Напоминание

"Школа информационной культуры"


Автор: Стефанишина Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия №26
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности 2 класс
Тема: "Школа информационной культуры"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Школа информационной культуры»

(наименование)

1 год

(срок реализации программы)

начальное общее образование (2 класс)

(уровень образования, класс)

Автор-составитель:

Стефанишина М.М.

учитель начальных классов

Томск 2018

Пояснительная запиcка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа информационной культуры»

составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12. 2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального

общего образования, утвержденного Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г.

(Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009г.); приказом Минобнауки РФ от 31.12.2015г. №1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки

Российской

Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрировано

в Минюсте России 02.02..2016г. №

40936); письмом Минобрнауки Российской Федерации «О внеурочной деятельности и реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ»

от

14.12.2015

г.;

письмом

Минобрнауки

Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 18.08.2017 г. № 09-1672

(приложение: Методические

рекомендации

по

уточнению

понятия

и

содержания

внеурочной

деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части

проектной деятельности); Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России; Концепцией координации деятельности муниципальных методических служб

в рамках пилотного проекта «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в

глобальном мире: экология, здоровье, безопасность (Программа Унитвин Юнеско), концепцией

программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 03.06.17г. №1155-р Правительства

РФ.

Актуальность

программы

объясняется

направленностью

на

формирование

читательской

компетенции

школьников,

как

залог

успешности

обучения

и

воспитания

самостоятельности через осознание учащимся себя как грамотного читателя; на формирование

навыков работы с информацией.

Цель программы:

формирование современного позитивного имиджа чтения, читательской и информационной

грамотности; популяризация чтения среди учащихся, родителей, педагогов.

Задачи программы:

формировать мотивацию к чтению у младших школьников;

развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы;

знакомить учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами,

жанрами, темами;

формировать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской

деятельности;

формировать основы читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

вырабатывать привычку к вдумчивому чтению;

формировать информационную культуры школьников через освоение разных стратегий

работы с текстами;

развивать воображение, литературно-творческие способности и речь учащихся.

Центральным направлением реализации данной программы в соответствии с требованиями

федерального

государственного

стандарта

начального

общего

образования

является

общеинтеллектуальное развитие личности.

Преобладающим видом

внеурочной

деятельности

в

рамках

реализации

программы

является познавательная деятельность.

Программа направлена на работу с разными группами обучающихся, в том числе с детьми с

ограниченными

возможностями

здоровья,

так

как

позволяет

выстроить

каждому

участнику

внеурочной деятельности индивидуальную траекторию развития, основанную на разнообразных

видах активной деятельности.

Реализация программы данного курса наличие УМК не предусматривает.

Преемственность

программы

курса

«Школа

информационной

культуры»

обеспечивается

тесной

связью

с

содержанием

других

предметных

областей,

прежде

всего

с

«Литературным чтением», «Изобразительным искусством», «Музыкой».

Кроме

того,

программа

курса

направлена

на

реализацию

принципов

образования

в

интересах

устойчивого

развития,

что

определяет

«сквозной»

характер

работы

по

изучению

«зеленых аксиом» в рамках модели внеурочной деятельности гимназии в целом.

Приоритетные формы проведения занятий курса:

-беседа,

-ролевая игра, (аудиторные);

-поисковые и научные исследования,

-экскурсии,

-посещение библиотеки, (неаудиторные).

Рабочая

программа,

учитывая

необходимость

реализации

во

внеурочной

деятельности

метапредметной

функции,

направлена

на

достижение

планируемых

личностных

и

метапредметных результатов, включающих метапредметные понятия и универсальные учебные

действия

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные); на

основе

художественных

произведений на умение определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и

уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); осознанно и произвольно строить речевое

высказывание в устной и письменной форме; целенаправленно и планомерно управлять своей

деятельностью и поведением.

В

тематическом

планировании

не

указаны

разделы,

так

как

темы

многих

разделов

распределены по всему учебному году.

На основании учебного плана МАОУ гимназии № 26 на реализацию данной программы

отводится 34 часа в год (из них аудиторных занятий - 17 часов, неаудиторных занятий – 17 часов),

1 час в неделю.

Программа внеурочной деятельности «Школа информационной культуры» предназначена

для обучающихся 2 класса.

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального

общего образования содержание рабочей программы направлено на достижение метапредметных

и личностных результатов освоения курса внеурочной деятельности «Школа информационной

культуры».

Метапредметными результатами освоения программы «Школа информационной культуры»

во 2 классе является формирование следующих умений:

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных

условий;

узнавать,

называть

и

определять

объекты

и

явления

окружающей

действительности

в

соответствии с содержанием;

устанавливать

логическую

причинно-следственную

связь

событий

и

действий

героев

произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять информацию на основе различных художественных объектов;

-

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),

выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять

особенности их поведения в зависимости от мотива;

-

находить

в

литературных

текстах

сравнения

и

эпитеты,

использовать

их

в

своих

творческих работах;

- самостоятельно

определять

с

помощью

пословиц

(поговорок)

смысл

читаемого

произведения;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших

стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных

заданий;

- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального

произведения, репродукцией картины художника;

- самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или

фрагменты музыкальных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

целенаправленно и планомерно управлять своей деятельностью и поведением;

действовать по плану и планировать свою деятельность;

работать, опираясь на предложенные образцы и правила;

контролировать процесс и результаты деятельности;

оценивать результат деятельности;

корректировать свои действия;

взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;

осуществлять поиск информации в словарях, получать информацию из наблюдений, при

общении.

Обучающийся получит возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на

протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно

наизусть и пр.);

-

выбирать

вместе

с

группой

паре)

форму

оценивания

результатов,

вырабатывать

совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным

критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно;

- анализировать причины успеха/неуспеха;

- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;

вести

диалог

в

различных

коммуникативных

ситуациях,

соблюдая

правила

речевого

этикета;

самостоятельно выбирать источник информации, пользоваться словарями и справочниками,

включая компьютерные;

предвидеть и разрешать конфликты, составлять правила разрешения конфликтов;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в коммуникации,

осуществлять взаимный контроль;

строить

понятные

для

партнёра

монологические

высказывания,

выражать

свою

точку

зрения разными способами, в том числе и неречевыми, слушать собеседника;

задавать вопросы, отвечать на вопросы, формулировать собственное мнение, с помощью

вопросов выяснять недостающую информацию;

выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное

произведение;

- понимать цель своего высказывания;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной

проблемы;

- проявлять

терпимость

к

другому

мнению,

не

допускать

агрессивного

поведения,

предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

-

руководствоваться

выработанными

критериями

при

оценке

поступков

литературных

героев и своего собственного поведения;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,

справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

- выстраивать монолог по продуманному плану.

Личностными результатами освоения программы «Школа информационной культуры» во 2

классе является формирование следующих умений:

самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-этическая ориентация;

-

на

основе

художественных

произведений

умение

определять

основные

ценности

взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

умение с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных

во всем мире.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-

умения понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить

подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

- умения уважительно относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в

своих произведениях о Родине

- умения самостоятельно находить произведения, с интересом читать;

- умения создавать собственные высказывания.

Программа позволяет достигнуть воспитательных результатов трёх уровней:

Первый

уровень

результатов

приобретение

школьником

социальных

знаний,

(взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями социального знания и

повседневного опыта): школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретает знания об

общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах

поведения

в

обществе.

Для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как

значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование у школьника опыта переживания и позитивного

отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура), ценностного

отношения к социальной реальности в целом (равноправное взаимодействие школьника с другими

школьниками

на

уровне

класса,

школы,

то

есть

в

защищенной,

дружественной

ему

среде):

школьник ценит общественную жизнь, получает опыт переживания и позитивного отношения к

базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то

есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной

среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,

начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального

действия: школьник самостоятельно действует в общественной жизни, разрабатывает социальные

проекты и защищает их. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие

школьника

с

социальными

субъектами

за

пределами

школы,

в

открытой

общественной среде.

На

первом

году

обучения

программа

предусматривает

достижение первого

уровня

результатов.

II. Содержание курса внеурочной деятельности

2 класс (34 часа)

п/п

Название

раздела

Количество часов

(ауд./неауд.), формы

организации

деятельности

Основные виды деятельности

1

Раздел 1.

Задания,

направленные

на

формирование

познавательных

универсальных

действий.

9 часов

(4 ч.- аудиторные,

5 ч. – неаудиторные)

Форма организации

деятельности:

-беседа,

- р о л е в а я

и г р а ,

(аудиторные);

- п о и с к о в ы е

и

научные

Строят осознанное и произвольное речевое

высказывание в устной и письменной форме.

Узнают, называют и определяют объекты и

явления

окружающей

действительности

в

соответствии с содержанием (общеучебные).

Организуют взаимную проверку.

Выбирают

наиболее

эффективные

способы

решения задач в зависимости от конкретных

условий.

Устанавливают

логические

причинно-

исследования,

-экскурсии,

-посещение

библиотеки,

(неаудиторные).

следственные

связи

событий

и

действий

героев произведения (логические).

2

Раздел 2.

Задания,

направленные

на

формирование

личностных

универсальных

действий.

9 часов

(5 ч.- аудиторные,

4 ч. – неаудиторные)

Форма организации

деятельности:

-беседа,

- р о л е в а я

и г р а ,

(аудиторные);

- п о и с к о в ы е

и

научные

исследования,

-экскурсии,

-посещение

библиотеки,

(неаудиторные).

Предст авляют

правила

поведения

в

чрезвычайных

ситуациях

(самоопределение,

идентификация).

Личная

ответственность

за

свои

поступки,

осознание ответственности человека за общее

благополучие (смыслообразование).

Само стоятельное

формулирование

и

выполнение этических правил (нравственно-

этическое оценивание).

Оценивание этического анализа содержания

(нравственно-этическое оценивание).

3

Раздел 3.

Задания,

направленные

на

формирование

регулятивных

универсальных

действий.

9 часов

(5 ч.- аудиторные,

4 ч. – неаудиторные)

Форма организации

деятельности:

-беседа,

- р о л е в а я

и г р а ,

(аудиторные);

- п о и с к о в ы е

и

научные

исследования,

-экскурсии,

-посещение

библиотеки,

(неаудиторные).

Целенаправленное и планомерное управление

своей деятельностью и поведением.

Планирование своей деятельности

(планирование).

Работа с опорой на предложенные образцы

или правила.

Контролирование процесса и результатов

деятельности (контроль).

Оценивание результата деятельности

(оценка).

Корректирование своих действий

(коррекция).

Взаимодействие со взрослыми и

сверстниками в учебной деятельности

4

Раздел 4.

Задания,

направленные

на

формирование

коммуникативных

универсальных

действий.

7 часов

(3 ч.- аудиторные,

4 ч. – неаудиторные)

Форма организации

деятельности:

-беседа,

- р о л е в а я

и г р а ,

(аудиторные);

- п о и с к о в ы е

и

научные

исследования,

-экскурсии,

-посещение

библиотеки,

(неаудиторные).

Проявление

активности

во

взаимодействии

для

решения

познават ель ны х

з а д ач

(инициативное сотрудничество).

В е д е н и е

д и а л о г а

в

р а з л и ч н ы х

коммуникативных ситуациях при соблюдении

правил речевого этикета.

С а м о с тоя т е л ь н ы й

в ы б о р

и с т о ч н и к а

информации,

пользование

словарями

и

справочниками, включая компьютерные.

Предвидение

и

разрешение

конфликтов,

составление правил разрешения конфликтов.

Адекватное

оценивание

собственного

поведения

и

поведения

окружающих

в

коммуникации,

осуществление

взаимного

контроля (управление коммуникацией).

По строение

понятных

для

п а р т н ё р а

монологических

высказываний,

выражение

своей точки зрения разными способами, в том

числе и неречевыми, слушание собеседника

(взаимодействие).

Задавание

вопросов,

ответы

на

вопросы,

формулирование

собственного

мнения,

выяснение

недостающей

информации

с

помощью вопросов.

Выступление

перед

знакомой

аудиторией

с

небольшими сообщениями.

III. Тематическое планирование

п\п

Кол-во

час

Тема

1.

1

Ингушская сказка «Заяц и черепаха». Способы общения.

2.

1

Ягоды на болоте.

3.

1

В.Асеева «Сыновья».

4.

1

В.Ф.Коркин «Телефон».

5.

1

Французская народная сказка «Лиса и куропатка».

6.

1

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

7.

1

К.Д.Ушинский «Дети в роще».

8.

1

Правила написания письма.

9.

1

Л.Н.Толстой «Кто прав».

10.

1

Н.М.Артюхова «В этот день математика была …»

11.

1

Китайская народная сказка «Эхо».

12.

1

Солнце.

13.

1

Составление рассказа по картинкам. И.П.Токмакова «Обижалки».

14.

1

Итальянская народная сказка «Буйвол и барабан».

15.

1

Орангутан.

16.

1

Белорусская народная сказка «Волк и волчица».

17.

1

Русская народная сказка «Байка про тетерева».

18.

1

Туман.

19.

1

Выход животных из воды на сушу.

20.

1

Французская народная сказка «Делёж».

21.

1

Л.Д.Каминский «Людмила Аркадьевна».

22.

1

Библиотека.

23.

1

Э.Н.Успенский «Дядя Фёдор» (отрывок). Разговор по телефону, записки.

24.

1

Итальянская народная сказка «Новая юбка».

25.

1

Эпифиты.

26.

1

Московский Ботанический сад.

27.

1

Название книги. Прогнозирование содержания.

28.

1

Аннотация книги.

29.

1

Составление вопросов к рисунку.

30.

1

А.И.Пантелеев «Новенькая».

31

1

Китайская народная сказка «Тигр и осёл».

32

1

Саранча.

33

1

Русская народная сказка «Солдатская шинель».

34

1

Правила общения в разных ситуациях.

Приложение № 1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы:

- поурочные разработки;

- иллюстративный материал;

- дидактические материал к материалам;

- методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;

- набор обучающих материалов;

- тетради:

Работаем по новым стандартам

Т.В.Векшина «Учусь работать с текстом» Москва «Просвещение» 2015 г.

С.Г.

Батырева

«Типовые

задачи

по

формированию

универсальных

учебных

действий.

Литературное чтение» 2 класс Москва «Просвещение» 2015 г.

1 .

«Сборник

программ

для

начальной

школы».

Система

Л.В.Занкова.

Издательский

дом

«

Фёдоров». Издательство «Учебная литература» 2011г

.

2.

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка». Москва, «Русский язык». 1967г.

3.

«100

великих

имён

в

литературе»

Составитель

В.В.Славин,

Москва,

издательство

«Просвещение», 1998г.

4.

«Литература» Справочник школьника. М., издательство «Слово», 1995г.

5 .

Энциклопедия для детей «Русская литература» М., издательство «Аванта», 1999г, автор

М.Д.Аксенова.

6.

«Крылатые слова» Н.С.Акимушкин, М.Г.Ашукина. Москва.1999г.

7.

«Русские писатели и поэты». Краткий биографический словарь. Москва.1999г.

8.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия. Литература. Москва, ТКО «АСТ», 1996г.

9 .

С.Д.Дмитриев, В.С. Дмитриев «Занимательная коррекция письменной речи» Книголюб

Москва 2005 г.

10.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М,

Просвещение, 2008 год

11. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2008г, №4

1 2 . Светловская

Н.Н.

О

литературном

произведении

и

проблемах,

связанных

с

его

осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4

Материально-техническое обеспечение:

№п/п

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

Количество

1.

Компьютерные и информационно-коммуникативные

средства

Цифровые

информационные

инструменты

и

источники:

электронные справочные и учебные пособия.

10

2.

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Индивидуальные нетбуки

25

Приложение № 2

Система оценки результатов

Реализация

курса

предусматривает

безотметочную

систему

оценивания.

Оценивание

активности и эффективности участия происходит в рамках различных образовательных событий:

конкурсов, викторин, конференций и других. Степень конкретного участия каждого участника

курса определяется и фиксируется в Портфолио.



В раздел образования