Напоминание

Система работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время


Автор: Захарова Инна Аркадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Екатериновка
Населённый пункт: с. Екатериновка, Красноярский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Система работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Применение ИКТ на уроке истории.
Автор: Захарова Инна Аркадьевна
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Екатериновка муниципальный район Красноярский Самарской области В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. В школе также есть мобильный класс, оснащенный 20 ноутбуками, который возможно использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время, т а к и в о р г а н и з а ц и и в н е к л а с с н о й , в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т е . Информационные технологи используются на разных этапах урока.
Пример организации проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать: 1. мультимедиа технологии:  презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию- тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);  презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);  презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint). 2. раздаточный материал:  тесты (Excel) (Word);  карточки (Word);
 кроссворды (Excel);  самостоятельные работы (Word);  контрольные работы (Word).
Пример

организации

объяснения

нового

материала

с

помощью

И КТ.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. Д л я р е ш е н и я д и д а к т и ч е с к о й з а д а ч и д а н н о г о э т а п а м ы и с п о л ь з у е м : 1. мультимедиа технологии:  презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;  видеофрагменты фильмов;  презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);  слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);  изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);  коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);  видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker) 2. компьютерные технологии:  диаграммы (Excel);  схемы (Excel);  таблицы (Word) .
П р и м е р

о р г а н и з а ц и и

з а к р е п л е н и я

и

с и с т е м а т и з а ц и и

з н а н и й .
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на с л а й д а х , в ы п о л н е н и е т е с т о в н а к о м п ь ю т е р е . Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем: 1. мультимедиа технологии: 2. презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). 3. мобильный класс: o работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint); o выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint); 4. Интернет-ресуры: o для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы
и с п о л ь з у е м с л е д у ю щ и е т е х н о л о г и и 1. мультимедиа технологии:  презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);  презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. 2. компьютерные технологии:  стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);  буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);   брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word);  плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);  открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);  анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
П р и м е р

и с п о л ь з о в а н и я

И К Т

п р и

в ы п о л н е н и я

п р о е к т н о й

р а б о т ы .
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного п р и о б р е т е н и я з н а н и й и з р а з л и ч н ы х п р е д м е т н ы х о б л а с т е й . Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.  выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);  оформление портфолио проекта (Word);  создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint). С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word ), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт п р о е кт а . П р и м е р и с п о л ь з о в а н и я с е т и И н т е р н е т н а у р о к а х : Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем: Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме; 1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя; 2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке; Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной д е я т е л ь н о с т и у ч а щ и х с я . Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:  написание рефератов,  сбор материала по теме,  иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета; Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, с л е д о в а т е л ь н о , и и н т е р е с к п р е д м е т у . При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и
п р и н и м а т ь р е ш е н и я .
Результативность опыта
Мною составлены презентации по следующим темам: 1. Игра «История Древнего Востока» 2. «Смутное время» 3. «Либеральные реформы 60-х – 70-х гг.» 4. «Революционное народничество» 5. Отечественная война 1812 г 6.Столетняя война. 7.Северная война. 8.Эпоха Возрождения. 9.Тайные организации. 10. Отмена крепостного права Данные презентации используются при изучении и закреплении материала.
Заключение.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее. На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.
Список литературы
1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с. 2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г. 3. Журнал «Школьные технологии» - 2003 – 2005 г. 4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с. 5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: wiki.irkutskindex.php/ 6. Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации" 7. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г. 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000 9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997. 10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.


В раздел образования