Автор: Пиулькина Елена Владимировна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СХТК
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое обеспечение проектирования КОС по ПМ"
Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему:
«Методическое обеспечение проектирования
контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Основные понятия
3. Этапы создания фонда оценочных средств
4. Структура фонда оценочных средств
5. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Анализируя
педагогическую
литературу,
электронные
ресурсы
и
материалы
СМИ,
убеждаешься,
что
вряд
ли
можно
найти.
С
одной
стороны,
более
актуальную и сложную, а с другой – более обсуждаемую проблему, чем качество
образования. Понятие качества сегодня лежит в основе оценки педагогических
технологий,
образовательных
программ,
деятельности
учебных
заведений,
подготовки выпускников.
Особую
остроту
проблемы
оценки
качества
образования
и
разработки
оценочных средств приобрела в связи с реализацией ФГОС СПО, который в
разделе
VIII
«Требования
к
оцениванию
качества
освоения
основной
профессиональной
образовательной
программы
(ОПОП)
констатирует
следующее:
8.2.
Конкретные
формы
и
процедуры
текущего
контроля
знаний,
промежуточной
аттестации
по
каждой
дисциплине
и
профессиональному
модулю
разрабатываются
образовательным
учреждением
самостоятельно
и
доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала
обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных
средств, позволяющие оценить знания и умения, и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются
образовательным
учреждением
самостоятельно,
а
для
государственной
аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением
после предварительного положительного заключения работодателей.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в
двух
основных
направлениях:
оценка
уровня
освоения
дисциплин;
оценка
компетенций обучающихся.
Итак, данные пункты ФГОС ориентируют преподавателей на то, что к началу
учебного года у них должны быть разработаны и соответствующим образом
о фо рмл е н ы
фо н д ы
о ц е н оч н ы х
с р ед с т в
п о
д и с ц и п л и н е
( М Д К ,
профессиональному модулю).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В
первую
очередь
определимся
в
понятиях
«оценочная
деятельность»,
«оценочные средства» и «фонд оценочных средств».
Известно,
что
структура
оценочной
деятельности
включает
определение
предмета оценивания, формулирование цели оценивания, разработку критериев
оценки, подбор средств оценки, выбор технологии оценивания.
С учетом того, что любую оценку можно произвести, только сравнивая некую
величину на ее соответствии неким образцовым значениям, в качестве предмета
оценивания могут выступать:
1. Продукты учебно-профессиональной деятельности студентов, оцениваемые
на соответствие определенному эталону, требованиям (например, соответствие.
представленных к оценке результатов самостоятельной работы установленным
требованиям к реферату, курсовой работе, отчету по практике).
2.
Процесс
учебно-профессиональной
деятельности
студентов,
который
оценивается на соответствие установленному алгоритму, регламенту (например
на
практическом
занятии
оценивается
точность
и
скорость
выполнения
студентом учебных и профессиональных операций).
3.
Уровень
усвоенной
студентами
профессионально
значимой
научной
информации в рамках учебной дисциплины или междисциплинарного курса.
4. Компетенции (общие или профессиональные)студентов или выпускников в
рамках
профе ссиональных
модулей
(соответствие
т р е б о ва н и я м
образовательных и профессиональных стандартов).
Оценочные
средства представляют
собой
специально
разработанные
методические
и
контрольно-измерительные
материалы,
позволяющие
объективно
и
корректно
определять
соответствие
результатов
и
процесса
учебно-профессиональной
деятельности
студентов,
а
также
освоенных
ими
компетенций
требованиям,
установленным
нормативными
документами,
образовательными и профессиональными стандартами.
П о д фондом
оценочных
средств мы
понимаем
комплект
методических,
контрольно-измерительных
и
оценочных
материалов,
предназначенных
для
оценивания
результатов
и
процесса
учебно-профессиональной
деятельности
студентов,
их
знаний.
Умений,
навыков
и
компетенций
на
разных
стадиях
обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников по завершении
усвоения
ими
конкретной
основной
образовательной
программы
на
соответствие уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС.
Фонд оценочных средств может состоять из трех частей: средства для текущей
аттестации
студентов,
средства
для
промежуточной
аттестации
студентов,
средства для итоговой аттестации выпускников.
Важный момент, о котором следует помнить, создавая оценочные средства,
заключается
в
том,
что
они
должны
стать
своеобразным
и
естественным
продолжением используемых преподавателем технологий и методик обучения.
Это позволяет студенту более четко осознавать свои достижения и недостатки,
корректировать собственную активность, а педагогу – направлять деятельность
обучающегося в русло, необходимое с позиции формирующихся компетенций..
В зависимости от уровня и особенностей образовательной программы, целей
оценки
оценочные
средства
могут
конструироваться
на
разных
уровнях
сложности
и
неопределенности.
Они
могут
иметь
однозначное
решение
(например,
решение
экономических
задач).
Оценочные
средства
могут
предполагать многозначные ответы, как при решении проблемных ситуаций или
кейсов.
Нельзя
забывать
о
том,
что
помимо
индивидуальных
оценок
должны
использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ
друг друга, дипломных, исследовательских работ, экспертные оценки группами
из студентов, преподавателей и работодателей. По итогам оценивания следует
проводить
анализ
учебно-профессиональных
достижений
обучающихся,
отмечая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые
результаты, обозначая пути дальнейшего развития.
ЭТАПЫ ПО СОЗДАНИЮ ФОС
В
работе
по
созданию
фонда
оценочных
средств
можно
выделить
ряд
взаимосвязанных и последовательных этапов.
1этап. Устанавливается полный состав требований к студенту на разных этапах
обучения
и
выпускнику.
Требования,
содержащиеся
в
ФГОС,
дополняются
требованиями, вытекающими из заявленных целей и академических свобод
учебного заведения. А также имеющихся профессиональных стандартов.
2 этап. Создается паспорт компетенций, т.е. перечень и структура формируемых
компетенций по уровням и этапам обучения, начиная со студентов первого курса
и до выпускников.
3
этап.
Разрабатывается
полный
состав
требований
к
системе
оценки
компетенций студентов на каждой стадии контроля.
4 этап. Разрабатываются модели компетенций для каждого этапа обучения с
учетом
дополнительных
компетенций,
обусловленных
особенностями
специальности или направления подготовки.
5
этап.
Проектируется
накопительная
система
сбора
данных
на
каждого
студента за весь срок обучения (портфолио студента).
6
этап.
Выделяются
МДК
профессиональных
модулей,
участвующих
в
формировании конкретных компетенций или разделов ряда дисциплин.
7 этап. Формируется структура и содержание оценочных средств для каждого
этапа обучения студентов. Для каждой дисциплины, междисциплинарного курса
или
профессионального
модуля
формулируется
задание,
по
результатам
выполнения которого можно судить о степени освоения студентом учебного
материала
и
достижения
им
определенного
уровня
сформированности
компетенции.
8 этап. Создается спецификация проверяемых компетенций и соответствующих
им заданий, ориентированных на каждый этап контроля. Определяется число
заданий
и
время,
необходимое
для
ответов.
Устанавливается
процедура
контрольно-оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого
задания.
9
этап.
Для
оценки
каждой
из
заявленных
к
оцениванию
компетенций
разрабатываются задания, по результатам выполнения которых можно судить об
уровне ее сформированности, а также степени освоения учебного материала
дисциплины, междисциплинарного курса и модуля. Можно предлагать задания,
одновременно
охватывающие
материал
нескольких
дисциплин
или
МДК,
модулей.
10 этап. Разрабатывается демоверсия оценочных материалов по спецификации,
проводится учет замечаний и предложений экспертов, определяются сроки и
длительность
контрольно-оценочного
процесса,
организационных,
учебно-
методических, технических и прочих условий его проведения, а также методы
обработки и хранения результатов.
11
этап.
Разрабатываются
параллельные
наборы
оценочных
материалов,
равнозначных по содержанию, сложности.
12
этап.
Структура
и
содержание
оценочных
средств
сопоставляются
с
требованиями к структуре и уровням компетенций на данной стадии обучения
студентов.
13 этап. Подготавливаются «ключи» - набор правильных ответов на каждое
задание по вариантам.
14 этап. Устанавливаются критерии и шкала оценивания, по которым можно
судить
о
соответствии
или
несоответствии
уровня
сформированности
компетенций
студентов
требованиям
ФГОС,
ОПОП,
профессиональным
стандартам.
15 этап. Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов
оценочных средств.
16 этап. Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно-оценочного
процесса для оценщиков, к которым можно отнести работников учебной части,
председателей цикловых комиссий, заведующих отделениями и др.
17 этап. Определяется структура и форма оценочных листов, содержащих поле
требований
к
процедуре
оценивания.
В
пояснении
необходимо
привести
критерии
оценки
соответствия
требованиям
ФГОС
или
профессиональных
стандартов.
СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Какова структура фонда оценочных средств? Она может быть примерно такой:
- программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на
весь срок обучения;
- модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с
этапами обучения и специальностью подготовки;
-
критерии
и
показатели
оценки
уровней
сформированности
компетенций
(критерии
оценки
соответствия
должны
быть
одними
и
теми
же
для
всех
участников
оценивания)
и
шкалы
оценивания
в
соответствии
с
задачами
контроля;
- совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для
измерения
знаний
и
умений
студентов
при
освоении
содержания
учебных
дисциплин;
- совокупность компетентностно-оценочных материалов, предназначенных для
оценивания
динамики
формирования
компетенций
на
определенных
этапах
обучения;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций
на всех этапах проверки;
- инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов,
статистического
анализа
данных,
графической
визуализации,
форматы
представления их пользователям;
- методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов
со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использование в
портфолио студента;
- программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-
оценочных процедур;
-
банк
статистической
информации
и
программы
мониторинга
учебно-
профессиональных достижений студентов;
- структура портфолио и доступная статистическая информация (интерфейсы по
категориям
пользователей:
студенты,
преподаватели,
администрация,
работодатели);
- программы итогового экзамена для выпускников для направления подготовки;
- совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на
экзамене, критерии их оценки;
- методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена;
-
методические
материалы,
определяющие
процедуру
и
критерии
оценки
соответствия
уровня
подготовки
выпускника
требованиям
ФГОС
на
основе
выполнения и защиты их выпускной и квалификационной работы;
-
рекомендации
по
обновлению
фонда
оценочных
средств
9периодичность,
степень обновления, изменения процедур, методов. Технологий, показателей,
критериев).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной
частью
нормативно-методического
обеспечения
системы
оценки
качества
освоения
обучающимися
ОПОП
СПО.
Оценка
качества
о своения
обучающимися
основных
профессиональных
образовательных
программ
включает
текущий,
рубежный
контроль
успеваемости,
промежуточную
и
государственную
(итоговую)
аттестацию
обучающихся.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
НПО
и
ФГОС
СПО
для
аттестации
обучающихся
на
соответствие
их
персональных
достижений
поэтапным
требованиям
соответствующей
ОПОП
создает
настоящие
фонды
оценочных
средств
для
проведения
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся.
Текущий
контроль
успеваемости
осуществляется
в
ходе
повседневной учебной работы по курсу дисциплины, МДК, учебной практики
по
индивидуальной
инициативе
преподавателя.
Данный
вид
контроля
стимулирует у студента стремление к систематической самостоятельной работе
по изучению учебной дисциплины, МДК, овладению профессиональными и
общими компетенциями. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной
дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения
изучения
данной
дисциплины,
междисциплинарного
курса
и
позволяет
определить качество и уровень его освоения. Предметом оценки освоения МДК
являются умения и знания.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
по
учебной
и
производственной
практикам
осуществляется
в
рамках
учебной
и
производственной
практик.
Предметом
оценки
по
учебной
и
производственной
практике
обязательно
являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». В
отдельных случаях по итогам производственной практики (чаще) и учебной
(реже)
возможна
проверка
сформированности
профессиональных
и
общих
компетенций.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
по
профессиональному
модулю
в
целом
осуществляется
в
форме
экзамена
(квалификационного)
и
позволяет
определить
готовно сть
к
выполнению
соответ ствующего
в и д а
профессиональной
деятельности
и
обеспечивающих
его
профессиональных
компетенций,
а
также
развитие
общих
компетенций,
предусмотренных
для
ОПОП в целом. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является
успешное
о своение
обучающимися
всех
элементов
п р о г р а м м ы
профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик.
При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление
процессом
приобретения
обучающимися
необходимых
знаний,
умений,
практического
опыта
и
компетенций,
определенных
ФГОС
СПО
по
соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения
профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин.