Напоминание

Земля Кутха (формирование этноэкологической культуры у детей)


Автор: Милейко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 42 комбинированного вида"
Населённый пункт: Петропавловск–Камчатский
Наименование материала: презентация
Тема: Земля Кутха (формирование этноэкологической культуры у детей)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Земля

Кутха

Формирование

этноэкологической

культуры

дошкольников

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности,

которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так и воспитатель должен

заботиться о воспитании у своих детей чувств

безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств

начинается с того времени, когда ребенок начинает

видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В.А. Сухомлинский

Актуальность

.

В целях повышения эффективности

процесса экологического образования

дошкольников на современном этапе

становится очевидной необходимость

создания этнически ориентированных

воспитательных систем, близких людям

по мировосприятию, что влечет за собой

возрождение и переосмысление

этнопедагогического наследия и

традиций.

Цель:

создание системы

этноэкологического образования

детей группы «Рябинка»на

основе этнопедагогического

подхода к экологическому

образованию дошкольников.

Задачи:

• формирование этно-экологического мышления на основе понимания

взаимосвязей в природе и обществе;

• формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению,

оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;

• воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на

соблюдение здорового образа жизни;

• создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как

личности и как индивидуальности;

• содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и

нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и

реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с

традициями и обычаями своего народа и коренных народов Севера;

• овладение основами этно-экологической педагогики и психологии, приобщение

детей к культуре предков;

• развитие умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского

художественного творчества.

Принципы реализации проекта:

• культурологический принцип – приобщение детей к истокам

культуры народов Севера;

• принципы развивающего обучения, направленные на развитие

личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать

собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего

мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления,

творческих способностей, культуры чувств;

• принцип научности - предполагает знакомство дошкольников с

совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат

основой формирования мотивации действий ребенка, развития

познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения;

• принцип доступности материала для ребенка определенного

возраста -

предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их

эмоциональную окраску, объяснение научных терминов в доступной и

привлекательной форме;

• принцип деятельностности - экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно

сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен

обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К

тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения

«ребенок-окружающая среда»;

• принцип интеграции - экологизация всей деятельности педагогического коллектива и

экологизация различных видов деятельности ребенка;

• принцип целостности - целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с

миром природы.

• принцип конструктивизма - его применение означает, что в качестве примеров для

дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-

положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния

человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный

выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать

сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических

проблем, желательно на примерах ближайшего окружения;

• принцип регионализма - формирование экологических представлений (в том числе и о различных

экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения,

соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с

помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей,

ближайшим парком, лесом, озером. Для целей экологического образования должны быть

подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в

процессе детской деятельности;

• принцип системности - каждое последующее формирующееся представление или понятие

вытекает из предыдущего;

• принцип преемственности - предполагает, что содержание экологического образования

дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране

природы;

• Расширение представлений детей об истории Камчатского края, об образовании г. Петропавловска

-Камчатского; о символике региона, города; о городах Камчатского края-Петропавловска и Елизово,

их исторических, экономических и культурных особенностях;

• Расширение представлений детей о природных богатствах Камчатского края, их роли в социальном

и экономическом развитии города, региона, страны;

• Проявление детьми интереса к традициям, быту, национальной культуре коренных народов

Севера, уважание их традиции.

• Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение

к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

• Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-

познавательной деятельности.

• Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности,

коммуникативных навыков.

• Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

• Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных

экологических мероприятий.

• Педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования основ этнокультурной

компетентности у детей дошкольного возраста через включение ценностей и традиций культуры

народов Севера в процесс экологического образования дошкольников.

Формы реализации проекта:

• Разные формы НОД: НОД-путешествие, НОД-экскурсия, НОД-викторина,

НОД- КВН, интегрированная НОД.

• Защита творческих проектов.

• Экологические театрализованные представления.

• Национальные игры.

• Наблюдения и экологические экскурсии.

• Познавательное чтение.

• Природоохранные акции.

• Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки

экологической направленности.

• Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями и

животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных

опытов и т. д.); посадка кустарников, создание цветочных аллей,

выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий.

• Совместные мероприятия с родителями, дню птиц, экологическому дню

и т. д.

Алгоритм реализации проекта

I этап - Проектировочный /Сентябрь 2017г./

Задачи Этапа

• Проблемный анализ деятельности подготовительной группы

«Рябинка», анализ литературы по проблеме, существующих подходов

к ее решению.

• Создание в группе программно – методических и организационных

условий для реализации проекта.

• Разработка программы деятельности.

• Повышение компетентности и уровня знаний педагогов по

этноэкологическому образованию дошкольников.

• Подбор и систематизация материалов.

• Организация ресурсного обеспечения проекта.

• Проведение мероприятий, направленных на активное привлечение

родителей к реализации поставленных задач.

• Разработка тематического планирования проведения проектной

деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране

природы;

• Расширение представлений детей об истории Камчатского края, об образовании г. Петропавловска

-Камчатского; о символике региона, города; о городах Камчатского края-Петропавловска и Елизово,

их исторических, экономических и культурных особенностях;

• Расширение представлений детей о природных богатствах Камчатского края, их роли в социальном

и экономическом развитии города, региона, страны;

• Проявление детьми интереса к традициям, быту, национальной культуре коренных народов

Севера, уважание их традиции.

• Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение

к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

• Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-

познавательной деятельности.

• Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности,

коммуникативных навыков.

• Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

• Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных

экологических мероприятий.

• Педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования основ этнокультурной

компетентности у детей дошкольного возраста через включение ценностей и традиций культуры

народов Севера в процесс экологического образования дошкольников.

Формы предоставления результатов

инновационной деятельности на I этапе:

• Программа проектной деятельности;

• Комплексно – тематическое

планирование с учетом национально –

регионального компонента.

II этап - Практический

/ноябрь 2017г. – апрель 2018г. /

Задачи этапа:

• Реализация мероприятий проекта.

• Взаимодействие с социальными партнерами города.

• Разработка содержания методических рекомендаций.

• Формирование позитивного общественного мнения и привлечение

педагогической и родительской общественности к деятельности по проекту.

• Диссеминация результатов работы в виде методических рекомендаций.

• Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

Ожидаемые результаты II этапа:

• Сборник методических рекомендаций.

• Усовершенствование РПП среды.

• Положительные тенденции в формировании основ этноэкологической

компетентности у детей дошкольного возраста за счет включения ценностей и

традиций культуры народов Севера в процесс экологического образования

дошкольников.

• Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений

педагогов и родителей в области применения инновационных технологий,

приемов и методов.

Формы предоставления результатов

инновационной деятельности на II этапе:

• Комплексно - тематическое планирование,

конспекты мероприятий с детьми, сценарии

праздников и досугов, обновление РПП среды;

• Сценарии методических мероприятий с

педагогами.

• Дидактический комплекс (конспекты

непосредственно образовательной деятельности,

праздников, развлечений, образовательные

проекты, рекомендации, консультации,

дидактические игры, пособия и др.)

III Этап - Обобщающий

/май 2018г./

Задачи этапа:

• Определение эффективности проделанной работы, осуществление

анализа полученных результатов, их соотнесение с целью инновационной

деятельности.

• Проведение мониторинга качества результатов деятельности, качества

педагогического процесса, качества условий деятельности ДОУ,

удовлетворенности родителей.

• Формирование банка методических рекомендации, обобщение

материалов работы.

• Участие дошкольников и педагогов в конкурсном движении.

• Представление опыта работы на семинарах, педагогических форумах.

• Публикации на страницах сайта ДОУ

Ожидаемые результаты III этапа:

• Социально-адаптивная, этнокультурно компетентная, толерантная

личность ребенка - дошкольника.

• Окончательный вариант сборника методических рекомендаций.

• Оформление аналитических результатов проекта

Формы предоставления результатов проектной деятельности на III этапе:

• Отчет о проведении системы мероприятий.

• Отчет о результатах мониторинга.



В раздел образования