Автор: Москаленко Юлия Анатольевна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с.Островное"
Населённый пункт: с.Островное, Билибинский район, ЧАО
Наименование материала: статья
Тема: «Организация духовно – нравственного воспитания обучающихся через деятельность волонтерского отряда»
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная
общеобразовательная школа с.Островное Билибинского муниципального района
Чукотского автономного округа»
Тема: «Организация духовно – нравственного воспитания обучающихся через
деятельность волонтерского отряда»
Подготовила:
педагог-организатор
Москаленко Юлия Анатольевна
«Руководить духовно-нравственным воспитанием –
это значит создавать тот моральный тонус
школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком – то заботится,
о ком-то печётся и беспокоится,
кому-то отдаёт своё сердце».
/В. Сухомлинский/
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов.
Самая
большая
опасность
для
нашего
общества
–
это
не
развал
экономики и даже не смена политической системы, а то, что, к сожалению, ныне
материальные ценности доминируют над духовными, что приводит к частичной
или полной деградации личности. У молодых людей искажается представление о
доброте, великодушии, справедливости, гражданской позиции и патриотизме. За
счет снижения истинных духовных и национальных ценностей, характерных для
российского менталитета, широкий размах приобрела ориентация молодежи на
западную культуру.
Воспитание и развитие у обучающихся нравственности и высокой культуры
является самой важной задачей в процессе становления личности. Но образование,
к сожалению, само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной
воспитанности,
так
как
это
качество
личности,
которое
определяется
в
повседневном поведении человека, в его отношении к другим людям на основе
доброжелательности и уважения к каждому человеку.
Вполне очевидно, что социальная работа с обучающимися должна строиться
на
стимулировании
активности
самих
молодых
людей
в
ходе
создания
соответствующих условий для самостоятельного решения определенных задач и
проблем. Такого рода работу, нацеленную на включение молодежи в социально-
активную
деятельность,
в
настоящее
время
осуществляют
добровольческие
общественные
организации.
Следовательно,
волонтерскую
деятельность
можно
рассматривать
как
мощное
новаторское
средство,
спо собствующее
профессиональной
социализации
обучающихся
и
обладающее
безграничным
воспитательным потенциалом.
Волонтерство позволяет создать условия для формирования у обучающихся
нравственных
качеств,
которые
признаются
значимыми
в
социуме.
В
своей
деятельности
волонтеры
в
первую
очередь
выходят
на
такую
духовно-
нравственную
ценность,
как
«милосердие».
Значение
слова
«милосердие»
в
словаре С.И. Ожегова трактуется как готовность помочь кому-нибудь или простить
кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. В христианстве милосердие – это одна
из важнейших добродетелей. Начинать воспитание подрастающего поколения в
современной
России
необходимо
именно
с
этой
ценности.
На
мой
взгляд,
милосердие
является
источником
нравственности
как
таковой.
Если
подросток
чувствует
в
себе
бескорыстное
желание
помогать,
то
сформировать
в
нем
социальную
солидарность,
гражданственность
и
другие
базовые
национальные
ценности будет не такой уж непосильной задачей. Современную молодежь очень
легко увлечь и заинтересовать, они с радостью включаются в общественные дела, а
в ожидании поощрения и стимулирования их интересов, и вовсе, они готовы
свернуть горы.
Духовно-нравственная
составляющая
личности
обучающегося
является
главным аспектом ее социализации в условиях стремительного развития общества,
фактом постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной
деятельности
и
общественной
жизни.
А
цели
воспитания,
прежде
всего,
неразрывно связаны с адаптацией молодых людей к современному миру. И одним
из важнейших направлений, помогающих это реализовать, является волонтерская
деятельность,
которая,
несомненно,
формирует
культурно-нравственный
облик
подрастающего поколения.
Основная
задача
программ
молодежного
добровольчества
–
содействие
реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики по
созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации
молодых людей.
Исходя из осознания существующей проблемы, на базе нашей школы в 2017
году был создан волонтерский отряд «Я – волонтер!». Актив отряда составляют
ребята 7-9 классов.
Наша волонтерская деятельность охватывает несколько направлений:
1.Социальное направление (слайды 4-16) – именно с этого направления
началась деятельность нашего отряда. Первым делом ребят стало поздравление
пожилых людей села с Днем пожилого человека, Днем матери, 23 февраля, 8 марта,
с
праздником
Днем
Победы.
Реакция
людей,
получивших
поздравительные
открытки, вдохновило ребят на дальнейшее развитие волонтерского движения.
Оказание посильной помощи пожилым людям – так же стало обязанностью
отряда.
Хочется отметить, что детям детского сада нашего села, волонтеры тоже уделяют
внимание: проводят с детьми спортивные, развлекательные, игровые мероприятия.
Совместное творчество нравится, как волонтерам, так и воспитанникам детского
сада.
2.Спортивное направление (слайды 17-26) – одно из наиболее любимых
направлений наших волонтеров. При этом следует отметить, что волонтеры не
только участвуют в спортивных мероприятиях, но и сами их проводят для учеников
начальных
классов.
«Веселые
старты»,
«Кросс
нации»,
«Президентские
состязания»,
«Лыжня
России»,
соревнования
по
мини-футболу,
волейболу,
настольному теннису, армспорту, товарищеские встречи со спортсменами района,
велогонки, семейные эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья», ежегодные
спортивные состязания на «Кубок главы сельского поселения» и многие другие
спортивные мероприятия проводят наши волонтеры под девизом «Спорт – это
здоровье».
3.Патриотическое
направление
(слайды
27-35) -
основной
целью
патриотического направления является популяризация отечественной истории и
сохранение исторической памяти.
Сегодня при падении нравственных начал и отсутствии примеров все более
очевидной
становится
необходимость
о
возрождении
именно
патриотического
волонтёрского движения как духовно-нравственного ориентира, направленного на
воспитание патриотических чувств у каждого обучающегося.
Воспитать в ребенке уважение к истории своей Родины, своего народа, своей
семьи помогают мероприятия патриотической направленности, в которых наши
волонтеры
принимают
активное
участие:
«Георгиевская
ленточка»,
«День
Российского флага», «9 мая», «Бессмертный полк», «Звезда спасения», праздник
«День
защитника
отечества»,
мероприятия,
«Холокост
–
мы
помним»,
«День
толлеронтности», «По дорогам Афгана», «День России», «22 июня – День начала
Великой Отечественной войны» и т.д.
4.
Творческое
направление
(слайды
36-44)
–
в
творчестве
ребенок
раскрывает свои скрытые таланты. Петь, танцевать, творить – все это волонтеры
делают с огромным удовольствием и желанием показать себя, порадовать своих
близких, друзей. Большое количество концертов, театрализованных мероприятий
состоялись в нашей школе благодаря команде волонтеров: «1 Сентября», «День
учителя», «День матери», литературная гостиная «200 лет со Дня рождения И.С.
Тургенева», «Новый год», «8 марта», открытие «Года театра» и т.д.
5.Экологическое направление (слайды 45-49) - экологическое воспитание
подростка непосредственно связано с нравственным. Ведь нравственность – это
духовные и душевные качества человека, основанные обычно на чести, доброте и
справедливости, которые проявляются не только в отношении к людям, но и к
животным, и к самой природе.
Волонтеры
принимают
активное
участие
в
суботниках
«Чистая
школа,
чистый двор, чистое село». Совместно с учащимися начальных классов проводят
акцию «Кормушка для птиц», проводят беседы «Береги природу», в этом году
волонтерский отряд примет участие в озеленении территории школы, Всемирный
день Матери-Земли (Международный день Земли); Дни защиты от экологической
опасности в России.
6.Медиаволонтерство - Наши волонтеры активно участвуют и в проведении
видео- и фотосъемок всех школьных мероприятий, жизни села. После каждого
проведенного
мероприятия
ответственные
за
организацию
волонтеры
пишут
информационные посты, предоставляют фотографии и видеорепортажи, которые
размещаются в новостную ленту на официальном сайте школы.
Хочется отметить, что волонтерская деятельность, по итогам всего периода,
положительно отразилась на отношении и взаимопонимании ребят. Они стали
более открытыми, толерантными и к друг другу и к окружающим. Стремление
помочь,
оказать
участие,
даже
просто
поддержать
ближнего,
становиться
доминирующим в отношениях подростков.
Лидер волонтерского отряда Зюкин Александр в ноябре 2018 года принял
участие в региональном конкурсе «Лидер XXI века» и был награжден дипломом II
степени.
Следовательно, одна из приоритетных задач школы – это способствовать
раскрытию духовного потенциала обучающегося, который должен быть направлен
на
формирование
таких
нравственных
качеств,
как
доброта,
бескорыстие,
милосердие, совесть и достоинство.
Как мы уже убедились, процесс воспитания нравственных качеств молодежи
посредством
добровольческой
деятельности
заключается
в
совокупности
целенаправленных
и
планомерных
педагогических
воздействий
на
сознание
и
поведение
молодого
человека
через
включение
его
в
культурно-ценностные
и
социально-значимые формы деятельности.
В заключение хотелось бы еще раз сказать, что интеграция волонтерской
деятельности
в
образовательный
процесс
повышает
духовно-нравственную
культуру, расширяет кругозор и воспитывает у каждого обучающегося позитивное
и
заинтересованное
восприятие
проблем
современного
человечества.
Участие
обучающихся во всех направлениях волонтёрского движения, будь то спортивное,
социальное,
патриотическое
или
творческое
волонтёрство,
способствует
нравственно-эстетическому
развитию,
оказывает
воздействие
на
духовное
становление личности. У каждого подростка в возрасте от 14 до 18 лет должно
сформироваться
четкое
понимание
того,
что
Волонтёрство
–
это
институт
воспитания Духовности, Честности, Дружбы и Нравственности!