Напоминание

"Вехи истории"


Автор: Скорикова Оксана Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: ГАУ ДПО ЧАО "Чукотский институт развития образования и повышения квалификации"
Населённый пункт: Чукотский АО г. Билибино
Наименование материала: Тематический педагогический совет
Тема: "Вехи истории"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Скорикова Оксана Александровна

,

методист Отдела методического сопровождения образовательных учреждений

Билибинского муниципального района Государственного автономного учреждения

дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа

«Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»

Проблема патриотического воспитания в настоящее время является одной из наиболее

актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о

важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых

этапах её становления. Чтобы проводить работу по патриотическому воспитанию с детьми

дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического

мастерства. Передавая детям опыт, накопленный веками, следует самим в достаточной мере

владеть познавательной информацией.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный,

требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Поэтому необходимо

формировать потребность педагогов в получении исторических знаний.

Представляю

тематический

педагогический

совет

в

форме

деловой

игры

«Вехи

истории», который я подготовила и провела в дошкольной организации.

Тематический педагогический совет в форме деловой игры

ТЕМА: «Вехи истории».

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: деловая игра, соревнования двух игровых групп.

ЦЕЛЬ: Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний.

ЗАДАЧИ:

Систематизировать знания об исторических личностях и событиях.

Совершенствовать умения воспитателей разрабатывать диагностические тесты для

выявления уровня знаний детей по определённой тематике.

Активизировать

взаимодействие

педагогов

в

имитации

процесса

патриотического

воспитания детей дошкольного возраста.

ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

1.

Актуальность, тема, цель, задачи и форма проведения деловой игры.

2.

Представление и приветствие двух игровых команд, эмблемы, капитана.

3.

Разминка команд.

4.

Работа с хронологическими таблицами.

5.

Разгадывание кроссвордов.

6.

Домашнее задание (пантомимическая пауза).

7.

Разработка

диагностических

тестов

для

выявления

уровня

знаний

детей

подготовительной группы по темам: «Великая Отечественная война» и «Современная

Российская Армия».

8.

Тренинг (минутка психологической разгрузки).

9.

Конкурс капитанов.

10. Презентация дидактической игры по патриотическому воспитанию.

11. Подведение итогов игры.

12. Решение педагогического совета.

ВЕДУЩИЙ - Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия

были

неотъемлемой

частью

величия

Российского

государства.

История

России

богата

героическим

прошлым.

Дети

способны

воспринимать

наиболее

значительные

события

героической истории Отечества, знать его героев. Достаточно вспомнить поле Куликово,

Бородинское сражение, Курскую дугу…

Эта деловая игра посвящена защитникам Отечества с Древней Руси до наших дней. Мы

закрепим и пополним свои знания по данной теме. Ведь чтобы о чем-то рассказывать детям,

педагогам необходимо самим в достаточной мере владеть познавательной информацией.

Представляем уважаемое жюри, которое будет оценивать ответы участников игры -

заведующий, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, представители отдела

образования.

Представляем две команды - участницы игры: команда №1 «Амазонки» и команда №2

«Крепкий орешек».

Команды приветствуют друг друга, представляют эмблемы и капитана команды.

ЗАДАНИЕ 1. Разминка.

Необходимо назвать как можно больше пословиц о храбрости и героизме. Каждый член

команды

по

очереди

называет

пословицу,

выигрывает

команда,

назвавшая

пословицу

последней.

НАПРИМЕР: Смелость города берет. Тот герой, кто за Родину горой. Храбрый

побеждает, трус погибает. За правое дело стой смело! Один за всех, все за одного! Сам

погибай, а товарища выручай! С Родной земли – умри, но не сходи! Жить – Родине служить!

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт! Бой не опасен, если ты

мужеством красен! Кто смел да стоек, тот десятка стоит. Тяжело в ученье – легко в бою.

Где

смелость

там

победа.

Мужественно

биться

победы

добиться!

Кто

Родине

изменяет – того народ презирает. За край родной насмерть стой! и т.д.

ЗАДАНИЕ 2. Работа с хронологическими таблицами.

Определить,

какие

исторические

события

являются

достижениями

перечисленных

исторических личностей. Вписать личности в соответствующую графу напротив каждого

исторического события. Определить, какие исторические личности соответствуют более

раннему

этапу

развития

Древней

Руси,

а

какие

более

позднему,

и

расположить

их

в

хронологическом порядке.

Команда № 1

п/п

Исторические события

Историческая

личность

Хронология

1

Битва на берегу реки Невы. Дал

отпор

шведским

крестоносцам.

Позже

немецким

рыцарям-

крестоносцам на Чудском озере

Александр

Невский

3

2

Присоединение

к

ру с с кому

го с уд а р с т ву

К а з а н с ко го

и

Астраханского

ханства.

Убивает

собственного сына

Иван

Грозный

5

3

О б ъ е д и н и л

т е р р и т о р и и

древнерусского

государства.

Дал

отпор

диким

ордам

кочевников.

Защищал

русский

народ

от

несправедливостей

со

стороны

удельных князей

Владимир

Мономах

2

4

Былинный герой

Садко

1

5

Возглавил

битву

русских

с

татарами

на

Куликовом

поле.

«Мамаево

побоище».

Кремль

с т а н о в и т с я

б е л о к а м е н н о й

могучей крепостью

Дмитрий

Донской

4

Исторические личности:

Дмитрий Донской

Садко

князь Владимир Мономах

царь Иван Грозный

Александр Невский

Команда № 2

п/п

Исторические события

Историческая

личность

Хронология

1

Создал

великий

ро ссийский

военный и торговый флот

Пётр

Первый

4

2

О т к а з а л с я

п л а т и т ь

д а н ь

ордынцам. На реке Угре, притоке

реки

Оки,

произошла

встреча

татарского и русского войска. Хан

не решился вступить в бой из-за

страха,

что

войско

может

быть

разбито

Иван

Третий

2

3

Войско-ополчение

с

ними

во

гл а в е

о с а д и л о

п о л я ко в

в

Московском Кремле и освободило

с т о л и ц у

о т

и н о з е м н ы х

захватчиков

Дмитрий Пожарский

Кузьма Минин

3

4

Возглавил

русскую

армию

в

Отечественной

войне

1812

года

против

непобедимой

армии

Наполеона.

Французы

были

изгнаны из России

М.И. Кутузов

5

5

Благодаря мирным переговорам с

ордынцами

получил

п р а в о

самому собирать дань для татар с

русских земель и использовал это

для

усиления

казны

сво его

княжества. Хитростью, мирными

переговорами, подкупом и силой

своего ополчения сделал Москву

центром земель русских

Иван

Калита

1

Исторические личности:

Минин и Пожарский

Великий князь Иван Третий

Пётр Первый

М.И. Кутузов

Иван Калита

ЗАДАНИЕ 3. Кроссворды.

Работа в командах: разгадывание кроссворда, определение зашифрованного слова. Если

все слова отгаданы правильно – педагоги называют зашифрованное слово, характеризующее

качества русского солдата.

КРОССВОРД № 1

1.

Крестьянин, погубивший целый отряд врагов во время польской интервенции.

2.

Воин, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота.

3.

Боец, вооруженный винтовкой с оптическим прицелом.

4.

Автор стихотворения «Шинель».

5.

Первый русский царь Иван …

6.

Город, за который в 1942 году произошла крупнейшая битва с фашистами, длившаяся

200 дней.

7.

Военный времён Петра Первого.

8.

Защитные доспехи воина в виде рубахи.

КРОССВОРД № 2

1.

Создал первую книгу законов на Руси – князь Ярослав …

2.

Основатель Москвы – Юрий …

3.

Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал

Победы.

4.

В каком городе находится известная крепость-герой, принявшая на себя первый удар

немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

5.

Ударное холодное оружие, состоящее из рукоятки, цепи и камня.

6.

Царь, основатель Санкт – Петербурга.

7.

Предки русских.

8.

Человек, любящий свою Родину.

ЗАДАНИЕ 4. Домашнее задание: пантомимическая пауза.

Каждая

команда

заранее

приготовила

пантомиму,

которую

она

демонстрирует

с

помощью

различных

элементов

костюма,

атрибутов,

музыкального

и

шумового

сопровождения.

Задача

противоположной

команды:

отгадать

действие,

показанное

в

пантомиме.

ЗАДАНИЕ 5. Диагностические тесты.

Разработать

шесть

диагностических

тестов

для

выявления

уровня

знаний

детей

подготовительной группы по темам: команда №1 «Великая Отечественная война», команда

№2 «Современная Российская Армия».

Во время составления диагностических тестов с группой поддержки проводится

тренинг в форме интервью.

Необходимо продолжить фразу: «Я горжусь героическим прошлым России и её славными

защитниками Отечества, потому что…»

ЗАДАНИЕ 6. Конкурс капитанов.

Нужно ответить на большее количество вопросов за одну минуту:

1. Высшая военная награда (орден)

2. Название России в древности (Русь)

3. Человек, несущий знамя в бою (знаменосец)

4. Автор изречения: «Кто с мечом на русскую землю придет, тот от меча и погибнет»

(Александр Невский)

5. Воинское звание Г.К. Жукова (маршал)

6.

Великий

русский

полководец,

не

проигравший

ни

одного

военного

сражения (А.В.

Суворов)

7. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». На каком памятнике, посвященном

защитникам Отечества, можно прочитать эти слова? (Могила Неизвестного солдата)

8. «Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого патриотического фильма это

высказывание? («Офицеры»)

9. Летчик, награжденный тремя золотыми медалями, герой Советского Союза, сбивший во

время Великой Отечественной войны 59 немецких самолётов (Александр Покрышкин)

10. Город, на гербе которого изображён Георгий Победоносец (Москва)

11. Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде (Мамаев курган)

12. Оружейный город мастеров (Тула)

13. Военный русской армии, служивший в легкой кавалерии и носивший форму «венгерка»

(гусар)

14. Генерал, под командованием которого 28 солдат-красноармейцев в 1941 году остановили

танки под Москвой (И.В. Панфилов)

15. Артиллерийское длинноствольное орудие, стреляющее ядрами (пушка)

16. Рядовой воин русской армии (солдат)

17. Летчик, герой Советского Союза, направивший горящий самолёт на вражескую колонну

(Гастелло)

18. Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов (крепость)

19. Название комплекса программ по патриотическому воспитанию под редакцией М.Ю.

Новицкой («Наследие»)

20. Военный флаг, на котором изображали святых (знамя)

21. Страна, напавшая на Россию в 1812 году (Франция)

22. Село, у которого произошла битва между русской и французской армиями (Бородино)

23. Какое оружие в годы ВОВ называли женским именем (Катюша)

24. Клятва военных служить Родине (присяга)

25. Наплечные знаки различия воинского звания (погоны)

26. 17-летняя героиня Великой Отечественной войны (Зоя Космодемьянская)

27. Автор поэмы «Бородино» (М.Ю. Лермонтов)

28. Сколько дней длилась блокада Ленинграда (900 дней)

29. Автор пословицы «Тяжело в ученье – легко в бою» (Суворов)

30. Символ воинской власти у царя (скипетр)

ЗАДАНИЕ 7. Презентация дидактической игры по патриотическому воспитанию.

Группа поддержки проводит дидактическую игру со всеми участниками команд.

В конце игры жюри подводит итог, определяет команду-победительницу.

ПРИМЕРНОЕ РЕШЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

1.

Совершенствовать профессиональный уровень педагогов, пополняя и углубляя знания в

рамках патриотического воспитания путём самообразования. (Постоянно. Педагоги ДОУ)

2.

Применять предложенные диагностические тесты в определении уровня знаний детей

старшего дошкольного возраста по данной тематике. (В течение учебного года. Педагоги

старших-подготовительных групп)

3.

Формировать нравственно-патриотическое сознание дошкольников, расширяя кругозор

детей достоверной исторической информацией. (Постоянно. Педагоги ДОУ)



В раздел образования