Напоминание

Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики


Автор: Смольникова Юлия Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Среднеикорецкая СОШ"
Населённый пункт: Воронежская область, Лискинский район, село Средний Икорец
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЕИКОРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Доклад на тему:

Развитие творческих способностей учащихся

на уроках математики

Учитель математики:

Смольникова Ю.А.

2016 г.

Логическое и алгоритмическое мышление способствует творческому развитию учащихся. Дети сочиняют сказки, выполняют задания на развитие памяти. Учащиеся при этом включаются в учебную деятельность. Вырабатываются алгоритмическое мышление и умения школьников через логические игры, тренинги, рисунок. Творческие способности учащихся развиваются посредством художественной деятельности при подготовке и проведении викторин, конкурсов рисунков. Тренируется память, развивается интерес к предмету путем возрастания положительных эмоций, связанных с возможностью успешного выполнения заданий. Одной из форм творческой работы является составление и отгадывание ребусов. Разгадывание или составление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: ученики получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности. Следующей формой творческой внеурочной работы учащихся является составление кроссвордов. Эта деятельность важна для запоминания понятий и терминов математики, причем, при анализе составленных кроссвордов особое внимание уделяется четкости определения. Создаю банк творческих проектов учащихся и использую их в обучении для других школьников. Применяю творческие работы проверочного характера, так как контрольные работы в традиционной форме вызывают у учащихся дискомфорт, волнение, что может сказываться на результатах. В условиях увеличения потока информации, с которой связана деятельность учащегося, особенно важно сохранить его положительное отношение к учебе, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной и трудовой деятельности. «Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». И поэтому особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей. Этому способствует использование на уроках игровых приемов обучения.
Игровой компонент на уроках математики
Игра позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся – участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя
различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений. Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Структура игрового компонента:  игровой замысел;  правила;  игровые действия;  познавательное содержание или дидактические задачи;  оборудование;  результаты игры. Он имеет свою специфику, которая выражается в том, что его элементы можно применять в урочное и во внеурочное время, дидактический материал может готовиться как учителем, так и учеником. Использую следующие виды игр:  на развитие внимания и закрепления терминологии;  игры-тренинги;  игры-конкурсы (с делением на команды);  сюжетные игры на закрепление пройденного материала;  интеллектуально-познавательные игры;  интеллектуально-творческие игры. Приведу некоторые игровые компоненты, формирующие творческое мышление, которые использую в своей практике.
«Найди ключ»
Необходимо среди набора букв отыскать слово, которое подскажет тему урока или слово, относящееся к теме.
«Зашифровщик»

Отрабатывая алгоритм решения задач по определенной теме, чтобы избежать усталости от однообразной работы, можно в наборе заданий с помощью букв зашифровать какое-либо слово. После решения всех заданий ребята смогут его расшифровать и узнать для себя что-то новое, полезное из разных областей знаний. Здесь можно использовать интересные факты из географии, истории, биологии, музыки, литературы …Такие задания можно использовать как в процессе общей работы, так и на самостоятельной. Хорошо пригодятся такие задания и для индивидуальных заданий. Действие деление очень сложно, длительно. Например: правильно решив все примеры, вы прочтете названия небольшого музыкального инструмента. Можно дать на самостоятельное решение, можно решать по одному примеру и т.д., но обязательно найдутся ученики, которые попытаются сделать быстрее и заработать оценку. И по такому принципу можно составлять задания на действия с положительными и отрицательными числами, на отработку основного свойства пропорции, при решении уравнений.
«Крестики – нолики»
Из предложенных чисел надо выбрать пару чисел, а затем найти их частное. Если частное принадлежит таблице, игрок отмечает его соответственно « крестиком» или « ноликом». Выигрывает тот, кто первым заполнит строку, столбец, диагональ. Игру можно организовать по группам. От каждой группы выбирается представитель, который записывает решение на доске. Члены группы полностью диктуют ему решение. Данная игра может проводиться по парам. Этими же таблицами можно пользоваться, поменяв десятичные дроби на обыкновенные или натуральные числа.
« Кто быстрее»
Эту игру лучше использовать как вид устной работы. Найди в таблице строчку, столбик или диагональ, сумма чисел которых равна числу, записанному над таблицей. Докажи правильность своего решения с помощью вычислений. Можно использовать такие таблиц, проверяя признаки делимости. Ответ может быть не единственным. Применение ИКТ позволяет широко использовать игровые методики, разрабатывать уроки и внеклассные занятия по типу популярных телепрограмм «Умники и умницы», «Слабое звено», «Самый умный». На различных этапах урока (при объяснении нового материала, при отработке умений и навыков и т.д.) возможно использование флэш – игр, причем как фронтально, так и индивидуально.

Основные требования к организации творческой

деятельности учащихся на уроке
 Познавательные творческие задания должны строиться на междисциплинарной интегративной основе и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;  Творческие задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично поисковым, а затем и к собственно творческим;  Система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы. Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие принципы работы:  воспитывающее обучение: учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным  ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным, успешным  ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше  сотрудничество: мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам  учет любых результатов деятельности. Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач. Контроль над выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию творческого мышления школьников. Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.


В раздел образования