Напоминание

"В гости к Зимушке - зиме"


Автор: Митронина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Екимовский детский сад"
Населённый пункт: село Екимовка
Наименование материала: Педагогическая находка
Тема: "В гости к Зимушке - зиме"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Екимовский детский сад» - муниципального образования – Рязанский

муниципальный район Рязанской области

Конспект

организованной образовательной деятельности по речевому развитию в

старшей группе

«В гости к Зимушке-зиме»

Митронина Н.С.

МБДОУ «Екимовский

детский сад»

воспитатель I кв. категории

с. Екимовка – 2019 г.

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

Обучающие

Закрепить

знания

о

признаках

зимних

явлений

природы;

названия

зимних месяцев.

Обогатить словарный запас с помощью прилагательных, глаголов.

Упражнять в словообразовании, в образовании однокоренных слов и

правильном построении предложений.

Развивающие

Отрабатывать артикуляцию с помощью артикуляционных упражнений;

правильной воздушной струи.

Развивать основные мыслительные процессы, память, внимание.

Воспитательные

Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Словарная

работа:

ввести

в

словарь

детей

названия

зимних

месяцев,

названия зимних явлений природы.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: зеркало, атрибуты для роли Зимы, картина с зимними

месяцами,

снежинки

с

картинками

для

игры

"Что

лишнее?",

разборный

бумажный снеговик, елка.

Раздаточный: бумажные снежинки, шарики.

Технические средства: музыкальный проигрыватель.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Дети

под

музыку

(П.И.

Чайковский

«Времена

года.

Декабрь»)

входят

в

группу, садятся на стульчики.

Психологический

настрой

на

предстоящую

деятельность. Воспитатель

предлагает

детям

отправиться

в

сказку.

Но

чтобы

попасть

туда,

надо

произнести волшебное заклинание. А поможет нам "волшебное зеркало".

Давайте посмотрим в зеркало и скажем волшебные слова

"В зеркале я отражусь,

Где хочу, там окажусь.

Перенеси нас, зеркало, в сказку".

(В это время педагог заходит за ширму и надевает атрибуты для роли Зимы,

выходит к детям под музыку «Зимняя сказка»).

Организация направленного внимания. Здравствуйте, ребята, я Зимушка-зима.

Оказались вы в моей зимней сказке. Не пугайтесь, я вас не заморожу. Я ведь

не только холодная. Я могу быть разной.

Актуализация

имеющихся

знаний. Педагог уточняет у детей какой бывает

зима?

Предположительные

ответы

детей:

снежная,

легкая,

серебристая,

белая,

красивая, мягкая, сказочная, вьюжная, морозная, суровая, затяжная…

А что зима вам приносит?

Предположительные ответы детей: снег, зимние игры, ледяные горки, холод,

морозы…

Зимушка хвалит детей и предлагает сделать артикуляционную гимнастику

"Лопатка"

Ручка есть ,а не грабли,

Землю роет , а не плуг.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до

5-10.

"Сосулька"

Села детка на карниз

И растет все время вниз.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его,

сделать узким, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

"Горка", "Саночки"

Под гору лечу,

В гору тащу. (Саночки).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

чашечки.

2.Основная часть.

Беседа с детьми с целью систематизации знаний о зимних месяцах.

Педагог показывает на картинах трех молодцев в шубах, валенках, шапках:

один постарше, второй моложе, третий - совсем юный. Знакомьтесь, это мои

сыновья – зимние месяцы. Назовите пожалуйста, как их зовут?

(декабрь, январь, февраль)

Как зовут моего старшего сына? (Декабрь)

Среднего сына? Младшего сына?

Мотивация общения в условиях помощи персонажу

Мои

любимые

сыночки

Декабрь,

Январь,

Февраль,

любят

пошутить

со

снегом и ветром. Как начнут ветер разгонять со снегом, ух! Может вы знаете,

как называются игры моих сыновей?

Вот, например, когда ветер снег метет по улице, как это называется? (метель)

А когда пуржит так, что ничего не видно от снега? (пурга)

Или вьюжит, закручивает снег в спирали? (вьюга)

Зима хвалит детей и предлагает превратить всех, в снежинок.

Динамическая пауза с целью предупреждения пере утомляемости

«В вихре морозном снежинки несутся,(бегут на носочках по кругу, взмахивая

руками)

Роем блестящим кружатся и вьются (кружатся на месте, руки на поясе)

Белыми пчелами вдруг обернуться (вновь бегут по кругу на носочках)

Мерзлой земли на минуту коснуться (приседают),

Снова закружатся в пляске морозной (встают и кружатся на носочках)

В небо взлетят, как хрустальные звезды (снова бегут по кругу)

Для улучшения работы легких проводится дыхательная гимнастика

Зима предлагает ребятам положить маленькую снежинку на ладонь и подуть

на нее так легко, чтобы она полетела.

"Раз. два, три, четыре, пять-

Превращайтесь-ка в ребят!"

Мотивация личной заинтересованности. Зима обращает внимание детей на

то, что она совсем и забыла рассказать детям о том, что их помощи ждет

снеговик. Рассыпался бедняга во время метели. Помогите мне его собрать!

Он ведь у меня особенный, чтобы собрать его - необходимо справиться с

задачками.

Дидактическая игра "Что лишнее и почему?"

Задачи:

Развивать

абстрактно

образное

мышление,

зрительную

память.

Развивать

умственные

способности,

умение

классифицировать.

Расширить детский кругозор.

Ход

игры:

Воспитатель

предлагает

детям

рассмотреть

картинки

с

изображениями и определить что лишнее. Объяснить свой выбор.

1.Сапоги, валенки, унты, туфли.

2.Шуба, пуховик, пальто, сарафан.

3.Коньки, надувной круг, лыжи, санки.

-Справились с этой задачей, вот и самый большой ком появился.

А сейчас вы должны обычные слова в ласковые превратить.

Дидактическая игра "Назови ласково"

Задача:

обогащать

речь

детей,

формировать

умение

образовывать

уменьшительно ласкательные существительные.

-Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы возвращаете мне ласковое.

*Зима-зимушка

*Снег-снежок

*Снежинка-снежиночка

*Мороз-морозик, морозко

*Сосулька-сосулечка

*Лед-ледок

*Холод-холодок

Молодцы! Вот и второй ком прикатился!

-У моего любимого внука Снега много слов-родственников. Назовите их.

Игра "Слова-родственники"

Задача: упражнять в образовании родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье …

Мороз – морозный, морозить, замораживать …

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед …

Вот и третий ком появился! Но не хватает у него глаз, носа, рта.

Помогите собрать предложения , которые рассыпались во время вьюги и у

Снеговика появятся глаза, нос, рот.

Игра "Собери рассыпавшиеся предложения".

Задача: Формировать умение составлять предложение из слов.

-Можно ли так сказать:

*Дети катаются санках на с горки.

*Снежинки с неба красивые падают пушистые.

*Вода в лед зимой застывает и превращается.

Зима радуется, что снеговик готов, благодарит ребят. Напоминает, что пора

возвращаться в детский сад. Путешествие по зимней сказке закончилось.

3.Заключительная часть.

Выход из сказки.

"В зеркале я отражусь,

Где хочу - там окажусь.

Перенеси, нас, зеркало,

Обратно в детский сад".

(Педагог под музыку «Зимняя сказка» заходит за ширму и снимает атрибуты

Зимы)

Рефлексия

Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им путешествие? Уточняет,

что самое интересное они смогут рассказать своим родителям.

Список используемых источников:

1. ООП МБДОУ «Екимовский детский сад» (часть программы, формируемая

участниками образовательного процесса, направленная на развитие речи

детей).

2. Анищенкова,

Е.

С.

Артикуляционная

гимнастика

для

развития

речи

дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ, Астрель, 2010.

3. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного

возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010.



В раздел образования