем мире,

знакомить с новыми

словами, явлениями,

формировать

оценочное отношение

к миру, развитие

мышления

0,25

1 . Б е с е д щ а

п о

картинкам

2.Просмотр

фильма

2.2 Взаимодействие с семьей

Одним из направлений ДОУ по дополнительному образованию детей

является взаимодействие с родителями воспитанников. В этом направлении

используются

следующие

формы

работы:

открытый

просмотр

занятий,

индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей, тематические

родительские

собрания,

праздники,

развлечения,

выставки

творчества,

анкетирование.

Информирование

родителей

(законных

представителей)

детей

о

процессе реализации Программы осуществляется в формах:

- Индивидуальных собеседований и консультаций;

- Общих родительских собраний;

- Ежегодного публичного отчета заведующего ДОУ.

Прекращение

реализации

Программы

возможно

по

усмотрению

родителей

(законных

представителей)

воспитанников

и

образовательного

учреждения в случае:

13

- Признание родителей (законных представителей) воспитанников и

(или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоение

детьми дополнительной общеразвивающей программы;

- Нежелание воспитанником осваивать Программу;

-

Неудовлетворенность

родителей

(законных

представителей)

воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг;

- Противопоказания по состоянию здоровья.

О с в о е н и е

и л и

н е

о с в о е н и е

р е б е н ком

д о п о л н и т е л ь н о й

общеразвивающей

программы

не

влияет

на

выбор

образовательного

маршрута ребенка в дальнейшем.

2.3 Модель организационно-воспитательного процесса

Расписание

образовательной

деятельности

составлено

с

учетом

интересов и возможностей детей во вторую половину дня.

Продолжительность

образовательной

деятельности

устанавливается

исходя

из

образовательных

задач,

психофизической

целесообразности,

санитарно-гигиенических норм.

Особенности

организации

детей

определены

направленностью,

функциями дополнительных образовательных планов.

Организуя

работу

в

рамках

дополнительного

образования,

педагоги

учитывают:

- Интересы детей;

- Добровольность выбора;

-

Решение

воспитательных

и

образовательных

задач

в

единстве

с

основной программой детского сада;

- Ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания

дополнительного образования;

-

Создание

комфортной

обстановки,

способствующей

развитию

свободной творческой личности;

14

- Нормы нагрузки на ребенка.

Образовательная

деятельно сть

проводится

в

с п е ц и а л ь н о

оборудованном

помещении

детского

сада.

Формы

работы

меняются

взаимности от поставленных задач.

Работа по дополнительному образованию проводится с группой детей

(15 человек) разного возраста (2-7 лет). Длительность работы – 15 мин, во

вторую половину дня. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не

дублируют

ни

одной

из

занятий

общей

программы.

Они

являются

надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой

отрасли, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянным

сменой

задач,

материалов

и

т.д.

Такой

подход

дает

возможность

заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Программа предполагает широкое использование иллюстрационного,

демонстрационного

материала;

использование

методических

пособий,

дидактических

игр,

инсценировок,

поделок

и

работ

детей,

педагогов,

родителей для создания тематических выставок, театральных представлений,

являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагогов.

Таблица 2 – Организация дополнительного образовательного процесса

Образовательная

область

Название ДОД

Количество детей,

возраст

Количество ДОД в

неделю/год,

продолжительность

Социально-

коммуникативное

развитие

Дополнительная

образовательная

п р о г р а м м а

п о

формированию

познавательного

интереса

детей

к

к у л ь т у р е

и

традициям

татарского народа

15 детей

2-7 лет

1 раз в неделю/15 мин

Методы, приемы и формы учебно-воспитательного процесса:

- Объяснительно-иллюстрационный метод в Программе используется

при

сообщении

учебного

материала

для

обеспечения

его

успешного

восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ,

работа с иллюстрациями, демонстрация опыта;

15

-

Репродуктивный

метод

формирование

навыков

и

умений

использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в

многократном повторении способа деятельности по заданию педагога;

- Частично-поисковой или эвристический. Основное назначение метода

постепенная

подготовка

обучаемых

к

самостоятельной

постановке

и

решению проблем.

Немаловажным

в

работе

с

детьми

являются

используемые

методы

воспитания

методы

стимулирования

и

мотивации:

создание

ситуаций

успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к

сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки

деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме

призов), так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества

учебно-во спитательного

проце сса

и

эффективному

о с во е н и ю

воспитанниками знаний и навыков, развитию творческих способностей.

При

планировании

образовательного

процесса

предусматриваются

различные формы обучения:

-

Практические

занятия

(направленные

на

отработку

умений

выполнения различных видов деятельности);

- Конкурсы;

- Концерты.

Условия для образовательной деятельности:

- Проходят в оборудованном помещении;

- Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов

для творческой деятельности детей;

-

Систематизация

литературно-художественного

материала:

стихи,

загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей,

расширения представлений об окружающих;

- Изготовление атрибутов;

16

- Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы

кружка;

-

Непрерывность,

т.е.

последовательность

цепи

учебных

задач

на

протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.

Основными формами реализации дополнительной общеразвивающей

программы детей, являются:

- Фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе

которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога

и ребенка);

- НОД-инсценировки;

- Игры;

- Интегрированная двигательно-познавательная НОД;

- Соревновательно-развивающие;

- НОД-путешествия;

- Творческая мастерская;

- Соревнования;

- Презентации.

Методическое обеспечение:

- Наличие утвержденной Рабочей программы;

- Методические разработки по модулям программы;

- Наглядные пособия, дидактические игры;

-

Специальная

литература

(журналы,

книги,

пособия,

справочная

литература);

- Дидактический инструментарий.

Таблица

3

График

работы

образовательной

деятельности

по

дополнительному

образованию на 2018-2019 учебный год

Дни недели

Время

Название

Группа

Руководитель

Пятница

12:00-12:15

Тычкан уты

ГКП

Бурханова Н.С.

2.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

17

Программа

предусматривает

организацию

культурно-досуговой

деятельности, задачами которой являются:

- Организация культурного отдыха детей, их эмоциональной зарядки;

-

Развитие

детского

творчества

в

различных

видах

деятельности

и

культурных практиках;

- Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

- Обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями,

расширение

их

кругозора

средствами

интеграции

содержания

различных

образовательных областей;

-

Формирование

у

детей

потребности

в

их

самостоятельной

организации.

Содержание

досуговых

мероприятий

с

детьми

планируется

руководителем дополнительной образовательной деятельности совместно с

воспитателями. Для организации и проведения детских досугов возможно

привлечение

родителей

и

других

членов

семей

воспитанников,

бывших

выпускников

детского

сада,

учащихся

музыкальных

и

спортивных

школ,

специалистов системы дополнительного образования, учреждений социума.

Формы организации досуговым мероприятий:

- Праздники и развлечения различной тематики;

- Выставки совместного творчества детей, педагогов и родителей;

- Соревнования.

18

Список использованной литературы

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155)

3.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций",

утвержденным

постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации

от

15

мая

2013 г.

№ 26

(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая

2013 г., регистрационный № 28564)

4.

Матова В. Н. Краеведение в детском саду. Изд-во Детство-Пресс,

-2014. -176с.

5.

Косарева

В.Н.

Народные

литература

и

традиции

//

Занятия

с

детьми 3-7 лет. Волгоград: Изд-во Учитель. -2014. -166с.

6.

Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. Изд-во Магариф.

-2005г

7.

Валеева-Сулейманова

Г.Ф.

Декоративно-прикладное

искусство

казанских

татар.

Альбом

на

русском

и

английском

языках.

//

Валеева-

Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. –М:, Советский художник. -1990г

8.

Бакланова

Т.И.

Музыкальный

мир

/Программа,

методические

рекомендации, содержащие занятия с детьми 5-7лет (Тропинки) // Бакланова

Т.И., Новикова Г.П. –М: Изд-во Вентана-Граф. -2008 г.

19

Приложение 1

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

«ТАТАРСКИЕ

НАРОДНЫЕ

ИГРЫ»

20

Цель:

1.

Познакомить детей с татарскими народными играми.

2.

Создать радостное настроение

Место проведения: игровая детская площадка

Инвентарь: кегли, маска лисы

Ход занятия

Ведущий:

Здравствуйте,

ребята!

Ребята,

вы

знаете,

как

называется

республика, в которой мы живем? Улус?

Дети: Бурятия, улус Ангир.

Ведущий: А на каком языке разговаривают у нас в улусе?

Дети: На русском, бурятском и татарском языке.

Ведущий: Так давайте дружно поздороваемся на татарском языке. А вы

знаете как по-татарски «Здравствуйте» ?

Дети: Исенмесез!

Ведущий: Сегодня мы с вами поиграем в татарские народные игры. И

первая игра называется «Төлке һәм тавыклар» («Лисичка и курочки»)

Игра «Төлке һәм тавыклар» («Лисичка и курицы»)

На одном конце площадки находится в курятнике куры и петухи, а на

противоположном – лисичка.

Курочки и петухи ходят, бегают по площадке, делая вид, что клюют

различных насекомых, зерна. Один ребенок – «петух» стоит и смотрит. Когда

лисичка начинает подкрадываться, ребенок – «петух» кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка,

которая старается запятнать любого из игроков.

Игра «Узыш уены» («Кто первый?»)

Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне зала, на другой

– ставится кегля, обозначающая конец дистанции. По сигналу участники

21

начинают

бег

на

перегонки.

Кто

прибежит

это

расстояние

первым,

тот

считается победителем. Бегать можно подгруппами (4-5 человек).

Игра «Куышу уены» («Перехватчики»)

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома.

Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к

детям находиться водящий. Дети хором произносят слова:

«Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять –

Ни за что нас не поймать»

После

окончания

этих

слов

все

бегут

врассыпную

в

другой

дом.

Водящий

старается

поймать

перебежчиков.

Захваченные

отходят

в

условленное место.

Ведущий: И в конце я предлагаю поиграть в игру малой подвижности.

М/п игра «Кеш китте?» («Кто ушел?»)

Дети встают врассыпную по всему залу. Водящий ходит между детьми.

Кого задевают за плечо, уходит. После водящий спрашивает: «Кеш китте?»

Дети

внимательно

смотрят

и

отгадывают.

Кто

отгадал,

становится

водящим.

Ведущий: Сегодня, ребята, вы узнали еще несколько новых игр. Но не

забывайте, что это татарские народные игры. Сау булыгыз!

22

Приложение 2

Украшение татарского сапожка

Программное содержание: Познакомить детей с татарским орнаментом.

Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.

Воспитывать

любовь

к

народному искусству.

Закрепить

знания

ранее

полученного материала:

основные

составляющие

национального

костюма.

Создание декоративного узора нетрадиционным методом с помощью опилок.

Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Предшествующая

работа:

чтение татарской

литературы,

сказки

"Шурале", рассматривание татарского орнамента, беседы.

Материал:

мольберт,

виды

узоров,

ичиги,

калфак,

тюбетейка;

трафареты

ичигов,

цветные

опилки,

клей,

кисточки, татарские

народные

мелодии.

Ход занятия

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. У нас сегодня

гости.

Давайте

улыбкой

поприветствуем

наших

гостей.

Улыбнитесь

друг

другу, улыбнитесь нашим гостям. Пусть от этой улыбки вам всем станет

хорошо.

Стук в дверь.

- Здравствуйте, ребята (входит Шурале).

- Ребята,кто пришел к нам в гости?

- Шурале.

- Правильно это Шурале!

- А где мы его встречали?

- В сказке.

- В какой сказке?

- В татарской сказке «Шурале»

Шурале: Странное дело, а может быть нет.

23

Живу я в лесу уже тысячу лет

Свой дом берегу и лес сторожу

Тихо ступаю и неслышно хожу!

Я - Шурале! Имя мое очень нравиться мне!

Хоть и грозен мой вид,

Я о том не грущу

Кто со злом в лес придет,

Тех я в лес не пущу.

- Посмотрите что у него в руках (два конверта)

- Покажи нам Шурале, очень просим?

- Ребята, да это же рисунки! Точнее узоры.

- Как вы считаете, какого народа эти узоры?

- Это узоры татар.

-Хотите

узнать,

что

это

за

узоры?

А

на

этот

вопрос

нам

ответит

Шурале, ведь это он нарисовал эти элементы. Расскажи, пожалуйста, нам

очень интересно!

Рассказ Шурале.

- Ребята, так как я герой татарской сказки, и поэтому очень люблю

искусство татар.

Это

рисунки,

в

которых

нарисованы

узоры,

именно

из татарского орнамента.

- Среди вас есть дети татарской национальности? Поднимите руки.

- Я сегодня расскажу вам о татарском орнаменте.

Татарский народный

орнамент

представляет

яркую

и

своеобразную

страницу художественного творчества народа. Прекрасные образцы, которые

вы

видите

здесь,

использовали

для украшения

ювелирных

изделий,

в

вышивках головных уборах, кожаной обуви, украшениях домов.

-Спасибо Шурале ты много интересного рассказал нам.

-Ребята, мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

-Ребята, а мы с вами рассмотрим эти красивые узоры, как их много.

-На что эти узоры похожи?

24

-На цветы и листья растений.

-А какие цветы можно увидеть?

-Мы

видим

колокольчики,

розы

георгины,

ромашки,

тюльпаны,

трилистник, лотос.

-Скажите, какие цвета, используются в татарском орнаменте?

-В татарском орнаменте

используются

яркие

цвета (красный,

синий,

зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый).

Вывешиваю два рисунка.

-Посмотрите на эти два рисунка. Чем они отличаются?

-На одном рисунке нарисованы узоры в виде цветочков, а на втором

листья, стебельки.

-При рисовании цветов, какие цвета можно использовать.

-Яркие цвета.

-А при рисовании листьев?

-Используем зеленые цвета.

-Нам Шурале еще, что- то принес. (Заглядываю в корзину)

-Я вужу здесь много красивых вещей.

-Что это?

-Ичиги - это обувь.

-Что вы знаете о ней?

-Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские

ичиги

шились

из

черной

кожи.

А,

женская

обувь

была

многоцветной

и

узорной.

-Что это?

-Тюбетейка

это

мужской

головной

убор

ее

вышивали

золотыми

нитками и бисером.

-Что это?

-Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и

бисером.

-Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии?

25

-Нет. Но так одеваются на праздники, Сабантуй. В таких костюмах

танцуют и поют.

Физминутка

-Чтобы, у нас было праздничное настроение, мы все вместе потанцуем.

Звучит татарская музыка.

-Сегодня в нашей мастерской мы будем украшать ичиги с помощью

разноцветных

опилок.

Посмотрите,

у

вас

в

баночках

насыпаны

опилки.

Опилки разноцветные, красивые, рассыпчатые, мягкие.

-Что еще лежит на столах?

-Трафареты ичигов с вырезанным орнаментом, клей, кисточки, лист

картона.

-Давайте, вспомним, что мы будем делать?

-Обрисовывать

трафареты,

окунуть

кисточку

в

клей,

аккуратно

намазать

силуэт

рисунка,

кладем

кисточку,

посыпаем

опилками (цвет

выбираем по желанию).

-Приступаем к работе. Звучит музыка.

Итог занятия:

-О чем мы сегодня говорили на занятии?

-О татарском

орнаменте,

в татарском орнаменте

используются

яркие

цвета, люди используют орнамент для украшения.

-Что мы с вами делали на занятии?

-Украшали татарский сапожок.

-Давайте,

посмотрим,

у

всех

ли

получились

работы?

Аккуратно

стряхните

лишние

опилки

и

посмотрите,

какие

красивые

работы

у

вас

получились.

26

Приложение 3

«Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»

Часть1. «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»

Программное содержание:

1 .

Д а т ь

д е т я м

п е р в о н ач а л ь н ы е

з н а н и я

о народе соседней

республики Татарстан, о географическом положении, быте, труде, народном

творчестве,

костюме,

искусстве,

языке, обычаях

и

ценностях

татарского

народа.

2. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.

3. Обогатить словарь детей новыми словами.

4. учить детей вырезать элементы татарского орнамента, составлять

аппликации.

5. Развивать самостоятельность в выборе элементов, в решении их

цветового и композиционного строя.

Материал:

куклы

в

национальных

костюмах

(мальчик

и

девочка,

фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями; заготовки для

аппликации.

Ход занятия

Сегодня мы поговорим о народе, живущем в другой республике. Эта

республика называется Татарстан, а народ, который там живёт - татары. Это

многочисленный народ и поэтому татары живут не только в Татарстане, но и

по всей России. Столица Татарстана - город Казань.

Татары говорят на татарском языке, послушайте, как звучит татарский

язык в татарской песне (включается запись).

В: «Здравствуйте» на татарском

языке

звучит

как «ИСЕММЭСИС».

Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке. Дети здороваются.

В: Молодцы! Якши, якши - значит хорошо. Повторите за мной. Дети

повторяют.

27

В: Теперь вы можете поздороваться по-татарски. А как вы думаете как

можно узнать татар? (по языку, по одежде).

В: Правильно, посмотрите - вот кукла: девочки - Гульнара. Она одета в

национальный костюм. Во что одета Гульнара?

Д: В белую блузу, зеленую юбку, зеленый жилет.

В: Посмотрите, юбка и блуза украшены мелкими оборками и воланами,

рюшками, аппликацией и вышивками. Давайте повторим ещё раз вместе, это

рюшки, это воланы, это. (показывает).

Д: Рюшки, воланы, сборки.

В: Молодцы! Жилет у Гульнары красивый, шелковый.

В: Татары ходят не всегда в национальных костюмах: реже - в городах,

чаще

-по

праздникам

и

деревнях.

Но обычно можно

встретить

людей

в

тюбетейках и жилетках.

В Татарстане выращивают

овощи

и

фрукты.

Назовите

их (ответы

детей).

В:

Правильно,

в татарских деревнях

держат

коров,

овец,

коз.

Традиционная

еда татар -

мясомолочная

и растительная:

суп

с

лапшой,

лепёшки - кабатма, блины - киймак, пироги с начинкой - бялиш и др. Самые

вкусные

кушанья татары готовят

на

праздники.

Один

из

самых

больших

праздников - САБАНТУЙ. На этом празднике мужчины и юноши состязаются

в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Татары очень любят

коней, по этому кони часто становятся героями сказок, легенд, песен, загадок,

пословиц,

поговорок.

Ещё

один

герой татарских предание

-

богатырь

ИДЕГЕЙ. Татары

смелый,

гордый,

трудолюбивый народ.

Они

искусные

мастера — ювелиры, и делают украшения из металла.

В:А ещё ребята татары очень любят пить чай. Но пьют они его не из

кружек и чашек, а из пиал (демонстрируется настоящая пиала).И сегодня мы

с

вами

выполним

аппликацию,

украсим

наши

пиалы

из

картона

национальным татарским

орнаментом.

Зелёный,

жёлтый,

к р а с н ы й ,

оранжевый-любимые татарские цвета.

28

Дети выполняют аппликацию.

Воспитатель,

подводя

итог,

ещё

раз

напоминает,

что

существуют

разные народы с разной культурой и что, помимо своей культуры, нужно

уважать культуру и обычаи других национальностей.

29



В раздел образования