Напоминание

"Проблема формирования устной речи у дошкольников"


Автор: Позднякова Олеся Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 60 "Заинька"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема формирования устной речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема формирования устной речи у дошкольников

Полученные в свидетельствуют о том, что лишение организма определенной

сенсорной информации (депривация) приводит в дальнейшем к

невосполнимым потерям в способности к восприятию данной сенсорной

информации. Это в равной степени относится и к нарушениям слуха. Поэтому

от проведения специальных коррекционных мероприятий в значительной

степени зависит судьба ребёнка со сниженным слухом – сможет ли он в

достаточной степени адаптироваться в мире слышащих людей.

Нарушение слуха, особенно если оно наступило очень рано, до овладения

речью, меняет всю картину психического развития ребёнка. При глухоте

оказывается невозможным развитие речи естественным путём, так как

изменяется характер связей и взаимодействия между различными отделами

коры больших полушарий мозга, между периферическими и центральными

процессами

У слышащего ребёнка исходным и основным видом словесной речи в

процессе её усвоения является устное слово. Развитие устной речи

происходит на основе общения ребёнка с окружающими в процессе

различных видов деятельности. При глухоте, наступившей в доречевой

период, развитие речи

ребёнка осуществляется только в процессе специального обучения [21].

Обучение неслышащих детей устной речи базируется на пластичности

высшей нервной деятельности, на компенсаторных механизмах, которыми

располагает глухой.

Учитывая значение устной речи для жизнедеятельности человека,

возможность неслышащих детей овладеть ею, школа І-ІІ вида одну из своих

задач видит в обучении воспитанников устной речи. Решение этой задачи

предусматривается с подготовительного класса.

Формирование устной речи является важнейшим условием психического

и речевого развития неслышащих детей. Устная речь – наиболее

естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими

людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм

речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая

более высокого уровня развития психических процессов.

Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в

значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной

форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у глухого ребенка

приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с

большим трудом корригируется на других возрастных этапах.



В раздел образования