Автор: Демидова Мария Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №10
Населённый пункт: город Павлово, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности социального партнерства детского сада и семьи
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЕТСКОГО
САДА И СЕМЬИ
Признание государством преимущества влияния семьи предъявляет нам
некоторые требования новых взаимоотношений между семьей и дошкольным
учреждением.
Данное
взаимодействие
устанавливается
как
социальное
партнерство в совместном общении. Повышение степени вовлеченности семьи
в образовательную деятельность учебного заведения - это способ повысить
эффективную деятельность детского сада, направленного на воспитание.
Н. А. Дорохина отмечает, что в настоящее время необходимо изменить
позицию дошкольного учреждения в реализации роли родителей как субъектов
образования. Детский сад должен не только обучать детей, но и давать условия
для
приобретения
педагогического
опыта
родителей,
их
активного
взаимодействия
с
педагогами
ДОУ
и
прямого
включения
в
деятельность
учреждения.
Социальное
партнерство
основано
на
четко
определенных
правилах.
Это
партнерство,
в
основе
которого
общая
ответственность
и
человеческая солидарность.
Т.Н. Захарова отмечает, что ключевым элементом, на основе которого
строится
социальное
партнерство,
является
социальная
проблема.
На
сегодняшний
момент
существует
серьезная
проблема
низкого
уровня
социальной
компетентности
детей
и
наличия
отклонений
в
развитии
их
личности.
В
дошкольном
возрасте
формируются
основные
характеристики
личности: самооценка, эмоциональные потребности, нравственные ценности и
установки, а также социально-психологические особенности во взаимодействии
с
окружающими.
В
условиях
неблагоприятной
социальной
среды,
ограниченного контакта ребенка данный процесс сильно усложнен [4].
Изменения,
которые
происходят
сейчас
в
дошкольном
образовании,
направлены, в первую очередь, на повышение его качества. Это во многом
зависит
от
координации
действий
семьи
и
дошкольного
учреждения.
Для
достижения
хорошего
результата
необходимо
семью
и
детский
сад
рассматривать в качестве единой образовательной площадки, подразумевающей
тесное
взаимодействие
педагогов
ДОУ
и
родителей
на
протяжении
всего
детского дошкольного возраста..
Организация партнерства дошкольного учреждения и семьи включает в
себя прохождение нескольких этапов:
-
установление
доверительных
деловых
контактов
с
семьями
воспитанников;
-
ознакомление
родителей
с
минимальным
объемом
необходимой
информации
- обеспечение постоянного взаимодействия воспитанников, педагогов и
родителей
- вовлечение семьи в педагогический процесс [3].
По
мнению
Ю.А.
М.
Тонковой
и
Н.
Н.
Веретенниковой,
формы
организации социального партнерства дошкольного учреждения и семьи - это
варианты организации их деятельности и общения. Главная цель таких форм -
установление
доверительных
отношений
с
детьми,
родителями
и
воспитателями,
их
единение
в
педагогическом
процессе,
воспитание
необходимости говорить о своих проблемах и трудностях и решать их вместе.
Педагоги стараются максимально использовать весь потенциал традиционных
форм взаимодействия с семьей и ищут новые методы работы с родителями. [6].
В
настоящее
время
в
организации
взаимодействия
дошкольных
образовательных
учреждений
и
семей
существуют
традиционные
и
нетрадиционные формы.
1.
Традиционные
формы
нацелены
на
педагогическое
образование
родителей. Их используют для ознакомления родителей с особенностями детей
определенного возраста и с их психологическими особенностями.
Данные формы делятся на коллективные и индивидуальные:
- коллективные: родительские встречи, семейные клубы, дни открытых
дверей, семинары, семейные альбомы, определение лучшего опыта семейного
обучения;
- индивидуальные: беседы тематические консультации, семейные визиты
на дом, личные задания.
2.
Нетрадиционные
формы
включают
в
себя:
информационно-
образовательные, интерактивные, творческо-продуктивные, обратная связь [5].
Остановимся
подробнее
на
особенностях
нетрадиционных
форм
организации.
Информационно-образовательные
формы
необходимы
для
того,
чтобы
знакомить родителей с детским садом, его работой, особенностями воспитания
детей, и давать родителям знания о воспитании и развитии детей. (журналы,
пресс-конференции, семинары, тематические консультации, информационные
стенды,
доски
объявлений,
веб-сайты,
реклама,
газета
детского
сада,
портативная библиотека)
Интерактивные
формы
необходимы
для
создания
условий
для
постоянного взаимодействия детей, педагогов и родителей, вовлечения семьи в
образовательный
и
педагогические
процессы
через
познавательную,
продуктивную, трудовую деятельность детей, родителей, воспитателей. Это
круглые столы, родительские встречи, викторины, КВН, совместные проекты,
тренинги,
мастер-классы,
презентации
образовательного
учреждения,
моделирование проблемных ситуаций, презентация опыта воспитания в семье.
Творческо-продуктивные формы нацелены на создание эмоционального
контакта между воспитателями, родителями и детьми. Это могут быть общие
праздники, вечера, изготовление пособий для организации развивающей среды,
выставки
детских
и
совместных
работ,
творческие
мастерские,
совместные
походы и экскурсии, участие родителей и детей в тематических праздниках,
выступление родителей в роли персонажа на утреннике.
Обратная
связь
направлена на
изучение
и
анализ
потребностей
и
ожиданий
родителей
в
воспитании
и
образовании
детей,
их
уровня
педагогической
грамотности
-
анкетирование,
экспресс-опрос,
интервью,
наблюдение, форум на сайте детского сада.
Воспитатели
должны
заранее
продумать
предстоящее
мероприятие
с
участием родителей, чтобы все участники заинтересовались [2]. С. В. Глебова
говорит о том, что праздники не только сближают членов семьи друг с другом,
но и создают уютную и комфортную обстановку в педагогическом коллективе
[1].
Подводя итог, можно сказать, что социальное партнерство дошкольных
учреждений и семей - это эффективный вид взаимодействия, в основе которого
лежит принцип определения и принятия партнерами общих целей и задач по
воспитанию
дошкольников.
Результатом
организации
данного
партнерства
должно
стать
искреннее
доверие
и
партнерство
с
семьей,
основанное
на
диалогической
стратегии
сотрудничества.
В
результате
этого
повышается
эффективность
позитивного
воспитательного
воздействия
детского
сада
на
семью.