Напоминание

Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"


Автор: Гордеева Ольга Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 36"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова

“Грачи прилетели”.

Ход урока

I.

Орг.момент.

II.

Сообщение темы, постановка целей урока.

- Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения в природе характеризуют

приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)

III.

-

Весна

любимое

время

года

многих

художников,

писателей,

поэтов,

композиторов, которому они посвятили свои произведения.

IV.

Смотрим презентацию и слушаем музыку.

- Что вы представили, когда смотрели на картину и слушали музыку? Было что-нибудь

общее в музыке и картине?

Цель урока: Написать сочинение по картине

- А.К.Саврасов родился более 180 лет назад в городе Москве. Рисованием Алексей

Кондратьевич начинает заниматься сам и успешно: он писал акварельные пейзажи и

продавал торговцам, те очень охотно покупали его работы. В возрасте 14 лет он

поступает в Московское училище живописи и ваяния. В 20 лет появляется его первая

картина

История создания картины

- Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе

Молвитино Костромской губернии, находившемся близ Костромы. Это было довольно

большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII

века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с

пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья

с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в

России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно

работал

над

этюдами

с

натуры,

так,

что

ни

одна

мелочь

не

ускользала

от

его

пристального взгляда.

Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям,

прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром

художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в

окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что

смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца

проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро,

вдохновенно, забыв обо всем на свете.

-

Грачи

прилетели!

Грачи

прилетели!-

напевал

он,

набрасывая

на

холсте

деревья,

почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и

хмурым, а теперь.… Пришла весна!

2

Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была

встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.

Чтение отрывка из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели».

Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое

белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах

гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть

друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт

поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:

-

Отлично

поют!

Милые

птицы,

первые

весной

прилетают.

Послушав

грачей,

Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного

стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть

на

эту

картину,

особенно

под

вечер.

Лучи

заходящего

солнца

розоватым

светом

разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и

старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу

это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой.

Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе,

счастливое и немножко грустное.

- Как Вы думаете, почему автор рассказа и его герой любят смотреть на

картину?

Послушайте, какое описание дала картине искусствовед

Н. Борисовская.

На картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уголок русской деревни с

небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Художник

изображает серую грязноватую весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи.

Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины.

Прилетели

первые

вестники

весны

неугомонные

грачи.

Они

летают

над

деревьями, хлопочут о жилье. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.

Сколько

звуков

в

этой

картине!

Перекликаются

птицы,

и

звенит

капель,

шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит колокол.

Ожидание

весны

передано

и

красками.

В

«унылом»

колорите

картины

проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого,

золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся

к нему ветви деревьев.

Художник

воспринимает

природу

как

живое

существо.

Живописная

тема

пейзажа великолепно выражена в поэтических строках Ф. Тютчева:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

Проанализируйте, с чего начинает описание автор текста.

- Какая основная мысль этого текста? Как она раскрывается?

- Какое настроение у Н. Борисовской?

-Что она чувствует, видя репродукцию картины?

3

- Что вы могли бы добавить к описанию картины?

- Найдите слова, с помощью которых части текста «связываются» в единое целое.

- Как вы думаете, почему в этом тексте много прилагательных?

Чтение картины.

- Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину

(работа в карточках – помощниках)

- Почему эту картину мы называем пейзажем? (На ней изображена природа)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Перечислите всё, что вы увидели на картине? (грачи, гнезда, церковь, поле, небо,

берёзы, старые домики, снег, пруд)

- Представьте, что вы очутились около этих березок (Если хотите, то можете закрыть

глаза). Какие звуки вы можете услышать?

(крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

- Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с

грачиными гнездами, грачи).

- Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях

теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к

своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о

близости весны.

- Чем они заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая

картину весны? (грачи, которые летают над гнездами)

- Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку

на дереве, но и те веточки, которые находятся на снегу, на земле. Здесь же мы видим и

трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой

нелегкий труд.

- Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (снег ещё не растаял,

он посерел, от березок на него падают робкие тени)

- Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние

луга и поля)

- Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане,

открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена

протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами

выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление

огромного пространства, запечатленного на полотне.

4

- Как художник изобразил небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми

облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)

- Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух?

- Почему же, говоря о «Грачах», один из современников Саврасова отмечал, что «картина

наполнена свежим весенним воздухом»?

-Как автор смог это передать? (он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы,

сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображения всех деталей картины)

- Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (воздух по-весеннему

прозрачен и легок)

- Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?

Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые,

трудолюбивые.

Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом

ветвей.

Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое.

Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез.

Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.

Церквушка – старая, обветшалая.

Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.

4. Составление плана сочинения.

Примерный план сочинения (Слайд №8)

1. Что я вижу на картине А.Саврасова «Грачи прилетели»?

2. Пробуждение природы.

Грачи – вестники весны

3. Мое отношение к картине.

Написание сочинений. (Ребята записывают сочинения на черновик)

6.

Редактирование

текста.

Проверка

написанного. (По

ходу

выполнения

работы

учитель отвечает на индивидуальные вопросы учащихся)

Сочинение.

Передо мной картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.

На ней я вижу небольшое село ранней весной. В центре картины корявые берёзки.

На них галдят, суетятся вестники тепла – грачи. Они спешат построить свои гнёзда.

Один грач спустился вниз. Он ищет новые веточки для своего гнезда. За берёзами я

вижу

старинную

церквушку

и

колокольню.

Кое-где

виднеются

проталины.

В

них

5

отражается небо. Для этой картины художник выбрал светлые краски: изумрудно-

зелёный, оранжевый, бурый, охристый.

Мне картина очень понравилась. Она напомнила мне о весне – прекрасной поре

года.



В раздел образования