Автор: Баишева Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР дс №16 "Золотинка"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Игра – как средство развития общения детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Баишева Светлана Юрьевна
МБДОУ ЦРР Д/С №16 «Золотинка», воспитатель
Стаж: 23 года
Тема: Игра – как средство развития общения детей дошкольного возраста
Жизнь человека начинается с детства,
а детство немыслимо без игры.
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил
ребенка,
становления
основ
индивидуальности.
Главная
задача
дошкольного
воспитания
состоит в том, чтобы ребенок рос
здоровым,
жизнерадостным,
гармонично развитым и
деятельным.
От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из
совершенно
беспомощного
существа
в
многогранную
и
неповторимую
человеческую
личность.
Самым приоритетным направлением в развитии личности детей я считаю социально-
коммуникативное развитие, где идет социализация детей через игровую деятельность.
Основы нравственности, умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними,
способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и
нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – и еще многое другое несет в себе
социально- коммуникативное развитие. Вхождение ребенка в мир невозможно вне освоения
им
первоначальных
представлений
социального
характера
и
включение
его
в
систему
социальных отношений.
Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольников – игра, как самая ценностная
деятельность
для
детей,
обеспечивающая
им
ощущение
свободы,
подвластности
вещей,
действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовывать себя «здесь и «сейчас»,
достичь
состояния
эмоционального
комфорта,
стать
причастным
к
детскому
обществу,
построенном
на
свободном
общении
равных.
В
игре
развиваются
способности
к
воображению,
произвольной
регуляции
действий
и
чувств,
приобретается
опыт
взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для
ребенка и объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой
организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
Отличительная способность игровой деятельности – в ее добровольности, высокой активной и
контактной зависимости участников. Это особая сфера человеческой активности, в которой
личность
не
преследует
никаких
других
целей,
кроме
получения
удовольствия,
удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.
Наблюдая за общением своих воспитанников (детей) во время свободной самостоятельной
игры,
мы с родителями увидели неблагоприятную картину
межличностных отношений
наших детей: дети не всегда умеют договариваться во время игры, излагать, доказывать свои
мысли и позиции, убеждать, прислушиваться к мнению другого, соблюдать правила игры,
вступают в конфликтные отношения.
На родительской встрече
мы
выявили актуальный уровень отношения детей и
родителей к игровой деятельности и общению, вышли на понимание того, «Какой же должна
быть жизнь в группе, чтобы каждому было уютно и тепло…» и у нас появилась
проблема:
Как
же
научить
наших
детей
жить
в
социуме
группы,
каковы
пути
и
средства
формирования
у
них
умения
играть
вместе,
заниматься
рядом,
помогая
друг
другу,
объединяться,
действовать
организованно,
при
этом
испытывать
удовлетворение
от
совместной деятельности и общения с ровесниками.
Так у нас родился совместный проект - «Играем вместе»
На
тему:
Развитие
коммуникативной
компетентности
субъектов
во
время
игровой
деятельности (дети и взрослые)
посредством диалога, как
эффективный способ решения
проблемы.
Целью являлось: Формирование
коммуникативной компетентности субъектов в процессе
образовательно-игровой деятельности посредством диалога
Диалог – неотъемлемый атрибут бытия личности: Жить – значит участвовать в диалоге.
Диалог рассматривается как способ познания деятельности, как особая коммуникативная
среда, которая обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию и самореализацию
личности.
В подготовительном этапе мы попытались проследить генезис общения детей со взрослыми и
сверстниками,
выявили
актуальный
уровень
отношения
детей
и
взрослых
к
игровой
деятельности и общению: «В какие игры мы любим играть? Почему? И с кем?». Провели
анкетирование родителей и рисуночный тест у детей.
Мы вышли на «любимые игры» -
мальчики - со строительным материалом, лего-конструированием, но с очень узким кругом
детей, девочки в основном – занятия творчеством. Дети при этом говорили: «Меня не берут в
игру», « есть оказывается друзья «нужные и «не нужные», «принеси игрушку, тогда буду
дружить», « с ним не играй, не дружи».
В содержательном этапе мы решили организовать родительские гостиные «Играем вместе»,
вечера добрых коллективных игр, начать ведение календаря дружбы с фиксированием « Какие
игры у нас получились?», «Какие не получились?», « Почему?».
Решили разработать
тематику и цикл бесед по технологии философского диалога игр, направленных на коррекцию
отношений детей, на развитие навыков общения, так у нас появилась «копилка коллективных
игр» - у взрослых, а у детей - «копилка добрых игр», целью которых являлось: развивать
навыки эффективного общения во время игры. Организовали неделю культурной практики – (в
виде игрового общения детей и взрослых) где каждая семья в вечернее время приходила и
играла
с
детьми
в
игры,
направленные
на
сплочение
детского
коллектива:
командные,
микрогруппами, в паре. В начале игры не получались, но с каждым разом, с приходом «в
гости»
каждой
семьи
игры
получались
все
лучше
и
лучше,
дети
начали
раскрываться,
помогать друг другу, объединяться, переживать друг за друга. Вскоре мы увидели, что дети
начали в свободной игровой деятельности применять те игры, которые взрослые играли с
ними и даже развивали сюжет по своему,
по - детски. Получили первый
ожидаемый
результат: активное развитие детско-взрослых спонтанных мировоззренческих представлений
об игре, добре, дружбе, положительную динамику формирования коммуникативных умений в
игровой деятельности.
В
итоге
мы
вышли
на
игротерапию
общения.
Общение
–
есть
процесс
взаимодействия
конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к
другу
и
воздействующих
друг
на
друга,
где
создается
определенная
игровая
атмосфера
общения детей и взрослых. Благодаря совместной игре у наших детей совершенствовалась:
мотивационно-потребностная сфера: возникла иерархия мотивов, где социальные мотивы
приобрели более важное значение для детей, чем личные (произошло соподчинение мотивов),
преодолелся познавательно-эмоциональный эгоцентризм: дети принимая роль какого-либо
персонажа,
героя
и
.т
п.,
учитывали
особенности
его
поведения,
его
позицию,
детям
необходимо
согласовать
свои
действия
с
действиями
персонажа
–
партнера
по
игре,
произвольность
поведения:
воспроизводя
типичные
ситуации
взаимоотношений
людей
в
социальном мире, дети подчиняют свои собственные желания, импульсы, и действуют в
соответствии
с
социальными
образцами,
умственные
действия:
формировался
план
представлений, способности и творческие возможности детей.
В обобщающем этапе провели анализ развития игровой деятельности и общения детей и
родителей, педагогов: стандартизированный опросник по технологии философского диалога,
рисуночный
тест,
анкетирование
родителей
и
детей,
рефлексию,
экспертизу.
Вышли
на
результат: появилась некая игровая технология, разработали методические рекомендации к
использованию комплекта коллективных, развивающих игр и упражнений. Создали единую
систему развития ДОУ и семьи в сфере развития коммуникативной компетентности. Начали
авторскую разработку по данной теме.
Научись любить и понимать людей
и рядом с тобой всегда будут друзья.
Список использованной литературы:
1.
Акулова О.В. «Социализация. Игра» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г
2.
Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» Воронеж ИП Лакоценина 2012г
3.
Виноградова Н.А. «Образовательные проекты в детском саду» М.: АЙРИС – ПРЕСС
2008 г
4.
Киселева
Л.С.
«Проектный
метод
в
деятельности
дошкольного
учреждения»
М.:АРКТИ, 2003 г
5.
Панфилова М.А. «Игротерапия общения» М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 г
6.
Урмина И.А. «Инновационная деятельность в ДОУ» м.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2009 г
7.
Телегин
М.В.
«Воспитательный
диалог»
образовательная
программа
для
детей
старшего дошкольного возраста М.:МГППУ, 2004 г
8.
Шипицына Л.М. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998 г