Напоминание

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста


Автор: Шарыгина Любовь Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 94"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




2

Ведение

Актуальность

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере

образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования

подрастающего поколения, интегрированного в современное общество.

Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек,

который ориентирован на здоровый образ жизни.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы:

повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня

жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в

сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и

средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение

числа неполных семей.

В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья

дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это

будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения

здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и,

прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в

дошкольных образовательных учреждениях, начинать приучать детей

заботится о своем здоровье необходимо с малых лет.

Актуальность нашего исследования определяется следующим:

необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в

приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

На основании проблемы была сформулирована тема: «Формирование

здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни,

добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и

ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью

окружающих.

3

Объектом исследования: выступает процесс формирования здорового

образа жизни в ДОУ и семье.

Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании

здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Задачи иследования:

1.

Формировать представление дошкольников о здоровье, об

умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и

сохранению.

2.

Формировать устойчивую мотивацию старших

дошкольников к здоровьесбережению.

3.

Развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам

личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.

4.

Повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и

использования в процессе образовательной деятельности

здоровьесберегающих технологий.

5.

Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении

здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.

4

Пути реализации:

Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного

психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального

благополучия дошкольника.

Отбор и внедрение эффективных инновационных технологий.

Профилактическая работа.

Работа с родителями.

Обеспечение системности в организации здоровьесберегающей

деятельности.

Методы, приёмы, средства реализации:

С педагогами:

Консультации

*Открытые просмотры

Семинары-практикумы

С родителями:

Папки-передвижки

Родительские собрания

Анкетирование

Буклеты

Консультации

Участие в спортивных праздниках

Оформление наглядно демонстрационного стенда «Здоровый

ребенок»

Индивидуальные консультационные дни «открытых дверей»

Экспериментальной базой исследования является МБДОУ

«Детский сад №35» г. Полысаево, Кемеровской области.

5

1. Основные подходы к определению понятия здоровья

В соответствии с Уставом Всемирной Организации

Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного

физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов».

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние

функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической

сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом,

обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное

потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и

мотивов поведения в социальной среде.

Таким образом, для всестороннего развития ребенка необходимо

формирование и развитие всех составляющих здоровья.

6

2. Двигательная активность детей

С 16 марта 2010 года все образовательные учреждения, реализуют

основную общеобразовательную программу дошкольного образования на

основе ФГТ. Программа включает совокупность образовательных областей,

которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных

и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому,

социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-

эстетическому.

Физическое развитие включает в себя ряд образовательных областей:

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Психологи отмечают, что потребность детей дошкольного возраста в

двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на

должном уровне. Всё больше ограничивается самостоятельная двигательная

активность детей, как в семье, так и в детском саду – увеличивается

продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических

поз, дети всё больше времени проводят за компьютерными играми,

конструированием, просмотром телепередач, а также предметно-

развивающая среды не всегда способствует полноценному физическому

развитию детей. Двигательная активность – один из главных механизмов,

обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы. Чем

больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он

развивается. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный

путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до

сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Этому

способствуют подвижные игры и упражнения.

7

3. Профилактическая работа

Охрана жизни и здоровья детей: в каждом образовательном

учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности.

Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны

следить воспитатели, медсестры, заведующая. Существуют определенные

правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически

проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила

пожарной безопасности. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ

необходимо привести в порядок и участок, на котором дети гуляют. О

наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику.

Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и

проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их

умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ

не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.

Организация рационального питания: Здоровье детей невозможно

обеспечить без рационального питания, которое является необходимым

условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического

развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных

факторов внешней среды.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ: состоит из системы

мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни,

которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия:

воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно

организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий,

полоскание полости рта.

С-витаминизация: закреплять знания о необходимости наличия

витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых

содержаться витамины.

Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

своевременное выявление и изоляция больного ребенка, строгое соблюдение

8

карантинных мероприятий могут уменьшить число заболевших детей в

учреждении.

4. Физкультурно – оздоровительная работа

Организация оптимального режима двигательной активности в соответствии

с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Формирование у детей осознанной потребности в физической культуре.

Ознакомление детей с традициями большого спорта.

Обеспечение психологического благополучия

Создание комфортной развивающей среды созданные условия для

предметно-развивающей среды можно сделать вывод, что для полноценного

развития ребёнка в ДОУ созданы необходимые условия, обеспечивающие

высокий уровень охраны жизни и здоровья детей.

В учреждении имеется медицинский кабинет, музыкальный зал,

физкультурный зал, бассейн, кабинет психолога, логопедический кабинет.

В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно –

развивающая среда, которая осуществляет следующие функции:

организующую, воспитывающую и развивающую. Учитывая условия ДОУ,

при создании предметно – развивающей среды педагоги ориентировались на

следующие принципы:

• принцип целесообразности и рациональности,

• принцип доступности и открытости,

• принцип соответствия возрасту.

• принцип активности, самостоятельности и творчества;

• принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

• принцип комплексирования и гибкого зонирования;

• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической

организации среды;

• принцип открытости природе, культуре, своего «Я»;

9

• принцип учета половых и возрастных различий детей.

Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В

каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные

центры, которые доступны детям.

Предупреждение интеллектуальных нагрузок: Основным средством

реализации содержания воспитания и обучения в детском саду является план

по непосредственно образовательной деятельности, который позволяет

распределить программный материал на весь учебный год и обеспечить

целостность педагогического процесса.

Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и

укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает

определенный климат в группе. Эмоциональное благополучие способствует

нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных

качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ:

период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в

детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена

неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями

социального окружения, условиями семейного воспитания и другими

факторами.

5. Учебно-воспитательная работа

Формирование общей культуры личности воспитанников (КГН):

воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на

укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу –

воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом

развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности,

порядку. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой

тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются

гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

10

Воспитание потребности в ЗОЖ: сегодня сохранение и укрепление

здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с

детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно

наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании,

сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них

навыков здорового образа жизни.

Формирование у детей знаний по обеспечению безопасности

жизнедеятельности: решающим условием обеспечения безопасности детей

является формирование у них с детства навыков личной безопасности.

Ребёнок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее

распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался

один в квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе,

он должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом

конкретном случае.

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на

достижение целей формирования основ безопасности собственной

жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания

(безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных

отношений через решение следующих задач:

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование положительного отношения к себе;

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

нравственной основы патриотических чувств.

Система мероприятий, проводимых в МБДОУ «Д/с № 35»,

направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.

Лечебно – профилактическая работа:

1.Общие режимные моменты

11

2.Сон

3.НОД- непосредственная образовательная деятельность

4.Прогулки

5.Санитарно-гигиенические условия

6.Мебель по росту детей

7.Использование витаминизированных продуктов, чистой питьевой воды

8.Информационно – просветительская работа

Здоровый образ жизни –это образ жизни человека, направленный на

профилактику болезней и укрепление здоровья.

12

Заключение

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и

зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье

родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье,

в образовательном учреждении. Значимыми факторами в нашем

исследовании, формирующими положительное отношение детей к здоровому

образу жизни, является система воспитания и обучения, включая физическое

воспитание, охрану психического здоровья, а также профилактические

мероприятия, направленные на здоровьесбережение у дошкольников.

Задачами здорового образа жизни дошкольников является воспитание

культуры здоровья и привычек здорового образа жизни. Эти задачи

реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр,

исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных

взаимоотношений.

Здоровый образ жизни в нашем исследовании - это активная форма

поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического

здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его

максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат

в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и

ребенку; это правильное организованное питание, использование

физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и

конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное

отношений к вредным привычкам.

Раскрывая содержание компонентов ЗОЖ, следует отметить, что все

сферы жизнедеятельности детей данного возраста - трудовая, общественная,

семейная, досуговая - взаимосвязаны через общение со сверстниками,

воспитателями, родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования.

Данная модель, на наш взгляд, отражает социально-педагогическую сторону

процесса формирования ЗОЖ старших дошкольников. Таким образом,

13

формирование здорового образа жизни возможно посредством специального

организованного взаимодействия семьи и ДОУ.

Эффективность взаимодействие семьи и ДОУ в формировании

здорового образа жизни детей дошкольного возраста обеспечивается

совместной деятельностью педагогов, родителей и детей, направленной на

сохранение и укрепление здоровья детей.

14

Список литературы

1.

Веракса, Т. С. От рождения до школы [Текст] : примерная

основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под

ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.

– М. : Мозайка-Синтез, 2012. – 336 с.

2. Никанорова Т. С. Здоровячок [Текст] : Система оздоровления

дошкольников / под. ред. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко.- Воронеж: ЧП

Лакоценин С. С., 2007. - 96с.

3.Теплюк С. Особенности физического развития и воспитания детей

раннего возраста [Текст] / С. Теплюк., Ю. Разенкова // Дошкольное

воспитание. – 2005.- № 10. – С. 102-109.

4. Теплюк С. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного

возраста [Текст] / Пособие для педагогов дошк. учреждений. С. Теплюк . –

М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 160с.

5. Широкова, Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном

образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Г. А. Широкова. –

Изд-во. Феникс 2009. – 222 с.



В раздел образования