Напоминание

Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема


Авторы: Драчева Мария Васильевна, Селюкова Екатерина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса, доцент кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема
Раздел: высшее образование





Назад




Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-

педагогическая проблема

Аннотация: Приспособление первоклассников к условиям школьной

жизни

является

актуальной

в

наше

время

социально-педагогической

проблемой. Усилия современной системы образования нацелены на то, чтобы

дети чувствовали себя комфортно в новой для них среде обитания. Однако

процесс

такого

привыкания

проходит

крайне

неравномерно,

поскольку

зависит от индивидуальных адаптационных возможностей личности ребенка,

которые нельзя не ставить во внимание наряду с другими поведенческими и

возрастными особенностями.

Ключевые

слова:

первоклассники,

школьная

жизнь,

адаптация

первоклассников

к

школьной

жизни,

социально-педагогическая

проблема

современности.

В

условиях

современного

образования

проблема

адаптации

первоклассников

к

школьной

жизни

считается

проблемой,

которая

в

сопоставлении с другими насущными вопросами обучения и воспитания

молодежи

имеет

наибольшую

социально-педагогическую

значимость.

Обусловливает ее актуальность проблематичность вовлечения детей в новую

обстановку, серьезно отличающуюся от той, к которой их адаптировали в

период

дошкольного

детства.

Причем

привыкание

к

школе

у

ребенка

сопряжено

с

возникновением

наибольшего

количества

затруднений,

опосредованных

различными

психологическими

и

физиологическими

особенностями, ему присущими. Нужно подчеркнуть, что они проявляют

себя

совершенно

по-разному,

тем

самым

осложняя

педагогу

задачу

осуществления процесса приспособления к школьной жизни.

Процесс поступления в школу и вовлечения в ее повседневный уклад

для новоиспеченного первоклассника всегда протекает нелегко. Новая среда

возбуждают в ребенке настоящий стресс, который подчас недооценивается

взрослыми и игнорируется разработчиками современных учебных программ

для детей младшего школьного возраста. Именно учителю в условиях такой

социально-педагогической

ситуации

приходится

прикладывать

двойные

усилия, работая над созданием благоприятного климата для возможности

адаптации к нему младших школьников [3, с. 216].

Адаптационный период каждого ребенка варьируется в зависимости от

его

адаптационного

потенциала.

Однако

с

целью

наиболее

эффективной

деятельности в этом направлении педагогами могут применятся технологии

адаптационного

характера,

наряду

с

традиционными

способствующие

вовлечению

первоклассников

в

школьную

жизнь

гораздо

быстрее.

Их

использование

обосновано

необходимостью

прежде

всего

в

поддержании

оптимального

состояния

здоровья

ребенка

(как

психологического,

так

и

физического),

а

также

укреплении

познавательного

интереса

к

учебно-

воспитательному

процессу.

Аспекты

готовой

к

адаптации

личности,

по

нашему

мнению,

должны

отвечать

именно

тем

пунктам,

что

были

перечислены

выше,

т.е.

младший

школьник

способен

к

активному

вовлечению в школьную жизнь при условии, что он психически и физически

здоров,

а

также

испытывает

стабильный

интерес

к

осуществлению

познавательной деятельности.

Усугубляется

проблема

адаптации

современных

первоклассников

к

новым условиям жизнедеятельности, тем, что они подвержены воздействию

такого

порядка,

с

которым

самостоятельно

справиться

неспособны.

В

условиях

глобализации

медиапространства

и

широкого

проникновения

технологий в жизнь человека современная школа вынуждена констатировать

снижение интереса подрастающего поколения к обучению и воспитанию как

серьезную

угрозу

процессу

образования

в

целом.

В

результате

этой

тенденции

в

зону

риска

попадают

именно

младшие

школьники,

только

начинающие

познавать

мир

науки

и

по

ряду

причин

еще

не

до

конца

осознающие

ценность

овладения

ее

базовыми

основами

в

собственном

личностном развитии.

Повсеместный

рост

информационной

среды

и

инновационных

технологий

оказывает

на

молодежную

среду

подчас

настолько

серьезное

влияние,

что

учителю

становится

сложно

конкурировать

с

ним

и

предпринимать

попытки

привлечения

внимания

младших

школьников

к

процессу познания нового. Воздействие это может быть настолько велико на

ребенка,

что

тот

в

условиях

элементарного

коммуникативного

взаимодействия окажется не способен проявить должной обратной связи и

замкнется

в

себе.

С

психической

стороны

современные

дети

становятся

действительно

менее

устойчивы

к

стрессовым

ситуациям,

поскольку

в

большей степени подвержены тревожности или апатичности, вызываемым,

как

отмечают

некоторые

исследователи,

и

отсутствием

двигательной

активности.

Так

или

иначе

основной

проблемой,

стоящей

перед

современной

школой,

остается

проблема

активизации

адаптационного

потенциала

младших школьников к условиям новой социальной обстановки. В контексте

обращения к ней особую значимость приобретает развитие коммуникативных

способностей ребенка, в прямой зависимости от которых стоит вся учебно-

воспитательная

работа.

Первоклассники

должны

идти

на

контакт,

не

испытывать дискомфорта в коллективе, предпринимая активные действия для

вовлечения в него посредством овладения групповыми нормами поведения. В

случае

если

таковые

отсутствуют,

младшие

школьники

способны

отрицательно реагировать как на сверстников, так и на учителя вместе со

школой как новой средой обитания. Попытки педагога к адаптации таких

детей

могут

не

просто

не

увенчаться

успехом,

но

перейти

в

плоскость

напряженных отношений, подкрепляемых со стороны ученика агрессией,

полным

отторжением

к

учебному

процессу

или

игнорированием

воспитательного комплекса мер [1, с. 98].

Достичь наилучшего результата в ходе приобщения первоклассника к

школьной

жизни

можно

путем

совместной

деятельности

учителя

и

родителей.

Педагогические

усилия,

направленные

на

адаптацию

ребенка

путем вовлечения его в ученический коллектив и учебно-воспитательный

процесс,

должны

подкрепляться

влиянием

семьи,

способствующим

и

поощряющим любое его благоприятное начинание, в частности связанное с

социализацией, обретением товарищей, а также учительским одобрением.

Период адаптации, как уже было отмечено, индивидуален для каждого

ребенка. Так, обычно это процесс совпадет с окончанием 4-6 недель обучения

в школе. Однако актуален он только для тех младших школьников, которые не

имеют проблем со здоровьем, социализацией и приспособлением к новым

условиям

познавательной

деятельности.

Детям

с

менее

развитыми

коммуникативными способностями и ослабленным состоянием здоровья, а

также потенциалом к овладению новыми знаниям, сформированным хуже,

чем у других, срок адаптации чаще всего продлевают до 8 недель [2, с. 45].

В соответствии с индивидуальными параметрами развития младших

школьников выделяют следующие уровни адаптации их к школьной жизни (в

основу

характеристики

помещен

критерий

психологически-возрастного

становления первоклассников):

1.

Высокий

уровень

адаптации

56%.

Ученик

адаптируется

к

новым условиям относительно быстро – в течение двух месяцев. В учебной и

внеучебной

работе

проявляет

себя

ответственно,

дисциплинированно

и

инициативно.

Учебный

материл

усваивается

школьником

легко

и

основательно, проявляет активность в ходе выполнения заданий повышенной

сложности.

В

коллективе

занимает

прочную

доверительную

позицию,

у

учителя также пользуется доверием и одобрением.

2.

Средний уровень адаптации – 30%. Ученик адаптируется к новым

условиям нелегко – в течение более чем двух месяцев. Программный материл

усваивается

школьником

относительно

быстро,

однако

дальше

типовых

заданий в ходе своего обучения он почти не продвигается. Добросовестен и

внимателен в выполнении поручений педагога, но требует контроля с его

стороны.

В

общении

со

сверстниками

последователен,

контактирует

со

многими ребятами, но не всегда охотно.

3.

Низкий уровень адаптации (уровень «школьной дезадаптации») –

14%. Адаптация к новым условиям вызывает у первоклассника значительные

затруднения.

Овладение

учебным

материалом

происходит

фрагментно,

самостоятельное выполнение заданий из-за тотальной невнимательности или

апатичного состояния не приносит положительных результатов. Агрессивная

настроенность к школе и учителю побуждает ребенка к неисполнительности,

хамству

и

нарушению

общей

дисциплины.

Учительские

поручения

выполняются

первоклассником

недобросовестно,

нерегулярно.

Со

сверстниками ученику на контакт идти не удается, товарищи отсутствуют,

либо присутствуют, но в малом количестве [4, с. 127].

Из классификации видим, что для многих учеников процесс адаптации

связан

с

определенными

затруднениями,

и

педагогу

как

руководителю

учебно-воспитательного

процесса

необходимо

помочь

первокласснику

освоиться в новой для него обстановке. Таким образом, проблема адаптации

первоклассников к школьной жизни является социально-педагогической.

Список литературы

1.

Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе. – М.:

«АСТ», 2004.

2.

Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.:

«Академический проект», 2004.

3.

Истратова,

О.Н. Справочник

психолога

начальной

школы.

Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2004.

4.

Ускова, С.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.:

«СФЕРА», 1998.



В раздел образования