Автор: Бобылкова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№7 "золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Выкса, Нижегородская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование "ИКТ в соответствии ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
электронная почта: zolotaya-
fish7@yandex.
ru
Конспект Р.О.Д. ( П.Р.)
Ознакомление с природой
" Пернатые друзья"
( О.А. Соломенникова)
С использованием ИКТ
(Старшая группа).
Выполнила воспитатель : Бобылкова Е.В.
Городской округ – г. Выкса 2019г.
Задачи:
1.Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
2.Учить отгадывать загадки.
3. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
4. Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
5.Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей
желание заботиться о птицах.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы о птицах.
2.Отгадывание загадок.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
4. Беседа о повадках птиц.
5. Рисование птиц.
6.Наблюдения за птицами на участке.
7. Беседа о птицах.
Материал и оборудование:
1. Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя,
снегиря, дятла, ласточки, скворца) ( и виды корма для птиц)
.
2. Нагрудные знаки "Знатоки птиц" (на каждого ребенка)
3. Фишки за правильные ответы.
4. Компьютерная презентация Слайды с изображением птиц.
5. Аудио запись ( голоса птиц).
Ход занятия: (Слайд 1)
- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде
викторины. И для того что бы нам его начать, нам нужно разделиться на две
команды. (Разделение на команды)
-
Молодцы
ребята.
Но
для
того
чтобы
нам
начать
нашу
викторину,
послушайте правила.
Правила:
внимательно
слушать
воспитателя,
отвечать
на
вопросы
не
выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг
друга, и выполнять задания. Выигрывает команда набравшая больше всего
фишек.
-У вас на стульях лежат карточки, это ответы на мои вопросы.
-Ребята, все понятно? (Ответы детей)
- Тогда мы начинаем нашу викторину.
Задание 1:
- Ребята, первое задание. Отгадайте загадку.
Загадка: Ночь, как смола, черным - черна
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава
Это ухает …. (Ответы детей). (Поднять карточку)
- Правильно, молодцы. Это сова (слайд 2). (Получают фишку)
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
-Расскажите какой внешний вид у совы? (ответы детей)
-Какой окрас? (ответы детей)
-Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица? (ответы детей)
-Молодцы. Давайте подведем итог.
- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки
торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и
поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-ху – поэтому говорят:
сова «ухает». Сова у нас зимующая птица.
Птицы отряда совиных охотятся, по большей части, лишь по звукам и
шорохам, которые исходят из темноты. Поскольку слух у них отменный, они
великолепно определяют направление движения животных и расстояние до
нее.
А
еще
совы
приносят
большую
пользу
для
сельского
хозяйства,
поскольку
основной
пищей
для
них
являются
мыши,
которые
вредят
фермерам. Прослушаем запись голоса Совы.
Задание 2:
- Ребята, следующее задание (слайд 3)
- Загадка: Спинкою зеленовата,
животиком желтовата
Черненькая шапочка,
и полоска шарфика.
-Ответы детей. (Получают фишку)
- Молодцы правильно, это синица (слайд 4)
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
- Расскажите, какой окрас у синицы? (ответы детей)
-Правильно, молодцы.
- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с
продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова
черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный
суженный,
прямой,
укороченный
клюв
и
длинный
хвост.
Крыло
серо-
голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
-
А
вы
знаете
как
отличить
самку (девочку) синицы
и
самца
(мальчика? (ответы детей)
- Полоса на брюшке у самцов (мальчиков) к низу расширяется, а у самок
9девочек, наоборот, –сужается. (слайд 4)
- А чем синица питается? (ответы детей)
- Синица питается различными семенами.
- Ребята, а скажите синица зимующая птица? (ответы детей)
-Правильно, молодцы. Прослушаем запись голоса синички.
Задание 3:
- Следующее задание: (слайд 5)
Загадка: Собирает он проворно, горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом, наш любимый…. (Ответ детей, карточка)
- Правильно. Это Голубь (слайд 6).
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку
Расскажите какой окрас у голубя? (ответ детей).
- Ребята, а голубь больше или меньше воробья? (ответ детей)
- Молодцы, правильно. (слайд 7)
- Ребята, расскажите чем питаются голуби? (ответы детей) (слайд 8)
- А могут ли голуби передавать письма? (ответы детей)
- А как называют таких голубей? (ответы детей)
- Почтовые голуби. (Слайд 9)
- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.
- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в
определенное место – голубятню.
- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные
письма адресатам.
- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали
символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет
добрую весть о мире и дружбе. (слайд 10)
- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы? (ответы
детей)Слушаем голос голубя.
Физкульминутка.
Игра «Ворон» (старшая группа)
Ой, ребята, та-ра-ра! - все идут в круг
На горе стоит гора,
А на той горе дубок, - круг расходится
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, - ворон машет крыльями
В позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу, - играет на трубе
Труба точеная, - все хлопают в ладоши, ворон танцует.
Позолоченная,
Вы немножечко размялись поиграли, посмеялись. Будем дальше продолжать.
Задание 4:
- Следующая загадка:
Загадка: Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (ответы детей) (Слайд 11)
- Это снегирь. (слайд 12).
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Скажите, какой окрас у снегиря?
- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? (Ответы детей)
- Можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири
появляются с первым снегом.
- Ребята, посмотрите на картинку (слайд 13)
- Расскажите чем отличаются два снегиря друг от друга? (ответы детей)
- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.
- Один снегирь самец (мальчик, а другая самка (девочка)
- Как Вы думаете, где самец, а где самка? (ответы детей)
- Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.
- Следующий вопрос, чем питаются снегири? (ответы детей)
- Питаются семенами, ягодами, и т. д. (слайд 14)
Слушаем голос снегиря.
Задание 5.
- Следующее задание. Отгадайте загадку.
Загадка: Все время стучит, деревья долбит
Но их не калечит, а только лечит (Ответы детей) (слад 15)
- Это дятел (слад 16)
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Чем отличаются дятлы друг о друга? (ответы детей)
- У одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик, а у
другого дятла ее нет это самка (девочка).
- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? (ответы
детей)
-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до
самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает
дерево от вредителей.
- Следующий вопрос
- Чем питается дятел? (ответы детей)
- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны
и ели.
- Скажите дятел зимующая птица или перелетная? (Ответы детей)
Слушаем запись голоса дятла.
Задание 6.
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про
кого это стихотворение.
Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!
Гнездышки в особом месте строят эти птички.
Кто под крышей выбирает спальню для детишек,
Кто под берегом копает норки для малышек.
Ласточки – друзья, как люблю вас я!
- Ребята, про кого это стихотворение? (ответы детей)
- Да, правильно про ласточку. (слайд 17)
- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? (Ответы
детей)
- Ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот
светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья
ласточки заостренные.
- Чем питаются ласточки? (ответы детей)
- Ласточки ловят мошек и насекомых.
- А где стоят свои гнезда? (Ответы детей)
- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают
норки.
- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица? (ответы
детей) Прослушивание записи голоса ласточки.
- Следующее задание.
Задание 7.
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это
стихотворение.
Что за радость! Наконец, прилетел к нам в сад скворец.
Наш певец блестяще – черный, по траве снует проворно,
Домик свой отвоевал, воробьев всех разогнал!
С видом деловым поспешно он влетает в свой скворечник.
На ступеньку без забот он садиться и поет
Так, что за душу берет!
- Про какую птицу говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
- Да, правильно про скворца. (слайд 18)
- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? (ответы детей)
-
Да,
у
скворца
окрас
черное
оперение
с
металлическим
блеском
фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.
- Ребята, скажите где живут скворцы? (ответы детей)
- Да, правильно в скворечнике.
- А кто для них строит домики? (ответы детей)
- Ребята, скажите чем питаются скворцы? (ответы детей)
-
Питаются
дождевыми
червями,
насекомыми,
бабочками,
кузнечиков,
многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши,
вишня, слива.
-
Ответьте
на
вопрос,
скворцы
перелетные
или
зимующие
птицы? (ответы детей).
- Правильно.
Музыкальная пауза.
-
Ребята,
давайте
с
вами
немножко
отдохнем
и
сыграем
с
вами
в
игру «Перелет птиц».
-
Мы
с
вами
немножко
отдохнули,
отвлеклись.
Давайте
продолжим
дальше.
Задание 8.
- В этом задании вам нужно ответить на вопросы.
-
Как
называются
птицы,
которые
осенью
улетают
в
теплые
края? (ответы детей)(Перелетные) (слайд 19)
-
Назовите
перелетных
птиц? (ответы
детей) (Ласточки,
скворцы,
журавли, гуси)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей)
(Зимующие).
- Назовите их. (ответы детей) (Ворона, синица, воробей, голубь)
-
Почему
одни
птицы
улетают
в
теплые
края,
а
другие
остаются
зимовать. (ответы детей)
- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся
насекомыми.
- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За
лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать
пищу. Летят птицы в теплые края где тепло и есть пища. У птиц есть хвост –
он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы
остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе
к людям. Перья и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под
снегом пищу птицам бывает очень трудно. (Слайд 20)
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (ответы детей)
- Зимой нужно покармливать птиц.
Дети вам пришло письмо с карточками. Дед природовед захотел поиграть
с вами и прислал вам карточки с видами корма. Ваша задача отгадать какой
корм подходит для подкормки наших пернатых.
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно
подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать
какая команда у нас выиграла.
- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество
фишек. Победила дружба. Вы заслужили звание" Знатоки птиц" (вручение
нагрудных знаков «Знатоки птиц»)