Автор: Мантурова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №23
Населённый пункт: город Арзамас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через формирование профессиональной компетентности педагога в работе по гендерному воспитанию в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через
формирование профессиональной компетентности педагога в работе по
гендерному воспитанию в ДОУ
С
1970-х
годов
различные
директивы
легли
в
основу
равного
обращения и равных возможностей в Европе. Однако, несмотря на наличие
всеобъемлющих
законодательных
рамок,
гендерное
равенство
еще
не
достигнуто. Хотя в большинстве стран женщины составляют большинство
студентов и выпускников университетов, они все еще меньше зарабатывают и
имеют
более
низкий
уровень
занятости,
чем
мужчины.
В
последние
десятилетия
характер
гендерного
неравенства
в
образовании
сильно
изменился, и в отношении достижения, в частности, стал более сложным.
Помимо
несправедливости,
присущей
всем
гендерным
стереотипам,
гендерные
различия
в
образовании
также
могут
отрицательно
влиять
на
экономический
рост
и
социальную
интеграцию.
Например,
женщины
по
прежнему
в
меньшенстве
в
области
математики,
науки
и
техники,
что
зачастую обусловлено стереотипами общества, а не реальными знаниями. В
современной
России
особенностью
является
то,
что
на
уровне
рядовых
граждан большинство проблем, которые на самом деле имеют гендерные
корни и признаки, таковыми не воспринимаются да еще и сопровождаются
дополнительными эмоциональными составляющими, которые искажают их
восприятия или же возводят в рамки привычных стереотипов.
К сожалению, вопросы внедрения гендерного компонента в воспитание
можно отнести к наименее разработанных в исследованиях отечественных
педагогов.
На
современном
этапе
важно
научиться
не
только
четко
дифференцировать
особенности
гендерного
подхода
в
воспитании,
но
и
вовремя понять эффективность гендерного воспитания и безусловное его
значение
для
гармоничного
и
полноценного
развития
школьников
и
их
практической деятельности в условиях гражданского общества.
Большую роль в преодолении гендерных стереотипов должны играть
общеобразовательные
учебно-воспитательные
учреждения.
Хочется
подчеркнуть, что гендерное воспитание не является чем-то изолированным,
что не зависит от воспитания вообще. [3]
Внедрение гендерного подхода в педагогическое образование следует
понимать
как
расширение
жизненного
пространства
для
развития
индивидуальных способностей и задатков каждого ребенка, высвобождение
мышления педагогов от поло-ролевых стереотипов. Настоящее равенство не
предполагает нивелирование пола, но учитывает в образовательном процессе
специфику жизненных интересов и психологических различий девушек и
парней, а также далекую от идеальной гендерную ситуацию в российском
обществе.
В педагогической теории существуют различные подходы к проблемам
гендерного воспитания. Анализ педагогических исследований показал, что
эти
проблемы
воспитания
освещались
преимущественно
в
аспекте
нравственного воспитания пола.[1]
Несмотря
на
то,
что
поло-ролевое
воспитание
содержит
категории
морали и нравственности, его часто отождествляют с половым (оно толкуется
как
составляющая
воспитательного
процесса),
что
обеспечивает
«нормальное» половое развитие детей и молодежи и направлено на усвоение
ими правил взаимоотношений с представителями противоположного пола .
Установлено,
что
внимание
современной
педагогической
мысли
сконцентрировано
практически
в
двух
противоположных
направлениях
воспитания
с
акцентом
на
фактор
пола:
традиционное,
поло-ролевое
и
гендерное.
Это
обусловило
появление
соответствующей
терминологии:
«поло-ролевое
воспитание»,
«гендерное
воспитание»,
«гендерная
социализация»
и
привело
к
неопределенности
отдельных
терминов
-
«гендерная культура», «гендерная воспитанность» и другие.
Значительную
роль
в
осуществлении
гендерного
воспитания
и
формирования
гендерной
культуры
играют
семья,
учебные,
внешкольные
учреждения,
а
также
учреждения
культуры,
центры
социальных
служб,
центры профессиональной подготовки и тому подобное.
Растет роль общественных организаций и объединений, использующих
возможности неформального образования. Отмечаем, что цель воспитания
всегда конкретно-исторический характер и должна отражать те изменения,
которые
произошли
в
социальном,
духовном
и
материальном
развитии
общества.
Согласно
современной
концепции
общей
целью
воспитания
является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Одним из основных препятствий введение гендерного компонента в
содержание
общего
и
профессионального
образования
является
скрытый
процесс гендерной дискриминации. [2]
Мы
считаем,
что
включение
гендерной
тематики
в
содержание
образования
является
актуальным
и
позволяет
использовать
все
виды
содержания
для
решения
образовательного
задачи,
который
является
ключевым фактором учебного процесса.
Подготовка
профессионалов,
обладающих
гендерными
знаниями,
представляет собой динамический процесс, в котором, с одной стороны,
создаются
и
потребляются
ценности
культуры,
а
с
другой
-
происходит
творческое
преобразование
действительности
с
позиций
«гендерной
грамотности», включающий понимание формирования законов и механизмов
функционирования
гендерной
системы,
владение
«гендерным»
языком,
мышлением, правилами поведения. [4]
В
содержании
образования
гендерная
тематика
включается
в
виде
специально подобранных текстов, примеров, фактов, событий и является
интегральной частью всей структуры занятия. Коллективная деятельность по
моделированию ситуаций в пределах ежедневного образовательного процесса
дает
возможность
максимально
приблизить
к
жизненным
условиям,
а
применение гендерного подхода к профессиональному обучению позволяет
результативно
решать
педагогические
задачи,
формировать
культурную
грамотность, приобретать опыт работы в группе по принятию коллективных
решений, инициировать ситуации, приближенные к реальным условиям.
Резюмируя
стоит
отметить,
что
всем
субъектам
педагогического
процесса необходимо учитывать гендерный фактор в воспитании прежде
всего
потому,
что
развитие
лично сти,
в
структуре
кото р о го
предусматривается процесс формирования лицом своих жизненных ролей, не
может происходить гармонично без гендерно-ролевой социализации.
Для того, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин, необходимо
очень внимательно относиться к вопросам гендерного воспитания детей, в
частности дошкольного и школьного возраста.
В
системе
образования
проблема
гендерного
воспитания
детей
приобретает государственной важности, создаются реальные предпосылки
для
полноценного
развития
девочек
и
мальчиков
в
соответствии
с
их
половозрастных
и
индивидуальных
гендерных
особенностей,
что
способствуют
самореализации
женской
/
мужской
индивидуальности,
воспитанию культуры гендерных взаимоотношений и тому подобное.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Акулич, М. М., & Левенских, И. А. (2010). Гендерные роли в
классических
и
постклассических
социологических
теориях.
Вестник Тюменского государственного университета. Социально-
экономические и правовые исследования, (4), 14-20.
2.
Колодина Анна Александровна (2012). Гендерная проблематика в
современной
России.
Вестник
Московского
государственного
университета культуры и искусств, (4 (48)), 56-60.
3.
Серова,
А.
Е.
(2013).
Гендерные
различия
в
образовании
в
контексте европейской либеральной демократии. Вестник Санкт-
Петербургского
государственного
университета
культуры
и
искусств, (4 (17)), 183-187.
4.
Штылева,
Л.
В.
(2009).
Гендер
и
педагогика:
проблемы
согласования языка. Женщина в российском обществе, (4), 63-72.