Напоминание

Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через формирование профессиональной компетентности педагога в работе по гендерному воспитанию в ДОУ


Автор: Мантурова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №23
Населённый пункт: город Арзамас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через формирование профессиональной компетентности педагога в работе по гендерному воспитанию в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через

формирование профессиональной компетентности педагога в работе по

гендерному воспитанию в ДОУ

С

1970-х

годов

различные

директивы

легли

в

основу

равного

обращения и равных возможностей в Европе. Однако, несмотря на наличие

всеобъемлющих

законодательных

рамок,

гендерное

равенство

еще

не

достигнуто. Хотя в большинстве стран женщины составляют большинство

студентов и выпускников университетов, они все еще меньше зарабатывают и

имеют

более

низкий

уровень

занятости,

чем

мужчины.

В

последние

десятилетия

характер

гендерного

неравенства

в

образовании

сильно

изменился, и в отношении достижения, в частности, стал более сложным.

Помимо

несправедливости,

присущей

всем

гендерным

стереотипам,

гендерные

различия

в

образовании

также

могут

отрицательно

влиять

на

экономический

рост

и

социальную

интеграцию.

Например,

женщины

по

прежнему

в

меньшенстве

в

области

математики,

науки

и

техники,

что

зачастую обусловлено стереотипами общества, а не реальными знаниями. В

современной

России

особенностью

является

то,

что

на

уровне

рядовых

граждан большинство проблем, которые на самом деле имеют гендерные

корни и признаки, таковыми не воспринимаются да еще и сопровождаются

дополнительными эмоциональными составляющими, которые искажают их

восприятия или же возводят в рамки привычных стереотипов.

К сожалению, вопросы внедрения гендерного компонента в воспитание

можно отнести к наименее разработанных в исследованиях отечественных

педагогов.

На

современном

этапе

важно

научиться

не

только

четко

дифференцировать

особенности

гендерного

подхода

в

воспитании,

но

и

вовремя понять эффективность гендерного воспитания и безусловное его

значение

для

гармоничного

и

полноценного

развития

школьников

и

их

практической деятельности в условиях гражданского общества.

Большую роль в преодолении гендерных стереотипов должны играть

общеобразовательные

учебно-воспитательные

учреждения.

Хочется

подчеркнуть, что гендерное воспитание не является чем-то изолированным,

что не зависит от воспитания вообще. [3]

Внедрение гендерного подхода в педагогическое образование следует

понимать

как

расширение

жизненного

пространства

для

развития

индивидуальных способностей и задатков каждого ребенка, высвобождение

мышления педагогов от поло-ролевых стереотипов. Настоящее равенство не

предполагает нивелирование пола, но учитывает в образовательном процессе

специфику жизненных интересов и психологических различий девушек и

парней, а также далекую от идеальной гендерную ситуацию в российском

обществе.

В педагогической теории существуют различные подходы к проблемам

гендерного воспитания. Анализ педагогических исследований показал, что

эти

проблемы

воспитания

освещались

преимущественно

в

аспекте

нравственного воспитания пола.[1]

Несмотря

на

то,

что

поло-ролевое

воспитание

содержит

категории

морали и нравственности, его часто отождествляют с половым (оно толкуется

как

составляющая

воспитательного

процесса),

что

обеспечивает

«нормальное» половое развитие детей и молодежи и направлено на усвоение

ими правил взаимоотношений с представителями противоположного пола .

Установлено,

что

внимание

современной

педагогической

мысли

сконцентрировано

практически

в

двух

противоположных

направлениях

воспитания

с

акцентом

на

фактор

пола:

традиционное,

поло-ролевое

и

гендерное.

Это

обусловило

появление

соответствующей

терминологии:

«поло-ролевое

воспитание»,

«гендерное

воспитание»,

«гендерная

социализация»

и

привело

к

неопределенности

отдельных

терминов

-

«гендерная культура», «гендерная воспитанность» и другие.

Значительную

роль

в

осуществлении

гендерного

воспитания

и

формирования

гендерной

культуры

играют

семья,

учебные,

внешкольные

учреждения,

а

также

учреждения

культуры,

центры

социальных

служб,

центры профессиональной подготовки и тому подобное.

Растет роль общественных организаций и объединений, использующих

возможности неформального образования. Отмечаем, что цель воспитания

всегда конкретно-исторический характер и должна отражать те изменения,

которые

произошли

в

социальном,

духовном

и

материальном

развитии

общества.

Согласно

современной

концепции

общей

целью

воспитания

является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Одним из основных препятствий введение гендерного компонента в

содержание

общего

и

профессионального

образования

является

скрытый

процесс гендерной дискриминации. [2]

Мы

считаем,

что

включение

гендерной

тематики

в

содержание

образования

является

актуальным

и

позволяет

использовать

все

виды

содержания

для

решения

образовательного

задачи,

который

является

ключевым фактором учебного процесса.

Подготовка

профессионалов,

обладающих

гендерными

знаниями,

представляет собой динамический процесс, в котором, с одной стороны,

создаются

и

потребляются

ценности

культуры,

а

с

другой

-

происходит

творческое

преобразование

действительности

с

позиций

«гендерной

грамотности», включающий понимание формирования законов и механизмов

функционирования

гендерной

системы,

владение

«гендерным»

языком,

мышлением, правилами поведения. [4]

В

содержании

образования

гендерная

тематика

включается

в

виде

специально подобранных текстов, примеров, фактов, событий и является

интегральной частью всей структуры занятия. Коллективная деятельность по

моделированию ситуаций в пределах ежедневного образовательного процесса

дает

возможность

максимально

приблизить

к

жизненным

условиям,

а

применение гендерного подхода к профессиональному обучению позволяет

результативно

решать

педагогические

задачи,

формировать

культурную

грамотность, приобретать опыт работы в группе по принятию коллективных

решений, инициировать ситуации, приближенные к реальным условиям.

Резюмируя

стоит

отметить,

что

всем

субъектам

педагогического

процесса необходимо учитывать гендерный фактор в воспитании прежде

всего

потому,

что

развитие

лично сти,

в

структуре

кото р о го

предусматривается процесс формирования лицом своих жизненных ролей, не

может происходить гармонично без гендерно-ролевой социализации.

Для того, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин, необходимо

очень внимательно относиться к вопросам гендерного воспитания детей, в

частности дошкольного и школьного возраста.

В

системе

образования

проблема

гендерного

воспитания

детей

приобретает государственной важности, создаются реальные предпосылки

для

полноценного

развития

девочек

и

мальчиков

в

соответствии

с

их

половозрастных

и

индивидуальных

гендерных

особенностей,

что

способствуют

самореализации

женской

/

мужской

индивидуальности,

воспитанию культуры гендерных взаимоотношений и тому подобное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Акулич, М. М., & Левенских, И. А. (2010). Гендерные роли в

классических

и

постклассических

социологических

теориях.

Вестник Тюменского государственного университета. Социально-

экономические и правовые исследования, (4), 14-20.

2.

Колодина Анна Александровна (2012). Гендерная проблематика в

современной

России.

Вестник

Московского

государственного

университета культуры и искусств, (4 (48)), 56-60.

3.

Серова,

А.

Е.

(2013).

Гендерные

различия

в

образовании

в

контексте европейской либеральной демократии. Вестник Санкт-

Петербургского

государственного

университета

культуры

и

искусств, (4 (17)), 183-187.

4.

Штылева,

Л.

В.

(2009).

Гендер

и

педагогика:

проблемы

согласования языка. Женщина в российском обществе, (4), 63-72.



В раздел образования