Напоминание

Вопросы патриотического воспитания и допризывной подготовки старшеклассников.


Автор: Кадыров Камиль Мубаракшевич
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №35
Населённый пункт: г.Шахты Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Вопросы патриотического воспитания и допризывной подготовки старшеклассников.
Раздел: среднее образование





Назад




Вопросы патриотического воспитания и допризывной подготовки

старшеклассников.

Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ №35 г.Шахты

Кадыров Камиль

Патриотическое

воспитание

включает

комплекс

мер

духовного,

идеологического,

социально-политического,

психолого-педагогического,

военно-технического

и

иного

характера,

реализация

которых

призвана

способствовать формированию и молодых людей готовности к выполнению

функций защитника Отечества, особенно в условиях воинской деятельности.

Вопросы

патриотического

воспитания

учащейся

молодежи

постоянно

находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с

приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для

консолидации общества, так и для становления гражданина новой России,

повышения

обороноспособности

и

престижа

страны

на

международной

арене.

Проблема

патриотического

воспитания

школьников,

умеющих

ценить

и

отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и

актуальной

для

любой

страны.

Россия

не

исключение.

В

нашей

стране

проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В

условиях

утраты

нашим

обществом

традиционного

российского

пат-

риотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма,

агрессивности и падения престижа военной службы. У значительной части

призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной

службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и

неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание

уголовной

ответственности.

Причастность

к

защите

Родины,

гордость

за

принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти

понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается

в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые

методы

воздействия

на

сознание,

чувства

современных

школьников.

Поскольку

школа

по-прежнему

является

одним

из

самых

действенных

социальных

институтов,

то

на

педагогов

возлагается

непростая

задача

воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к

подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».

Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто

набор

мероприятий,

а

система.

Взаимоотношения,

складывающиеся

в

коллективе

под

влиянием

традиций,

характеризуются

стабильностью,

уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и

способствуют успешному становлению и развитию личности, обладающей

качествами гражданина и патриота своей страны.

С 2006 года наше образовательное учреждение занимает передовые позиции

в городе по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Поэтому моя система работы, как педагога- организатора ОБЖ, в данном

направлении строится на сохранении, развитии и приумножении традиций.

Ведущей педагогической идеей моего опыта работы со старшеклассниками

является создание условий для духовного возрождения личности гражданина

и

патриота

на

основе

культурно-исторического

наследия

России,

формирование

физически

и

морально

здорового

человека,

подготовка

к

прохождению службы в Вооруженных силах РФ.

Создание условий для развития у детей глубокого патриотического сознания,

идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства

гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к

военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций.

При

проектировании

модели

патриотического

воспитания

не

стоит

переоценивать

воспитательный

эффект

от

включения

детей

в

различные

формы

народного

творчества

это

продуктивно

в

работе

с

младшими

школьниками, но для детей постарше такая практика должна быть очень

избирательной. Среди акций «разговорного жанра» приемлемы проблемные

дискуссии,

не

исключено

использование

литературно-музыкальных

композиций, торжественных митингов, линеек, конкурсов строя и песни. Но

наиболее

эффективными

должны

стать

дела

предметно-практического

характера. Это –экологические, краеведческие, поисковые экспедиции или

просто туристские путешествия по родному краю, которые сопровождаются

встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной

культуры, с последующим оформлением, с целью сохранения культурного

наследия. Важное условие всех вышеперечисленных дел – их последующая

рефлексия: что дало, какие мысли посещали, какие чувства переживали,

стоило ли это делать, стоит ли делать еще?

Важнейшей задачей военно-патриотического воспитания молодёжи является

подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых Сил, воспитание любви к

своей Родине, поднятие престижа военной службы. Особая роль в решении

этой задачи принадлежит общеобразовательной школе.

Военная служба – это жизнь, подчиненная особым, причем достаточно

строгим законам, в которой для молодого человека все пугающе незнакомо,

непонятно.

Сможет

ли

призывник

безболезненно

войти

в

эту

жизнь

и

выдержать ее, особенно на первых порах, в немалой степени зависит от

преподавателя ОБЖ. Однако прежде, чем помогать будущему воину, педагог

должен хорошо представлять, что есть человек в семнадцать лет, каковы его

мироощущения,

в

каких

знаниях

он

нуждается

в

преддверии

военной

службы? Для преподавателя, взявшего на себя нелегкую, но благородную

задачу – заложить первые кирпичики в основание духовно-нравственной

крепости будущего защитника Отечества, надо ясно видеть конечную цель

своей работы.

Однако

практика

показывает,

что

уровень

подготовленности

определённой

части

выпускников

школы

не

соответствует

современным

требованиям

армии

и

флота,

предъявляемым

к

молодому

поколению.

Результаты

ежегодного

обследования,

проводимого

в

войсках

и

военно-

учебных заведениях, показывают необходимость повышения во всех школах

уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе.

«Допризывная подготовка – военное обучение молодежи допризывного

возраста.

В

СССР

введена

декретом

ЦИК

и

СНК

СССР

от

8.08.1923г.»

(Большая советская энциклопедия). Сегодня этот термин наполнен более

широким и

глубинным

смыслом. Программа «Допризывная подготовка

старшеклассников»

в

системе

образования

может

заполнить

нишу,

образовавшуюся

из-за

отсутствия

до

недавнего

времени

государственной

политики в области гражданско-патриотического воспитания подрастающего

поколения,

помочь

обучающимся

в

построении

системы

жизненных

ценностей, основанной на любви к Отечеству, уважении к ее истории, языку,

культуре,

традициям,

позитивного

отношения

к

почетной

обязанности

защитника Отечества.

«Защита Отечества, - говорится в Конституции РФ, - есть священный

долг и обязанность каждого гражданина России». Вот почему патриотическое

воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи

патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга,

важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации в

качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система

образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан

правового, демократического, социального государства, уважающих права и

свободы личности и обладающих высокой нравственностью …».

Воспитание детей и подростков в современном российском обществе

о суще ствляется

в

условиях

экономиче ского

и

п ол и т и ч е с ко го

реформирования,

нарастания

негативных

явлений

в

подростковой

и

молодёжной

среде.

Происходящие

процессы

выдвинули

ряд

значимых

и

качественно

новых

задач

по

формированию

у

подрастающего

поколения

высоконравственных морально-психологических и этических качеств, среди

которых

огромная

роль

принадлежит

воспитанию

чувства

патриотизма,

гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его

защите.

Допризывная

подготовка

юношей

к

службе

в

армии

одна

из

приоритетных задач нашей образовательной организации.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан

к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Основными

из

них

можно

считать:

снижение

показателей

состояния

здоровья

и

физического

развития

большей

части

граждан,

подлежащих

призыву

на

военную

службу.

Свежим

примером

может

служить

состояние

здоровья

призывников. А,

как известно,

состояние здоровья является базовым

фактором, определяющим способность молодых людей к службе в армии.

Кроме

того,

невысокий

уровень

морально-психологического

состояния

большой

массы

молодежи,

напрямую

связанный

с

отсутствием

у

них

осознанной

мотивации

к

прохождению

военной

службы,

способствуют

возникновению неуставных отношений в период службы и многих других

проблем.

Поэтому основными задачами системы подготовки учащихся к военной

службе для нас являются:

повышение

уровня

физической

подготовленности

обучающейся

молодежи к военной службе;

совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение

мотивации к военной службе;

получение начальных знаний в области обороны и обучение основам

военной службы в объемах, необходимых для военной службы.

Актуальность

проблемы

допризывной

подготовки

и

гражданско-

патриотического

воспитания

детей

и

молодёжи

в

нашей

стране,

целенаправленная многолетняя деятельность школы в данном направлении,

сложившиеся традиции,

систематизация накопленного опыта определили

выбор

одного

из

приоритетных

направлений

работы

допризывная

подготовка и гражданско-патриотическое воспитание.

По данному направлению работы нашей школы можно выделить следующие

основные проблемы:

недостаточное качество

допризывной

подготовки

и

гражданско-

патриотического воспитания;

не

в

полной

мере

использование

возможностей

взаимодействия

с

учреждениями

ближнего

и

дальнего

социума

(музеи,

библиотеки,

общественные организации и др.);

недостаточно полное использование лидерского потенциала учащихся для

организации работы школьного ученического самоуправления;

недостаточное обеспечение воспитательного процесса нормативно-правовой

и организационно-методической базой в области допризывной подготовки и

гражданско-патриотического воспитания.

С переходом Вооружённых сил на годичный срок службы и сокращением

сроков начальной военной подготовки в армии встала необходимость более

углублённого изучения военного дела именно в школе, особенно в рамках

предпрофильной

подготовки.

Пройдя

элективный

курс

«Безопасность

жизнедеятельности человека» в 9 классе, уроки ОБЖ в 10-11 классах, имеют

разделы, связанные с подготовкой к службе в армии, на которых юноши

смогут

почувствовать

себя

более

подготовленными

к

военной

службе,

овладевая азами военного дела.

Рассматривая

патриотическое

воспитание

как

«формирование

и

развитие

личности,

обладающей

качествами

гражданина

-

патриота

Родины

и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное

время»,

я

педагог-организатор

ОБЖ

организую

учебно-воспитательную

деятельность в урочной и внеурочной системе следующим образом:

-

выбор

учебной

программы,

максимально

отражающей

сущность

патриотического воспитания старших школьников;

- соответствие КТП по преподаванию ОБЖ в 10-11 классах, выбранной

учебной программе;

-

применение

современных

образовательных

технологий

личностно-

ориентированного обучения;

-

составление

программы

работы

клуба

«Патриот»

с

дорожной

картой

мероприятий (на основе сетевого сотрудничества, принципах адекватности

возраста

и

интересам

обучаемых,

доступности

и

принадлежности

к

территории);

-

составление

плана-программы

по

патриотическому

направлению

во

внеклассной деятельности.

В

старших

классах

происходит

окончательное

осознание

обучающимися

морально-психологических

качеств

и

специальных

прикладных

знаний,

навыков и умений, необходимых человеку, которые определённы понятием

«патриот». Добиваться этого, призвана, в частности, учебная дисциплина

ОБЖ.

В

программе

курса

10

класса

предусмотрен

раздел

«Основы

военной

службы»,

который

включает

в

себя

четыре

основные

главы:

«ВС

РФ-

защитники

нашего

Отечества

и

его

национальных

интересов»,

«Боевые

традиции ВС РФ», «Символы воинской чести», «Основы военной службы» в

процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся с историей создания

Вооружённых

Сил

РФ,

организационной

структурой,

функциями

и

основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения

национальной безопасности, с составом и предназначением других войск.

Демонстрация образцов техники и вооружения ВС РФ повышает интерес к

изучению

данного

раздела,

что

вызывает

у

учащихся

гордость

за

наши

научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих

странах

мира,

в

том

числе

и

США,

а

так

же

космическое

вооружение,

использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия. В

программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав: «История

военной службы», «воинская обязанность», «Особенности военной службы»,

«Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий – защитник своего

отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ», в процессе изучения которых,

обучающиеся знакомятся:

с основами российского законодательства об обороне государства и

воинской обязанности граждан,

порядком первоначальной постановки на воинский учет,

медицинского освидетельствования,

призыва

на

военную

службу,

основными

правами

и

обязанностями

граждан

до

призыва

на

военную

службу,

во

время

прохождения

военной службы и пребывания в запасе,

основными

видами

военно-профессиональной

деятельно сти,

особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту,

альтернативной гражданской службы.

В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я

вижу

необходимость

постоянно

уделять

внимание

уважительному

отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе

защиты национальной безопасности.

На уроках применяю технологию проблемного обучения: такая организация

урока

требует

нестандартной

подготовки,

переноса

учебной

ситуации

на

знаниевый опыт учащихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение,

что

позволяет

формировать

гражданскую

позицию

у ча щ и хс я,

технологию проектной деятельности и на таких уроках неоценима роль

использования ИКТ технологий. На таких уроках обучающиеся выполняют

проекты с помощью цифровых датчиков от фирмы «Научные развлечения»

(карманный влагопроницаемый измеритель PH, цифровой датчик влажности,

индикатор

радиоактивности

СОЭКС,

измеритель

электропроводности

и

температуры, измеритель переменного магнитного поля).

Оснащение кабинета позволяет на уроках «Основы медицинских знаний и

правила

оказания

первой

помощи»

проводить

тренировки

искусственной

вентиляции

легких

и

непрямой

массаж

сердца

с

помощью

тренажера

«Максим»,

остановки

кровотечения,

оказания

доврачебной

помощи

при

различных травмах.

Уроки

по

темам

ГО

и

ЧС

проектируются

мною

как

практико-

ориентированные

с

применением технологии

критического

мышления и

носят

не

только

теоретический

характер.

Оснащение

кабинета

ОБЖ

позволяет закрепить теоретические навыки на практике, применяя цифровые

датчики: с помощью дозиметра измерить уровень радиации в различных

точках

территории

школы;

использовать

средства

индивидуальной

и

коллективной

защиты

органов

дыхания

и

кожи

(цифровые

датчики

артериального давления, регистрации ЭКГ, датчик пульса, частоты дыхания).

Закрепляемые учебные действия и практические умения могут позволить

обучающимся

в

случае

нестандартной

ситуации

сохранить

собственную

жизнь и помочь окружающим.

Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и

контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы

безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов. В тестовые задания

включаются некоторые вопросы, интегрированные с другими предметами

(история, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или

носящие

воспитательные

моменты,

которые

непосредственно

связаны

с

изучаемым материалом.

Для проведения занятий по допризывной подготовке к службе в армии мною

используются компьютерные

технологии.

Мультимедийная

техника,

с

одной

стороны,

облегчает

работу

учителя,

а

с

другой

-

обязывает

его

тщательнее планировать уроки. Она расширяет возможности использования

интерактивных

методов

обучения,

ориентированных на

взаимодействие

учащихся не только с учителем, но и друг с другом, доминирование их актив-

ности, направляемой учителем на достижение целей урока.

Преимущества урока с применением мультимедийной техники заключаются в

том, что при помощи презентации каждый из перечисленных этапов можно

сделать

более

наглядным,

информационно

насыщенным

и

тем

самым

повысить его познавательную ценность и эффективность обучения. Конечно

же, при этом необходимо соблюдать меру, так как чрезмерное использование

презентаций на уроках может привести к снижению его эффективности и

интереса

школьников

к

предмету.

Поэтому

при

проектировании

урока

с

использованием презентации учитывается возраст учащихся и особенности

их

восприятия.

Например,

применение

графиков

и

диаграмм

для

обучающихся

5-6

классов

нецелесообразно, а

яркие

образы,

напротив,

способствуют восприятию ими нового материала.

Допризывная

подготовка

или

иначе

она

называется

начальная

военная

подготовка (НВП) – это важная часть подготовки молодежи к службе в рядах

Российской

Армии.

Практический

смысл ДП:

юноши

должны

иметь

обширное

представление

о

военной

службе,

а

также

получить

навыки

обращения с оружием до призыва на военную службу. А призывной возраст в

России по закону «О воинской обязанности и военной службе» составляет от

18

до

27

лет.

Сегодня

главная

задача

допризывной

подготовки

сформировать

у

юношей

морально-психологическую

и

физическую

готовность к военной службе, обеспечить всех обучающихся знаниями и

умениями, необходимыми настоящему защитнику Отечества. И эта задача

должна

решаться

и

семьей,

и

школой,

и

воинскими

частями,

и

общественными

организациями.

В

последнее

время

в

деле

допризывной

подготовки молодежи все больше возрастает роль ДОСААФ (Добровольное

общество

содействия

армии,

авиации

и

флоту),

которое

занимается

подготовкой юношей, изъявивших желание поступить на обучение в высшие

военные училища, а также военно-патриотическим воспитанием молодежи.

Этот

вопрос

очень

актуален,

немалое

количество

молодых

людей,

закончивших нашу школу, уже обучаются военным специальностям. И мы

заинтересованы в увеличении их числа.

Ну и, конечно, тема не была бы раскрыта в полном объеме, если бы мы не

затронули

задачу

ППГВУ

и

роли

образовательной

организации

в

этом

вопросе. Основанием для ППГВУ является Федеральный закон «О воинской

о бя з а н н о с т и

и

в о е н н о й

с л у ж б е »

о т

2 8 . 0 3 . 1 9 9 8 г.

№ 5 3 - Ф З .

Конечно, самая активная работа по допризывной подготовке обучающихся

проводится

совместно

с

Военным

комиссариатом.

В

16-летнем

возрасте

ю н о ш е й

в п е р в ы е

с т а в я т

н а

в о и н с к и й

у ч е т.

Э т о т

п р о ц е с с

называется «ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ

ПОСТАНОВКА

ГРАЖДАН

НА

ВОИНСКИЙ УЧЕТ» (ППГВУ). Каждая образовательная организация, готовя

юношей,

их

документы

на

ППГВУ,

тесно

контактирует

с

Военным

комиссариатом. Немаловажная задача школы – своевременно и в полном

объеме

подготовить

весь

комплект

документов.

Силовой

подготовке

допризывников во всех школах отводится немалое место. Особенно после

внедрения Президентом России Всероссийского физкультурно-спортивного

комплекса «Готов к труду и обороне». Всё новое – это хорошее забытое

старое.

России нужна здоровая нация. И поэтому с 1 января 2017 года началось

повсеместное внедрение комплекса «ГТО», что предусматривает улучшение

физической подготовки всех граждан, в том числе допризывного возраста.

Военно-патриотическое воспитание должно быть плановым, постоянным и

приоритетным направлением. И в этом смысле выполнение патриотического

долга будущими призывниками неразрывно связано с работой учителя ОБЖ.

В последние годы статистика показывает, что юноши-допризывники после

окончания школы хотят поступать в военные училища, училища МВД, МЧС

и осознанно выбирают службу в рядах Вооружённых Сил. Положительные

сдвиги в этом вопросе однозначны и в нашей школе. Практически ежегодно

старшеклассники,

занимающиеся

в

клубе

«Патриот»,

стрелковом

кружке,

клубе

«Пламя»

под

моим

руководством

связывают

свою

жизнь

с

МЧС,

работают по контракту или становятся кадровыми военными: Коротаскин

Семён, Коротаскин Григорий, Окунь Екатерина, Сайфуллин Эльдар, Бурцев

Андрей, Кадыров Станислав, Щекунских Иван, Щекунских Сергей, Шилкин

Виталий, Сиянко Данил, Порядина Дарья, Серебрянский Сергей, Софронов

Геннадий,

Избрехт

Родион,

Косов

Алексей,

Латынин

Алексей.

Ежегодно с юношами 10 класса, изучающими основы военной службы на

основании

Положения

о

подготовке

граждан

Российской

Федерации

к

военной службе проводятся пятидневные учебно-полевые сборы, на которых

отрабатываются на практике все вопросы, предусмотренные программой.

Они

призваны,

максимально

приблизить

ребят

к

условиям

армейской

службы.

После

их

прохождения

юноши

получают

первоначальные

представления об армейском быте, готовятся стойко переносить все тяготы и

лишения армейской службы.

Я

являюсь

начальником

штаба

учебных

сборов.

В

процессе

сборов

провожу мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учащиеся

обязательно

выполняют

нормативы

по

огневой,

строевой,

физической

и

медицинской подготовке в объёме полученных знаний.

Изучение вопросов

выполнения

начального

упражнения

стрельб,

ознакомление

с

размещением

и

бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а

также с вооружением и военной техникой осуществляется во время проведения

учебных

сборов.

Полевые

занятия

служат

проверкой

практических

навыков

и

позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Основы военной подготовки и ОБЖ тесно увязаны с воинским воспитанием.

При этом особое внимание уделяется

воспитанию у обучающихся

беззаветной преданности Отечеству, выработке у них высокого осознания

общественного

и воинского

долга,

дисциплинированности,

любви

к

военной службе и профессии офицера, чувства гордости, стремления

добросовестно

выполнять

служебные

обязанности,

постоянно

совершенствовать свои военные и методические знания.

Принципиально важное значение в решении задач подготовки юношей к

воинской службе имеет использование воспитательных и познавательных

возможностей

других

предметов

школьного

курса.

Политически

заостренный, эмоциональный, глубоко аргументированный рассказ учителя о

героических

событиях

отечественной

истории

воспитывает

у

учащихся

любовь,

пробуждает

живой

интерес

к

прошлому

и

настоящему

Родины.

Проводя такую кропотливую творческую работу, я, исхожу из принципа: кто

не научился дорожить героическим прошлым своего народа, тому трудно

оценить и понять настоящее и еще труднее готовить себя к борьбе за наше

будущее.

Устанавливая

межпредметные

связи,

знакомлю

детей

с

достижениями науки в военном деле, раскрываю приоритет отечественной

научной

мысли

в

разработке

многих

видов

боевой

техники

и

оружия.

Материал

большого

патриотического

звучания

содержится

в

биографиях

российских

ученых,

военных

конструкторов,

спортсменов

и

воинов,

отдающих

все

силы

укреплению

экономического

и

военного

потенциала

страны, повышению ее престижа на международной арене.

Изучив и проанализировав свой опыт и опыт

коллег, активно и успешно

работающих

в

данном

направлении,

убедился

в необходимости создания

методической

разработки,

которая

бы

являлась

инструментом

в

работе

учителя.

Особую роль в подготовке старшеклассников имеет и внеурочная

деятельность учителя.

С

целью

развития

у

школьников

гражданской

позиции,

патриотизма

как

важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования

умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни

общества, верности конституционному и военному долгу в условиях мирного

и

военного

времени,

высокой

ответственности,

дисциплинированности

в

школе работает клуб «Патриот», клуб «Пламя», ведётся стрелковый кружок.

Клубы функционируют с 2002 года, т.е. 17 лет. Основными направлениями

деятельности клуба «Патриот» являются: военно-спортивная игра «Отвага»,

смотр - конкурс военно-патриотических клубов «Юные патриоты России»,

городские спартакиады допризывной молодежи, соревнования по пожарно-

прикладному

спорту.

Мои

ученики

десятикратные

победители

городской

игры

«Отвага»,

занимают

призовые

командные

и

личные

места

в

соревнованиях,

многие

связывают

свою

будущую

профессию

с

военным

делом, достойно выполняют долг перед Родиной в рядах Российской армии и

поступают в гражданские вузы, где подтверждают свои знания, полученные

на уроках ОБЖ и на занятиях клуба «Патриот».

Основная цель деятельности учителя, преподавателя-организатора ОБЖ – это

подготовка школьников к суровым реалиям «взрослой» жизни, привитие им

чувства гражданского долга, всесторонняя подготовка их к военной службе, к

достойному служению Родине. Школа, каждый педагог школы, в том числе

учитель ОБЖ, заинтересованы в конкретных значимых результатах своей

работы. Чтобы добиться таких итогов, мы тесно сотрудничаем с Шахтинским

отделом

Военного

комиссариата,

Комитетом

по

молодёжной

политике

Департамента образования Администрации города Шахты, службами МЧС,

МВД города, союзом «Солдатские матери» и др. Мы стараемся поддерживать

тесное сотрудничество с этими организациями. Внеурочная деятельность по

курсу ОБЖ в рамках подготовки допризывной молодежи в школе должна

включать

в

себя

СИСТЕМУ,

проводиться

от

начального

звена

до

старшего. Военно-патриотическое

воспитание

должно

быть

плановым,

постоянным и приоритетным направлением. И в этом смысле выполнение

патриотического

долга

будущими

призывниками

неразрывно

связано

с

работой учителя ОБЖ. Положительные сдвиги в этом вопросе однозначны.

Воспитание

патриота

дело

государственной

важности.

Патриотическое

воспитание

всегда

являлось

важнейшим

фактором

оценки

нравственного

здоровья

любого

общества.

Патриот

это

человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее

благо, приумножая ее богатства, а если понадобится, должен быть

готов встать на ее защиту. Без патриотизма немыслимо возрождение

страны, ее дальнейшее развитие и движение вперед. И начинаться этот

процесс должен с самых маленьких наших жителей, с тех, кому через

пять – десять лет предстоит вступить в самостоятельную, взрослую

жизнь, предстоит крепить мощь и величие державы.

В

деле

патриотического

воспитания

особенно

важная

роль

принадлежит школе. Именно школа призвана воспитывать детей и

подростков

патриотов

Родины,

всемерно

развивая

в

них

такое

качество, как любовь к Отчизне, к ее славным боевым традициям.

В основу своей работы преподавателя ОБЖ, я ставлю задачу,

чтобы каждый мой ученик стал гражданином, верным сыном своего

Отечества. Как педагог с тридцатилетним стажем я понимаю, что

патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной

из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная

пора для привития непреходящих ценностей.

Чувство

патриотизма

нельзя

заложить

в

душу

ребенка

принудительно, особенно, если учесть, что в 90-е года его заметно

поубавилось

в

нашем

обществе.

Особенно

стараюсь

привлечь

к

внеклассной

работе

ребят,

которые

считаются

педагогически

запущенными. Мои ученики, участвуя в соревнованиях по военно-

прикладным видам спорта на всех уровнях от городских до краевых,

систематически занимают призовые места.

На базе нашей школы в 2004 году мною создан и действует

районный

военно-патриотический

клуб

«Ратибор»

и

стрелковый

кружок «Искра». В 2006 году команда «Искра» СОШ №5 приняла

участие в краевом финале военно-патриотической игры «Зарница» в г.

Ейске и в комплексной эстафете заняла 2-е место из 20 лучших команд

Краснодарского края, 3-е место по медицинской подготовке. Участвуя

в 12-м краевом финале по допризывной подготовке, ученики нашей

школы

Олег

Бендус

и

Сергей

Козин

в

составе

сборной

команды

Белореченского района заняли 1-е место по разборке и сборке АК.

Олег

Бендус

стал

чемпионом

края

в

этом

виде

соревнований

с

результатом 17, 59 секунд.

Большое

значение

в

своей

работе

уделяю

принципам

здоровьесберегающей подготовки, придерживаюсь главного принципа

– принципа не нанесения вреда. Решить проблему по воспитанию

потребности

растущего

организма

в

двигательной

активности

позволяет

моя

авторская

программа

военно-патриотического

клуба

«Ратибор».

В

ней

здоровьесберегающим

технологиям

отводится

должное

внимание.

Прикладная

физическая

подготовка,

туризм

являются

эффективными

средствами

для

укрепления

здоровья,

профилактики заболеваний. Хорошая физическая форма во многом

определяет

поведение

человека

в

сложной

ситуации.

Занятия

по

прикладной

физической

подготовке,

туризму

способствуют

укреплению здоровья, психологической подготовки к деятельности в

экстремальных условиях.

Для занятий основам военного дела, физкультурно-оздоровительным,

спортивным мероприятиям используется УМБ ОБЖ, спортивный зал и

спортивный городок МОУ СОШ №5.

Курсанты

клуба

активно

участвуют

во

всех

торжественных

мероприятиях: выставление почетных караулов у мемориала в парке

Победы, у памятников воинам, погибшим при защите Отечества и

Белореченского района и памятникам, поставленным во славу народу,

победившему фашизм в этой жестокой войне.

С е й ч а с

в

п о ч е т н о м

к а р аул е

н а р я д у

с

ю н о ш а м и -

старшеклассниками, студентами учебных заведений г. Белореченска

можно

увидеть

на

посту

и

стойко

переносящих

январские

и

февральские холода мальчишек-пятиклассников и девушек, которым не

безразлична история нашего государства. Курсанты клуба - внуки,

правнуки тех кто невероятными усилиями ковал победу на фронте на

нашей

родной

Кубанской

земле,

Белореченском

районе,

в

горах

Апшеронского района, под Сталинградом на курской дуге, в блокадном

Ленинграде,

а

также

в

тылу:

на

заводах

Урала,

Сибири,

на

крестьянских полях выращивали урожай.

Курсанты клуба

знают

какой ценой и каким напряжением воли нам досталась Великая Победа

весной 1945 года.

В августе 2007 года группа ребят в составе десяти человек, из

военно-патриотического

клуба

«Ратибор»

МОУ

СОШ

№5,

по

приглашению

А.В.

Шилина

–руководителя

Краснодарской

краевой

молодежной

общественной

специализированной

поисковой

организации «Арсенал» (г.Хадыженск), приняла участие в работе 5-й

смены учебно-полевого лагеря «Школа юного поисковика».

Во

время пребывания в лагере подростки посетили музей Боевой Славы,

где

знакомились

с

экспонатами,

обнаруженными

поисковиками:

оружием, личными вещами и имуществом солдат.

В

гости

к

ребятам

приезжал

журналист,

участник

партизанского

движения во время Великой Отечественной войны на Апшеронской

земле – Кастанов А.Ф. Его рассказы о героических делах и подвигах

детей-партизан не оставили равнодушными благодарных слушателей.

Ратиборцы совершили поездку в Гуамское ущелье, познакомились с

методикой

проведения

комплексных

поисковых

работ,

занимались

практической

поисковой

работой

останков

погибших

воинов

с

использованием

миноискателя

ИМП

в

местах

боев

на

территории

Апшеронского района.

С

огромным

удовольствием

новоиспеченные

поисковики

приняли

участие

в

работе

молодежного

форума

«Регион-93»,

где

ребята

выступали

в

роли

помощников-консультантов

на

выставке

оружия,

найденного

на

полях

брани,

занимались

стрелковой,

медицинской,

инженерной, строевой подготовкой.

Много неизгладимых впечатлений

осталось у ребят о 5-й смене

учебно-полевого

лагеря.

Подводя

итог,

хочется

сказать,

что

дело,

начатое 18 лет назад поисковым клубом «Арсенал», важное и нужное,

в первую очередь, для подрастающего поколения. Соприкосновение с

героической историей нашего народа обострило чувство долга перед

отцами, дедами и прадедами, от которых по наследству нам досталось

самое дорогое – наша Родина. Ратиборцы и Искровцы МОУ СОШ №5

готовы поддержать эстафету памяти будущим летом.

Наш клуб не закрытая территория, двери его открыты для всех

молодых

людей

от

14

до

25

лет,

независимо

от

рода

своей

деятельности, места жительства или просто «с улицы».

Курсанты

ВПК

«Ратибор»

уважают

свой

край,

Родину,

товарищей, помнят кто наши предки, уважают родителей, являются

достойными гражданами своей страны. На занятиях в клубе изучают

основы военного дела, историю страны и родного края, занимаются

спортом, готовят себя к службе в ВС.

Через поисковую работу в местах боев открывать «белые пятна»

исторического прошлого. Возвращать память о бойцах, погибших но

отстоявших независимость нашего государства.

Совершая

походы

в

горы,

поездки

на

моря,

экскурсии

по

памятным

местам

Кубани

и

Адыгеи,

молодежь

укрепляет

свое

здоровье,

вырабатывает

навыки

выживания

в

природе,

чувства

взаимовыручки, любви к своей Родине, нашей истории, патриотизм.

Результатом работы клуба «Ратибор» является то, что только за

последние годы около 20 выпускников, среди которых есть и девушка,

выбрали профессию офицера и продолжили образование в военных

учебных заведениях страны. А такие как Алещенко Валентин, Бублий

Дмитрий,

Федунов

Роман,

Лебедев

Сергей,

награждены

орденами

мужества. Комаров Александр за выполнение своего воинского долга

награжден орденом мужества посмертно. Многие выпускники школы

проходили

воинскую

службу

в

т.н.

горячих

точках:

Афганистане,

Таджикистане,

Азербайджане,

Армении,

Чечне,

выполняли

и

выполняют

миротворческую

миссию

в

Республике

Абхазия

и

Республике Южная Осетия в составе ВС, МВД, морской пехоты и

элитных спецподразделений, таких как «Вымпел» и других.

Кубань

не

только

житница

России,

но

и

земля

патриотов,

жители которой свято чтят традиции и память предков.

Секрет

успеха

в

том,

чтобы,

сберегая

свое

прошлое

во

имя

будущего, творчески использовать жизненный опыт наших отцов и

дедов. Любовь ветеранов к родной стране, готовность отдать жизнь

ради

других

людей

достойный

пример

для

подражания,

основа

полноценной

организации

работы

по

патриотическому

воспитанию

молодежи.

Кто

сегодня

может

стать

таким

примером?

Убеленный

сединой ветеран – именно он горел в танке под Москвой, таранил

вражеские

самолеты

в

небе

Сталинграда,

грудью

вставал

на

пути

механизированных колонн под Орлом и Курском. Именно он, русский

солдат,

водрузил

над

Рейхстагом

Знамя

Победы,

а

после

Победы

восстанавливал

разрушенное

войной

народное

хозяйство.

Память

ветеранов о войне, их опыт должны быть важной составной частью

государственной идеологии, направленной на воспитание в каждом

человеке уважения к своей стране, к ее истории и традициям.



В раздел образования