Автор: Желнина Татьяна Борисовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №2 "Радуга"
Населённый пункт: г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуально–познавательная игра для педагогов ДОУ "Что я знаю о своем городе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 2 «Радуга» г. Белорецк
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Методическая разработка
Интеллектуально - познавательная
игра для педагогов,
посвященная 100 - летию образования
Республики Башкортостан
«Что я знаю о своем городе»
Разработал:
Старший воспитатель
Желнина Т.Б.
Белорецк, 2019 г.
Пояснительная записка
Игра - одна из самых распространенных форм человеческого бытия.
Интеллектуально-познавательные игры на сегодняшний день одна из
самых популярных форм работы не только с детьми, но и с педагогами. Во
все времена люди любили интеллектуальные игры, которые позволяли не
только достаточно быстро провести контроль имеющихся знаний у игроков,
но и являлись прекрасным обучающим инструментом, благодаря которому
расширялся кругозор и багаж знаний играющих.
Характерным для каждой интеллектуальной игры является, с одной
стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений
о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В любом
смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым
элементом каждой игры является игровое действие. Внимание участника
направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя
выполняет общую задачу. Поэтому я полагаю, что игры представляются
участникам
не
просто
забавой,
а
интересным,
необычным
делом. Им
нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это,
надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры
понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств.
Вопросы, подобранные педагогом, рассчитаны не только на конкретные
знания, но и на общую эрудицию и сообразительность педагогов.
Интеллектуальная
игра
является
неотъемлемой
частью
учебного
и
воспитательного процесса, решает очень много воспитательных проблем,
игра даёт возможность каждому участнику:
- продемонстрировать приобретённые знания, умения и навыки;
- проявить интеллектуальные способности;
- раскрыть многогранность своих интересов.
В данном мероприятии (интеллектуальная игра «Что я знаю о своем
городе?») принимают участие педагоги, можно провести и с родителями на
родительском собрании.
Представляемая методическая разработка способна оказать
методическую помощь педагогам, педагогу-организатору и иным
специалистам при организации процесса проверки знаний воспитанников, а
также в ходе организации интеллектуального массового мероприятия с ними.
Материал методической разработки будет безусловно полезен взрослым
для расширения кругозора. Итак,
игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму
существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
Игра способствует созданию хорошего психологического климата в
коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности,
его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия
на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности». Использование интеллектуальных игр создаёт учебную
мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в
группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных
и творческих способностей ребят. Участники становятся более свободными и
независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими,
активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского
образования.
Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются.
Существуют определенные требования к организации интеллектуальных игр.
Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается
окружающий мир, открывается простор для личной активности и
творчества.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать
удовольствие от игры.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры
Игра должна основываться на свободном творчестве и
самодеятельности учащихся.
Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление –
красочным, разнообразным.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным
задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам,
требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с
учетом подготовленности учащихся и их психологических
особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале
и методике его применения.
Исходя, из
требований
можно
сформулировать
основные
цели,
которые
преследует игра:
Цель: Развитие творческих и познавательных способностей, создавая
условия
для
активизации
творческого
проявления
краеведческих
знаний,
способствовать
популизации
значимости
родного
города
для
каждого
белоречанина, посредством интеллектуальной игры.
Задачи:
Обучающие:
- вызвать интерес к теме;
- сформировать багаж базовых знаний и расширение кругозора;
- овладеть умением ясно мыслить и строить логические рассуждения в
условиях прессинга;
- научиться работать с различными источниками информации;
- развивать навыки работы с информацией различной модальности.
Развивающие:
- Развить интеллектуальную лабильность;
- Развить творческие способности и креативное мышление;
- развить коммуникативно — эмоциональную сферу личности;
- развить мотивацию к самообразованию.
Воспитательные:
- воспитать навыки совместной деятельности в малой группе и в команде;
- воспитать умение достойно проигрывать и анализировать причины неудач.
Практические методы:
1.
Метод
мозгового
штурма
(метод
решения
проблемы
на
основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения
предлагают высказать как можно большее количество вариантов решения, в
том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей
отбирают одну наиболее удачную).
2. Игровой метод (создание игровой ситуации)
приёмы: беседа, разговор, убеждение, указания, пояснения, вопросы, ответы.
3. Метод столкновения взглядов и позиций
приёмы: беседа, спор участников, убеждение.
4. Метод стимулирования
Приёмы: награждение участников, поощрение, наказание (удаление из зала за
подсказку).
Ожидаемые результаты:
- сформируют багаж базовых знаний;
- овладеют умением логически рассуждать, объяснять ход рассуждений и
отстаивать свою точку зрения;
- разовьют навыки правильной формулировки вопросов;
- обучатся умению выбирать из множества возможных правильный ответ;
- научатся быстро анализировать и интерпретировать информацию;
- освоят навыки совместной творческой деятельности;
- разовьют мотивацию к самообразованию;
- разовьют коммуникативно - эмоциональную сферу личности;
- разовьют навыки работы с информацией различной модальности.
Интеллектуальная игра для педагогов ДОУ
«Что я знаю о своем городе?»
Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день, уважаемые члены
жюри!
В этом зале собрались представители звездного небосклона педагогики,
представители высокого интеллекта, творческого напряженного труда. Мы
все очень разные, но есть одно общее мы — профессиональные педагоги.
Работая с детьми, мы не имеем права терять квалификацию и поэтому нам
необходимо встречаться, обмениваться и делиться опытом.
Меняется наше общество, его отношение к обучению, главной задачей
которого сегодня стало формирование личности, способной к творчеству,
понимающей свою значимость в социуме, личности, умеющей работать на
результат.
Чтобы дать воспитанникам искорку знаний, педагогу необходимо
впитать в себя море света.
Поэтому я предлагаю вам сыграть в игру и пополнить свою энергию.
Вашему вниманию представляю интеллектуальную игру « Что я знаю о
своем городе?» Эту игру можно провести как с педагогами, так и с детьми
старшего дошкольного возраста. Сегодня, участниками этой игры будут
судить нас будете вы, коллеги, которые присутствуют в этом зале.
Члены жюри будут оценивать ваши ответы. Представление состава
жюри.
Внимание! Мы начинаем игру.
Сейчас вы услышите стихотворение, из которого необходимо сделать
вывод, какая же тема игры ожидает нас сегодня.
«Люблю я город свой»
Люблю свой город ранним утром
Когда все улицы его пустынны,
И наполняется душа моя
Спокойствием чарующей картины.
Люблю я город свой и ясным днем
И в холод , и в жару, и в непогоду,
Люблю в нем каждый уголок и дом,
Люблю неповторимую природу.
Люблю свой город с детства всей душой.
Не требуя взамен любви взаимной.
За что? За то, что город мой
И для меня он в жизни самый дивный.
Какова тема нашей сегодняшней игры? Тема игры «Любимый город».
Итак, приступаем к игре.
Викторина «Это должен знать каждый»
1. Почему наш город носит название Белорецк? Откуда это произошло?
(город расположен на реке «Белой»)
2. Год рождения нашего города и когда мы отмечаем день города?
(1762 год рождения, день города мы отмечаем в третью субботу
июля на стадионе «Металлург»)
3. Какова площадь нашего города и количество жителей? (S = 41 км,
68803 человека).
4. Какое архитектурное сооружение самое почитаемое?
( это водонапорная башня, ее еще называют пожарной «каланчой» -
потому что это здание было самым высоким в городе).
5. Назовите известных людей творческих профессий нашего города?
(Нина Зимина — поэтесса, Аникина И.В. - поэтесса, художник,
педагог, Рыбаков Ю.В. - работник культуры РСФСР, Хамматов Я. Х. -
писатель, Сагитов Т.Б. - башкирский писатель, работник культуры РБ
и т.д.)
6. Назовите имена спортсменов, прославивших наш город?
(Лилия Шобухова, Галина Богомолова, Радик Ахметов, Юра Дубинин,
Азамат Бикбаев)
7. Назовите градообразующие предприятия нашего города?
( Белорецкий металлургический комбинат)
8. Какие памятники природы есть в Белорецком районе?
(Гора Иремель, гора Большой Ямантау, Кызыляровская пещера,
Водопад Атыш, Минеральные источники Ассы, Урочище Кухтур,
Урочище Арский камень, гора Арвяк — Рязь, Культура кедра, 600 —
летние лиственницы, Гнездо орлана — белохвоста, Популяция лука
косого.)
9. Каждый год имеет определенную тематику, направленность. В
Республике Башкортостан, а значит и в нашем городе 2019 год
объявлен годом ….? (Годом театра)
Следующий конкурс «Раунд с дидактическими пособиями»
Изготовление макета.
Перед вами макеты — карты. Вам нужно их заполнить необходимыми
строениями, предметами игрового тематического содержания, которые
могут быть на данном объекте. Вначале их нужно правильно собрать
( по типу пазла). Здесь 3 объекта: стадион «Металлург», «Белорецкий
пруд», «Площадь Металлургов». (Приглашаю 9 человек).
Пока участники разрабатывают и изготавливают макеты ,
для вас Блиц — турнир «Черный ящик».
Задание такое — вы должны по старым фотографиям города и
местности точно назвать улицу Белорецка, рассказав, что на ней
находится в настоящее время ( фото сами достают из ящика).
Пример: Раньше эта улица называлась Барской, потому что там
стояли дома служащих Белорецкого завода, а также представителей
купечества. Дома купца Ляндина, Воротинцева, Валавина, Ишимова,
станового пристава Мезенцева. Здесь изображено здание Волостной
управы ( сейчас эта улица называется Советская).
А сейчас музыкальная пауза. Все вместе споем песню о нашем
любимом городе Белорецке ( Песня «Хороши Белорецкие зори»).
Предлагаю Видеоинтервью «Устами младенца»
Воспитанники детского сада знакомят вас с интересными местами
города Белорецка. Вы должны назвать это место ( детский сад, дворец
культуры, Абзаково, Площадь Металлургов.)
Фотомонтаж «Что бы это значило?»
А теперь посмотрим, какие макеты создали наши участники.
Представьте свои макеты. Молодцы!
Белорецк — это город, в котором мы живем, работаем, влюбляемся,
растим детей. Это город, который мы любим. Его история складывается
из истории наших семей, предприятий, его успех складывается из
наших успехов.
Сегодня в нашей интеллектуальной игре «Что я знаю о своем городе?»
вы приняли активное участие, мы открыли для себя целый мир: город и
его окрестности. История Белорецка интересна и увлекательна.
В заключение игры давайте посмотрим фильм о городе Белорецке.
Всем вам присуждается звание «Городские эрудиты Белорецка».
Участникам — активистам вручаются медали с эмблемой города
Белорецка.