Автор: Зотина Лилия Мироновна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ С(К)–НШ–ДС№3
Населённый пункт: САХА(Якутия), г.Нерюнгри, ул.Геологов 49, кв.10
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
Зотина Л.М., педагог-психолог
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Специальная (коррекционная)-
начальная школа – детский сад № 3, г. Нерюнгри»
Ключевые слова: предметно-развивающая среда, психологическое сопровождение , социализация
дошкольников,
зона
ближайшего
развития,
зона
актуального
развития,
образовательный
менеджмент, социокультурная среда, гармоничное развитие и т.д.
В настоящее время документы в области образования и законодательной
политики
отмечается
повышенный
интерес
к
состоянию
предметно-
развивающей среды и ее роли в социализации дошкольников.
Это
обусловлено
изменением
нормативно-правовой
базы,
запросами
родителей и общества, социальным заказом муниципального образования и
т.д.
Муниципальное
бюджетное
специальное
(ко р р е к ц и о н н о е )
образовательное
учреждение
для
обучающихся,
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
"
Специальная
(коррекционная)
начальная школа - детский сад № 3 г.Нерюнгри" стремится к активному
и с п о л ь з о в а н и ю
о с н о в
м е н е д ж м е н т а
с
ц е л ь ю
о б е с п е ч е н и я
конкурентоспособности ДОУ.
Учитывая требования к состоянию предметно-развивающей среды в ДОУ,
запросы родителей, деятельность учреждения в рамках базового учреждения
по
теме
«Модель
развивающей
среды
в
дошкольном
учреждении
в
условиях
реализации
ФГОС
ДО» возникла
необходимость
разработки
стратегии
психолого-педагогического
сопровождения
с
изменением
развивающей среды ДОУ так, чтобы процесс социализации дошкольника был
современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным
пространством.
Как
психолог,
имеющий
стаж
практической
работы
в
специальном
(коррекционном)
учреждении
определяю
психологическое
сопровождение
как
систему
профессиональной
деятельности,
направленную
на
систему
управления созданием развивающей среды для благополучной социализации
дошкольника.
Современный
этап
развития
российского
образования
позволяет
говорить
о
том,
что
развивая
систему
управления
коррекцией
развивающей среды, можно говорить о начале реализации в учреждении
основ образовательного менеджмента.
Реализация
стратегии
управления
предполагает
разработку
тактики
и
целеполагания. Отсюда цель психологического сопровождения заключается в
следующем:
конструирование
многоуровневой
многофункциональной
предметно-
развивающей среды для повышения качества коррекционно-развивающего
процесса и развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов
его развития в дошкольном учреждении.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- своевременное выявление причин и механизмов нарушений социальной
среды, развитии, обучении методами взаимодействия и психодиагностик;
-
создание
благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии
с
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребенка
как
субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-
формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Если
менеджмент
-
это
процесс
управления,
то
должны
быть
субъекты
подчинения. В нашем случае субъектами психологического воздействия в
детском саду являются: дети, воспитатели, педагоги, родители. При этом
нами учитывается содержание пункта 1.4 Стандарта, который предполагает,
что
сам
ребенок
становится
активным
в
выборе
содержания
своего
образования,
таким
образом,
будет
происходить
п о с т е п е н н а я
индивидуализация
дошкольного
образования,
где
ребенок
будет
признан
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Процесс
социализации будет постепенно расширяться по мере приобретения ребенком
социального
опыта
сферы
его
общения
и
деятельности,
как
процесс
саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.
В качестве институтов социализации, мы рассматриваем семью, дошкольное
образование, школу и т.д. Особую роль в развитии дошкольника, на наш
взгляд отводится развитию и умножению контактов с другими людьми в
условиях общественно значимой совместной деятельности.
При выработке стратегии и тактики опираемся на основные требования к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
а
также
к
развивающей
предметно-пространственной
среде,
которые
способствуют
созданию
социальной
ситуации
развития
для
участников образовательных отношений. И одним из условий, необходимых
для
создания
социальной
ситуации
развития
детей,
является
(п.
3.2.5.)
построение
вариативной
развивающей
среды.
Тактика
управления
психологическим сопровождением в нашем учреждении ориентирована на
уровень
развития
дошкольника.
Одним
из
направлений
стратегии
сопровождения
управления
психологом
развитие
предметной
среды
базируется на основных концепциях отечественных психологов.
Иными словами, при организации процесса психологического управления
созданием и коррекцией предметной среды необходимо учитывать принцип,
сформулированный известным отечественным психологом Л.С. Выготским.
А именно, развивающая среда строится с учетом зоны актуального развития
и зоны ближайшего развития дошкольника.
Управление психологического сопровождения делает упор на то, что зона
ближайшего развития (термин Л.С. Выготского) означает концептуальное
пространство, которое ребенок уже готов освоить с чьей-то помощью. Иными
словами,
зона
ближайшего
развития
–
это
расстояние
между
уровнем
актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемое
с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Поэтому правильно
организованная
предметная
среда
поможет
взрослому
обеспечить
гармоничное развитие дошкольника и его социализацию.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения:
̶
диагностический;
̶
выявление затруднений или одаренности ребенка;
̶
коррекционно-развивающий;
̶
анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка
̶
консультирование и психопрофилактика и др.
На сегодняшний день нами полностью реализован диагностический этап.
Созданы анкета, карта оценки уровня компетентности по вопросу создания
развивающей среды в ДОУ, опросники, интервьюирование в форме (вопрос-
ответ), тест "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"и др.
Выявлены
уровни
профессиональной
компетентности
педагогов,
которые
наряду с высоким уровнем выявили профессиональную некомпетентность
некоторых педагогов. Определены причины, препятствующие поиску новых
форм
и
дизайнерских
решений
центров
развития,
как
составляющих
предметно-развивающей среды.
Анализ результатов диагностики уровня состояния пердметно-развивающей
среды, предположил создание условий для повышения уровня квалификации
профессиональной
компетентности
педагогов
через
план
повышения
профессиональной компетентности в области создания развивающей среды в
ДОУ.
В
плане
предусмотрены
следующие
мероприятия:
бюро
находок
(обсуждение
возможных
компонентов
среды
будущего
проекта),
педагогическая гостиная (знакомство с опытом работы детских садов Якутии
и
России
посредством
просмотра
видеоматериалов),
сайт-
экспедиции
(самостоятельное
изучение
педагогами
данного
вопроса
посредством
различных
сайтов),
мини-презентации,
дебаты
(представление
проекта
творческой группой) и мн.др.
Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности,
а так же присущих ей видов деятельности, социализация-процесс усвоения культурных
норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Мы
полагаем,
что
для
организации
предметно-развивающей
среды
и
социализации
дошкольников, необходимо соблюдать условия, обеспечивающие полноценное развитие и
формирование личности ребенка. Проделанная работа первого этапа, позволила нам, дать
обоснование к переходу и выполнению второго этапа.
Библиография:
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую
среду// Дошкольное воспитание. № 5. 99. С. 32-38.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
3.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
4.Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа,
1993. и др.