Автор: Абрамова Лариса Александровна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: РБ город Бирск
Наименование материала: татья
Тема: Гражданствено–патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства
Раздел: среднее образование
Гражданственно-патриотическое воспитание на
уроках изобразительного искусства.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без
патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления
личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне
истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек
вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек лишенный человеческих
свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека,
недочеловека. А каким будет общество, государство, состоящее из таких
людей.
Первоосновой могущества любого государства является не экономическое
благосостояние, не военная мощь, не обилие техники и технологий, а его
граждан. При этом важно не только качество населения, то есть, здоровье,
уровень образования, профессионализм и так же, с какой целью, с какими
установками люди реализуют имеющийся у них потенциал. Иначе говоря,
важно народное мировоззрение, народное сознание, определяющее цели
деятельности каждого отдельного человека и народа в целом: будет ли их
труд служить интересам других людей, общества, мирового сообщества, или
только личным потребностям, собственным меркантильным интересам, то в
конечном итоге может привести к разрушению государства, общества и
нанести вред каждому отдельному человеку. Следовательно, от того, в какой
степени люди осознают свою ответственность за благополучие своей Родины,
насколько они готовы вносить свой вклад в общее дело, с какими чувствами
они это делают вынужденно и под давлением, либо добровольно и с
радостью, зависит и благополучие страны, благополучие каждого ее
представителя. А искреннее стремление принести пользу Родине, понимание
личной ответственности за ее судьбу присуще только тем, кого мы называем
патриотами, у кого сформировано патриотическое сознание. К сожалению,
события последнего времени в политике, экономике и культуре России
подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом
традиционного российского патриотического сознания.
Сегодня, не смотря на наличие официально утвержденных
государственной концепции и федеральной программы патриотического
воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о возрождении
патриотизма у российских граждан остается чрезвычайно актуальным.
Причины этого называет профессор В.О.Троицкий: антипатриотическая
среда, откровенно антипатриотическая работа СМИ, сокращение и изменение
содержания школьных программ по русскому языку, литературе,
отечественной истории и самым важным предметам, формирующим любовь
к Отечеству, интервенция антикультуры.
Патриотическое воспитание молодежи становится сегодня одним из
важнейших направлений в системе российского образования. Решаться она
должна всеми кто любит свой народ, свою Родину - не только педагогами, но
и родителями, работниками СМИ, государственными служащими всех
уровней. Современное общественное развитие России остро поставило
задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос
приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи.Программа
патриотического и гражданского воспитания все чаще определяется как одна
из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что
нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в
какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль
патриота. Одним из важнейших условий развития общества является
воспитание граждан правового, демократического государства, способных к
социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное
отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время
требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания,
адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе
воспитания гражданской личности
Сейчас, когда образцы массовой культуры активно внедряются в жизнь, быт,
мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья
учащихся. Без него, воспитание гражданина и патриота, знающего и
любящего свою Родину, не может быть успешно решено. Нравственные
качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с
другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все
школьные предметы, но искусству здесь отведена особая роль, несмотря на
то, что преподавание искусства в школе часто не занимает должного места. И
пока есть учителя, которые пытаются через искусство принести детям
человеческие ценности – имеет смысл трудиться на этой ниве.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека,
известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко
захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и
чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю.
Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания,
воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения ”.
“Искусство приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков
нравственных ценностей, к находкам, к ошибкам, к изменяемости этих
поисков от века к веку, от народа к народу, от одной общественной группы к
другой. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не даёт рецепта
правильного поведения. Оно открывает путь к освоению огромного
многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для
формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, сугубо
личных критериев нравственного и безнравственного… Всего общества.”
(Неменский Б.М.)
Да, изобразительное искусство способно развивать наблюдательность,
фантазию, творческий потенциал , пространственное мышление и т.д. Но
сегодня искусство в общем образовании необходимо” ради своей основной,
ведущей функции – функции формирования эмоциональных критериев
личности как стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни.” (Неменский
Б.М. )
Содержание и методика существующих программ по изобразительному
искусству решают не только художественные, но и многие
общевоспитательные задачи школы – те задачи, решение которых остро
требует современное общество. Это и нравственное, экологическое, и
патриотическое воспитание, и этнообразование – фактически это важнейшие
стороны социализации личности, взращивания достойного гражданина
современного общества. Решение всех этих задач заложено в программах по
изобразительному искусству, созданных под руководством Неменского Б.М.,
Шпикаловой Т.Я., Кузина В.С. и др.
Например, именно через программу Неменского Б.М. “Изобразительное
искусство и художественный труд ”, нацеленную на раскрытие красоты
культур разных этносов возможно сформировать взаимное уважение и
дружбу детей в классах с многонациональным составом учащихся. А ведь
потребность поиска общности очень выражена сегодня в обществе. Проблема
национальной культуры, национальной самоидентификации касается
учителей напрямую. Какую позицию должна занимать общеобразовательная
школа, в которой учатся дети всех существующих у нас наций и религий?
Программа Неменского Б.М. предлагает следующую модель
“общечеловеческой культуры как культуры Земли, человеческого племени”. “
При всём своём национальном и религиозном многообразии в ней есть
единые основы для всех народов и верований. И объединяющей нас всех
позицией должно быть утверждение силою искусств в сознании молодых, во-
первых, понимания нашего единства, а, во-вторых, понимания того, что
внутри этого единства мы все разные.” – Неменский Б.М.
Цель изобразительного искусства в патриотическом воспитании
заключается в формировании основ патриотизма как важнейшей духовно-
нравственной ценности.
Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству,
приоритетной задачей которых, не являлось бы патриотическое воспитание,
воспитание любви к Родине, так как почти все занятия имеют такие задачи.
Темы, которые можно использовать для формирования патриотических
чувств, многообразны.Это и зарисовки пейзажей родных мест, и знакомство с
творчеством знаменитых отечественных художников прошлого и настоящего
времени,и рисование портрета самого дорогого в жизни человека – матери, и
творчество поделок знаменитых мастеров родного края. И,конечно же,
непревзойденное место в воспитании гражданско-патриотических чувств
принадлежит тематике о Великой Отечественной войне, а именно, о
башкирских художниках военного времени.Таких уроков- большое
многообразие, это и урок – исследование, урок – экскурсия,урок –
викторина,урок – конкурс или турнир знатоков ВОВ, урок – суд,поиск
истины, урок пресс – конференция. На таких уроках можно использовать
стихи башкирских поэтов военного времени, например Мустая Карима.Стихи
можно раздать детям, а о художниках рассказать самому учителю.Урок
оформить портретами военных художников (Амиров, Ишбулатов, Храмов,
Арсланов и др.). Обязательно отметить, что в отличие от людей других
профессий, которые были не востребованы в военное время,художники не
прекращали своей профессиональной деятельности. Они постоянно, в любую
более свободную минутку делали зарисовки карандашом или углем на
клочках бумаги, которые были под рукой. По ним и по воспоминаниям
военных лет художники писали картины уже после войны, если оставались в
живых. С более старшими классами можно провести урок – экскурсию в
военное время и урок – театрализация.Остановлюсь более подробно на них.
Урок –экскурсия.Здесь нужна очень хорошая наглядность – реподукции
картин военных художников с изображением окопов, боев, солдат и
командиров в военной одежде того времени,землянок, военных эшелонов, то
есть всего того, что видели перед собой солдаты все пять лет и что их
окружало. После рассказа об изобразительном искусстве 40-х годов и о
некоторых художниках,дать ребятам сюжетную ситуацию, например: «Вы –
художник», «Передышка между боями», «Санитарный эшелон», «Мои
фронтовые друзья» и т.д.(можно на выбор, можно распределить по рядам). В
течение 25-30 минут ребята делают зарисовки, глядя на наглядность или
вспоминая то, что им более знакомо по фильмам, книгам. В конце урока
продемонстрировать работы тех, кто успел закончить зарисовки.
Урок – театрализация. Можно предложить такой вариант: выбрать троих
детей, желательно более эмоциональных по характеру (лучше заранее),
распределить роли. Каждый из ребят будет играть роль какого-нибудь
башкирского художника военных лет (К.Давлеткильдеева, А.Бурзянцева,
Р.Нурмухаметова, А.Арсланова и др.). Дети, заранее выучив «свои»
биографии, рассказывают от первого лица, рапример, «Меня зовут Касим
Салиаскарович Давлеткильдеев…» (как будто они рассказывают « о
себе»).Это лишь некоторые разработка уроков по этой теме, все зависит от
желания и подготовки учителя,
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у
школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его
великим свершениям и достойным страницам прошлого. Положительные
эмоции и переживания побуждают учащихся к активному участию в
познавательной и практической деятельности и способствуют развитию
патриотизма. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна
быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью. Любой
урок значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются
иллюстративным материалом.
Приобщаясь к изобразительному искусству, учащиеся узнают военную
историю, героическое прошлое родного города, страны. Воспитывается
чувство гордости за свою Родину, уважение к ней.