Напоминание

"Особенности организации игровой самостоятельной деятельности детей 4–лет"


Автор: Каримова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №148 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область.
Наименование материала: Доклад для педагогов ДОУ
Тема: "Особенности организации игровой самостоятельной деятельности детей 4–лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад 148» г. Магнитогорска

Доклад для педагогов ДОУ на тему:

«Особенности организации игровой

самостоятельной деятельности детей 4 – 5 лет»

Разработала воспитатель

«МДОУ Детский сад № 148»

Каримова Н. И.

г. Магнитогорск 2019

Игра – одно из наиболее новообразований дошкольного возраста. Играя, ребёнок

свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте – со стороны смыслов и

норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной

игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога, а

игре

разная

и

зависит

от

возраста

и

уровня

развития

игровой

деятельности

наших

воспитанников, характера ситуации и пр. Мы можем вступать в игру в качестве активного

участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности наших воспитанников, детей 4-5 года

жизни, мы соблюдаем следующие требования:

- создаём течение дня условия для свободной игры детей;

- определяем игровые ситуации, в которых детям нужна помощь;

-

наблюдаем

за

играющими

детьми,

определяя

какие

именно

события

дня

отражаются в игре;

- косвенно руководим игрой, если игра носит стереотипный характер.

Для детей нашей группы мы организовали предметно – пространственную среду,

таким образом, чтобы она стимулировала детскую активность, постоянно обновляем её в

соответствии с текущими проблемами с инициативой детей. Игровое оборудование в

группе

разнообразное,

трансформируемое.

Стараемся

привлекать

родителей

для

её

усовершенствования.

Наши

воспитанники,

дети

4-5

лет,

продолжают

проигрывать

действия

с

предметами, в соответствии с реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и

только потом ставит его на стол перед куклами, один ребёнок подвозит свой экскаватор к

грузовичку другого и вываливает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли,

понимают условность принятых ролей. «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить

дочку» (подразумевает куклу).

Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры

роли могут меняться.

На пятом году жизни ребёнка сверстники становятся для ребёнка более

предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух

до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в

отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.

Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и

общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и

поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми

одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру

по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые

высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются

договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра.

В нашей группе девочки любят играть в салон красоты «Маленькая фея», сюжет

строится следующим образом: одни дети исполняют роль работников салона красоты-

парикмахер,

другие

-

посетители.

Общаясь

с

клиентами,

делая

красивые

причёски,

рассчитываясь с мастером – дети вступают в ролевое взаимодействие друг с другом.

Увлекательна

для

них

также

игра

«В

больницу»,

причём

действие

игры

начинает

развиваться не только в кабинете врача, но и на «улице» (скорая помощь), и «дома».

Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих

играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность,

умение

подчиняться

правилам,

складываются

навыки

поведения,

совершенствуются

основные движения.

Мы стараемся поддерживать баланс между различными видами игр, подвижными

и спокойными, дидактическими и сюжетно-ролевыми.

В группе я создаю условия для реализации творческого потенциала детей в игре:

поощряем

самостоятельное

придумывание

сюжета,

импровизацию,

свободный

выбор

ролей и их обмен, использование различных атрибутов.

На наш взгляд, очень важно, чтобы дети не только придумывали, но и соблюдали

правила игры.

Важно побуждать детей менять игровое поведение в ходе реализации сюжета в

соответствии с разными ролями партнеров: менять игровую роль и обозначать ее для

партнеров без жесткой опоры на ролевые атрибуты; стимулируют развертывание ролевых

диалогов. Например, в игре «Гости» ребенку можно предложить принимать на себя роли

различных персонажей, в игре «Весёлое такси» детям поочередно предлагается быть

водителем, диспетчером и пассажирами.

В

ходе

процессуальной

игры

ребенка,

взрослый

с

помощью

косвенных

приемов

(вопросов,

предложений,

подсказок,

проблемных

ситуаций,

использование

ролевых

атрибутов), побуждает ребенка взять на себя какую-либо роль и наделить ею партнера.

Например, девочка кормит или одевает куклу. Воспитатель может спросить: «Ты мама?

Как зовут твою дочку?» Или от имени куклы обратиться к маме: «Мама, я хочу попить

молочка».

Воспитатель

помогает

расширить

диапазон

игровых

действий

в

рамках

выбранного

ребенком сюжета и выстраивать их в логической последовательности. Например, сначала

приготовить еду, затем накормить куклу, потом отправиться с ней на прогулку и т.п.

Стимулирую детей к расширению репертуара игровых сюжетов, гармонично включаясь в

игру или предлагая для разыгрывания сюжет прочитанной сказки, недавно виденного

интересного события и т.п.

Организую дидактические игры, способствующие всестороннему развитию детей:

развитию общения детей друг с другом («подарки», «лови, лови», «спектакль игрушек» и

др.);

развитию

произвольного

поведения

(«лохматый

пес»,

«кто

раньше

дойдет

до

флажка» и др.); интеллектуальному развитию: восприятию, внимания, памяти, мышления,

воображения (групповые игры «отгадай, что в мешочке», «пирамидки», «раз, два, три —

говори»), индивидуальные (лото, мозаика, разрезные картинки и др.).

Взрослые уважают право ребенка на выбор любой (индивидуальной или коллективной,

дидактической или по собственному сюжету) игры, применяют обучающие приемы в

косвенной форме, не разрушая текущую игру.

Создаю атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой: не регламентирую ее.

Внимательно и тактично наблюдаем за свободной игрой детей, включаясь в нее, по мере

необходимости, как равноправный партнер, заражаем детей своим интересом, яркими

эмоциями, используя выразительные движения, мимику, интонированную речь.

В организации игровой деятельности стараемся реализовать индивидуальный подход

с учетом возрастных особенностей детей: предлагаем игры, направленные на разрешение

конфликтных ситуаций, на освоение нравственных норм и правил поведения

Литература:

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада /Сост. Бондаренко А.К.,

Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

2.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная освета,1989.

3.Мухина В.С. Детская психорлогия.Москва:Просвещение,1985.

4.Сюжетно-ролевые игры

дошкольников./Н.А.Бойченко,П.И.Григоренко,Е.И.Коваленко,Е.И.Щербакова.

Киев:Рад,Школа,1982.



В раздел образования