Автор: Бирюкова Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Пресня"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система развития мелкой моторики на занятиях по живописи
Раздел: дополнительное образование
Система работы по развитию мелкой
моторики на занятиях по живописи.
(из опыта работы)
Бирюкова Е. А.
цели и задачи:
1.
Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к
овладению живописным письмом:
o
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
o
развивать точность и координацию движений руки и глаза,
гибкость рук, ритмичность.
2.
Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
o
произвольное внимание;
o
логическое мышление;
o
зрительное и слуховое восприятие;
o
память, речь детей;
o
умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя
индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи,
контроль за собственными действиями.
использование в работе всего комплекса мер по развитию мелкой моторики,
обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех
предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает
его склонностям и интересам, развивая личность.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы
обучения, занялась подбором материала, в частности поисками
всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку
"Пальчиковый игровой тренинг". Что же сюда вошло:
1.
Игры с пальчиками.
2.
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3.
Пальчиковые игры со скороговорками.
4.
Пальчиковые игры со стихами.
5.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
.
IV. Развитие графической моторики.
1.
Рисование по трафаретам.
2.
Штриховка.
1. На одном из занятий познакомила детей с пальчиками:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)
-Да, дети, это пальцы.
-А почему вы догадались?
-Почему пальцы "родными братьями" называют?
-У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.
-Любите ли вы играть с пальчиками?
-Покажите пальчики правой (левой) руки.
-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
-Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?
-Как вы думаете, почему он так называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без
него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно
писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он
главный - большой.
-
И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:
-Здравствуй, большак!
-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка -
Тимошка!
-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик, малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать,
строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле.
О. Дриз.
-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть
пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать.
2. Нравятся детям пальчиковые игры, которые в основном провожу в блоке
совместной деятельности. Пальчиковые игры — это культурное наследие
немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они
увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности,
вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями,
активизируют моторику руки.
Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с
небольшим стихотворным сопровождением. Например:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой
руки
вместе с остальными образуют
колечко
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики
пальцев соприкасаются;
средний палец правой
руки поднят вверх,
кончики мизинцев
касаются друг друга,
выполняя прямую линию
(труба, балкон).
При выполнении каждого упражнения вовлекать все пальчики, выполнять их
как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Скороговорки всегда можно
"переложить на пальцы", т.е. придумать поначалу не сложные движения для
пальчиков, затем эти движения усложнять.
Вначале произношу скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным
движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого из детей не
получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от начала до
конца, в процессе работы над скороговоркой меняю темп, интонацию,
громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает
почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.
Скороговорки подобраны по алфавиту. Например, звук "Б": "Идут бобры в
сыры боры". Обе ладони лежат на столе. Затем поочередно, одна - сжимается
в кулак, другая распрямляется.
Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а
также речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.
"День рождения".
На свой день рожденья позвал я ребят.
Пять маленьких свечек на торте горят (пальцы руки подняты и разведены
палец).
Я дунул, сумел погасить лишь одну (загибаем большой палец).
Осталось четыре, я снова подул, погасла одна (загибаем указательный палец).
А три свечки горят, одну я задул (загибаем средний палец).
Гаснуть две не хотят, но вот мне одну погасить удалось (загибаем
безымянный палец).
Осталась одна, постараться пришлось.
На пятую дул я опять и опять.
Погасла! Ура! (загибаем мизинец).
Мне исполнилось пять!
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование
физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности
предлагается детям для переключения на другой вид деятельности,
повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.
Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия,
то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного
времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с
речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно
для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется
движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие
рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в
стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в
физкультминутки, на занятиях, позволяет:
1.
Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры
головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи
детей.
2.
Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно
связанные с речью.
3.
Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.
.
Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых,
уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для
отработки движений кисти, слева направо и справа налево.
"Петельки" - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки,
предплечья. "Клубочки" - упражнение для отработки вращательных
движений кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки. Сматывание
и разматывание клубочков.
Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической
моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету
фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.
Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и
т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако
следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную
нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.
При выполнении штриховки ставили следующие задачи:
подготовка руки к живописному письму (развитие мелких мышц
пальцев и кисти руки);
развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при
штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое
расстояние между линиями).
Приобрели фигурные линейки, использование которых формирует умение
составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых
композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по
получившимся композициям (развитие речи, логического мышления,
активизации творческих способностей). Учим детей штриховать:
параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и
справа налево;
по косым линиям, точками;
круговыми линиями, полуовалами;
волнистыми линиями, петлями.
Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с
этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если
притронутся к детской руке через некоторый промежуток времени, когда
ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения
мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур
линии, становятся на место.
Кроме всего перечисленного, используем различные графические
упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации
движений руки, зрительного, слухового внимания. Все работы проводятся в
игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводит к
переутомлению. научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз
и снизу вверх,
проводить линии в различных направлениях,
проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии,
воспитать умение сосредотачиваться.
На всех этапах обучения упражнения являются не механическим
повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной
целенаправленной деятельностью ребёнка. Эта сознательная деятельность и
составляет сущность упражнений. В процессе выполнения графических
упражнений дети ещё усваивают необходимые для письма гигиенические
правила:
как правильно сидеть,
как положить руки, кисти рук,
как держать правильно карандаш, ручку, кисть.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее
ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на
верхней фаланге среднею пальца, фиксируется большим и
указательным пальцем, причем большой расположен несколько выше
указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы
расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от
кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5
см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо
пишущей руки. Кисть при письме находится в движении, не
фиксируется, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны
сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка
наклонена (30 гр.), ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей
поверхностью касаются пола.
Рука не занятая лежит на столе, параллельно его краю, она ни в коем
случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию
плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения
осанки.
Лист лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.
Сам процесс подготовки к живописному письму требует от ребенка,
физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки,
связанные с ними переутомления самым негативным образом, сказываются
на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского
организма. Что бы избежать негативных последствий, следует использовать
самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения
сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных
особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении
определяют успешную работу по подготовке детей, способствуют развитию
мелкой моторики, координации движения пальцев рук, мыслительных
процессов и овладению навыками учебной деятельности.