Напоминание

«САПУОУИ» или роль начальной ступени обучения английскому языку в успешном изучении английского в средней школе


Автор: Репина Татьяна Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани "СОШ № 28"
Населённый пункт: г. Астрахнь
Наименование материала: статья
Тема: «САПУОУИ» или роль начальной ступени обучения английскому языку в успешном изучении английского в средней школе
Раздел: начальное образование





Назад




Статья для публикации

учителя английского языка высшей категории

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 28»

Репиной Татьяны Валерьевны

(Методические советы учителям начальной школы)

«САПУОУИ» или роль начальной ступени обучения английскому

языку в успешном изучении английского в средней школе.

Я преподаю английский язык в школе с 1990 года. С тех пор, конечно

же, многое поменялось. Уже нет единого учебника на всю страну с

примитивными текстами про семью Лены Стоговой. Время Интернета,

современные требования к владению языков и глобализация внесли

огромные перемены и в изучение моего предмета. И изучать его начали со

второго класса повсеместно, а не только в школах с углубленным

изучением языка как это было раньше. Вопрос лишь в том, насколько

лучше стало качество преподавания и качество знаний учащихся. Уже

несколько лет замечаю, что приходя в пятый класс, дети не могут ответить

на простой вопрос, не понимают его, и даже не могут повторить ответ, так

как артикуляционные навыки не развиты. Буквы в пятом классе начинаем

повторять снова, простые структуры приходится объяснять снова и снова.

В чем же причина того, что спустя три года возникают такие сложности?

При таком уровне подготовки просто невозможно продолжать обучение,

не построив основания. Хочу поделиться своими размышлениями по этой

проблеме.

Итак, начальная школа, 2 класс, первый урок, все дети, практически

без исключения, идут на урок с радостью, лишь немного страшась

неизвестности перед новым предметом. Наверно, похожее волнение

испытывает человек, отправляясь в путешествие, где его ждет что-то

новое, захватывающее и интересное приключение. Дети в предвкушении

занятий, радости от познания чего-то необычного. И вот урок начался.

Знакомство на английском, первые слова, буквы. Но что происходит

потом? Почему большая часть теряет желание учить предмет дальше?

Куда девается их желание и мечта знать английский язык, понимать

фильмы и песни, которые они слушают на языке, общаться со

сверстниками, смотреть видео блоггеров из-за границы? (Я веду речь о

простых общеобразовательных школах, а не о гимназиях и лицеях, где

многие дети изначально мотивированы родителями и окружением на

изучение языка, и не о тех детях, кто ходит к репетиторам, о ужас, со

второго класса, или в языковой центр.)

Я принимала детей в 5 классе и не переставала удивляться то, что их

глаза «не горят», когда я говорю с ними на языке, когда рассказываю им об

Англии или США. Они искренне не понимают, что я от них хочу, почему

я пристаю к ним с вопросами в начале каждого урока, почему я

«придираюсь» к домашним работам, которые меня чем-то не устраивают,

ведь там все как в ГДЗ. Начинаю все сначала, а ведь это так трудно

возродить интерес, который был утерян за годы обучения в начальной

школе. Понимаю, что дети были слишком загружены теоретической

частью, в голове такой сумбур из слов «артикль», «глагол-связка»,

«предлог», «дифтонг»…Зачем им были «вбиты» в голову эти понятия, без

ясного понимания что к чему.

Помучившись какое-то время, потратив много эмоциональных и

душевных сил, я взяла 2 класса в начальной школе в надежде спокойно и

плодотворно работать с ними в 5 классе.

Начали, как водится со знакомства и изучения алфавита. Знаете, в

методике преподавания начального этапа, которую я изучала много лет

назад, практически ничего не поменялось. Америки я не открыла. Игры с

буквами алфавита, угадай карточку, знание алфавита не в стихотворной

форме ABCDE…, (это выучивают все, но не все могут назвать отдельную

букву) а в разнобой – алфавит наоборот, алфавит столбиком, лесенкой и

т.д. Да, на это уходит больше времени, но результат того стоит, Дети

действительно знают алфавит, а не так как происходит на большинстве

уроков – спели песню-алфавит до конца и учитель думает, что дети

выучили все буквы.

То же самое с изучением цифр и счета. Раз, два, три…все посчитают. А

назвать отдельную цифру – уже проблема. Как учим? Необходимо

многократно повторять, в разном порядке, игры, математический счет на

сложение и вычитание. Номер задания и страница теперь озвучиваются

только на английском.

Далее, хотелось бы отдельно коснуться постановки звуков. Ну, просто

недопустимо коверкать их на начальном этапе, махнув на это рукой и,

думая, что это неважно сейчас, а потом они научатся. Поверьте, уже не

научатся. Сделать это в средней школе будет ОЧЕНЬ сложно, практически

невозможно. И вот тогда учитель уже махнет рукой на этот «русский

акцент» Как учим? Опять же игра. Теперь со звуками. Предложите детям

произнести русское предложение «У зайки заболел зуб», делая звук «з»

межзубным как в английском. Или другой пример «Слон сидит на санках.

Санки сломались», звук «с» - межзубной. Или жужжим как пчелки с

межзубным звуком. Это вызывает много смеха на уроке, но хорошо

запоминается разница между обычным звуком и межзубным.

При обучении чтению рассказываю сказки про буквы-подружки

(буквосочетания с h), у кого-то дружба в секрете, какие-то буквы

непослушные. Я думаю, общая идея понятна, примеров можно найти

много. Особенно нравится детям сказка про открытый и закрытый слог.

Слушают всегда очень внимательно, даже жалеют буквы, которые

остались «закрытыми» и никто им не помог. (Слышала отзывы от

родителей, что дети были впечатлены рассказом.) В дальнейшем при

чтении всегда внимательно смотрят на слово в определении типа.

Удивляются, если встречается слово-исключение. Еще по вопросу

обучения чтению хотелось бы отметить, что после «небольшой теории» о

чтении гласных, согласных и словосочетаний, учим читать слова, все-таки,

целиком, не по буквам. А для этого обучение должно вестись устным

опережением.

Итак, устное опережение. Конечно, невозможно все слова изучать с

устным опережением. Что-то ребенок должен и прочитать. Но на

начальном этапе, особенно во 2-3 классе, это просто «классика жанра».

При этом не надо детей перегружать транскрипцией. Сначала делаем

акцент только на отдельных звуках, подписывая транскрипционный значок

только там, где встречается исключение, т.е. делаем себе маленькую

подсказку. И так постепенно приучаем и выучиваем почти все

транскрипционные значки. Но не надо их писать с теми словами, которые

и так понятны при прочтении.

При изучении страноведческого материала не надо забывать, что дети

еще маленькие и далеко не все знают, что Лондон столица

Великобритании. Вводить материал нужно на столько дозировано, чтобы

не навлечь скуку на уроке, когда речь пойдет о «какой-то Трафальгарской

площади». Когда я знакомила детей с членами королевской семьи, я

сначала даже не произносила полные имена. Все запомнили королеву

Елизавету (извините, баба Лиза), «красавчики», которые уже не «завидные

женихи», Уильям и Гарри. Принцесса Катя (Kate Middleton), которую

полюбила вся Англия. Все это я показываю и рассказываю по

презентациям, которые делаю сама, учитывая возраст учащихся.

При изучении грамматики, (куда ж без нее), опять же, использую не

скучную теорию, а сказки, объясняющие, почему все так, а не иначе.

Например, в структуре предложений (утвердительных, вопросительных,

отрицательных) особый рассказ про вспомогательный глагол. Глагол

«быть» у нас в классе известен как отдельный персонаж. Учителям

необходимо лишь творчески подойти к теоретической части.

Несколько слов об оценивании. В начальной школе я практически не

ставлю 3-ки. О неудовлетворительных оценках не может быть и речи. При

этом знаю, что некоторые коллеги считают это чуть ли не единственным

инструментом заставить учиться. Но заставить детей учиться с интересом

невозможно. Вспоминаю поговорку «Можно лошадь привести в водопою,

но нельзя заставить ее напиться» С учебой также – можно ученика

привести в класс…

И вот мои классы из начальной школы пришли в 5 класс. Наконец-то я

работаю в пятом классе без ликбеза в простых вопросах. Именно в этих

классах я даю теперь открытые уроки. Знаю, дети не подведут. Коллеги

любят приходить ко мне на эти уроки. Я могу с ними беседовать на

пройденные темы. Даже если кто-то что-то подзабыл, мы это очень быстро

восстанавливаем. Главное, у детей есть желание узнавать английский

дальше. Они с удовольствием поют песни, не боятся пересказывать,

отвечать и задавать вопросы, все понимают в учебных текстах, им не надо

объяснять правила чтения и как работать со словарем. К сожалению, этого

нельзя сказать о новеньких. Их мне искренне жаль, я вижу как им тяжело,

какой соблазн воспользоваться ГДЗ.

Какой вывод хотелось бы сделать из выше высказанного? Что мы,

учителя средней школы, ждем от «началки»? Понимаю, что многие не

изучали методику в полной мере, потому что получили дополнительную

специальность по предмету. Для того, чтобы поделиться опытом мы и

проводим «круглые столы» и методические недели, но этого бывает

недостаточно. Но хочется подчеркнуть главное - пожалуйста, не

«грузите» теорией, давайте им больше устной работы, постоянно

совершенствуйте артикуляцию, больше песен, рифмовок, больше

аудирования, больше действий от самих учащихся, больше веселых

уроков. Не убивайте в детях желание учиться. Дайте им радость познаний.

(Как-то пафосно звучит, но именно это будет доставлять им удовольствие

от уроков). Всего этого можно добиться, я делаю вывод из собственного

опыта. И тогда в 5 классе дети не будут читать английскую фразу “Can

you…?” русскими буквами, произнося никому, и, в первую очередь,

самому ребенку, странную фразу САПУОИ.



В раздел образования