Автор: Павликова Татьяна Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДС №15 "Солнышко"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Раз–словечко, два–словечко"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Раз-словечко, два – словечко…»
(для детей дошкольного возраста)
Паспорт проекта
Вид проекта: долгосрочный, комплексный, творческий.
Продолжительность проекта: 01.11.2018 – 30.04.2019
Форма: поисково-познавательная деятельность.
Участники: дети группы 5-7лет КН №1, дети группы 2-3лет №1
Возраст: с 2 до 7 лет.
Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, учитель - логопед.
Виды детской деятельности:
Познавательная, продуктивная, творческая, исследовательская деятельность в рамках темы
проекта.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое, учебно-методическое: материал для художественной и
творческой деятельности,
технические средства обучения (интерактивное оборудование);
наглядно-методические пособия; методическая и художественная литература.
Информационный ресурс: использование ИКТ; изучение методической литературы;
участие в конкурсах, викторинах и выставках различного уровня.
Актуальность темы:
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и
правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В
дошкольном возрасте формируется основа словаря. Как вызвать интерес к слову? Как дать
детям понятие «слово»? Как сделать этот процесс увлекательным и интересным?
Проект: «Раз- словечко, два- словечко» - совершенствует устную речь будущих школьников,
даёт возможность думать, творить, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные
возможности,
обогащать
словарь,
формировать
грамматические
структуры
речи.
Он
организует
наблюдения
детей
за
языковой
действительностью,
делает
этот
процесс
увлекательным и интересным занятием.
Логопедический проект носит коррекционную направленность. На занятиях дети находятся
не только в роли наблюдателей, но являются и активными
деятелями в процессе изучения
слова. Дети, участвуя в нём, упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые
умения
и
навыки.
Также
проект направлен
на
формирование
и
развитие
у
детей
коммуникативных
навыков,
навыков
подготовки
к
учебной
деятельности,
самоконтроля.
Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь
ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается детьми то, что
было интересно, то, что нашёл и доказал сам. Всегда можно отыскать что-то интересное и
увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе, в процессе развития речи.
Нужно только найти это и подать детям,
побудить их самих к подобным находкам и
открытиям.
Цель: обогащение словарного запаса детей за счет незнакомых или трудных для них слов
через ознакомление с окружающей действительностью, речевые игры и упражнения.
Задачи:
формирование представлений о слове, как о семантической единице;
на
уровне
наблюдений
формирование
у
детей
начальных
представлений
о
многообразии слов родного языка;
обучение основам лингвистического анализа;
уточнение и обогащение словаря детей;
развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному
языку;
воспитание любви и интереса к речи, слову.
Продукты проектной деятельности.
1.Альбомы детских иллюстраций по лексическим темам;
2. Фото-отчёт по теме проекта;
3. Выставки детских рисунков и поделок.
4.Книжки – самоделки
5.Аудиотека, фонотека.
6. Памятки для родителей.
7. Буклеты для воспитателей.
7.Дидактические игры.
8. Конспекты НОД
9.Сценарии викторин, инсценировок.
Презентация проекта:
Слайдовая презентация.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 01.11.2018 г. по 30.11.18г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала;
- создание фонотеки с картинным материалом;
- составление перспективного плана работы.
II. Этап – Исследовательский.
(с 30.11.18г. по 23.04.19г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами;
- выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный
(с 23.04.19г. по 30.04.19г.)
- презентация проекта;
- участие детей групп и педагогов в городских, региональных, федеральных консурсах;
- подведение итогов;
- обобщение результатов работы.
План реализации проекта
Месяц
Тематические
мероприятия
Цели
Ноябрь
Проведение
фронтальных,
п / г р у п п о в ы х
и
индивидуальных
занятий
«Слова
–
предметы»
«Слова – признаки»
«Маленькие
слова-
предлоги».
Применение
речевых
и г р
в
р е ж и м н ы х
моментах дня
дать представление о
понятии
«слово,
предложение,
живое,
неживое»,
о
последовательности
слов
в
предложении, познакомить со схемой предложения; *дать
понятие о словах-признаках , упражнять в согласовании
прилагательных с существительными: тренировать детей в
составлении
простого
распространённого
предложения;
Познакомить
детей
с
понятием
предлог;
формирование
представлений
о
семантическом
и
синтаксическом
значении предлога. Активизировать количественный рост
словаря и качественное обогащение словаря.
Декабрь
Проведение
фронтальных,
п / г р у п п о в ы х
и
индивидуальных
занятий
«Слова
–
действия», «Что такое
приставка?».
Индивидуальные
консультации:
«Что
т а к о е
-
т р у д н ы е
слова?»
(нарушение
слоговой
структуры
слова у детей)»
Дать
понятие
слово
–
действие;
уточнять
и
расширять
глагольный
словарь.
Познакомить
детей
с
понятием
приставка;
упражнять
в
образование
глаголов
с
приставками, уточнить значения полученных слов. *Дать
родителям понятие «нарушение слоговой структуры слова»
у детей (причины, структура). Приёмы речевых игр для
коррекции нарушения слоговой структуры слова дома.
Январь
Проведение
фронтальных,
п / г р у п п о в ы х
и
индивидуальных
з а н я т и й
« С л о в а -
малышки», «Ласковые
с л о в а »
« С л о в а -
великаны»
Применение
речевых
и г р
в
р е ж и м н ы х
моментах дня
Познакомить
детей
с
уменьшительно-ласкательными
формами слов - существительных и прилагательных; со
словами - великанами Развивать и совершенствовать навык
словоизменения
и
словообразования *
Активизировать
количественный
рост
словаря
и
качественное
его
обогащение.
Февраль
Проведение
фронтальных,
п / г р у п п о в ы х
и
индивидуальных
з а н я т и й
« С л о в а
наоборот»
(антонимы).
«Слова
приятели»
Познакомить
детей
с
понятиями
«синонимы»
и
«антонимы»,
учить
подбирать
слова
сходные
и
противоположные
по
смыслу.
Продолжать
учить
детей
составлять предложения с заданными словами.
Активизировать
и
обогатить
словарный
запас
детей
словами с разнообразными смысловыми оттенками
(синонимы).
Применение
речевых
и г р
в
р е ж и м н ы х
моментах дня
Март
Проведение
фронтальных,
п / г р у п п о в ы х
и
индивидуальных
занятий
«Многозначные
слова»
Консульт ация
д л я
родителей «Развитие и
совершенствование
лексико-
грамматического
строя речи у детей с
НР 7-го года жизни»
Познакомить
детей
с
понятиями
«многозначные
слова»
(разные предметы, явления могут называться одним и тем
же словом, иметь одинаковое название)
Развивать
умение
давать
описательную
характеристику
предмета (учить находить «главные» и «второстепенные»
признаки)
Продолжать
учить
детей
составлять
предложения
с
заданными словами.
Активизировать
количественный
рост
словаря,
и
качественное его обогащение.
Апрель
Проведение
фронтальных,
п / г р у п п о в ы х
и
индивидуальных
занятий «Родственные
слова»
Применение
речевых
и г р
в
р е ж и м н ы х
моментах дня
Дать
детям
понятие
об
«однокоренных
словах»
(родственные слова, «семейка» слов).
Развивать
и
совершенствовать
навык
словоизменения
и
словообразования.
Активизировать
количественный
рост
словаря и качественное его обогащение.
Май
Проведение
фронтальных,
п / г р у п п о в ы х
и
индивидуальных
занятий
«Слова
–
рифмушки»
Итоговая
викторина
«Раз
словечко,
два
словечко…»
Просмотр
мультимедийного
словаря «В мире слов»
Дать представление о понятии «рифма».
Упражнять
в
подборе
слов
–
рифм,
развивать
чувство
рифмы
(придумывание
рифмованных
строчек,
стишков,
нахождение
«ошибок»
и
«нелепиц»
в
заданных
стихотворных текстах на слух).
Закрепление пройденного материала в игровой форме.
Ожидаемый результат проекта.
Дети.
В результате данного проекта у детей сформируется интерес к родному языку, правильное и
осознанное употребление слов различных категорий в речи; их точное использование по
смыслу, использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, «упрямых» слов, сложных
слов, родственных слов, слов с уменьшительным и увеличительным значением.
Родители.
Родители
в
результате
деятельности
в
образовательном
проекте
расширят
свои
знания
о приёмах обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи у детей.
Педагоги.
Повысят
профессиональный
уровень,
изучив
одно
из
инновационных направлений
«проектирование».
Подотовили: воспитатели Файзуллина Р.М.,
Мендаева Г.М.,
учитель-логопед Павликова Т.А.