Напоминание

"Всемогущий Невский проспект!.."


Автор: Тухикян Оксана Грандовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: село Чалтырь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Всемогущий Невский проспект!.."
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект открытого урока по литературе в 10 классе.

Учитель: Тухикян Оксана Грандовна.
Тема урока «Всемогущий Невский проспект!..»
Цели урока:

образовательные:
- проанализировать повесть; - показать, как большой современный город с его страшными нравами губит личность;
развивающие:
- дать учащимся понять гоголевский «смех сквозь слезы», подготовив их к дальнейшему восприятию творчества Гоголя;
воспитательные:
- воспитывать уважение к товарищам, их мнению.
Оборудование:
– зрительный ряд: подборка фотографий главных улиц городов, иллюстрации русских художников к повести «Невский проспект»; – текст повести «Невский проспект»; – опорные конспекты; – презентация.
Ход урока.

1.

Организационный момент.
1.1.Слово учителя. Прекрасный город, могучий город, величественный город! Как только не называли его, но город стоит и поражает всех своей красотой и величавостью. Великие зодчие: Трезини, Растрелли, Росси, Кваренги, Воронихин, Захаров и др., – создавали его. Это город морской славы, крупный порт. По ночам под вздыбленными мостами здесь проходят океанские суда, принося в город ветер дальних стран. Это город мостов и оград, фонтанов и парков. Это блистательный Санкт-Петербург. Многие писатели и поэты признавались в любви к этому городу, слагали о нём стихи. (Слайды 1,2,3,4,5) 1.2.Ученик читает наизусть стихотворение о Санкт-Петербурге: Санкт-Петербург– гранитный город, Взнесённый оловом над Невой, Где небосвод давно распорот Адмиралтейскою иглой! Как явь, вплелись в твои туманы Виденья двухсотлетних снов, О, самый призрачный и странный Из всех российских городов! Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках, Так титанически воспели Тебя в граните и в стихах. И майской ночью в белом дыме, И в завывании пурги Ты всех прекрасней, несравнимый Блистательный Санкт-Петербург! (Н.Агнивцев)
2. Слово учителя.
У каждого города есть своя визитная карточка – главная улица. В Москве – это тихий Арбат, центр искусства, в Киеве – это уютный Крещатник, весь в каштановых аллеях, в Ереване – улица Ленина с уникальной архитектурой и прекрасными поющими фонтанами, а в Санкт-Петербурге – это Невский проспект. Что же такое Невский проспект? (Слайды 5,6,7,8)
3. Выступление ученика с сообщением о Невском проспекте.
Невский... Сколько стоит за этим словом! Это и множество важнейших событий и имен, и всемирно известные памятники архитектуры... Магистраль, которая с первых лет существования Петербурга так много з н а ч и л а в е г о ж и з н и . Свою биографию Невский проспект начинал как «Большая перспективная дорога», связавшая район Адмиралтейства и основанный в 1710 году Александро-Невский монастырь с Новгородским трактом. Протяженность Невского от Адмиралтейского проспекта до Александро-Невской лавры — ч е т ы р е с л и ш н и м к и л о м е т р а . Когда-то главный въезд в новую российскую столицу, з ат е м аристократический проспект с нарядными дворцами и особняками, позднее — буржуазный, деловой центр города, где сосредоточились крупные банки, акционерные общества, торговые дома, - словом, все то новое, что появлялось в жизни России и, соответственно, в жизни столицы, прежде всего ощущалось на Невском проспекте. Каждая эпоха оставила на Невском свой след. Проходя по Невскому проспекту, вы будете словно перелистывать страницы истории. На Невском проспекте расположены театры, концертные залы, музеи, библиотеки, кинотеатры. Проспект играет огромную роль в культурной и общественной жизни города. Не случайно еще в пушкинское время Невский называли улицей «умственной, книжной и духовной». На Невском проспекте вы увидите различные храмы — православный Казанский собор, голландскую церковь, лютеранский храм, католический костел святой Екатерины, Армянскую церковь. Интересно, что Александр Дюма, побывавший в Петербурге в 1859 году назвал Невский проспект «улицей веротерпимости». Нынешний Невский проспект — улица с необычайно разнообразными постройками, с неиссякаемым людским потоком, с круглосуточно пульсирующим жизненным ритмом – производит неотразимое представление. На Невском находятся также крупнейшие универмаги и
магазины, рестораны и кафе. Торговая сфера на Невском может удовлетворить если не все, то многие запросы, вкусы, прихоти. Каждый, кто попадает сюда, невольно оказывается вовлеченным в водоворот движения, подчиняется его ритму. (Слайды 9,10,11,12,13,14)
4.Вступительное слово учителя.
Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Пушкин изобразил Петербург в романе « Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи. Но и человеком, который знает Петербург не понаслышке». И, действительно, в основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Мы с вами на протяжении двух уроков читали и разбирали повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект». Сегодня заключительный урок – урок – семинар на тему «Всемогущий Невский проспект!..» (Слайд 15) Знакомство учащихся с целями и эпиграфом урока: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Н.В.Гоголь
5. Беседа с классом.
1. Каковы особенности композиции повести. Особенности композиции повести. Повесть «Невский проспект» состоит из трех частей: первая часть — реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; вторая — пространство вымышленной действительности, в котором разворачиваются истории двух молодых людей, выхваченных автором из толпы, гуляющей по проспекту; третья часть — метафизическое пространство высшего порядка, мифологический уровень восприятия Невского проспекта, а значит, и Петербурга. (Слайд 16) Итак, описанием Невского проспекта начинается повесть и заканчивается повесть. 2. Какой приём использует автор при описании Невского проспекта. Описание Невского проспекта обрамляет собственно художественную часть произведения, причём рамка очень массивная. Рамочная композиция. Учитель: Мы уже не раз сталкивались с рамочной композицией в художественных произведениях. Приведите примеры. Вопросы:  Что обычно в них было более важным: то, что внутри рамки, или сама рамка? (То, что внутри.)  Можем ли мы с полной уверенностью сказать, что в повести «Невский проспект» всё именно так?

(
Нет, в повести «Невский проспект» более важна сама рамка, т. к. она выражает художественную идею произведения.)  А как тогда можно интерпретировать внутреннюю часть произведения? (Иллюстрация, пример того, что может произойти на Невском проспекте.) Анализ описания Невского проспекта. Прочитайте описание Невского проспекта в начале и в конце повести и отметьте элементы со знаком «+» и со знаком « - ». (Слайды 17,18)
Начало повести: “
+


Конец повести: “ – ”
Нет ничего лучше Невского проспекта! Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Да и кому же он не приятен? Всемогущий Невский проспект! О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё
обман
, всё
мечта
, всё не то, чем
кажется
! Ничуть не бывало… Совсем нет… Он
лжёт
во всякое время, этот Невский проспект. …сам
демон
зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде. Вопросы:  Что является доминирующим в описании Невского проспекта в начале и в конце повести? У т в е р ж д е н и е ч е р е з отрицание. Обилие средств, работающих на отрицание (отрицательные частицы, слова, усиливающие отрицание); лексика с отрицательным наполнением).  В чём еще особенность изображения Невского проспекта в конце повести? Используется прием олицетворения: автор довольно жёстко обличает Невский проспект во лжи, говоря о том, что сам демон помогает ему в этом обмане. Вывод. Итак, Невский проспект в изображении Гоголя — живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых — лживость.
Сейчас я предлагаю вам вернуться к описанию того самого дышащего обманом Невского проспекта в начале повести и посмотреть на него более пристальным взглядом. Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня: «Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного только дня!» (Слайд 19). Слово фантасмагория означает: 1) Причудливые, удивительные изменения, превращения. 2) Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени. 3) Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения. Безусловно, все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте «фантасмагорией», связывая его тем самым с обманом, иллюзией.  Итак, каков же он, человек, в изображении Гоголя?
Давайте найдём

группу слов с лексическим значением «человек», «люди».
Анализ отрывка от слов «Начнем с самого утра…» Анализ отрывка от слов «…ближе к двум часам…» Анализ отрывка от слов « В три часа…» Анализ отрывка от слов «С четырёх часов…» Анализ отрывка от слов «И, наконец, сумерки». Вопросы:  Какие слова из лексической группы «человек» вы обнаружили? Человек, мужик, житель, мальчики, народ, гувернеры, чиновник.  Перед нами имена существительные со значением лица. Какую информацию о человеке они несут? Подчёркивает ли автор какие-нибудь индивидуальные черты? Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол. Индивидуальные черты не обозначены.  Продолжаем наблюдать, как Гоголь изображает людей на Невском проспекте. Все, окончившие довольно важные домашние задания …Поговорившие со своим доктором …Узнавшие о здоровье лошадей …Прочитавшие афишу … Те, которые служат в иностранных колл егиях …Встретите разговаривающих о концерте или о погоде.  Почему для описания людей Гоголь использует местоимения с относящимися к ним причастными оборотами, субстантивированные причастия, сложноподчинённые предложения? Какова их роль? Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.  С помощью каких слов описаны прохожие? Бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, талии, дамские рукава.  Почему это все – неодушевленные существительные? Как называется средство выразительности, которое при этом использует Гоголь?
Для обозначения человека Гоголь использует неодушевлённые существительные с лексическим значением «часть тела» или «предмет гардероба».
Такой

приём,

когда

вместо

названия

целого

предмета

используется название его части, называется метонимией.
 Какие еще слова, обозначающие людей, вы обнаружили? Целое море мотыльков, …блестящая туча над чёрными жуками мужеского пола,  Почему автор использует для обозначения человека одушевлённые существительные со значением «насекомое» ? Автор стремится подчеркнуть, что перед нами очень мелкие существа, которые, как правило, роятся в необыкновенном количестве. Снова подчёркивается отсутствие индивидуальности, массовая одинаковость.  Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили? …Титулярные, надворные и прочие советники …Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари.  Почему называются лишь чины прохожих? Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом: “На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!  Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили? Какая-нибудь швея, какая-нибудь жалкая добыча, какой-нибудь заезжий чудак, какая-нибудь длинная высокая англичанка, какой-нибудь артельщик  Зачем повторяется неопределенное местоимение? Повтор неопределённых местоимений выражает пренебрежение, неважность означенных персон.
Вывод.
Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек - вещь, абстрактное понятие. (Слайд 20)  Для чего же человек-вещь существует в этом мире? Какова цель? Говорит ли об этом Гоголь? Невский проспект оживает и начинает шевелиться. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное… (
приём градации
) Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю. А люди превращаются в длинные тени. Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы…
Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.  Давайте подведём итог нашим наблюдениям. Автор разоблачает Невский проспект ещё в первой части. Какова же тогда роль восклицаний, выражающих восхищение автора, в начале повести?
Красота?
Что, связанное с понятием красоты, увидели мы на Невском проспекте?
Коммуникация?
Явились ли мы свидетелями общения людей друг с другом, взаимообогащения личностей?
Выставка?
А что показано как лучшее произведение человека?
Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! (Слайд 21)
Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: «Петербург: смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов, использованных не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперёд; бледно-серые ночи, вместо положенных чёрных, и чёрные дни…». Как вы понимаете эти слова? (Слайд 22) Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту. («Нет ничего лучше Невского проспекта»). Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного великолепия.
6. Анализ главных героев.
6.1. Слово учителя. Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым,- это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности картин в Петербурге, о зоркости и остроте художественного зрения писателя. 6.2. Выступления учащихся:
1 группа
- Рассказ о художнике Пискареве. - Что есть идеал для Пискарева? (красота) - Что поразило его в образе девушки? - Кем же оказалась девушка? (обитательница притона) - Пересказ сна Пискарева. - Рассказать о многолюдстве залы и девушке (лучше всех одета) Во сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилегированного Петербурга, сюжет строится именно на том, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется». - Как вы относитесь к Пискареву? (его жалко, он мечтатель, романтик, он противостоял главной улице, ее действительности).
2 группа
- Рассказ о смешной и позорной истории Пирогова. - К какому обществу принадлежит поручик Пирогов? - Какими «талантами» обладал Пирогов? - В чем же заключалось «смелое предприятие» Пирогова?
- Как же ведет себя поручик в решающем испытании его чести, гордости? (сначала возмущается, а потом смиряется) 6.3. Беседа. - Что общего у Пискарева и Пирогова? (внешнее сходство – оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись) - Любовь каждый из них понимает по-своему. Как? - Как каждый из них отнесся к своей неудавшейся любви? (один вполне оправдал свою фамилию – утешился пирожками в кондитерской, а другой – как романтик сначала попытался уйти в мир грез, а потом кончил жизнь самоубийством) 6.4. Беседа по опорным конспектам. (Слайд 23) Портрет. Характер. Сон. Окончание приключений. Дается ли у Гоголя портрет героев? Чем заменен портрет? (Портрет героя заменен социальным портретом, т.е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.) Пискарев
1. Портрет? или ….?
Пирогов «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»; «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»; «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства»; «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство» Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды? (Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не только для героев повести, но и д ля целого социального слоя.)
Как автор раскрывает характер героев?

2. Характер
Пискарев
а) преследование
Пирогов
«он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали»; «не чувствовал никакой земной мысли»; «желал, чтоб веления были более трудны и неудобоисполняемы». «не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»; Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах? (Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.) Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева? (Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)
Сон
1. Что такое сны для самого художника? (Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.) 2. Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя. («Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»; «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!») 3. Что мы узнаем о характере героя из снов? (Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.) Почему автор не «дает» снов Пирогова? (Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.) Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы  раскрыть …(внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу)  показать разлад …(между мечтой героя и реальной жизнью)
 объяснить причину … (трагической гибели художника)
Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты. Пискарев Пирогов «…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…» «…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»
Отношение автора
1. Какие чувства передает автор в рассказе о герое? (Автор сочувствует Пискареву, сожалеет его судьбе, над Пироговым насмехается, иронизирует, осуждает его поступки.) 2. Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии? (Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.) 3. Каков язык и стиль повествования о героях? (Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.) 4. Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести? (Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст .)
А вот что об этом сказал В.Г.Белинский
: «Пирогов и Пискарев – какой контраст. Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!..» (Слайд 26) И тут же он делает вывод: «Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева». (Слайд 27)
А

Гоголь

неоднократно

восклицает:

«Странно

играет

нами

судьба,

странные происшествия случаются на Невском проспекте».
В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с
его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущностью.
7. Беседа.
Обратимся к эпиграфу урока. «Все обман, все мечта, все не то, что кажется». (Слайд 28) Удалось ли показать это автору? Каким образом? - Как вы рассматриваете фразу «Всемогущий Невский проспект!»? - Какие выводы можно сделать по уроку? Именно это показал нам писатель. И снова обратимся к Белинскому, который говорил о своеобразии повестей Гоголя так: «Отличительный характер повестей Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: господин Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»
8. Рефлексия.
Как вы оцениваете урок, вашу работу на уроке?
9. Оценки за работу в классе
.
10. Домашнее задание:
написать сочинение-миниатюру «Петербург глазами героев Гоголя». (Слайд 31)
№1
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.

1 группа.
Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов
Вывод
(всему классу)
: Что мы узнаем о героях из характеристики среды?

2 группа.
2. Характер Пискарев а) преследование Пирогов
Вывод
(всему классу)
: Какие черты характера героев раскрываются?

3 группа.
б) СОН Что такое сны для самого художника? Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя. Что мы узнаем о характере из снов?
Почему автор не «дает» снов Пирогова?
Вывод
(всему классу)
: Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве,

чтобы

раскрыть …

показать разлад …

объяснить причину …

4 группа.
в) Окончание приключений Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты. Пискарев Пирогов
5 группа.
3. Отношение автора Какие чувства передает автор в рассказе о герое? Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии? Каков язык и стиль повествования о героях? Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?


В раздел образования