Система работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время
Автор: Захарова Инна Аркадьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Екатериновка Населённый пункт: с. Екатериновка, Красноярский район, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Система работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время Раздел: среднее образование
Тема: Применение ИКТ на уроке истории.
Автор: Захарова Инна Аркадьевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ с. Екатериновка
муниципальный район Красноярский
Самарской области
В настоящее
время
современные
информационные
технологии
занимают
все
большее
пространство,
расширяются
сферы
их
применения,
ежедневно
увеличивается
объем
накопленной информации. Для получения всего спектра информации человеку достаточно
выйти
в
Интернет.
Особое
влияние
IT-технологии
оказывают
на
наших
детей.
Ребенок
ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников,
СМИ,
рекламы,
электронных
игр.
Ученики
средней школы
являются
уверенными
пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в
обучении информационные коммуникационные технологии.
IT-технологии,
применяемые
в
образовательном
процессе,
позволяют
развить
исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к
учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся.
Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать,
извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных
задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место
учителя оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. В
школе
также
есть
мобильный
класс,
оснащенный
20
ноутбуками,
который
возможно
использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время,
т а к
и
в
о р г а н и з а ц и и
в н е к л а с с н о й ,
в о с п и т а т е л ь н о й
р а б о т е .
Информационные технологи используются на разных этапах урока.
Пример организации проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание
прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на
практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. мультимедиа технологии:
презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего
задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-
тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с
помощью
анимации
отмечается
правильный
ответ
или
отбрасываются
неверные
(PowerPoint);
презентация-тест
с
гиперссылками
-
содержит
формулировку
задания
и
варианты
ответа,
с
помощью
гиперссылки
организуется
переход
на
слайд
с
информацией
о
правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на
следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос
(PowerPoint).
2. раздаточный материал:
тесты (Excel) (Word);
карточки (Word);
кроссворды (Excel);
самостоятельные работы (Word);
контрольные работы (Word).
Пример
организации
объяснения
нового
материала
с
помощью
И КТ.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая
помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя
и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает
учитель.
Д л я
р е ш е н и я
д и д а к т и ч е с к о й
з а д а ч и
д а н н о г о
э т а п а
м ы
и с п о л ь з у е м :
1. мультимедиа технологии:
презентация-лекция
-
демонстрация
слайдов,
содержащих
иллюстрации,
тезисы,
видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации
(PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся
с объектом или явлением, процессом;
видеофрагменты фильмов;
презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса,
явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
слайд-шоу
-
демонстрация
иллюстраций
с
минимальным
количеством
текста,
с
наложением
музыки,
с
установкой
автоматической
смены
слайдов,
иногда
с
циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
изображение
-
корректировка
фотографий,
отсканированных
изображений,
раскрашивание изображений (PhotoShop);
коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием
эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
2. компьютерные технологии:
диаграммы (Excel);
схемы (Excel);
таблицы (Word) .
П р и м е р
о р г а н и з а ц и и
з а к р е п л е н и я
и
с и с т е м а т и з а ц и и
з н а н и й .
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого
структурирования.
С
этой
целью
в
конце
урока
проводим
обзор
изученного
материала,
подчеркивая
основные
положения
и
их
взаимосвязь.
При
этом
повторение
материала
происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на
с л а й д а х ,
в ы п о л н е н и е
т е с т о в
н а
к о м п ь ю т е р е .
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
1.
мультимедиа технологии:
2.
презентация-задание
-
содержит
формулировку
задания,
с
помощью
анимации
организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
3.
мобильный класс:
o
работа
в
группе
–
задание
–
составить
текст
для
слайдов
презентации
(PowerPoint);
o
выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
4.
Интернет-ресуры:
o
для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса,
как
с
образовательной,
так
и
с
воспитательной
точки
зрения.
Для
ее
организации
мы
и с п о л ь з у е м
с л е д у ю щ и е
т е х н о л о г и и
1. мультимедиа технологии:
презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации,
основные тезисы (PowerPoint);
презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в
соревнованиях, мероприятиях.
2. компьютерные технологии:
стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);
буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word);
плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
П р и м е р
и с п о л ь з о в а н и я
И К Т
п р и
в ы п о л н е н и я
п р о е к т н о й
р а б о т ы .
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного
п р и о б р е т е н и я
з н а н и й
и з
р а з л и ч н ы х
п р е д м е т н ы х
о б л а с т е й .
Показатели
реального
результата
решения
задачи:
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления,
умения
увидеть, сформулировать и решить проблему.
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных
(Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
оформление портфолио проекта (Word);
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel,
Publisher, PowerPoint).
С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word ), проводится
исследование
по
теме
проекта
(Интернет),
выполняется
продукт
п р о е кт а .
П р и м е р
и с п о л ь з о в а н и я
с е т и
И н т е р н е т
н а
у р о к а х :
Возможности
использования
сети
Интернет
на
уроках
ОБЖ
заключаются
в
следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
1.
Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
2.
Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной
д е я т е л ь н о с т и
у ч а щ и х с я .
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
написание рефератов,
сбор материала по теме,
иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать
в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными
технологиями.
Уроки
с
использованием
ИКТ
повышают
учебную
мотивацию,
а,
с л е д о в а т е л ь н о ,
и
и н т е р е с
к
п р е д м е т у .
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче
формируются
компетенции
в
области
коммуникации:
умение
собирать
факты,
их
сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать,
слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и
п р и н и м а т ь
р е ш е н и я .
Результативность опыта
Мною составлены презентации по следующим темам:
1. Игра «История Древнего Востока»
2. «Смутное время»
3. «Либеральные реформы 60-х – 70-х гг.»
4. «Революционное народничество»
5. Отечественная война 1812 г
6.Столетняя война.
7.Северная война.
8.Эпоха Возрождения.
9.Тайные организации.
10. Отмена крепостного права
Данные презентации используются при изучении и закреплении материала.
Заключение.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники.
Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а
потом излагали
кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ,
эта задача решается
намного проще и интереснее.
На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают
мне
полученные
знания,
умения
и
навыки
и
имеющаяся
в
кабинете
техника.
Но
я
не
собираюсь
останавливаться
на
достигнутом,
буду
совершенствовать
свою
работу
в
этом
направлении.
Список литературы
1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И.
Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с.
2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» -
М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
3. Журнал «Школьные технологии» - 2003 – 2005 г.
4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш.
педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из
IrkutskWiki]. - Режим доступа: wiki.irkutskindex.php/
6. Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации"
7. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных
технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред.
Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000
9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. -
М.: Академия, 2007. - 368 с.