Автор: Каримова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №148 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область.
Наименование материала: Доклад для педагогов ДОУ
Тема: "Особенности организации игровой самостоятельной деятельности детей 4–лет"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад 148» г. Магнитогорска
Доклад для педагогов ДОУ на тему:
«Особенности организации игровой
самостоятельной деятельности детей 4 – 5 лет»
Разработала воспитатель
«МДОУ Детский сад № 148»
Каримова Н. И.
г. Магнитогорск 2019
Игра – одно из наиболее новообразований дошкольного возраста. Играя, ребёнок
свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте – со стороны смыслов и
норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной
игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога, а
игре
разная
и
зависит
от
возраста
и
уровня
развития
игровой
деятельности
наших
воспитанников, характера ситуации и пр. Мы можем вступать в игру в качестве активного
участника, и в роли внимательного наблюдателя.
С целью развития игровой деятельности наших воспитанников, детей 4-5 года
жизни, мы соблюдаем следующие требования:
- создаём течение дня условия для свободной игры детей;
- определяем игровые ситуации, в которых детям нужна помощь;
-
наблюдаем
за
играющими
детьми,
определяя
какие
именно
события
дня
отражаются в игре;
- косвенно руководим игрой, если игра носит стереотипный характер.
Для детей нашей группы мы организовали предметно – пространственную среду,
таким образом, чтобы она стимулировала детскую активность, постоянно обновляем её в
соответствии с текущими проблемами с инициативой детей. Игровое оборудование в
группе
разнообразное,
трансформируемое.
Стараемся
привлекать
родителей
для
её
усовершенствования.
Наши
воспитанники,
дети
4-5
лет,
продолжают
проигрывать
действия
с
предметами, в соответствии с реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и
только потом ставит его на стол перед куклами, один ребёнок подвозит свой экскаватор к
грузовичку другого и вываливает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли,
понимают условность принятых ролей. «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить
дочку» (подразумевает куклу).
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры
роли могут меняться.
На пятом году жизни ребёнка сверстники становятся для ребёнка более
предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух
до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в
отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и
общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и
поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми
одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру
по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые
высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются
договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра.
В нашей группе девочки любят играть в салон красоты «Маленькая фея», сюжет
строится следующим образом: одни дети исполняют роль работников салона красоты-
парикмахер,
другие
-
посетители.
Общаясь
с
клиентами,
делая
красивые
причёски,
рассчитываясь с мастером – дети вступают в ролевое взаимодействие друг с другом.
Увлекательна
для
них
также
игра
«В
больницу»,
причём
действие
игры
начинает
развиваться не только в кабинете врача, но и на «улице» (скорая помощь), и «дома».
Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих
играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность,
умение
подчиняться
правилам,
складываются
навыки
поведения,
совершенствуются
основные движения.
Мы стараемся поддерживать баланс между различными видами игр, подвижными
и спокойными, дидактическими и сюжетно-ролевыми.
В группе я создаю условия для реализации творческого потенциала детей в игре:
поощряем
самостоятельное
придумывание
сюжета,
импровизацию,
свободный
выбор
ролей и их обмен, использование различных атрибутов.
На наш взгляд, очень важно, чтобы дети не только придумывали, но и соблюдали
правила игры.
Важно побуждать детей менять игровое поведение в ходе реализации сюжета в
соответствии с разными ролями партнеров: менять игровую роль и обозначать ее для
партнеров без жесткой опоры на ролевые атрибуты; стимулируют развертывание ролевых
диалогов. Например, в игре «Гости» ребенку можно предложить принимать на себя роли
различных персонажей, в игре «Весёлое такси» детям поочередно предлагается быть
водителем, диспетчером и пассажирами.
В
ходе
процессуальной
игры
ребенка,
взрослый
с
помощью
косвенных
приемов
(вопросов,
предложений,
подсказок,
проблемных
ситуаций,
использование
ролевых
атрибутов), побуждает ребенка взять на себя какую-либо роль и наделить ею партнера.
Например, девочка кормит или одевает куклу. Воспитатель может спросить: «Ты мама?
Как зовут твою дочку?» Или от имени куклы обратиться к маме: «Мама, я хочу попить
молочка».
Воспитатель
помогает
расширить
диапазон
игровых
действий
в
рамках
выбранного
ребенком сюжета и выстраивать их в логической последовательности. Например, сначала
приготовить еду, затем накормить куклу, потом отправиться с ней на прогулку и т.п.
Стимулирую детей к расширению репертуара игровых сюжетов, гармонично включаясь в
игру или предлагая для разыгрывания сюжет прочитанной сказки, недавно виденного
интересного события и т.п.
Организую дидактические игры, способствующие всестороннему развитию детей:
развитию общения детей друг с другом («подарки», «лови, лови», «спектакль игрушек» и
др.);
развитию
произвольного
поведения
(«лохматый
пес»,
«кто
раньше
дойдет
до
флажка» и др.); интеллектуальному развитию: восприятию, внимания, памяти, мышления,
воображения (групповые игры «отгадай, что в мешочке», «пирамидки», «раз, два, три —
говори»), индивидуальные (лото, мозаика, разрезные картинки и др.).
Взрослые уважают право ребенка на выбор любой (индивидуальной или коллективной,
дидактической или по собственному сюжету) игры, применяют обучающие приемы в
косвенной форме, не разрушая текущую игру.
Создаю атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой: не регламентирую ее.
Внимательно и тактично наблюдаем за свободной игрой детей, включаясь в нее, по мере
необходимости, как равноправный партнер, заражаем детей своим интересом, яркими
эмоциями, используя выразительные движения, мимику, интонированную речь.
В организации игровой деятельности стараемся реализовать индивидуальный подход
с учетом возрастных особенностей детей: предлагаем игры, направленные на разрешение
конфликтных ситуаций, на освоение нравственных норм и правил поведения
Литература:
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада /Сост. Бондаренко А.К.,
Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
2.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная освета,1989.
3.Мухина В.С. Детская психорлогия.Москва:Просвещение,1985.
4.Сюжетно-ролевые игры
дошкольников./Н.А.Бойченко,П.И.Григоренко,Е.И.Коваленко,Е.И.Щербакова.
Киев:Рад,Школа,1982.