Напоминание

"Игра – как средство развития общения детей дошкольного возраста"


Автор: Баишева Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР дс №16 "Золотинка"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Игра – как средство развития общения детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Баишева Светлана Юрьевна

МБДОУ ЦРР Д/С №16 «Золотинка», воспитатель

Стаж: 23 года

Тема: Игра – как средство развития общения детей дошкольного возраста

Жизнь человека начинается с детства,

а детство немыслимо без игры.

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил

ребенка,

становления

основ

индивидуальности.

Главная

задача

дошкольного

воспитания

состоит в том, чтобы ребенок рос

здоровым,

жизнерадостным,

гармонично развитым и

деятельным.

От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из

совершенно

беспомощного

существа

в

многогранную

и

неповторимую

человеческую

личность.

Самым приоритетным направлением в развитии личности детей я считаю социально-

коммуникативное развитие, где идет социализация детей через игровую деятельность.

Основы нравственности, умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними,

способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и

нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – и еще многое другое несет в себе

социально- коммуникативное развитие. Вхождение ребенка в мир невозможно вне освоения

им

первоначальных

представлений

социального

характера

и

включение

его

в

систему

социальных отношений.

Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольников – игра, как самая ценностная

деятельность

для

детей,

обеспечивающая

им

ощущение

свободы,

подвластности

вещей,

действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовывать себя «здесь и «сейчас»,

достичь

состояния

эмоционального

комфорта,

стать

причастным

к

детскому

обществу,

построенном

на

свободном

общении

равных.

В

игре

развиваются

способности

к

воображению,

произвольной

регуляции

действий

и

чувств,

приобретается

опыт

взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для

ребенка и объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой

организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Отличительная способность игровой деятельности – в ее добровольности, высокой активной и

контактной зависимости участников. Это особая сфера человеческой активности, в которой

личность

не

преследует

никаких

других

целей,

кроме

получения

удовольствия,

удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.

Наблюдая за общением своих воспитанников (детей) во время свободной самостоятельной

игры,

мы с родителями увидели неблагоприятную картину

межличностных отношений

наших детей: дети не всегда умеют договариваться во время игры, излагать, доказывать свои

мысли и позиции, убеждать, прислушиваться к мнению другого, соблюдать правила игры,

вступают в конфликтные отношения.

На родительской встрече

мы

выявили актуальный уровень отношения детей и

родителей к игровой деятельности и общению, вышли на понимание того, «Какой же должна

быть жизнь в группе, чтобы каждому было уютно и тепло…» и у нас появилась

проблема:

Как

же

научить

наших

детей

жить

в

социуме

группы,

каковы

пути

и

средства

формирования

у

них

умения

играть

вместе,

заниматься

рядом,

помогая

друг

другу,

объединяться,

действовать

организованно,

при

этом

испытывать

удовлетворение

от

совместной деятельности и общения с ровесниками.

Так у нас родился совместный проект - «Играем вместе»

На

тему:

Развитие

коммуникативной

компетентности

субъектов

во

время

игровой

деятельности (дети и взрослые)

посредством диалога, как

эффективный способ решения

проблемы.

Целью являлось: Формирование

коммуникативной компетентности субъектов в процессе

образовательно-игровой деятельности посредством диалога

Диалог – неотъемлемый атрибут бытия личности: Жить – значит участвовать в диалоге.

Диалог рассматривается как способ познания деятельности, как особая коммуникативная

среда, которая обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию и самореализацию

личности.

В подготовительном этапе мы попытались проследить генезис общения детей со взрослыми и

сверстниками,

выявили

актуальный

уровень

отношения

детей

и

взрослых

к

игровой

деятельности и общению: «В какие игры мы любим играть? Почему? И с кем?». Провели

анкетирование родителей и рисуночный тест у детей.

Мы вышли на «любимые игры» -

мальчики - со строительным материалом, лего-конструированием, но с очень узким кругом

детей, девочки в основном – занятия творчеством. Дети при этом говорили: «Меня не берут в

игру», « есть оказывается друзья «нужные и «не нужные», «принеси игрушку, тогда буду

дружить», « с ним не играй, не дружи».

В содержательном этапе мы решили организовать родительские гостиные «Играем вместе»,

вечера добрых коллективных игр, начать ведение календаря дружбы с фиксированием « Какие

игры у нас получились?», «Какие не получились?», « Почему?».

Решили разработать

тематику и цикл бесед по технологии философского диалога игр, направленных на коррекцию

отношений детей, на развитие навыков общения, так у нас появилась «копилка коллективных

игр» - у взрослых, а у детей - «копилка добрых игр», целью которых являлось: развивать

навыки эффективного общения во время игры. Организовали неделю культурной практики – (в

виде игрового общения детей и взрослых) где каждая семья в вечернее время приходила и

играла

с

детьми

в

игры,

направленные

на

сплочение

детского

коллектива:

командные,

микрогруппами, в паре. В начале игры не получались, но с каждым разом, с приходом «в

гости»

каждой

семьи

игры

получались

все

лучше

и

лучше,

дети

начали

раскрываться,

помогать друг другу, объединяться, переживать друг за друга. Вскоре мы увидели, что дети

начали в свободной игровой деятельности применять те игры, которые взрослые играли с

ними и даже развивали сюжет по своему,

по - детски. Получили первый

ожидаемый

результат: активное развитие детско-взрослых спонтанных мировоззренческих представлений

об игре, добре, дружбе, положительную динамику формирования коммуникативных умений в

игровой деятельности.

В

итоге

мы

вышли

на

игротерапию

общения.

Общение

есть

процесс

взаимодействия

конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к

другу

и

воздействующих

друг

на

друга,

где

создается

определенная

игровая

атмосфера

общения детей и взрослых. Благодаря совместной игре у наших детей совершенствовалась:

мотивационно-потребностная сфера: возникла иерархия мотивов, где социальные мотивы

приобрели более важное значение для детей, чем личные (произошло соподчинение мотивов),

преодолелся познавательно-эмоциональный эгоцентризм: дети принимая роль какого-либо

персонажа,

героя

и

п.,

учитывали

особенности

его

поведения,

его

позицию,

детям

необходимо

согласовать

свои

действия

с

действиями

персонажа

партнера

по

игре,

произвольность

поведения:

воспроизводя

типичные

ситуации

взаимоотношений

людей

в

социальном мире, дети подчиняют свои собственные желания, импульсы, и действуют в

соответствии

с

социальными

образцами,

умственные

действия:

формировался

план

представлений, способности и творческие возможности детей.

В обобщающем этапе провели анализ развития игровой деятельности и общения детей и

родителей, педагогов: стандартизированный опросник по технологии философского диалога,

рисуночный

тест,

анкетирование

родителей

и

детей,

рефлексию,

экспертизу.

Вышли

на

результат: появилась некая игровая технология, разработали методические рекомендации к

использованию комплекта коллективных, развивающих игр и упражнений. Создали единую

систему развития ДОУ и семьи в сфере развития коммуникативной компетентности. Начали

авторскую разработку по данной теме.

Научись любить и понимать людей

и рядом с тобой всегда будут друзья.

Список использованной литературы:

1.

Акулова О.В. «Социализация. Игра» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г

2.

Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» Воронеж ИП Лакоценина 2012г

3.

Виноградова Н.А. «Образовательные проекты в детском саду» М.: АЙРИС – ПРЕСС

2008 г

4.

Киселева

Л.С.

«Проектный

метод

в

деятельности

дошкольного

учреждения»

М.:АРКТИ, 2003 г

5.

Панфилова М.А. «Игротерапия общения» М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 г

6.

Урмина И.А. «Инновационная деятельность в ДОУ» м.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2009 г

7.

Телегин

М.В.

«Воспитательный

диалог»

образовательная

программа

для

детей

старшего дошкольного возраста М.:МГППУ, 2004 г

8.

Шипицына Л.М. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения со

взрослыми и сверстниками «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998 г



В раздел образования