Напоминание

"Военно–промышленный комплекс России"


Автор: Шорохова Любовь Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п. Унъюган, Октябрьский район, ХМАО–Югра
Наименование материала: Учебное занятие с презентацией
Тема: "Военно–промышленный комплекс России"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме: "Военно-промышленный комплекс (ВПК)" 9 класс

Технологическая карта урока

Предмет

География России. Население и хозяйство – 9 кл.

Ученики

Обучающиеся 9 класса

Учитель

Шорохова Любовь Анатольевна

Дата

В соответствии с календарно-тематическим планированием

Тема урока:

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

Цель урока:

Познакомить учащихся с составом, местом и значением данного комплекса в

хозяйстве страны, его основными проблемами

Задачи урока:

- Сформировать представление об особой роли ВПК, конкретизация

принципов размещения отраслей ВПК, конверсии предприятий ВПК;

- Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по

теме урока, умение анализировать проблемы, устанавливать причинно-

следственные связи;

- Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои

мысли;

- Воспитание чувства гордости, сопереживания и патриотизма за свою

Родину.

Средства

обучения

Атлас “Машиностроительный комплекс”, презентации обучающихся.

Методы

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный с элементами проблемного изложения.

Частично-поисковый.

Форма урока

Урок – диалог

Тип урока

Урок предъявления и усвоения нового учебного материала.

Деятельность

ученика

Ответы на вопросы повторения. Выступление по новой теме. Работа с

текстом учебника.

Деятельность

учителя

- Целеполагание. Установка мотивации и задач данного урока.

- Выступление учащихся.

- Дополнение учителя к выступлениям учащихся.

- Работа с карточками.

- Иллюстрация картин (новые виды вооружения).

- Экспорт военной техники и вооружения (по схеме).

- Вывод.

- Домашнее задание. Инструктаж. Письменно – рис. 46. Определить

размещение предприятий ядерно-оружейного комплекса, сделать вывод.

Цель урока: познакомить учеников с составом, местом и значением данного комплекса в

хозяйстве страны, его основными проблемами.

Задачи урока:

1.

Сформировать представление об особой роли ВПК, конкретизация принципов

размещения отраслей ВПК; конверсии предприятий ВПК.

2.

Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока;

умение анализировать проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.

3.

Развитие навыков развернутого устного ответа, умения четко излагать свои мысли.

Воспитание чувства гордости и патриотизма за свою Отчизну.

Средства обучения:

1.

Презентации обучающихся, видеоролик «НТР в ВВП России».

Методы:

1.

Объяснительно-иллюстративный.

2.

Репродуктивный с элементами проблемного изложения.

3.

Частично-поисковый.

Форма урока: урок – диалог.

Тип урока: урок – презентация и усвоения нового учебного материала.

Мотивация учебного процесса: ВПК – необходимая отрасль, у которой главной целью является

производство вооружений и военной техники в целях защиты Отечества.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Вспомним основные даты и события в

формировании армии.

23 февраля 1918 г. – год образования

Красной Армии.

22 июня 1941 г. – вероломное

нападение фашистской Германии на

Советский Союз. Отступление Советской

Армии – слабо вооруженной,

неподготовленной к войне.

9 мая 1945 г. – День Победы ценою

многих людских потерь.

9 мая 2005 г. – Всенародный великий

праздник 60-летия Победы.

(Ответы ученика сопровождаются показом

слайдов, посвященных данной дате)

- Задачи Вооруженных Сил России в

современных условиях.

В мирное время. Для защиты суверенитета и

государственных интересов России в мире

собственными силами, а также в рамках

системы коллективной безопасности.

В военное время. Для стратегической

обороны государства, отражения агрессии,

снижения военно-экономического потенциала

противника и прикрытия территории России в

военных конфликтах любого уровня и

масштаба.

? Вопрос проблемного характера: какие

причины вынуждают вооружаться Россию?

- Уроки Великой Отечественной войны;

“холодная война” – идеологическое

противостояние двух сверхдержав США и

СССР (Россия);

наступление НАТО на границы России

(Прибалтийские страны, Украина, Грузия).

Объяснение новой темы.

1.

Состав ВПК. Межотраслевые

комплексы, участвующие в ВПК <таблица 1>.

2.

Основные принципы, определяющие

географию отраслей ВПК:

безопасность размещения его

производств (Урал, Сибирь);

принцип дублирования (в разных

районах страны размещаются предприятия –

дублеры);

концентрация производств, НИИ и КБ в

Москве и Подмосковье;

образование закрытых городов с

номерами и “ЗАТО”. (Таблица 1)

3. Главные факторы размещения ВПК:

безопасность, сохранение потенциала,

наукоемкость, высокая квалификация кадров и

транспортный фактор.

4. Конверсия. Производство гражданской

продукции (Таблица 2). Проблемы конверсии.

5. Интервьюирование. Ученик задает вопросы

пограничнику в запасе (классный

руководитель кадетского класса), который был

приглашен на этот урок и отвечал на вопросы

ученика. 7.

Рассказ учителя. О коренной реформе ВПК:

ядерный комплекс – щит страны

(атомное оружие);

мозговые центры в г. Саров (Арзамас-

16), г. Снежинск (Челябинск-70).

Сообщения о новых видах вооружения.

(Презентации о новых видах вооружения)

Каким будет танк 21 века? БТВ –

бронетанковое вооружение. БМП, БТР –

легкая бронетехника.

В обозримом будущем без БТВ, вообще, и

танков, в частности, не обойдется ни одна

война, ни один вооруженный конфликт любой

интенсивности. Основные характеристики

танка: вес – примерно 60-65 тонн, не

маневренная, нужно уменьшить до 45-50 тонн.

Современные образцы танков – Т-80-84S, Т-

90.

Интеграция бортовой электроники в единый

комплекс, новые технологии управления

оружием (внешнее целеуказание,

автоматическое сопровождение целей,

дистанционный подрыв боеприпаса).

В составе Военно-Морского Флота: около 100

подводных лодок (ракетоносцы, атомные и

дизельные подводные лодки). Большой

противолодочный корабль “Адмирал

Чабаненко”. Атомные подводные лодки типа

“Тайфун”, “Гепард”. Подводная лодка

Северного Флота “Новомосковск” вывела на

околоземную орбиту искусственный спутник

Земли. Более 70 боевых подводных кораблей

основных классов: 250 кораблей и катеров

прибрежного действия; 500 самолетов и

вертолетов. Авианосец крейсер “Адмирал

Флота Советского Союза Кузнецов”, где

базируются истребители корабельного

базирования СУ-33 (СУ-27К). Тяжелый

атомный ракетный крейсер “Петр Великий”

(корабль с самым мощным в мире

вооружением, его крылатые ракеты “Гранит”

не имеют аналогов в мире).

Демонстрация рисунков из дополнительной

литературы. Рекомендация названий

литературы в библиотеках города (журналы

“Солдат удачи”, “Оружие”, книга “Боевые

самолеты России 21 века”, “Многоцелевые

истребители России”). В этих книгах авторы

рассказывают о боевых новейших самолетах и

опытных перспективных образцах, в том числе

таких, как СУ-30, СУ-34, СУ-37, ЭМФИ и

других, которые составят основу Военно-

Воздушных Сил России в первой половине 21

века.

Об объемах экспорта вооружения и военной

техники. Россия экспортирует вооружение

всего лишь на 1,7-4 млрд. долларов и занимает

четвертое место среди государств-экспортеров,

и ВПК дает менее 4% объема российского

экспорта (География в школе, № 9, 2002).

Партнерами считаются Индия, Китай, Южная

Корея, Бангладеш, Бирма и Йемен, а также

Греция и Вьетнам.

Учитель задает ученику проблемные вопросы:

“Почему Россия продает военную технику в

другие страны?” “Не ослабляет ли это

военный потенциал России?”

Факторы размещения ВПК

- Что необходимо учитывать при размещении

ВПК?

1.

- Безопасность размещения: вдали от

границ, в глубинных районах страны.

2.

- Принцип дублирования: в разных

районах страны размещение предприятий-

дублеров.

3.

- Концентрация производств вокруг

Москвы, особенно средств ПВО.

8. Закрепление. Сделать вывод по картосхеме

рисунка учебника А.И.Алексеева.

9. Завершающий этап урока.

Заключение:

вооружение страны для

обороноспособности, защиты извне от

международного терроризма;

создание вооружений быстрого

развертывания;

основные этапы создания военно-

промышленного комплекса России.

Домашнее задание: закончить практическую

работу, нанести на контурную карту крупные

ВП центры России.

Первичное закрепление знаний:

Практическая работа: “Определение центров

размещения предприятий отраслей ВПК”

(Приложение 3).

Выполнение теста. (Приложение 4)

Приложение 1. (Таблица 1.)

Роль межотраслевых комплексов в производстве продукции оборонного назначения

Межотраслевой

Оборонные производства

Специализированные

оборонные комплексы

Топливно-энергетический

Производство ядерного топлива

Ядерно-оружейный

(атомно-оружейный)

Машиностроительный

Судо-, авиа-, ракето-, танко-,

автомобилестроение, средства связи,

огнестрельное оружие, электроника,

электротехника и др.

Авиационно-космический

и ракетно-космический

Конструкционных

материалов:

металлургический

Производство композитов,

металлических порошков и проката

Химико-лесной

Производство химических реагентов,

соединений, пиломатериалов

Химико-оружейный

Строительный

Цементное и др. производства

Военно-строительный

Агропромышленный

Перерабатывающие отрасли

(производство казеина)

Товаров народного

потребления и услуг

Производство технических тканей и

обмундирования

Приложение 2. (Таблица 2)

Конверсия ВПК. Гражданские продукции

Наименование товара, продукции

Доля предприятий ВПК в его выпуске, %

Мотоблоки

85

Телевизоры

100

Вычислительная техника

85

Радиоприемники

100

Электроплиты

72

Фотоаппараты

100

Пылесосы

72

Швейные машины

100

Стиральные машины

66

Холодильники

98

Мотоциклы

55

Магнитофоны

98

Магистральные грузовые вагоны

33

Трамваи

88

Буровые установки для добычи нефти и газа

28

Дизели

88

Приложение 3.

Практическая работа:

- Пользуясь картами и учебником, определите центры производства, запиши в тетрадь:

1.

Ядерный комплекс:

(Кремлёв-Арзамас-16; Заречный-Пенза-19; Новоуральск-Свердловск-44; Лесной-Свердловск-45;

Снежинск-Челябинск-70; Озёрск-Челябинск-65;Трёхгорный-Златоуст-36; Северск-Томск-7;

Железногорск-Красноярск-26; Зеленогорск- Красноярск-45; Ангарск)

2.

Авиационная промышленность: (С.Петербург; Смоленск; Калуга; Москва; Воронеж;

Таганрог; Ростов-на-Дону; Саратов; Н.Новгород; Казань; Ульяновск; Самара; Уфа; Пермь;

Омск; Новосибирск; Иркутск; Улан-Удэ; Комсомольск-на-Амуре; Арсеньев)

3.

Бронетанковая промышленность: (Арзамас; Н.Новгород; Ниж.Тагил; Челябинск;

Курган; Омск; Барнаул)

4.

Ракетно-космическая промышленность: (Калининград; С.Петербург; Химки; Тула;

Москва; Королёв; Ковров; Воронеж; Ростов-на-Дону; Волгоград; Саратов; Н.Новгород;

Казань; Ульяновск; Самара; Киров; Ижевск; Воткинск; Пермь; Екатеринбург; Златоуст;

Омск; Новосибирск; Бийск; Железногорск-Красноярск-26; Красноярск; Иркутск)

IV. Закрепление (учащиеся работают на контурных картах).

Задание: нанести на контурную карту крупные ВП центры России.

V. Д/з. § 20 (знать определения).

Приложение 4.

Тест для письменной проверки.

1.

Перевод оборонного производства на производство мирной продукции ...?

2.

Сочетание на одном предприятии связанных производств разных отраслей…?

3.

Производственные связи между предприятиями ...?

4.

Машиностроение делится на трудоемкое и ...?

5.

К трудоемкому машиностроению относится: а) приборостроение; б) станкостроение; в)

металлургическое.

6.

К металлургическим базам тяготеют предприятия ... а) точного машиностроения; б)

тяжелого.

7.

Производство предприятием однородной продукции ...?

8.

Район, благоприятный для размещения авиационного завода: 1) Норильск; 2) Чебоксары;

3) Владивосток; 4) Якутск.

Ответы:

1. Конверсия;

2. Комбинирование;

3. Кооперирование;

4. Металлоемкое;

5 - а, б;

6 - б;

7. Специализация;

8. - 1г, 2б, 3е, 4а; - 2.



В раздел образования