Напоминание

Самоанализ педагогической деятельности


Автор: Бугашева Ольга Николаевна
Должность: учитель родного( русского )языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №19"
Населённый пункт: г. Черкесск КЧР
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Самоанализ педагогической деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Город Черкесск, МБОУ «Гимназия № 19»

Самоанализ педагогической деятельности учителя родного

(русского) языка и родной (русской) литературы Бугашевой О.Н.

Главная цель моей педагогической деятельности:

Преподавание родного (русского) языка и родной (литературы) осуществляется сегодня в

условиях деформации русского языка, снижения общей речевой культуры и грамотности

населения.

В

этих

условиях

преподавания

я

считаю,

что

учебная

деятельность

обучающихся должна быть контролируемой предъявлением обоснованных требований.

Это положено в основу моего педагогического кредо – быть требовательным к себе и

обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

В

современных

условиях

быстрого

обновления

информации

невозможно

научить

человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нём познавательные и созидательные

способности

путём

непрерывного

самообразования.

Современное

образование

ориентировано

на

системно-деятельностный

подход

в

обучении,

заключающийся

в

стремлении научить ребёнка учиться, развить личность с гражданской и нравственной

позицией,

ценностными

ориентирами,

которые

предусмотрены

новыми

стандартами

российского образования. Понимание необходимости переориентировать обучающихся на

продуктивную

образовательную

деятельность,

наряду

с

обновлением

содержания

образования, изменением концептуальных ориентиров побудили меня к поиску новых

подходов к преподаванию родного (русского) языка и литературы. Одним из таких походов

является

самостоятельная

деятельность

обучающихся

при

овладении

основными

образовательными программами по родному (русскому) языку, культуре речи и родной

(русской)литературе. Самостоятельная учебная деятельность обучающихся становится на

моих уроках важным компонентом учебного процесса.

Главную

цель своей

работы

я

вижу

в

развитии

и

совершенствовании

языковой

и

лингвистической,

культуроведческой

компетенций

обучающихся.

Поэтому

учебный

процессе

при

освоении

учебных

программ

по

родному

(русскому)

языку

и

родной

(литературе)

необходимо

выстраивать

таким

образом,

чтобы

помимо

приобретения

определённого набора знаний и умений,

каждый обучающийся смог раскрыть и развить

свой потенциал, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои

способности

и

образовательные

потребности.

Это

заключается

в

таких

умениях

обучающихся как самостоятельная организация учебной деятельности (от постановки

целей

до

получения

и

оценки

результата),

осуществление

проектной

деятельности

,

прогнозирование и ответ на вопрос «Что произойдёт, если...», самостоятельное создание

алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового

характера.

Реализацию

поставленной

цели

нахожу

в

решении

важнейших

задач,

связанных

с

построением системы, обеспечивающей целостность языкового и литературного знания

обучающихся.

Именно

общность

предметов

призвана

формировать

у

обучающихся

целостную

духовную

картину

мира,

выраженную

в

языке

и

литературе.

Определяет

реальные

возможности

для

формирования

способностей

обучающихся

к

самосовершенствованию

и

саморазвитию

путём

сознательного,

активного

и

самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Среди конкретных задач особенно выделяю:

1.

Усвоение

обучающимися

сведений

о

родном

(русском)

языке,

его

стилистических

ресурсах, литературных нормах.

Решение

этой

задачи

обеспечивает

развитие

и

совершенствование

речемыслительной

деятельности,

навыков обучающихся через анализ, классификацию языковых фактов,

оценку их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.

Решение

этой

задачи

также

осуществляется

через

различные

виды

деятельности,

направленные на развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию

обучающихся, потребности к их речевому самосовершенствованию.

3. Развитие самоорганизации и саморазвития обучающихся при работе с текстом.

Эта задача способствует раскрытию и развитию потенциала обучающихся, проявлению

инициативы и самостоятельности в поисково-познавательной деятельности и творчестве.

4.

Развитие

способности

обучающихся

по

восприятию,

пониманию,

интерпретации

художественного

текста,

постижение

через

язык

и

художественную

литературу

мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и

духовных ценностей.

Решение

этой

задачи

направлено

на

воспитание

любви

и

интереса

к

родной

речи,

формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности.

5. Приобщение обучающихся к богатству и красоте родного слова, запечатлённого в

письменных

памятниках

национальной

культуры,

художественных

произведениях,

образцовых текстах, устной и письменной речи.

Это

поможет

обучающимся

осознать

родной

(русский)

язык

как

национальную

и

общечеловеческую ценность, сформировать культуру своей устной и письменной речи.

6. Развитие способностей обучающихся по применению полученных знаний и умений в

собственной речевой практике.

Основная задача, решение которой позволит обучающимся в полной мере реализовать

свои

способности

и

потребности,

совершенствовать

нормативное

и

целесообразное

использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

Среди разнообразных путей решения изложенных задач наиболее значимыми в моей

педагогической практике являются следующие:

1. Создание психологически комфортной обстановки с целью совместной деятельности на

уроке.

Организация

всего

учебного

процесса

таким

образом,

чтобы

обучающийся

мог

испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность. В этой связи я

стараюсь входить в класс с хорошим и бодрым настроением, настраиваю себя на деловое и

активное общение с детьми. Энергично начинаю урок и веду его так, чтобы каждый

ученик был занят делом. Сочетаю умеренные поощрения и наказания. Это обеспечивает

оптимальную мотивацию, которая открывает возможность для развития положительных

свойств. Кроме того, стимулирующая роль и поощрений, и наказаний одинаково важна:

поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания – исправлению, или

коррекции, отрицательных. Обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что «мы

узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить

ещё раз, а что сделать по-другому. Заканчиваю урок, как правило, общей оценкой класса и

отдельных учеников, что даёт возможность всем испытать удовлетворенность от работы

на уроке.

2. Применение технологий личностно-ориентированного обучения.

Особое

значение

здесь

имеет

исследовательский

метод

обучения

коллективной

мыследеятельности. Они ориентированы на поиск учениками самостоятельных решений

учебной проблемы. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти

гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. Поэтому на уроке я ставлю

познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного решения, использую

проблемные творческие задания. Ситуация поиска позволяет обучающимся осмысливать

факты, явления, идеи и делать собственные выводы.

3.

Применение

современных

технологий

обучения,

прежде

всего,

компьютерных.

Их

применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению

интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика.

Отдельные презентации составляю с привлечением обучающихся, которые помогают в

подборке материалов и компьютерном оформлении.

4. Применение здоровьесберегающих технологий.

Это важнейшая составная часть организации урока, позволяющая повысить умственную

работоспособность

обучающихся,

предупредить

преждевременное

наступление

утомления:

отслеживаю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную

разрядку, чередую разные виды деятельности.

5. Применение разных видов контроля знаний обучающихся.

Для проверки качества усвоенного материала применяю опрос, тестирование, карточки,

рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы,

практикую дидактические упражнения и итоговые задания. Для закрепления навыков

грамотного письма использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий,

выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое

внимание

уделяю

опросу

обучающихся,

так

как

именно

опрос

предполагает

систематическую работу над совершенствованием знаний обучающихся, развитием их

языковой культуры и мышления, способностей давать развёрнутый, полный, логически

последовательный ответ. Считаю, что нельзя ограничиваться только изложением фактов,

главным в ответе ученика должно быть рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение

явлений. Стараюсь не допускать односложных ответов. В отдельных случаях разрешаю

пользоваться

при

подготовке

ответа

учебником,

тетрадями.

После

ответа

ученика

проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются

ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах.

6. Мотивация учебно-познавательной и творческой деятельности.

Для мотивации обучающихся включаю в урок фрагменты презентаций, расширяю формы

работы на уроке. Совмещаю видео- и аудиоматериалы с текстовыми. Такое комплексное

освещение

темы

обеспечивает

более

глубокое

погружение

в

учебный

материал,

способствует

его

творческому

осмыслению,

повышает

мотивацию.

Разрабатываю

и

провожу уроки с использованием компьютерной презентации: уроки объяснения нового

материала, уроки-лекции, уроки-обобщения, и другие уроки. Планирую и провожу уроки

коллективной мыследеятельности, на которых обучающиеся работают в группах и парах.

При

необходимости

помогаю

начать

работу

в

группах,

наблюдаю

за

тем,

как

идёт

сотрудничество между учениками, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оцениваю

работу учеников, их сотрудничество в группах, парах. Обучение в сотрудничестве даёт

осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы, осознание

творческой взаимозависимости членов группы, умение вести диалог, идти на компромисс,

уважать

мнение

других.

Привлекаю

обучающихся

к

участию

в

конкурсах,

интеллектуальных играх.

7. Изменение внутреннего отношения обучающихся к уровню своих возможностей и

перспективам их развития.

Оказываю помощь в учёбе на основе индивидуального подхода, используя при этом

методы

и

формы

переубеждения,

переучивания,

поощрения.

Поддерживаю

успехи

каждого ученика в коллективе класса.

8. Систематическое пополнение методической базы и оснащение кабинета.

Приобретаю и изучаю современную методическую литературу, оформляю тематические

папки,

использую

в

работе

педагогический

опыт

других

учителей.

Это

существенно

расширяет

мои

возможности

в

системной

работе

по

формированию

нормированной

устной и письменной речи обучающихся в соответствии с разделами русского языка.

Позволяет

мне

тщательно

готовиться

к

урокам,

не

допуская

некомпетентности

по

предмету.

Качество условий моей педагогической деятельности во многом определяется пониманием

администрацией

учебного

заведения

необходимости

создания

условий

для

более

эффективной деятельности учителей.

В качестве методического обеспечения, наряду с имеющимися учебно-методическими

пособиями,

я

использую

собственные

разработки.

Так

мною

разработана

авторская

программа по родному (русскому) и родной (русской) литературе, кружковой работы

«Золотое слово».

В целях повышения своего уровня профессиональной деятельности планирую темы по

самообразованию.

Среди них темы:

«Создание ситуации успеха на уроках родного

(русского) языка и родной (русской) литературы».

Ведущим средством обучения считаю учебник «Русская словесность», учебник «Вокруг

тебя

мир»,

учебники

по

русскому

языку

и

литературе,

а

также

методические

рекомендации авторов-составителей учебников.

Кроме того, я использую в своей работе дидактические материалы, материалы из опыта

работы

других

учителей,

справочники,

словари,

различные

наглядные

пособия,

технические средства обучения.

Мои достижения:

Наиболее важными, на мой взгляд, достижениями считаю:

создание

положительного

психологически

комфортного

климата

на

уроках

(родного) русского языка и родной (русской) литературе;

повышение интереса обучающихся к образовательному процессу, включение их в

социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы, фестивали);

позитивная динамика обученности учеников;

достижения обучающихся.



В раздел образования