Автор: Кузьмина Татьяна Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа №2 с углублённым изучением математики"
Населённый пункт: г. Каргополь Архангельской область
Наименование материала: Методическая разработка урока географии
Тема: Северный Ледовитый океан
Раздел: среднее образование
Проект открытого урока
Название предмета: География
Класс : 7 В
Учитель: Кузьмина Т.С.
Тема: Северный Ледовитый океан.
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями природы
Северного Ледовитого океана.
Задачи урока:
Обучающие:
а) выяснить особенности географического положения и природы
Северного Ледовитого океана;
б) проследить основные этапы исследования океана и значение его
освоения;
в) изучить особенности органического мира океана и основные направления
хозяйственной деятельности человека в океане.
Развивающие:
а) продолжить формирование навыков составления характеристики
географических объектов;
б) продолжить работу над развитием навыков работы с географическим
атласом и контурной картой.
Воспитательные:
а) способствовать формированию экологической культуры у учащихся
б) воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, работа у доски, индивидуальная
Место урока в системе уроков данного раздела: это третий урок по теме «
Океаны»
Тип урока: изучение нового материала.
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должны знать (понимать):
а) особенности географического положения, очертания берегов и природные
условия;
б) связи между географическим положением, природными условиями и
хозяйственной деятельностью;
Должны уметь:
а) давать характеристику океана;
б) определять географическое положение природных объектов, показывать
географические объекты на карте, наносить их на контурные карты.
Средства обучения: карта океанов, карты атласа, контурные карты, учебник,
тетрадь, мультимедийный проектор, презентация, приложения.
Этапы урока:
1.
Организационный момент
2.
Мотивация на изучение нового материала
3.
Изучение нового материала
4.
Закрепление нового материала
5.
Оценка знаний
6.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Мотивация на изучение нового материала.
«Я раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место
на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем.»
Это
слова
японского
путешественника
Наоми
Уэмура,
проходившего
по
экстремальным
маршрутам
в
разных
точках
мира.
Многие
путешествия
Уэмура совершил в одиночку. Он в одиночку
отправился на Северный
полюс, где он встретил ряд
препятствий. Он достиг Северного полюса и
вернулся назад.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Северный Ледовитый
океан)
Исследование
Ледовитого
океана
–
это
история
многих
поколений
мореплавателей, путешественников и ученых. О людях исследовавших
Северный
Ледовитый
океан
вы
узнаете
из
учебника
(стр.
94-95)
и
заполните таблицу «Исследователи океана»
Исследователь
Время исследования
Открытие
Постановка цели и задач урока
-
А
теперь
попробуйте
описать,
охарактеризовать
Северный
Ледовитый
океан, используя слово « самый».
-
Как
вы
думаете,
с
какой
точки
зрения
мы
характеризовали
Северный
Ледовитый океан? (описывали)
- А с точки зрения науки географии можем дать характеристику? (да)
- Итак, определим цель нашего урока. ( Дать характеристику Северному
Ледовитому океану)
III. Изучение нового материала.
- При даче характеристики океана мы воспользуемся …..(планом описания
географического положения океана, стр.313)
1.Между
какими
материками
расположен
океан?
С
какими
другими
океанами он связан?
(Между Евразией и Северной Америкой. На западе океан соединяется с
Атлантическим океаном, на востоке с Тихим)
Северный Ледовитый океан имел много названий. В древние времена русские
называли
его
Студеным
морем,
англичане
–
Северным,
португальцы
–
Ледяным.
В
1845
году
Лондонское
географическое
общество
учредило
современное название океана – Северный Ледовитый океан.
- Что вы можете сказать о береговой линии океана? ( Береговая линия
Северного Ледовитого океана сильно изрезана, в связи, с чем океан
образует много морей и заливов)
-
Вспомните,
по
каким
типам
мы
выделяем
моря? (Окраинные
и
внутренние)
- К какому типу морей относится большинство морей Северного Ледовитого
океана?
- Назовите эти моря.
- Отметьте их на контурных картах.
- Покажите моря на карте.
(
Большинство
морей
Северного
Ледовитого
океана
–
окраинные:
Норвежское,
Баренцево,
Карское,
Лаптевых,
Восточно-Сибирское,
Чукотское, Баффина, Бофорта, но есть одно внутреннее - Белое.)
- По численности островов Северный ледовитый океан занимает второе
место
после
Тихого
океана.
Они
имеют
материковое
(Гренландия)
и
вулканическое (Исландия) происхождения.
- Отметьте острова на контурных картах.
2.
Как
располагается
Северный
Ледовитый
океан
относительно
экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана?
3. В каких климатических поясах расположен океан? (В арктическом и
субарктическом поясе)
Рельеф дна Северного ледовитого океана.
- Одной из особенностей океана является рельеф дна.
- Что образует рельеф дна? (Хребты, поднятия, котловины, впадины)
Главная
особенность
рельефа
дна
океана
-
обширный
шельф,
который
занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают
глубины 200- 300 м. У Северного Ледовитого океана шельф такой большой,
что занимает почти половину всего дна. Северный Ледовитый океан не
глубокий, максимальная глубина 5527 м отмечена в Гренландском море.
Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом
океане
и
носит
название
Срединного
хребта.
От
Евразии
к
Северной
Америке,
почти
параллельно
друг
другу,
проходят
подводные
хребты,
носящие имена великих русских ученых.
-
Посмотрите
на
карту
и
назовите
самые
протяженные
хребты?
(Ломоносова и Менделеева)
- Какие котловины есть на дне океана? (Нансена, Амундсена, Макарова,
Канадская)
- Океан расположен в полярных широтах, как это будет влиять на климат?
Климат Северного Ледовитого океана.(сообщение учащихся)
Благодаря своему географическому положению Северный ледовитый океан
холодный
из
всех
океанов.
В
районе
Северного
полюса
полгода
стоит
полярная
ночь,
поэтому
поверхность
получает
мало
солнечного
тепла.
Трескучий мороз, пронизывающий ветер, сильные метели – такую погоду
формируют
холодные
и
сухие
арктические
воздушные
массы.
Они
господствуют
над
всем
океаном,
а
проникая
далее
на
близлежащие
материки,
вызывают
резкое
понижение
температуры
воздуха,
осадков
выпадает
очень
мало.
Летом
образуются
туманы.
Над
охлаждённой
Арктикой устанавливается область высокого давления – это антициклон.
Арктические
воздушные
массы
хотя
и
холодные,
однако,
значительно
теплее, чем антарктические. Поэтому зимой, как это ни странно, Северный
Ледовитый океан не охлаждает, а обогревает сушу Северного полушария.
- Какие течения господствуют в океане?
- Самая характерная особенность природы этого океана – наличие льда.
-
С
чем
связано
их
образование?
(с
низкими
температурами,
низкой
солёностью)
( Учебник стр.97, абзац 2)
Особенности органического мира океана.
Суровые климатические условия обуславливают бедность растительного и
животного
мира
Северного
Ледовитого
океана.
Наибольшую
часть
организмов представляют водоросли, которые способны жить не только в
холодной воде. В теплой приатлантической части океана распространены
рыбы, имеющие промышленное значение – морской окунь, сельдь, треска,
сайра, палтус.
Многие жители океана приспособились к суровым условиям океана. Почти
везде живут моржи, тюлени, киты.
К животному миру Северного Ледовитого океана принадлежит и белый
медведь.
Многочисленные
морские
птицы
–
чайки,
кайры
на
высоких
скалистых берегах островов устраивают массовые гнездования – «птичьи
базары».
- Какое значение имеет океан для человека?
(Учебник стр.98.)
- Как вы думаете, какие экологические проблемы существуют в северном
Ледовитом океане?
(Воды
Северного
Ледовитого
океана
загрязнены
нефтью
и
нефтепродуктами. Если в теплых водах других океанов нефтяные пятна
сравнительно
быстро
исчезают
в
результате
естественных
процессов
разложения,
то
в
холодных
полярных
водах
они
разлагаются
очень
медленно и сохраняются очень долго).
- Какие меры нужно применять для сохранения вод и жизни в океане?
IV. Закрепление материала.
- Мы с вами дали характеристику Северному Ледовитому океану.
- А сейчас давайте, попробуем ответить на вопрос:
- Какие препятствия мог встретить путешественник Уэмура на пути
к
Северному полюсу?
-Выполните задание, вставив пропуски в тексте.
В Северном Ледовитом океане выражены основные крупные формы рельефа
– это…….. (хребты)
и (котловины). Плыть по океану возможно только в
летнее время и в основном вдоль берегов, а в зимнее время только на
ледоколе,
так
как
большую
часть
океана
скрывают …. (льды). Большое
наличие окраинных морей, но также присутствует и внутреннее – это …..
(Белое море). Соленость водных масс ниже среднеокеанической, так как
……..(океан покрыт льдами и в него впадают реки). В океане ловят ….
(рыбу),
добывают…….(полезные
ископаемые).
На
высоких
скалистых
берегах птицы создают …….(птичьи базары).
V. Итог урока
- Чему научились на уроке?
- Как вы оцените свою работу? Что было сложно для вас?
VI. Домашнее задание
Стр.94-99, читать, заполнить таблицу «Исследователи океана»