Автор: Шарыгина Любовь Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 94"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
2
Ведение
Актуальность
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере
образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования
подрастающего поколения, интегрированного в современное общество.
Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек,
который ориентирован на здоровый образ жизни.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы:
повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня
жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в
сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и
средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение
числа неполных семей.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья
дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это
будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения
здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и,
прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в
дошкольных образовательных учреждениях, начинать приучать детей
заботится о своем здоровье необходимо с малых лет.
Актуальность нашего исследования определяется следующим:
необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в
приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
На основании проблемы была сформулирована тема: «Формирование
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Цель: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни,
добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и
ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью
окружающих.
3
Объектом исследования: выступает процесс формирования здорового
образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании
здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Задачи иследования:
1.
Формировать представление дошкольников о здоровье, об
умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и
сохранению.
2.
Формировать устойчивую мотивацию старших
дошкольников к здоровьесбережению.
3.
Развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам
личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.
4.
Повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и
использования в процессе образовательной деятельности
здоровьесберегающих технологий.
5.
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении
здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
4
Пути реализации:
Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного
психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального
благополучия дошкольника.
Отбор и внедрение эффективных инновационных технологий.
Профилактическая работа.
Работа с родителями.
Обеспечение системности в организации здоровьесберегающей
деятельности.
Методы, приёмы, средства реализации:
С педагогами:
Консультации
*Открытые просмотры
Семинары-практикумы
С родителями:
Папки-передвижки
Родительские собрания
Анкетирование
Буклеты
Консультации
Участие в спортивных праздниках
Оформление наглядно демонстрационного стенда «Здоровый
ребенок»
Индивидуальные консультационные дни «открытых дверей»
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ
«Детский сад №35» г. Полысаево, Кемеровской области.
5
1. Основные подходы к определению понятия здоровья
В соответствии с Уставом Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного
физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов».
При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние
функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье рассматривается как состояние психической
сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом,
обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное
потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и
мотивов поведения в социальной среде.
Таким образом, для всестороннего развития ребенка необходимо
формирование и развитие всех составляющих здоровья.
6
2. Двигательная активность детей
С 16 марта 2010 года все образовательные учреждения, реализуют
основную общеобразовательную программу дошкольного образования на
основе ФГТ. Программа включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-
эстетическому.
Физическое развитие включает в себя ряд образовательных областей:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».
Психологи отмечают, что потребность детей дошкольного возраста в
двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на
должном уровне. Всё больше ограничивается самостоятельная двигательная
активность детей, как в семье, так и в детском саду – увеличивается
продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических
поз, дети всё больше времени проводят за компьютерными играми,
конструированием, просмотром телепередач, а также предметно-
развивающая среды не всегда способствует полноценному физическому
развитию детей. Двигательная активность – один из главных механизмов,
обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы. Чем
больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он
развивается. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный
путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до
сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Этому
способствуют подвижные игры и упражнения.
7
3. Профилактическая работа
Охрана жизни и здоровья детей: в каждом образовательном
учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности.
Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны
следить воспитатели, медсестры, заведующая. Существуют определенные
правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически
проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила
пожарной безопасности. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ
необходимо привести в порядок и участок, на котором дети гуляют. О
наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику.
Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и
проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их
умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ
не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
Организация рационального питания: Здоровье детей невозможно
обеспечить без рационального питания, которое является необходимым
условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического
развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных
факторов внешней среды.
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ: состоит из системы
мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни,
которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия:
воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно
организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий,
полоскание полости рта.
С-витаминизация: закреплять знания о необходимости наличия
витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых
содержаться витамины.
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
своевременное выявление и изоляция больного ребенка, строгое соблюдение
8
карантинных мероприятий могут уменьшить число заболевших детей в
учреждении.
4. Физкультурно – оздоровительная работа
Организация оптимального режима двигательной активности в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Формирование у детей осознанной потребности в физической культуре.
Ознакомление детей с традициями большого спорта.
Обеспечение психологического благополучия
Создание комфортной развивающей среды созданные условия для
предметно-развивающей среды можно сделать вывод, что для полноценного
развития ребёнка в ДОУ созданы необходимые условия, обеспечивающие
высокий уровень охраны жизни и здоровья детей.
В учреждении имеется медицинский кабинет, музыкальный зал,
физкультурный зал, бассейн, кабинет психолога, логопедический кабинет.
В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно –
развивающая среда, которая осуществляет следующие функции:
организующую, воспитывающую и развивающую. Учитывая условия ДОУ,
при создании предметно – развивающей среды педагоги ориентировались на
следующие принципы:
• принцип целесообразности и рациональности,
• принцип доступности и открытости,
• принцип соответствия возрасту.
• принцип активности, самостоятельности и творчества;
• принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды;
• принцип открытости природе, культуре, своего «Я»;
9
• принцип учета половых и возрастных различий детей.
Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В
каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные
центры, которые доступны детям.
Предупреждение интеллектуальных нагрузок: Основным средством
реализации содержания воспитания и обучения в детском саду является план
по непосредственно образовательной деятельности, который позволяет
распределить программный материал на весь учебный год и обеспечить
целостность педагогического процесса.
Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и
укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.
Именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает
определенный климат в группе. Эмоциональное благополучие способствует
нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных
качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ:
период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в
детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена
неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями
социального окружения, условиями семейного воспитания и другими
факторами.
5. Учебно-воспитательная работа
Формирование общей культуры личности воспитанников (КГН):
воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на
укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу –
воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом
развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности,
порядку. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой
тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются
гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
10
Воспитание потребности в ЗОЖ: сегодня сохранение и укрепление
здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с
детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно
наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании,
сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них
навыков здорового образа жизни.
Формирование у детей знаний по обеспечению безопасности
жизнедеятельности: решающим условием обеспечения безопасности детей
является формирование у них с детства навыков личной безопасности.
Ребёнок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее
распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался
один в квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе,
он должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом
конкретном случае.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на
достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных
отношений через решение следующих задач:
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование положительного отношения к себе;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
нравственной основы патриотических чувств.
Система мероприятий, проводимых в МБДОУ «Д/с № 35»,
направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.
Лечебно – профилактическая работа:
1.Общие режимные моменты
11
2.Сон
3.НОД- непосредственная образовательная деятельность
4.Прогулки
5.Санитарно-гигиенические условия
6.Мебель по росту детей
7.Использование витаминизированных продуктов, чистой питьевой воды
8.Информационно – просветительская работа
Здоровый образ жизни –это образ жизни человека, направленный на
профилактику болезней и укрепление здоровья.
12
Заключение
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и
зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье
родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье,
в образовательном учреждении. Значимыми факторами в нашем
исследовании, формирующими положительное отношение детей к здоровому
образу жизни, является система воспитания и обучения, включая физическое
воспитание, охрану психического здоровья, а также профилактические
мероприятия, направленные на здоровьесбережение у дошкольников.
Задачами здорового образа жизни дошкольников является воспитание
культуры здоровья и привычек здорового образа жизни. Эти задачи
реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр,
исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных
взаимоотношений.
Здоровый образ жизни в нашем исследовании - это активная форма
поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического
здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его
максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат
в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и
ребенку; это правильное организованное питание, использование
физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и
конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное
отношений к вредным привычкам.
Раскрывая содержание компонентов ЗОЖ, следует отметить, что все
сферы жизнедеятельности детей данного возраста - трудовая, общественная,
семейная, досуговая - взаимосвязаны через общение со сверстниками,
воспитателями, родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования.
Данная модель, на наш взгляд, отражает социально-педагогическую сторону
процесса формирования ЗОЖ старших дошкольников. Таким образом,
13
формирование здорового образа жизни возможно посредством специального
организованного взаимодействия семьи и ДОУ.
Эффективность взаимодействие семьи и ДОУ в формировании
здорового образа жизни детей дошкольного возраста обеспечивается
совместной деятельностью педагогов, родителей и детей, направленной на
сохранение и укрепление здоровья детей.
14
Список литературы
1.
Веракса, Т. С. От рождения до школы [Текст] : примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под
ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.
– М. : Мозайка-Синтез, 2012. – 336 с.
2. Никанорова Т. С. Здоровячок [Текст] : Система оздоровления
дошкольников / под. ред. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко.- Воронеж: ЧП
Лакоценин С. С., 2007. - 96с.
3.Теплюк С. Особенности физического развития и воспитания детей
раннего возраста [Текст] / С. Теплюк., Ю. Разенкова // Дошкольное
воспитание. – 2005.- № 10. – С. 102-109.
4. Теплюк С. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного
возраста [Текст] / Пособие для педагогов дошк. учреждений. С. Теплюк . –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 160с.
5. Широкова, Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном
образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Г. А. Широкова. –
Изд-во. Феникс 2009. – 222 с.