Авторы: Драчева Мария Васильевна, Селюкова Екатерина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса, доцент кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема
Раздел: высшее образование
Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-
педагогическая проблема
Аннотация: Приспособление первоклассников к условиям школьной
жизни
является
актуальной
в
наше
время
социально-педагогической
проблемой. Усилия современной системы образования нацелены на то, чтобы
дети чувствовали себя комфортно в новой для них среде обитания. Однако
процесс
такого
привыкания
проходит
крайне
неравномерно,
поскольку
зависит от индивидуальных адаптационных возможностей личности ребенка,
которые нельзя не ставить во внимание наряду с другими поведенческими и
возрастными особенностями.
Ключевые
слова:
первоклассники,
школьная
жизнь,
адаптация
первоклассников
к
школьной
жизни,
социально-педагогическая
проблема
современности.
В
условиях
современного
образования
проблема
адаптации
первоклассников
к
школьной
жизни
считается
проблемой,
которая
в
сопоставлении с другими насущными вопросами обучения и воспитания
молодежи
имеет
наибольшую
социально-педагогическую
значимость.
Обусловливает ее актуальность проблематичность вовлечения детей в новую
обстановку, серьезно отличающуюся от той, к которой их адаптировали в
период
дошкольного
детства.
Причем
привыкание
к
школе
у
ребенка
сопряжено
с
возникновением
наибольшего
количества
затруднений,
опосредованных
различными
психологическими
и
физиологическими
особенностями, ему присущими. Нужно подчеркнуть, что они проявляют
себя
совершенно
по-разному,
тем
самым
осложняя
педагогу
задачу
осуществления процесса приспособления к школьной жизни.
Процесс поступления в школу и вовлечения в ее повседневный уклад
для новоиспеченного первоклассника всегда протекает нелегко. Новая среда
возбуждают в ребенке настоящий стресс, который подчас недооценивается
взрослыми и игнорируется разработчиками современных учебных программ
для детей младшего школьного возраста. Именно учителю в условиях такой
социально-педагогической
ситуации
приходится
прикладывать
двойные
усилия, работая над созданием благоприятного климата для возможности
адаптации к нему младших школьников [3, с. 216].
Адаптационный период каждого ребенка варьируется в зависимости от
его
адаптационного
потенциала.
Однако
с
целью
наиболее
эффективной
деятельности в этом направлении педагогами могут применятся технологии
адаптационного
характера,
наряду
с
традиционными
способствующие
вовлечению
первоклассников
в
школьную
жизнь
гораздо
быстрее.
Их
использование
обосновано
необходимостью
прежде
всего
в
поддержании
оптимального
состояния
здоровья
ребенка
(как
психологического,
так
и
физического),
а
также
укреплении
познавательного
интереса
к
учебно-
воспитательному
процессу.
Аспекты
готовой
к
адаптации
личности,
по
нашему
мнению,
должны
отвечать
именно
тем
пунктам,
что
были
перечислены
выше,
т.е.
младший
школьник
способен
к
активному
вовлечению в школьную жизнь при условии, что он психически и физически
здоров,
а
также
испытывает
стабильный
интерес
к
осуществлению
познавательной деятельности.
Усугубляется
проблема
адаптации
современных
первоклассников
к
новым условиям жизнедеятельности, тем, что они подвержены воздействию
такого
порядка,
с
которым
самостоятельно
справиться
неспособны.
В
условиях
глобализации
медиапространства
и
широкого
проникновения
технологий в жизнь человека современная школа вынуждена констатировать
снижение интереса подрастающего поколения к обучению и воспитанию как
серьезную
угрозу
процессу
образования
в
целом.
В
результате
этой
тенденции
в
зону
риска
попадают
именно
младшие
школьники,
только
начинающие
познавать
мир
науки
и
по
ряду
причин
еще
не
до
конца
осознающие
ценность
овладения
ее
базовыми
основами
в
собственном
личностном развитии.
Повсеместный
рост
информационной
среды
и
инновационных
технологий
оказывает
на
молодежную
среду
подчас
настолько
серьезное
влияние,
что
учителю
становится
сложно
конкурировать
с
ним
и
предпринимать
попытки
привлечения
внимания
младших
школьников
к
процессу познания нового. Воздействие это может быть настолько велико на
ребенка,
что
тот
в
условиях
элементарного
коммуникативного
взаимодействия окажется не способен проявить должной обратной связи и
замкнется
в
себе.
С
психической
стороны
современные
дети
становятся
действительно
менее
устойчивы
к
стрессовым
ситуациям,
поскольку
в
большей степени подвержены тревожности или апатичности, вызываемым,
как
отмечают
некоторые
исследователи,
и
отсутствием
двигательной
активности.
Так
или
иначе
основной
проблемой,
стоящей
перед
современной
школой,
остается
проблема
активизации
адаптационного
потенциала
младших школьников к условиям новой социальной обстановки. В контексте
обращения к ней особую значимость приобретает развитие коммуникативных
способностей ребенка, в прямой зависимости от которых стоит вся учебно-
воспитательная
работа.
Первоклассники
должны
идти
на
контакт,
не
испытывать дискомфорта в коллективе, предпринимая активные действия для
вовлечения в него посредством овладения групповыми нормами поведения. В
случае
если
таковые
отсутствуют,
младшие
школьники
способны
отрицательно реагировать как на сверстников, так и на учителя вместе со
школой как новой средой обитания. Попытки педагога к адаптации таких
детей
могут
не
просто
не
увенчаться
успехом,
но
перейти
в
плоскость
напряженных отношений, подкрепляемых со стороны ученика агрессией,
полным
отторжением
к
учебному
процессу
или
игнорированием
воспитательного комплекса мер [1, с. 98].
Достичь наилучшего результата в ходе приобщения первоклассника к
школьной
жизни
можно
путем
совместной
деятельности
учителя
и
родителей.
Педагогические
усилия,
направленные
на
адаптацию
ребенка
путем вовлечения его в ученический коллектив и учебно-воспитательный
процесс,
должны
подкрепляться
влиянием
семьи,
способствующим
и
поощряющим любое его благоприятное начинание, в частности связанное с
социализацией, обретением товарищей, а также учительским одобрением.
Период адаптации, как уже было отмечено, индивидуален для каждого
ребенка. Так, обычно это процесс совпадет с окончанием 4-6 недель обучения
в школе. Однако актуален он только для тех младших школьников, которые не
имеют проблем со здоровьем, социализацией и приспособлением к новым
условиям
познавательной
деятельности.
Детям
с
менее
развитыми
коммуникативными способностями и ослабленным состоянием здоровья, а
также потенциалом к овладению новыми знаниям, сформированным хуже,
чем у других, срок адаптации чаще всего продлевают до 8 недель [2, с. 45].
В соответствии с индивидуальными параметрами развития младших
школьников выделяют следующие уровни адаптации их к школьной жизни (в
основу
характеристики
помещен
критерий
психологически-возрастного
становления первоклассников):
1.
Высокий
уровень
адаптации
–
56%.
Ученик
адаптируется
к
новым условиям относительно быстро – в течение двух месяцев. В учебной и
внеучебной
работе
проявляет
себя
ответственно,
дисциплинированно
и
инициативно.
Учебный
материл
усваивается
школьником
легко
и
основательно, проявляет активность в ходе выполнения заданий повышенной
сложности.
В
коллективе
занимает
прочную
доверительную
позицию,
у
учителя также пользуется доверием и одобрением.
2.
Средний уровень адаптации – 30%. Ученик адаптируется к новым
условиям нелегко – в течение более чем двух месяцев. Программный материл
усваивается
школьником
относительно
быстро,
однако
дальше
типовых
заданий в ходе своего обучения он почти не продвигается. Добросовестен и
внимателен в выполнении поручений педагога, но требует контроля с его
стороны.
В
общении
со
сверстниками
последователен,
контактирует
со
многими ребятами, но не всегда охотно.
3.
Низкий уровень адаптации (уровень «школьной дезадаптации») –
14%. Адаптация к новым условиям вызывает у первоклассника значительные
затруднения.
Овладение
учебным
материалом
происходит
фрагментно,
самостоятельное выполнение заданий из-за тотальной невнимательности или
апатичного состояния не приносит положительных результатов. Агрессивная
настроенность к школе и учителю побуждает ребенка к неисполнительности,
хамству
и
нарушению
общей
дисциплины.
Учительские
поручения
выполняются
первоклассником
недобросовестно,
нерегулярно.
Со
сверстниками ученику на контакт идти не удается, товарищи отсутствуют,
либо присутствуют, но в малом количестве [4, с. 127].
Из классификации видим, что для многих учеников процесс адаптации
связан
с
определенными
затруднениями,
и
педагогу
как
руководителю
учебно-воспитательного
процесса
необходимо
помочь
первокласснику
освоиться в новой для него обстановке. Таким образом, проблема адаптации
первоклассников к школьной жизни является социально-педагогической.
Список литературы
1.
Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе. – М.:
«АСТ», 2004.
2.
Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.:
«Академический проект», 2004.
3.
Истратова,
О.Н. Справочник
психолога
начальной
школы.
–
Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2004.
4.
Ускова, С.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.:
«СФЕРА», 1998.