Напоминание

Особенности социального партнерства детского сада и семьи


Автор: Демидова Мария Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №10
Населённый пункт: город Павлово, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности социального партнерства детского сада и семьи
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЕТСКОГО

САДА И СЕМЬИ

Признание государством преимущества влияния семьи предъявляет нам

некоторые требования новых взаимоотношений между семьей и дошкольным

учреждением.

Данное

взаимодействие

устанавливается

как

социальное

партнерство в совместном общении. Повышение степени вовлеченности семьи

в образовательную деятельность учебного заведения - это способ повысить

эффективную деятельность детского сада, направленного на воспитание.

Н. А. Дорохина отмечает, что в настоящее время необходимо изменить

позицию дошкольного учреждения в реализации роли родителей как субъектов

образования. Детский сад должен не только обучать детей, но и давать условия

для

приобретения

педагогического

опыта

родителей,

их

активного

взаимодействия

с

педагогами

ДОУ

и

прямого

включения

в

деятельность

учреждения.

Социальное

партнерство

основано

на

четко

определенных

правилах.

Это

партнерство,

в

основе

которого

общая

ответственность

и

человеческая солидарность.

Т.Н. Захарова отмечает, что ключевым элементом, на основе которого

строится

социальное

партнерство,

является

социальная

проблема.

На

сегодняшний

момент

существует

серьезная

проблема

низкого

уровня

социальной

компетентности

детей

и

наличия

отклонений

в

развитии

их

личности.

В

дошкольном

возрасте

формируются

основные

характеристики

личности: самооценка, эмоциональные потребности, нравственные ценности и

установки, а также социально-психологические особенности во взаимодействии

с

окружающими.

В

условиях

неблагоприятной

социальной

среды,

ограниченного контакта ребенка данный процесс сильно усложнен [4].

Изменения,

которые

происходят

сейчас

в

дошкольном

образовании,

направлены, в первую очередь, на повышение его качества. Это во многом

зависит

от

координации

действий

семьи

и

дошкольного

учреждения.

Для

достижения

хорошего

результата

необходимо

семью

и

детский

сад

рассматривать в качестве единой образовательной площадки, подразумевающей

тесное

взаимодействие

педагогов

ДОУ

и

родителей

на

протяжении

всего

детского дошкольного возраста..

Организация партнерства дошкольного учреждения и семьи включает в

себя прохождение нескольких этапов:

-

установление

доверительных

деловых

контактов

с

семьями

воспитанников;

-

ознакомление

родителей

с

минимальным

объемом

необходимой

информации

- обеспечение постоянного взаимодействия воспитанников, педагогов и

родителей

- вовлечение семьи в педагогический процесс [3].

По

мнению

Ю.А.

М.

Тонковой

и

Н.

Н.

Веретенниковой,

формы

организации социального партнерства дошкольного учреждения и семьи - это

варианты организации их деятельности и общения. Главная цель таких форм -

установление

доверительных

отношений

с

детьми,

родителями

и

воспитателями,

их

единение

в

педагогическом

процессе,

воспитание

необходимости говорить о своих проблемах и трудностях и решать их вместе.

Педагоги стараются максимально использовать весь потенциал традиционных

форм взаимодействия с семьей и ищут новые методы работы с родителями. [6].

В

настоящее

время

в

организации

взаимодействия

дошкольных

образовательных

учреждений

и

семей

существуют

традиционные

и

нетрадиционные формы.

1.

Традиционные

формы

нацелены

на

педагогическое

образование

родителей. Их используют для ознакомления родителей с особенностями детей

определенного возраста и с их психологическими особенностями.

Данные формы делятся на коллективные и индивидуальные:

- коллективные: родительские встречи, семейные клубы, дни открытых

дверей, семинары, семейные альбомы, определение лучшего опыта семейного

обучения;

- индивидуальные: беседы тематические консультации, семейные визиты

на дом, личные задания.

2.

Нетрадиционные

формы

включают

в

себя:

информационно-

образовательные, интерактивные, творческо-продуктивные, обратная связь [5].

Остановимся

подробнее

на

особенностях

нетрадиционных

форм

организации.

Информационно-образовательные

формы

необходимы

для

того,

чтобы

знакомить родителей с детским садом, его работой, особенностями воспитания

детей, и давать родителям знания о воспитании и развитии детей. (журналы,

пресс-конференции, семинары, тематические консультации, информационные

стенды,

доски

объявлений,

веб-сайты,

реклама,

газета

детского

сада,

портативная библиотека)

Интерактивные

формы

необходимы

для

создания

условий

для

постоянного взаимодействия детей, педагогов и родителей, вовлечения семьи в

образовательный

и

педагогические

процессы

через

познавательную,

продуктивную, трудовую деятельность детей, родителей, воспитателей. Это

круглые столы, родительские встречи, викторины, КВН, совместные проекты,

тренинги,

мастер-классы,

презентации

образовательного

учреждения,

моделирование проблемных ситуаций, презентация опыта воспитания в семье.

Творческо-продуктивные формы нацелены на создание эмоционального

контакта между воспитателями, родителями и детьми. Это могут быть общие

праздники, вечера, изготовление пособий для организации развивающей среды,

выставки

детских

и

совместных

работ,

творческие

мастерские,

совместные

походы и экскурсии, участие родителей и детей в тематических праздниках,

выступление родителей в роли персонажа на утреннике.

Обратная

связь

направлена на

изучение

и

анализ

потребностей

и

ожиданий

родителей

в

воспитании

и

образовании

детей,

их

уровня

педагогической

грамотности

-

анкетирование,

экспресс-опрос,

интервью,

наблюдение, форум на сайте детского сада.

Воспитатели

должны

заранее

продумать

предстоящее

мероприятие

с

участием родителей, чтобы все участники заинтересовались [2]. С. В. Глебова

говорит о том, что праздники не только сближают членов семьи друг с другом,

но и создают уютную и комфортную обстановку в педагогическом коллективе

[1].

Подводя итог, можно сказать, что социальное партнерство дошкольных

учреждений и семей - это эффективный вид взаимодействия, в основе которого

лежит принцип определения и принятия партнерами общих целей и задач по

воспитанию

дошкольников.

Результатом

организации

данного

партнерства

должно

стать

искреннее

доверие

и

партнерство

с

семьей,

основанное

на

диалогической

стратегии

сотрудничества.

В

результате

этого

повышается

эффективность

позитивного

воспитательного

воздействия

детского

сада

на

семью.



В раздел образования