Автор: Кальсина Ирина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГБОУ ВДЦ "Океан"
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: НОД
Тема: "Путешествие в страну сказок"
Раздел: высшее образование
1
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Всероссийский детский центр «Океан»
детский сад
Конспект
непрерывной
образовательной
деятельности
в
средней
группе
Образовательная
область
«Речевое
развитие»
Тема:
« Путешествие в страну сказок »
Подготовил воспитатель:
Кальсина Ирина Алексеевна
Владивосток 2017г.
2
Организация непрерывной образовательной деятельности детей
в средней группе по теме «Путешествие в страну сказок».
Автор конспекта НОД: Кальсина Ирина Алексеевна, воспитатель д/сада ФГБОУ ВДЦ «Океан» г.Владивостока.
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках («Колобок», «Репка», «Гуси лебеди», «Волк и семеро козлят», «Три
медведя», «Кот, петух и лиса»), развитие связную речь детей.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие» (художественное чтение), «Социально-коммуникативное развитие»: закреплять знания детей о сказках, используя
выразительные средства для передачи содержания текста, различные материалы и приемы. Приобщение к словесному искусству, формирование
интереса к художественной литературе и эмоциональный отклик на литературное произведение.
Задачи образовательных областей в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки,
отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать умение жестом и мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной
фразы, отрывку и эмоциональные переживания героя.
«Познавательное
развитие»:
формировать
первичные
ценностные
представления
о
моральных
и
нравственных
нормах
поведения.
Продолжать знакомство с героями русских народных сказок; формировать умение узнавать и называть их по отдельным иллюстрациям,
загадкам;
развивать умение отличать сказочного героя от реального человека;
воспринимать изображённое на картине: отвечать на вопросы по
содержанию художественного произведения.
«Речевое развитие»: учить детей конструктивно выражать эмоции, общаться с окружающими вербально и невербально.
«Художественно-эстетическое развитие»: приобщать к художественному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса.
«Физическое развитие»: развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи пальчиковой гимнастики.
Региональный компонент: - расширение и углубление знаний воспитанников по русским народным сказкам;
- развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-
нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;
- физическое совершенствование дошкольников координации движений в соответствии с их возрастными и
физическими возможностями;
- воспитывать интерес и желанию помочь героям в трудной ситуации, сопереживать;
Целевые ориентиры: инициативность, самостоятельность, уверенность, развитая устная речь, любознательность, умение подчиняться нормам и
правилам, развитое воображение, способность к волевым усилиям.
3
Предполагаемый результат: речевая активность; проявление эмоционального отношения к литературным и художественным произведениям;
умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игры; умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на
них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями; умение узнавать знакомые сказки,
характеризовать их, знать героев сказки; умение самостоятельно делать выводы.
Предпосылки универсальных учебных действий: формирование у детей моральных и нравственных норм поведения, чувства сопереживания и
сострадания героям сказки. Развитие умения запоминания и пересказывания русских народных сказок, эмоционально отображая свое отношение
к ним.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок, дидактические игры,
показ сказок на фланелеграфе, игры – инсценировки по русским народным сказкам.
Словарная работа: беседы на тему: почему сказка русская народная; какие бывают герои сказок: злой, хитрая, рыжая, смелый, храбрый,
непослушный, дружная семья
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные.
Оборудование для педагога: подборка музыкальных треков (мелодия – «В гостях у сказки», Валентина Толкунова «Сказки»); иллюстрации по
сказкам; макет «русская печь»; декорация яблони; корзинка с яблоками; самовар.
4
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Образовательные
задачи
Формы организации
работы,
методы, приёмы
Целевые ориентиры
(характеристики)
Предполагаемый
результат. Формирование
предпосылок. УУД
Воспитатель: На фоне музыки
«Приходите в сказку», дети
заходят в группу, становятся в
круг.
Ребята! Сегодня к нам пришли
гости. Давайте поздороваемся и
представимся.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Посмотрю на ваши лица,
С
кем
бы
мне
здесь
подружиться?
Я
–
Ирина
Алексеевна,
а
ты
кто?
Ответь
мне,
как
тебя
ласково
зовут (Настенька, Ванечка…).
Здравствуйте, милые дети,
Вы всех прекраснее на свете.
Вот таких хороших пригожих я
приглашаю на занятие.
(Дети проходят и садятся на
стульчики)
Воспитатель: Сегодня у нас
необычное занятие.
Социально-
коммуникативное
развитие.
Переключение
внимания
детей
на
предстоящую
деятельность,
стимуляция
интереса
к
ней,
либо
просто
сконцентрировать
внимание
детей
любым
способом,
например,
упражнение
на
внимание,
эмоционально-
психологический
настрой.
Развитие
свободного
общения,
диалогической
речи.
Слово
Ребенок,
проявляющий
любознательность,
активность
при
взаимодействии
со
взрослым.
5
Мы с вами отправимся в
«Страну сказок».
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь и не найти.
Воспитатель: Ребята, а вы
сказки любите? (Да)
- Какие русские народные
сказки вы знаете? (Ответы
детей)
- Почему эти сказки
называются народными?
Дети: Потому что их написал
народ.
Воспитатель: Совершенно
верно. Все эти сказки написал
русский народ.
Любите ребята сказки!
Вижу, заблестели глазки!
Много сказок знаете.
Сейчас их повстречаете!
Воспитатель: Закройте глаза, а я
скажу волшебные слова: “Где
ты сказка, отзовись, нам
ребятам покажись”! (звучит
волшебная музыка)
Игровая
Сюрпризный
момент
Аутирование
Загадки
Аудиозапись
Умение слушать музыку
Ребенок,
обладающий
развитым
воображением,
которое
реализуется
в
имитации движений
Проявляющий внимание к
словесному искусству, с
задатками развития
художественно-
литературного и
эстетического вкуса.
6
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Образовательные
задачи
Формы организации работы,
методы, приёмы
Целевые ориентиры
(характеристики)
Предполагаемый
результат.
Формирование
предпосылок УУД
7
На доске иллюстрация к сказке
«Волк и семеро козлят»)
- Дети, вы узнали сказку?
- Что построила себе коза?
- А что она наказывала козлятам?
- Кто подслушал козу?
- Какой волк? (ответы детей)
- Какую песенку пела коза, когда
возвращалась домой? Спойте.
Воспитатель: (звучит волшебная
музыка)
Тише, детки не шумите,
Нашу сказку не спугните,
Здесь бывают чудеса.
Сказка спряталась пока.
Закрывайте глазки и вместе со
мной говорите: “Где ты сказка,
отзовись, нам ребятам покажись”
(иллюстрация к сказке «Три
медведя»)
- Открывайте глаза. В какую
сказку мы попали?
Дети: Три медведя.
Воспитатель: Что случилось в
этой сказке?
Дети: Одна девочка пошла в лес и
заблудилась. Пришла к домику,
где жили три медведя.
Воспитатель: А давайте
вспомним, как звали медведей?
(показ иллюстрации)
Речевое развитие.
Социально-
коммуникативное
развитие.
Познавательное
развитие и
речевое развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Речевое
развитие
Игровая
ситуация
Дидактическая
игра
актуализация
уже
имеющихся
знаний,
представлений.
Умение
следить
за
развитием
сюжета
художественног
о произведения
Слово,
вербальные
игровые
действия
Развитие воображаемой игровой
деятельности детей.
Тактильные
действия,
анализ
и
синтез, слово
Наглядность,
беседа,
ситуативный
разговор
Жест, мимика, движения
Наглядность,
ситуативный
разговор
Ассоциации детей
Показ выполнения физических
упражнений
Создание
проблемной
ситуации,
ситуативный разговор
Эмоционально
вовлекающийся
в
предложенную
игровую
ситуацию,
активно
взаимодействующий
со взрослым
любознательный,
активный
Умеющий
сравнивать,
анализировать.
Умеющий
различать
условную и реальную
ситуацию.
Обладающий
чувством ритма,
умеющий передавать
своё эмоционально-
8
Дети: Михайло Иванович,
Настасья Петровна, Мишутка.
Воспитатель: Кто из них самый
большой? Кто самый маленький?
Воспитатель: Сказка, сказка
приходи!
Будут рады малыши.
Воспитатель: А вот чтобы она
появилась, надо отгадать загадку.
Из муки он был печён,
На сметане был мешён,
На окошке он студился
По дорожке укатился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Кто же это? (Колобок)
(иллюстрация к сказке
«Колобок»)
Воспитатель: Кто покатился по
дорожке? (колобок)
- А куда покатился колобок? (в
лес)
- Какую же песенку пел колобок?
Пальчиковая игра «Колобок»
Я колобок, колобок!
(катают
в
руках
воображаемый
колобок)
По сусекам скребён,
(правой ладонью скребут по левой
ладони)
По амбару метён,
Физическое
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Речевое развитие
Развитие
физических
качеств
(выносливости,
координации),
появление
волевых усилий
при выполнении
заданных
упражнений.
Умение
осознанно
имитировать
движения
Формировани
е таких качеств,
как
желание
прийти
на
помощь,
сочувствие,
Наглядность, ситуативный разговор
Постановка
в
определенную
ситуацию
Аудиозапись, наглядность, слово
Умение проявлять
самостоятельность
Двигательные движения
Пальчиковая гимнастика
образное содержание.
Овладевший
основными
движениями,
стремящийся к
физическому
совершенствованию
Сформированность
первичных
ценностные
представлений
о
моральных
и
нравственных нормах
поведения
Проявляющий
волевые усилия в
различных видах
9
(имитируют подметание пола)
На сметане мешён,
(делают
круговые
движения
кистью правой руки)
В печку сажён,
(показывают обе руки, вытянутые
вперёд)
На окошке стужён,
(показывают руками на окно)
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
(перебирают
средним
и
указательным
пальцем
правой
руки по левой ладони)
Воспитатель:
Кого
повстречал
колобок на своём пути? (ответы
детей)
- А что случилось с колобком,
когда он встретил лису? (ответы
детей)
Воспитатель: Продолжается наше
путешествие по сказочной стране.
…Ушёл
кот,
а
лиса
пришла
и
запела.
Воспитатель: Какую песенку пела
лиса? (Петушок, петушок Золотой
гребешок… )
- Ребята, вы узнали сказку?
(иллюстрация
к
сказке
«Кот,
петух и лиса»)
Воспитатель: Почему коту
отзывчивость
Формирование
волевых качеств,
дать
почувствовать
состояние
героя
сказки
Диалог
Полилог
деятельности
Обладающий
чувством
справедливости,
сострадания
к
окружающим
10
приходилось спасать петушка?
Дети: Потому что
петушок не слушал кота, и
выглядывал в окошко.
Воспитатель: А что бы
случилось, если бы кот испугался
и не побежал выручать
петушка? Скажите, какой был
кот? А лиса какая?
Воспитатель: Название
следующей сказки вы узнаете,
ответив на вопрос: “Как
называется сказка, в которой
благодаря дружной работе всей
семьи удалось собрать большой
урожай этого овоща?”
(иллюстрация репки)
Воспитатель:
Эта
сказка
про
дружную семью.
Как – то летом, при погоде,
Во саду ли, в огороде,
Взяв лопату, сбросив кепку,
Посадил дед чудо репку…
- Кто пришёл помогать деду репку
тянуть?
(Дед,
бабка,
внучка,
Жучка, кошка, мышка)
(иллюстрация к сказке «Репка»
со всеми героями)
Воспитатель: Как вы думаете,
почему они вытянули репку?
(тянули все вместе, дружно)
11
Воспитатель: (звучит музыка) А
вот ещё одна сказка к нам
торопится.
Закройте глазки и вместе со мной
скажем
волшебные
слова:
«Сказка, сказка,
отзовись, нам ребятам покажись!»
(иллюстрация к сказке «Гуси -
лебеди»)
Воспитатель: В сказку с вами мы
попали, а в какую отгадали?
- Почему так случилось, что гуси
– лебеди унесли Ваню?
- Где же нашла своего братца
Алёнушка?
- Кто помог девочке убежать?
- А кто прятал Алёнушку и Ваню,
когда
они
убегали
от
гусей
–
лебедей?
12
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Образовательн
ые задачи
Формы организации работы,
методы, приёмы
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Предполагаемый
результат.
Формирование
предпосылок. УУД
Воспитатель: С той поры уж
много лет, жили все они без
бед.
Воспитатель: Ребята, как вы
думаете,
чему
учат
нас
сказки? (быть послушными,
добрыми,
дружными,
помогать друг другу и т. д.)
Молодцы.
Вот
и
закончилось
наше
путешествие
в
«Страну
сказок»
Воспитатель:
Вас
мне
жалко огорчать,
Сказки надо бы кончать,
А за то, что вы старались,
Слушали и улыбались,
Очень
вас
благодарю
и
подарки подарю –
Яблонька
свои
дары
принесла
для
детворы
(выносят яблоки)
Чудо
–
печка
удивила,
сладких плюшек подарила.
Речевое развитие
Сюрпризный
момент
Подведение
итогов
НОД
с
разных
точек
зрения:
качества
усвоения
новых
знаний,
качества
выполненной
работы,
обобщение
полученного
ребенком опыта. В
завершение,
воспитатель
совместно
с
детьми
фиксирует
новое
знание
в
устной
речи
и
организует
осмысление
их
деятельности
на
занятии
с
помощью
вопросов:
«Где
были?»,
«Чем
занимались?»,
«Что
узнали?»,
«Кому помогли?».
Слово,
Наглядность,
ситуативный
разговор
Владеющий
активной
речью,
умеющий
рассуждать,
давать
правильную
оценку
своим
действиям
и
действиям
окружающих
людей
(литературным
героям).
13
(из
печки
достают
плюшки)
Ну, а речка – сладкий чай,
пей, да сказки вспоминай!
Воспитатель
отмечает:
«Смогли
помочь,
потому
что
научились
...,
узнали ...».
Формирование
элементарных
навыков
самоконтроля,
самооценки.
Опираясь
на
свои
знания
и
умения,
давать
оценку
поступкам
героев
литературных
произведений.
Развитие
навыков
самоконтроля,
самокритичности