Автор: Ершова Валентина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №4 "Морозко"
Населённый пункт: город Мегион, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: "Путешествие в прошлое"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Морозко»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по воспитанию гражданско – патриотических чувств посредством ознакомления
с родным городом по пособию «Мой город Мегион»
в группе «Б» общеразвивающей направленности
для детей в возрасте от 6 до 7 лет
Тема: «Путешествие в прошлое»
Составила: Ершова В.А.
воспитатель
г.Мегион
Цель: формирование гражданско-патриотических чувств и закрепление представления о
родном городе - Мегионе.
Задачи:
Образовательная: уточнить и закрепить знания детей об историческом прошлом и
настоящем города Мегион; умение узнавать на фотографии знакомые объекты, знать их
назначение; продолжать формировать понятие «малая Родина». Закрепить понятие
архитектура.
Развивающая: Развивать познавательные способности, логическое мышление,
способность рассуждать, высказывать свое мнение.
Воспитательная: Воспитывать чувство гордости за свой родной город; способствовать
нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Словарная работа: «Малая Родина», архитектура, достопримечательность, хантыйское
поселение, Майон.
Интеграция образовательных областей:
Развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная,
двигательная.
Предварительная работа: рассматривание альбомов и слайдов о Мегионе, о жизни и
быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, беседы о родном городе и
его достопримечательностях.
Методические приёмы:
Игровые: организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровые
упражнения.
Наглядные: использование ИКТ, демонстрационный материал.
Словесные: отгадывание загадок, индивидуальные ответы детей, вопросы, указание,
поощрение, беседа, рефлексия.
Практическое: продуктивная деятельность.
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитная доска,
слайдовая презентация «Мегион – прошлое и настоящее».
Демонстрационный материал: слайды, иллюстрации.
Раздаточный материал: разрезные картинки
Форма проведения: подгрупповая
Ход НОД
Ребята давайте поздороваемся с гостями.
Воспитатель:
Ребята
я
предлагаю
вам
поиграть
в
игру.
Выполняем
движения
под
стихотворение Владимира Натановича Орлова «Родное»:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья-
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое-
Это всё мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Воспитатель: О чем стихотворение? Что такое Родина? (ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть родина – край, где он родился, где вырос, где всё
кажется знакомым, особенным, прекрасным и родным. Где твой родной дом, твоя семья.
Наш город частица нашей огромной Родины, наша «малая Родина».
(Стук в дверь: пришла посылка от ханта Микуля - книжка с загадками)
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришла посылка, посмотрим от кого она?
Посылка от ханта Микуля, он прислал нам книжку с загадками и просит помочь ему
отгадать загадки. Поможем? (ответы детей)
Присаживаемся на стульчики.
На каждую отгадку иллюстрация (школа, библиотека, поликлиника, почта, детский сад,
памятник).
Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет
Что это? (Школа)
Что за чудо-книжкин дом.
У каждой книжки место в нем. (Библиотека)
Где излечат вас от боли?
Скажут вам - откройте рот!
Спросят:- не болит живот?
И когда пойдете вы,
Явно на поправку _
Вас отправят в детский сад
и напишут справку. (Поликлиника)
Отправить заказное
И с марками письмо
Не можем в магазине,
так не дойдет оно.
И также телеграмму,
Посылку отослать
Газеты и журналы
С доставкой подписать. (Почта)
Туда хожу я каждый день,
Так нужно, даже если лень.
Там всех уже пять лет я знаю
Я с ними ем и сплю, играю
Туда ходить я очень рад,
Там мой любимый …(Детский сад)
Чтобы помнили всегда
И ценили подвиги
Чтоб не повторять ошибок
Возводят люди … (Памятники)
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти здания? А где мы могли их видеть? Как называется
наш город? (Мегион) Второй слайд - город Мегион
Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе.
Наш город находится на берегу реки. Какой реки? (Мега) Третий слайд – река Мега
Расскажите ребята, чем вам нравится наш город? (красивый, маленький, спокойный, много
достопримечательностей, много красивых зданий, памятников и т.д.)
Город Мегион небольшой, а сколько в нём есть всего, что может нравится. Один город
отличается от другого, прежде всего зданиями. Во всех городах есть такие здания, которых
нет в других городах (показать слайд четвёртый и пятый – здания Мегиона). По-другому,
можно сказать, что в каждом городе своя архитектура. Архитектура – это строительство
зданий
и
других
сооружений.
Человек,
который
придумывает
различные
здания
и
сооружения называется «архитектор».
Давайте с вами повторим, что такое архитектура? Архитектор?
Воспитатель: Сейчас мы живем в современном городе. Но Мегион не всегда был такой.
Что было раньше на месте нашего города? (высказывания детей)
Давайте выясним, как выглядел Мегион, много лет назад и как он образовался.
Воспитатель: Давным-давно на месте Мегиона существовало хантыйское поселение.
(Шестой слайд – хантыйское поселение). Поселились ханты на берегу реки Мега. Тогда
Мегион назывался Майон или Майонские юрты с двумя дворами и населением 14 человек.
Воспитатель: Давайте вместе проговорим слово Майон и Майонские юрты.
Воспитатель: Как
называют
дом
хантов?
Из
чего
его
делают? (дом
хантов
–
чум,
изготовлен из деревянных палок и оленьих шкур(зимой) и из бересты (летом) в форме
конуса.
Физминутка:
Чум, чум, ты мой дом. (шагаем на месте)
Побывайте в доме том! (развели руки в стороны)
Гости явятся едва, (повороты туловища влево-вправо)
В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)
Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)
Угостить торопится. (присели)
Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши)
Круглые оладушки! (шагаем на месте)
Молодцы ребята, присаживаемся и продолжим наше путешествие в прошлое Мегиона.
Позже Хантыйское поселение Майонские юрты превратилось сначала в деревню, а потом
в поселок, который назвали Мегион (Седьмой слайд – посёлок Мегион). В посёлке строили
только самое необходимое. Открылась школа (Восьмой слайд – школа), детский сад. Дома
были маленькие одноэтажные, деревянные (Девятый слайд). Постепенно сюда приезжали
люди, рождались дети. Посёлок рос (десятый и одиннадцатый слайд). Строились и
открывались:
почта,
больница,
музыкальная
школа,
дом
культуры
(двенадцатый,
тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый слайды). Время шло, и посёлок стал
городом. В нём стали строить многоэтажные дома современные здания (Шестнадцатый и
семнадцатый слайд).
Ребята, оказывается помимо книжки с загадками хант Микуль, прислал нам подарок.
Давайте посмотрим что за подарок? фото-пазлы (разрезные картинки), я предлагаю вам
разделиться
на
две
команды
и
собрать
пазлы,
и
тогда
мы
увидим
что
за
картинки
получились. (Мегион в прошлом и настоящем).
Самостоятельная работа детей.
Подведение итога:
Что получилось на картинках?
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Что вам понравилось? Что запомнилось?
А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями, занятие окончено.