Напоминание

Гражданствено–патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства


Автор: Абрамова Лариса Александровна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: РБ город Бирск
Наименование материала: татья
Тема: Гражданствено–патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства
Раздел: среднее образование





Назад




Гражданственно-патриотическое воспитание на

уроках изобразительного искусства.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без

патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления

личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне

истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек

вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек лишенный человеческих

свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека,

недочеловека. А каким будет общество, государство, состоящее из таких

людей.

Первоосновой могущества любого государства является не экономическое

благосостояние, не военная мощь, не обилие техники и технологий, а его

граждан. При этом важно не только качество населения, то есть, здоровье,

уровень образования, профессионализм и так же, с какой целью, с какими

установками люди реализуют имеющийся у них потенциал. Иначе говоря,

важно народное мировоззрение, народное сознание, определяющее цели

деятельности каждого отдельного человека и народа в целом: будет ли их

труд служить интересам других людей, общества, мирового сообщества, или

только личным потребностям, собственным меркантильным интересам, то в

конечном итоге может привести к разрушению государства, общества и

нанести вред каждому отдельному человеку. Следовательно, от того, в какой

степени люди осознают свою ответственность за благополучие своей Родины,

насколько они готовы вносить свой вклад в общее дело, с какими чувствами

они это делают вынужденно и под давлением, либо добровольно и с

радостью, зависит и благополучие страны, благополучие каждого ее

представителя. А искреннее стремление принести пользу Родине, понимание

личной ответственности за ее судьбу присуще только тем, кого мы называем

патриотами, у кого сформировано патриотическое сознание. К сожалению,

события последнего времени в политике, экономике и культуре России

подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом

традиционного российского патриотического сознания.

Сегодня, не смотря на наличие официально утвержденных

государственной концепции и федеральной программы патриотического

воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о возрождении

патриотизма у российских граждан остается чрезвычайно актуальным.

Причины этого называет профессор В.О.Троицкий: антипатриотическая

среда, откровенно антипатриотическая работа СМИ, сокращение и изменение

содержания школьных программ по русскому языку, литературе,

отечественной истории и самым важным предметам, формирующим любовь

к Отечеству, интервенция антикультуры.

Патриотическое воспитание молодежи становится сегодня одним из

важнейших направлений в системе российского образования. Решаться она

должна всеми кто любит свой народ, свою Родину - не только педагогами, но

и родителями, работниками СМИ, государственными служащими всех

уровней. Современное общественное развитие России остро поставило

задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос

приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи.Программа

патриотического и гражданского воспитания все чаще определяется как одна

из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что

нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в

какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль

патриота. Одним из важнейших условий развития общества является

воспитание граждан правового, демократического государства, способных к

социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное

отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время

требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания,

адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе

воспитания гражданской личности

Сейчас, когда образцы массовой культуры активно внедряются в жизнь, быт,

мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья

учащихся. Без него, воспитание гражданина и патриота, знающего и

любящего свою Родину, не может быть успешно решено. Нравственные

качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с

другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все

школьные предметы, но искусству здесь отведена особая роль, несмотря на

то, что преподавание искусства в школе часто не занимает должного места. И

пока есть учителя, которые пытаются через искусство принести детям

человеческие ценности – имеет смысл трудиться на этой ниве.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека,

известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко

захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и

чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю.

Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания,

воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения ”.

“Искусство приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков

нравственных ценностей, к находкам, к ошибкам, к изменяемости этих

поисков от века к веку, от народа к народу, от одной общественной группы к

другой. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не даёт рецепта

правильного поведения. Оно открывает путь к освоению огромного

многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для

формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, сугубо

личных критериев нравственного и безнравственного… Всего общества.”

(Неменский Б.М.)

Да, изобразительное искусство способно развивать наблюдательность,

фантазию, творческий потенциал , пространственное мышление и т.д. Но

сегодня искусство в общем образовании необходимо” ради своей основной,

ведущей функции – функции формирования эмоциональных критериев

личности как стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни.” (Неменский

Б.М. )

Содержание и методика существующих программ по изобразительному

искусству решают не только художественные, но и многие

общевоспитательные задачи школы – те задачи, решение которых остро

требует современное общество. Это и нравственное, экологическое, и

патриотическое воспитание, и этнообразование – фактически это важнейшие

стороны социализации личности, взращивания достойного гражданина

современного общества. Решение всех этих задач заложено в программах по

изобразительному искусству, созданных под руководством Неменского Б.М.,

Шпикаловой Т.Я., Кузина В.С. и др.

Например, именно через программу Неменского Б.М. “Изобразительное

искусство и художественный труд ”, нацеленную на раскрытие красоты

культур разных этносов возможно сформировать взаимное уважение и

дружбу детей в классах с многонациональным составом учащихся. А ведь

потребность поиска общности очень выражена сегодня в обществе. Проблема

национальной культуры, национальной самоидентификации касается

учителей напрямую. Какую позицию должна занимать общеобразовательная

школа, в которой учатся дети всех существующих у нас наций и религий?

Программа Неменского Б.М. предлагает следующую модель

“общечеловеческой культуры как культуры Земли, человеческого племени”. “

При всём своём национальном и религиозном многообразии в ней есть

единые основы для всех народов и верований. И объединяющей нас всех

позицией должно быть утверждение силою искусств в сознании молодых, во-

первых, понимания нашего единства, а, во-вторых, понимания того, что

внутри этого единства мы все разные.” – Неменский Б.М.

Цель изобразительного искусства в патриотическом воспитании

заключается в формировании основ патриотизма как важнейшей духовно-

нравственной ценности.

Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству,

приоритетной задачей которых, не являлось бы патриотическое воспитание,

воспитание любви к Родине, так как почти все занятия имеют такие задачи.

Темы, которые можно использовать для формирования патриотических

чувств, многообразны.Это и зарисовки пейзажей родных мест, и знакомство с

творчеством знаменитых отечественных художников прошлого и настоящего

времени,и рисование портрета самого дорогого в жизни человека – матери, и

творчество поделок знаменитых мастеров родного края. И,конечно же,

непревзойденное место в воспитании гражданско-патриотических чувств

принадлежит тематике о Великой Отечественной войне, а именно, о

башкирских художниках военного времени.Таких уроков- большое

многообразие, это и урок – исследование, урок – экскурсия,урок –

викторина,урок – конкурс или турнир знатоков ВОВ, урок – суд,поиск

истины, урок пресс – конференция. На таких уроках можно использовать

стихи башкирских поэтов военного времени, например Мустая Карима.Стихи

можно раздать детям, а о художниках рассказать самому учителю.Урок

оформить портретами военных художников (Амиров, Ишбулатов, Храмов,

Арсланов и др.). Обязательно отметить, что в отличие от людей других

профессий, которые были не востребованы в военное время,художники не

прекращали своей профессиональной деятельности. Они постоянно, в любую

более свободную минутку делали зарисовки карандашом или углем на

клочках бумаги, которые были под рукой. По ним и по воспоминаниям

военных лет художники писали картины уже после войны, если оставались в

живых. С более старшими классами можно провести урок – экскурсию в

военное время и урок – театрализация.Остановлюсь более подробно на них.

Урок –экскурсия.Здесь нужна очень хорошая наглядность – реподукции

картин военных художников с изображением окопов, боев, солдат и

командиров в военной одежде того времени,землянок, военных эшелонов, то

есть всего того, что видели перед собой солдаты все пять лет и что их

окружало. После рассказа об изобразительном искусстве 40-х годов и о

некоторых художниках,дать ребятам сюжетную ситуацию, например: «Вы –

художник», «Передышка между боями», «Санитарный эшелон», «Мои

фронтовые друзья» и т.д.(можно на выбор, можно распределить по рядам). В

течение 25-30 минут ребята делают зарисовки, глядя на наглядность или

вспоминая то, что им более знакомо по фильмам, книгам. В конце урока

продемонстрировать работы тех, кто успел закончить зарисовки.

Урок – театрализация. Можно предложить такой вариант: выбрать троих

детей, желательно более эмоциональных по характеру (лучше заранее),

распределить роли. Каждый из ребят будет играть роль какого-нибудь

башкирского художника военных лет (К.Давлеткильдеева, А.Бурзянцева,

Р.Нурмухаметова, А.Арсланова и др.). Дети, заранее выучив «свои»

биографии, рассказывают от первого лица, рапример, «Меня зовут Касим

Салиаскарович Давлеткильдеев…» (как будто они рассказывают « о

себе»).Это лишь некоторые разработка уроков по этой теме, все зависит от

желания и подготовки учителя,

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у

школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его

великим свершениям и достойным страницам прошлого. Положительные

эмоции и переживания побуждают учащихся к активному участию в

познавательной и практической деятельности и способствуют развитию

патриотизма. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна

быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью. Любой

урок значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются

иллюстративным материалом.

Приобщаясь к изобразительному искусству, учащиеся узнают военную

историю, героическое прошлое родного города, страны. Воспитывается

чувство гордости за свою Родину, уважение к ней.



В раздел образования