Напоминание

Создание условий успешной адаптации студентов первокурсников в среднем специальном учебном заведении


Автор: Мотовилова Римма Рамилевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Муравленковский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г. Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий успешной адаптации студентов первокурсников в среднем специальном учебном заведении
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Создание условий успешной адаптации студентов первокурсников в

среднем специальном учебном заведении.

Мотовилова Римма Рамилевна, педагог-психолог, ГБПОУ ЯНАО

«Муравленковский многопрофильный колледж».

"Здравствуй, племя младое, незнакомое..." А.С.Пушкин

Вот и осень. 1 сентября... Колледж наш вновь раскрывает свои объятья,

принимая в ряды свои первокурсников, юношей и девушек с горящими,

пытливыми,

в

то

же

время

и

немного

растерянными

глазами.

Момент

торжественный и в то же время волнующий, своего рода момент истины,

момент поворота молодых судеб...

Невольно

возникает

в

памяти

1

сентября

в

школе,

такие

же

любопытные, такие же растерянные глаза милых первоклашек, ожидание

чего-то неизвестного, доселе неизведанного...

Но

колледж

и

школа

-

два

разных

уровня

образования,

два

мира

восприятия жизни. Если в случае со школой мы видим перед собой чистые

листы

юных

душ,

на

которых

опытным

педагогам

только

предстоит

вкладывать первые зернышки знаний, чтобы эти зерна дали здоровые всходы

будущих

ростков,

то

перед

педагогами

колледжа

стоят

задачи

более

грандиозные, более масштабные. И задача это - сформировать из этих еще

неокрепших

подростков

достойных

представителей

общества,

мастеров

своей профессии для народного хозяйства, своего рода смену уходящему

поколению...

Меняются люди, меняются поколения. И каждым годом дети, которые

приходят в школы, училища, колледжи, уже немного другие, не хочу сказать

лучше

или

хуже,

но

иные...

Никогда

не

понимала

тех

представителей

старшего поколения, которые считают, что нынешние дети хуже. Нет, они

просто немного другие. Менее активные в спорте, менее подвижные, менее

отзывчивые. НО!!! Но ведь они более продвинуты в вопросах технического

прогресса,

схватывают

все

на

лету!

«Сынок

(доченька),

покажи,

как

настроить этот телефон (компьютер, ноутбук, планшет), у меня почему-то не

получается...» И ведь подойдет, быстро и молча, ничего не объясняя что-то

там наколдует, и О ЧУДО! заработало все, завертелось! Знакомо? Думаю, что

да. Это я по поводу лучше - хуже.

И вот свершилось! Перед нами представитель именно вышеописанного

молодого поколения. Уже с определенным, небогатым, но багажом знаний,

еще

с

маленьким,

но

своим

жизненным

опытом,

достаточно

инертный,

достаточно

прагматичный

подросток,

имеющий

сложившиеся

установки,

стереотипы. Новая обстановка, новый коллектив, уже другие, более сложные

требования, коммуникативные проблемы могут привести к возникновению

психологических

проблем

в

его

сознании,

проблем

в

общении

с

однокурсниками, с преподавателями. А это в свою очередь влечет за собой

проблемы в освоении учебных предметов.

Присмотримся к нему более внимательно. Он еще не совсем отошел от

старых школьных привычек, в большинстве своем продолжает считать, что

будет учиться ради хороших оценок, (а то и «для учителя»), но никак не ради

получения основательных знаний для своей будущей профессии. Еще не

адаптированный к студенческой жизни. Еще не до конца осознающий, что

получение определенных знаний - это не только его право, но и обязанность.

Обязанность

как

будущего

специалиста,

без

получения

которых

он

не

состоится как профессионал. И моя задача как педагога - психолога - это дать

ему верное направление в получении этих необходимых знаний, адаптировать

его в учебном процессе.

Скажем сразу, что адаптация подростков к студенческой жизни – это

очень

сложный

процесс,

требующий

вовлечения

всех

социальных

и

биологических

резервов

молодого,

еще

не

до

конца

сформировавшегося

организма.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому основная

задача

психолого-педагогического

сопровождения

в

этот

сложный

для

подростка период - помочь ему как можно быстрее и успешнее освоиться в

новых условиях обучения. Успешная адаптация первокурсника к жизни и

учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента

не только как будущего специалиста, но и состоявшегося человека.

Вот

для

достижения

этих

благородных

целей

в

колледже

и

организованы все необходимые условия, которые способствуют успешной

адаптации

подростка

в

условиях

обучения.

С

этой

целью

ежегодно

реализуется

план

адаптационных

мероприятий,

в

котором

участвуют

все

субъекты

образовательного

процесса.

Под

этим

мы

понимаем

процесс

взаимодействия

студента

с

образовательной

средой

многопрофильного

колледжа, позволяющий подростку любого нервно-психологического склада

успешно и безболезненно преодолевать трудности адаптации.

В соответствии с планом проведения адаптационных мероприятий в

колледже проводится работа по скорейшему привыканию первокурсников к

новым

условиям

обучения.

Работа

организуется

педагогом-психологом

совместно

с

руководителями

структурных

подразделений,

кураторами

и

мастерами

производственного

обучения:

адаптационные

тренинговые

занятия для первокурсников; социометрические исследования; анализ причин

дезадаптации

студентов;

индивидуальная

и

групповая

работа

с

дезадаптированными студентами.

На

первом

этапе

проводятся

линейки,

посвященные

Дню

знаний,

заполнение социальных паспортов студентов, выбор студенческого актива,

День

здоровья

«Вместе

весело!»,

знакомство

с

директором

колледжа,

с

администрацией,

ознакомление

со

структурой,

традициями,

Уставом

колледжа. Очень интересны и познавательны в этом плане экскурсии в музей,

в

библиотеку

и

информационный

центр

колледжа.

В

торжественной

обстановке мы проводим такие мероприятия, как вручение дорожной карты

специальности и посвящение в студенты.

При

такой

организации

работы

в

колледже

при

первичном

обследовании наблюдается положительная динамика – это довольно низкий

процент дезадаптированных студентов. Так, за период с 2014 по 2018 гг.

наблюдалось снижение этих показателей с 6,3% до 1,3 %. Также за 4 года

выявлено и уменьшение числа студентов с низким уровнем адаптивности к

профессиональной деятельности с 8% до 4%. А по результатам проведенного

социометрического

исследования

в

группах

доминирует

средний

уровень

сплоченности. Мы пришли к выводу, что положительная адаптация студентов

в многопрофильном колледже имеет следующие показатели: увлеченность

будущей

профессией,

желание

самореализоваться

как

профессионалу,

освоение

основных

учебных

предметов

и

общих

компетенций,

также

преобладание познавательной мотивации.

Результаты

проведенных

исследований

подтвердили

эффективность

созданных

нами

психолого-педагогических

условий,

способствующих

адаптации

студентов

в

образовательном

процессе

многопрофильного

колледжа.

Ни для кого не секрет, что сегодняшний деловой и профессиональный

мир

остро

нуждается

в

профессионально

мобильных

людях,

готовых

грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их

проведение

в

жизнь.

При

стремительных

темпах

развития

научно-

технического

прогресса,

основное

требование

от

входящих

в

бурную

деловую жизнь молодых специалистов – это их способность успешно и

эффективно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических

условиях,

умение

выбирать,

планировать

и

устраивать

свою

профессиональную

карьеру,

которая

берет

свое

начало

со

студенческой

скамьи.

Если мы, педагоги - психологи, смогли достичь своей цели, подготовив

для

страны

не

только

знающего,

адекватно

и

нестандартно

мыслящего,

технически грамотного специалиста, но и человека с активной жизненной

позицией,

то

честь

нам

и

хвала.

Значит,

на

данном

этапе

мы

успешно

выполнили свою задачу и готовы к дальнейшим.

И

снова

неудержимый

бег

времени...

Снова,

со

слезами

проводив

ставших почти родными наших выпускников, мы с волнением в сердцах

встречаем новое «племя младое, незнакомое...».



В раздел образования