Автор: Фастовец Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
ПО ТЕМЕ:
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В ДЕТСКОМ САДУ»
воспитателя МБДОУ д/с №45
Фастовец Людмилы Алексеевны
Ставрополь 2018
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Взаимодействие
человека
с
природой
чрезвычайно
актуальная
проблема
современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж вели-
кий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погу-
били, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется
развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незна-
нию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас
ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не
все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И со-
всем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей,
на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но
плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы
и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это
как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям
машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно ис-
пользовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса,
который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обо-
льщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К
чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседоз-
воленности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес,
извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана.
Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей
в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и
подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности
личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закла-
дывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накап-
ливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю
жизнь остаются в памяти человека.
Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась.
Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов
(«Мы были за речкой, на том берегу,
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели
На колхозном сене отдохнут легли….
Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши….»)
До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.
2
Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу,
селу, где человек родился и живет.
* * *
В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изу-
чая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка,
озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излу-
чина вмещает целый подводный мир.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его
надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы
рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не
только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит
водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит
деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.
Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с
особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое
дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во
время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно
гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в
него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за го-
родскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспи-
тывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как
в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки,
птицы, кошки, собаки – все это близко им.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посад-
ки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только
должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять
птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и
лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бес-
корыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не
мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь.
Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чув-
ство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равно-
сильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще
вероятнее на нравственных качествах.»
А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют
затрагивать разные струнки в душах детей?
В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в
живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реали-
стическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между
ними.
3
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая по-
лезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи,
взаимодействии составляющих природу компонентов.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях жи-
вых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и
природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность эколо-
гии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологиче-
ское воспитание детей.
Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три за-
дачи:
1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не на-
рушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие по-
следствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать
природу разумно и бережно;
3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе зна-
ний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих
поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Можно представить себе три уровня изучения природы:
I. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание
на их связи;
II. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание кон-
центрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствую-
щие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;
III. Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы.
Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было
бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный
предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происхо-
дят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, преж-
де всего?
Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факто-
ров. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.
Для решения таких задач, как:
1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о приро-
де нашего региона.
2. Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахожде-
ние взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.
3. Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологиче-
ской тропы.
Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха,
на территории детского сада.
Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по
изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указа-
телей. Объектами экологической тропы могут быть:
1. Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые де-
ревья, растущие на территории детского сада.
4
2. лекарственные растения, специально высаженные на участке.
3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.
4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно–кустарни-
ковых растений, цветов.
5. Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.
6. Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает
определенное содержание и методические программы.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание лю-
бви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты,
ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам
и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это
жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истин-
ный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.
· Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет.
Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в
том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и
его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.
Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе на-
шего города Раменское.
После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего
региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга
нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»
Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.
Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с
детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится
метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость
животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).
В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из
природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали при-
родный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают раз-
личные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из ко-
ряги, из скорлупы грецкого ореха.
Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх:
«С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путеше-
ствие по лесу» и т.д.
На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше
узнать о родной природе. Красива она во все времена.
· И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к
этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от до-
ждя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листоч-
ков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что
распустившимися цветами, их яркими красками.
5
Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окру-
жающей природы , но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего
начать?
Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у
своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом че-
ремуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и
краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на
выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участ-
вовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети зани-
мавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не
рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход
за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят,
простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообраз-
ность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В
зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились уха-
живать
за
комнатными
растениями.
Подобраны
были
растения
контрастные
по
строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухажи-
вания.
Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения
с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требу-
ющие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут
Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина ком-
натных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый та-
кой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные живут
в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ –
с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли
родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого расте-
ния, дети научились составлять о них сказки и загадки.
При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с жела-
нием принимали друг у друга эстафету дежурства.
Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома,
в семье.
· С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за измене-
ниями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явле-
нии природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показы-
вала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме
облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углубля-
лись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали
детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они рань-
ше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детско-
го сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе.
Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей ули-
це? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я органи-
зовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья.
Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколь-
ко целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас я состав-
6
ляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление
можно показать детям.
Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами,
насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы
наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у
нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.
Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в ка-
лендарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети
видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д.
Параллельно велась работа с народным календарем.
Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в
детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную
ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года
и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).
Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышле-
ний, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчис -
ленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями
во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнища-
ла, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепу -
тались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже пе-
чалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.
Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ
издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед
сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома
хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались соб -
ственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные зна-
ния, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.
· Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети
получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с
детьми» Молодовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Николаевой.
На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических свя-
зей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие
в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи
усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологиче-
ских связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или
других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить
как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о
взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто не-
возможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об
объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питает-
ся). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может
обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары –
хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и .т. д. Природные фак-
торы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в дру-
7
гом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмосфе-
ры и что этим бедам способствует.
В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - че-
ловек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами.
Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям
очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.
На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность рас-
крыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты
приспособленности
плодов
и
семян
некоторых
растений
к
распространению.
Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тес-
но связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространя-
лись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться
ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты
приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный
факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезно-
вения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается
они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.
На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления
о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети
лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы
(модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а
между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой
интерес.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Пти-
цы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти
птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и
большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы из-
меняется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем
строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и
строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что хо-
лод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о
(взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и
температура окружающей среды.
На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распро-
страненное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу де-
тей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не по-
гибло от руки человека зря!
Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю
внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в
этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом,
прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров
природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия
(чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).
А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю де-
тей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Зна-
8
комлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе береж -
но.
Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению
«Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили
провести природоохранную работу среди младших товарищей.
Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят
на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя
вести людям.
Назвали мы эти уроки «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картон-
ная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К.
Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в группе создали для
него уголок.
В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать
материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет
фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами,
сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края. полученные на за-
нятиях.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного
отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение
видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отноше-
ние к ней.
А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропаган-
дистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.
Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помога-
ют такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение
к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитате -
лю.
Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через сло-
во, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубо-
кими.
Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выраже-
ния одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами.
Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их
потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать ин-
терес к игре, дать пищу для его углубления.
Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей.
Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие
видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.
Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш
стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова
знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережно-
му отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь ро-
дителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка», где знакомим
родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.
Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окру-
жающему, любви к родной земле». Органицация проведения собрания (выставка ху-
9
дожеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного ма-
териала) родителей в обсуждении доклада.
Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к озеру, рассмотреть те или иные
объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие
стихи разучить.
В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей.
Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скво-
речники.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблю-
дая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что
раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитате-
лям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями,
видят их красоту.
Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту,
отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к
родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.
Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются
когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобаю-
ще.
А главное – земля стала ближе.
10