Напоминание

"Методическое обеспечение проектирования КОС по ПМ"


Автор: Пиулькина Елена Владимировна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СХТК
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое обеспечение проектирования КОС по ПМ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья на тему:

«Методическое обеспечение проектирования

контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Основные понятия

3. Этапы создания фонда оценочных средств

4. Структура фонда оценочных средств

5. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Анализируя

педагогическую

литературу,

электронные

ресурсы

и

материалы

СМИ,

убеждаешься,

что

вряд

ли

можно

найти.

С

одной

стороны,

более

актуальную и сложную, а с другой – более обсуждаемую проблему, чем качество

образования. Понятие качества сегодня лежит в основе оценки педагогических

технологий,

образовательных

программ,

деятельности

учебных

заведений,

подготовки выпускников.

Особую

остроту

проблемы

оценки

качества

образования

и

разработки

оценочных средств приобрела в связи с реализацией ФГОС СПО, который в

разделе

VIII

«Требования

к

оцениванию

качества

освоения

основной

профессиональной

образовательной

программы

(ОПОП)

констатирует

следующее:

8.2.

Конкретные

формы

и

процедуры

текущего

контроля

знаний,

промежуточной

аттестации

по

каждой

дисциплине

и

профессиональному

модулю

разрабатываются

образовательным

учреждением

самостоятельно

и

доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала

обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений

поэтапным требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных

средств, позволяющие оценить знания и умения, и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются

образовательным

учреждением

самостоятельно,

а

для

государственной

аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением

после предварительного положительного заключения работодателей.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в

двух

основных

направлениях:

оценка

уровня

освоения

дисциплин;

оценка

компетенций обучающихся.

Итак, данные пункты ФГОС ориентируют преподавателей на то, что к началу

учебного года у них должны быть разработаны и соответствующим образом

о фо рмл е н ы

фо н д ы

о ц е н оч н ы х

с р ед с т в

п о

д и с ц и п л и н е

( М Д К ,

профессиональному модулю).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В

первую

очередь

определимся

в

понятиях

«оценочная

деятельность»,

«оценочные средства» и «фонд оценочных средств».

Известно,

что

структура

оценочной

деятельности

включает

определение

предмета оценивания, формулирование цели оценивания, разработку критериев

оценки, подбор средств оценки, выбор технологии оценивания.

С учетом того, что любую оценку можно произвести, только сравнивая некую

величину на ее соответствии неким образцовым значениям, в качестве предмета

оценивания могут выступать:

1. Продукты учебно-профессиональной деятельности студентов, оцениваемые

на соответствие определенному эталону, требованиям (например, соответствие.

представленных к оценке результатов самостоятельной работы установленным

требованиям к реферату, курсовой работе, отчету по практике).

2.

Процесс

учебно-профессиональной

деятельности

студентов,

который

оценивается на соответствие установленному алгоритму, регламенту (например

на

практическом

занятии

оценивается

точность

и

скорость

выполнения

студентом учебных и профессиональных операций).

3.

Уровень

усвоенной

студентами

профессионально

значимой

научной

информации в рамках учебной дисциплины или междисциплинарного курса.

4. Компетенции (общие или профессиональные)студентов или выпускников в

рамках

профе ссиональных

модулей

(соответствие

т р е б о ва н и я м

образовательных и профессиональных стандартов).

Оценочные

средства представляют

собой

специально

разработанные

методические

и

контрольно-измерительные

материалы,

позволяющие

объективно

и

корректно

определять

соответствие

результатов

и

процесса

учебно-профессиональной

деятельности

студентов,

а

также

освоенных

ими

компетенций

требованиям,

установленным

нормативными

документами,

образовательными и профессиональными стандартами.

П о д фондом

оценочных

средств мы

понимаем

комплект

методических,

контрольно-измерительных

и

оценочных

материалов,

предназначенных

для

оценивания

результатов

и

процесса

учебно-профессиональной

деятельности

студентов,

их

знаний.

Умений,

навыков

и

компетенций

на

разных

стадиях

обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников по завершении

усвоения

ими

конкретной

основной

образовательной

программы

на

соответствие уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС.

Фонд оценочных средств может состоять из трех частей: средства для текущей

аттестации

студентов,

средства

для

промежуточной

аттестации

студентов,

средства для итоговой аттестации выпускников.

Важный момент, о котором следует помнить, создавая оценочные средства,

заключается

в

том,

что

они

должны

стать

своеобразным

и

естественным

продолжением используемых преподавателем технологий и методик обучения.

Это позволяет студенту более четко осознавать свои достижения и недостатки,

корректировать собственную активность, а педагогу – направлять деятельность

обучающегося в русло, необходимое с позиции формирующихся компетенций..

В зависимости от уровня и особенностей образовательной программы, целей

оценки

оценочные

средства

могут

конструироваться

на

разных

уровнях

сложности

и

неопределенности.

Они

могут

иметь

однозначное

решение

(например,

решение

экономических

задач).

Оценочные

средства

могут

предполагать многозначные ответы, как при решении проблемных ситуаций или

кейсов.

Нельзя

забывать

о

том,

что

помимо

индивидуальных

оценок

должны

использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ

друг друга, дипломных, исследовательских работ, экспертные оценки группами

из студентов, преподавателей и работодателей. По итогам оценивания следует

проводить

анализ

учебно-профессиональных

достижений

обучающихся,

отмечая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые

результаты, обозначая пути дальнейшего развития.

ЭТАПЫ ПО СОЗДАНИЮ ФОС

В

работе

по

созданию

фонда

оценочных

средств

можно

выделить

ряд

взаимосвязанных и последовательных этапов.

1этап. Устанавливается полный состав требований к студенту на разных этапах

обучения

и

выпускнику.

Требования,

содержащиеся

в

ФГОС,

дополняются

требованиями, вытекающими из заявленных целей и академических свобод

учебного заведения. А также имеющихся профессиональных стандартов.

2 этап. Создается паспорт компетенций, т.е. перечень и структура формируемых

компетенций по уровням и этапам обучения, начиная со студентов первого курса

и до выпускников.

3

этап.

Разрабатывается

полный

состав

требований

к

системе

оценки

компетенций студентов на каждой стадии контроля.

4 этап. Разрабатываются модели компетенций для каждого этапа обучения с

учетом

дополнительных

компетенций,

обусловленных

особенностями

специальности или направления подготовки.

5

этап.

Проектируется

накопительная

система

сбора

данных

на

каждого

студента за весь срок обучения (портфолио студента).

6

этап.

Выделяются

МДК

профессиональных

модулей,

участвующих

в

формировании конкретных компетенций или разделов ряда дисциплин.

7 этап. Формируется структура и содержание оценочных средств для каждого

этапа обучения студентов. Для каждой дисциплины, междисциплинарного курса

или

профессионального

модуля

формулируется

задание,

по

результатам

выполнения которого можно судить о степени освоения студентом учебного

материала

и

достижения

им

определенного

уровня

сформированности

компетенции.

8 этап. Создается спецификация проверяемых компетенций и соответствующих

им заданий, ориентированных на каждый этап контроля. Определяется число

заданий

и

время,

необходимое

для

ответов.

Устанавливается

процедура

контрольно-оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого

задания.

9

этап.

Для

оценки

каждой

из

заявленных

к

оцениванию

компетенций

разрабатываются задания, по результатам выполнения которых можно судить об

уровне ее сформированности, а также степени освоения учебного материала

дисциплины, междисциплинарного курса и модуля. Можно предлагать задания,

одновременно

охватывающие

материал

нескольких

дисциплин

или

МДК,

модулей.

10 этап. Разрабатывается демоверсия оценочных материалов по спецификации,

проводится учет замечаний и предложений экспертов, определяются сроки и

длительность

контрольно-оценочного

процесса,

организационных,

учебно-

методических, технических и прочих условий его проведения, а также методы

обработки и хранения результатов.

11

этап.

Разрабатываются

параллельные

наборы

оценочных

материалов,

равнозначных по содержанию, сложности.

12

этап.

Структура

и

содержание

оценочных

средств

сопоставляются

с

требованиями к структуре и уровням компетенций на данной стадии обучения

студентов.

13 этап. Подготавливаются «ключи» - набор правильных ответов на каждое

задание по вариантам.

14 этап. Устанавливаются критерии и шкала оценивания, по которым можно

судить

о

соответствии

или

несоответствии

уровня

сформированности

компетенций

студентов

требованиям

ФГОС,

ОПОП,

профессиональным

стандартам.

15 этап. Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов

оценочных средств.

16 этап. Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно-оценочного

процесса для оценщиков, к которым можно отнести работников учебной части,

председателей цикловых комиссий, заведующих отделениями и др.

17 этап. Определяется структура и форма оценочных листов, содержащих поле

требований

к

процедуре

оценивания.

В

пояснении

необходимо

привести

критерии

оценки

соответствия

требованиям

ФГОС

или

профессиональных

стандартов.

СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Какова структура фонда оценочных средств? Она может быть примерно такой:

- программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на

весь срок обучения;

- модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с

этапами обучения и специальностью подготовки;

-

критерии

и

показатели

оценки

уровней

сформированности

компетенций

(критерии

оценки

соответствия

должны

быть

одними

и

теми

же

для

всех

участников

оценивания)

и

шкалы

оценивания

в

соответствии

с

задачами

контроля;

- совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для

измерения

знаний

и

умений

студентов

при

освоении

содержания

учебных

дисциплин;

- совокупность компетентностно-оценочных материалов, предназначенных для

оценивания

динамики

формирования

компетенций

на

определенных

этапах

обучения;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций

на всех этапах проверки;

- инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов,

статистического

анализа

данных,

графической

визуализации,

форматы

представления их пользователям;

- методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов

со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использование в

портфолио студента;

- программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-

оценочных процедур;

-

банк

статистической

информации

и

программы

мониторинга

учебно-

профессиональных достижений студентов;

- структура портфолио и доступная статистическая информация (интерфейсы по

категориям

пользователей:

студенты,

преподаватели,

администрация,

работодатели);

- программы итогового экзамена для выпускников для направления подготовки;

- совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на

экзамене, критерии их оценки;

- методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена;

-

методические

материалы,

определяющие

процедуру

и

критерии

оценки

соответствия

уровня

подготовки

выпускника

требованиям

ФГОС

на

основе

выполнения и защиты их выпускной и квалификационной работы;

-

рекомендации

по

обновлению

фонда

оценочных

средств

9периодичность,

степень обновления, изменения процедур, методов. Технологий, показателей,

критериев).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной

частью

нормативно-методического

обеспечения

системы

оценки

качества

освоения

обучающимися

ОПОП

СПО.

Оценка

качества

о своения

обучающимися

основных

профессиональных

образовательных

программ

включает

текущий,

рубежный

контроль

успеваемости,

промежуточную

и

государственную

(итоговую)

аттестацию

обучающихся.

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

НПО

и

ФГОС

СПО

для

аттестации

обучающихся

на

соответствие

их

персональных

достижений

поэтапным

требованиям

соответствующей

ОПОП

создает

настоящие

фонды

оценочных

средств

для

проведения

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной

аттестации

обучающихся.

Текущий

контроль

успеваемости

осуществляется

в

ходе

повседневной учебной работы по курсу дисциплины, МДК, учебной практики

по

индивидуальной

инициативе

преподавателя.

Данный

вид

контроля

стимулирует у студента стремление к систематической самостоятельной работе

по изучению учебной дисциплины, МДК, овладению профессиональными и

общими компетенциями. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной

дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения

изучения

данной

дисциплины,

междисциплинарного

курса

и

позволяет

определить качество и уровень его освоения. Предметом оценки освоения МДК

являются умения и знания.

Промежуточная

аттестация

обучающихся

по

учебной

и

производственной

практикам

осуществляется

в

рамках

учебной

и

производственной

практик.

Предметом

оценки

по

учебной

и

производственной

практике

обязательно

являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». В

отдельных случаях по итогам производственной практики (чаще) и учебной

(реже)

возможна

проверка

сформированности

профессиональных

и

общих

компетенций.

Промежуточная

аттестация

обучающихся

по

профессиональному

модулю

в

целом

осуществляется

в

форме

экзамена

(квалификационного)

и

позволяет

определить

готовно сть

к

выполнению

соответ ствующего

в и д а

профессиональной

деятельности

и

обеспечивающих

его

профессиональных

компетенций,

а

также

развитие

общих

компетенций,

предусмотренных

для

ОПОП в целом. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является

успешное

о своение

обучающимися

всех

элементов

п р о г р а м м ы

профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик.

При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление

процессом

приобретения

обучающимися

необходимых

знаний,

умений,

практического

опыта

и

компетенций,

определенных

ФГОС

СПО

по

соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения

профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин.



В раздел образования