Напоминание

«Использование ИКТ в воспитательно–образовательном процессе ДОУ»


Автор: Попова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Росиночка"
Населённый пункт: Город Тамбов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование ИКТ в воспитательно–образовательном процессе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад «Росиночка»

Методическая разработка

«Использование ИКТ в

воспитательно-образовательном

процессе ДОУ»

Выполнила :Попова Т.Н.

Тамбов 2019

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду –

актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные

технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных

способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению,

воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет

развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить

воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.Детское

образовательное учреждение –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются

те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс

обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время

образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может

сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий,

в том числе и компьютерных.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и

коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств,

обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с

внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это

комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств

вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для

совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации,

воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития,

диагностики и коррекции детей.

Средства ИКТ включает в себя:

• Компьютер

• Ноутбук

• Музыкальный центр

• Мультимедийный проектор

• Телевизор

• Видеоплеер

• Фотоаппарат

• Принтер

• Сканер

• Мобильный телефон

• Видеокамера

• Интерактивная доска

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном

образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким

распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов,

сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью

процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового

поколения, но и удобно для современного педагога.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в

обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

Цель ИКТ в дошкольном образовании:

повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-

образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;

обеспечение взаимодействия с семьёй;

обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для

родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих

(контролирующих) организаций;

повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);

облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-

ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);

облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);

обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);

возможность самореализации;

возможность самообразования.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и

перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит

диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде.

Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых

исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются

различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом

отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования

компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь

можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного

портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный,

быстрый и современный способ распространения новых методических идей и

дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их

проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов

может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых

методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые

методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим

опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик,

технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при

подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное

повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов

педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких

курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой

осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения

квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без

отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических

проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень

самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях

часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А

дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на

надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более

эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации

педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно –

образовательного процесса.

3. Воспитательно – образовательный процесс.

Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:

- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным

принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип

наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного,

так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во

время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с

детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс

информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой

На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски».

На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается

необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые

материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы

с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук),

мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально

окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и

демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных

гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий

материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей

структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае

задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не

только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у

малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации

сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно –

воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов

функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания

обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития

с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и

запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование

презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит

педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет

следующие достоинства:

- Осуществление полисенсорного восприятия материала;

- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора

и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию

способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной

литературы;

- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной

сенсорной системе;

- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода

информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного

материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально

окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются

прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует

хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по

математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей

при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств

предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в

предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных

признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

2. Занятие с помощью компьютера

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько

воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая

обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод

программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с

электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет

необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления

материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить

у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в

результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное

количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного

возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие

программы для детей:

- исследовательский характер,

- легкость для самостоятельных занятий ребенка,

- развитие широкого спектра навыков и представлений,

- высокий технический уровень,

- возрастное соответствие,

- занимательность.

Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать

компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за

пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение

оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от

наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и

режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной

деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций,

решить которые ребенок может самостоятельно.

При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный

компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное

обеспечение.

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор

отсутствуют:

- Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

- Систематизация компьютерных развивающих программ;

- Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый

специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать

подход и внедрять его в свою деятельность.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и

вычислительной техники.

Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их

проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста

детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.

Правильное использование ИКТ приводит к целому ряду положительных моментов:

1. Обогащает занятие эмоциональной окрашенностью.

2. Психологически облегчает процесс усвоения.

3. Возбуждает живой интерес к предмету познания.

4. Формирует навык исследовательской деятельности.

5. Расширяет общий кругозор.

6. Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях.

7. Освобождает от рутинной ручной работы.

8. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.

Вывод: использование ИКТ способствует повышению качества образовательного

процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет

к росту их достижений, ключевых компетентностей.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада

возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в

различных видах образовательной деятельности. Совместная

организованная деятельность педагога с детьми имеет свою

специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением

большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и

видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с

её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать

процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным,

откроет новые возможности образования не только для самого

ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не

обладали информационно-коммуникационные технологии, но

заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не

должны.

Список использованной литературы.

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное

воспитание, 1991г., № 5

3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном

детстве». М, Сфера, 2008

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. -

М.: Педагогическое

общество России, 2000



В раздел образования