Напоминание

«Профилактика и коррекция поведенческих нарушений у детей с особыми образовательными потребностями».


Авторы: Колегова Ольга Аркадьевна, Кирова Лариса Алексеевна
Должность: старший воспитатель, педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад № 15"
Населённый пункт: г. Чернушка , Пермский край
Наименование материала: проект
Тема: «Профилактика и коррекция поведенческих нарушений у детей с особыми образовательными потребностями».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработчики:

Колегова О.А., старший воспитатель,

Кирова Л.А. педагог-психолог

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 15»

Г. Чернушка Пермский край

Проект «Профилактика и коррекция поведенческих нарушений у детей с особыми

образовательными потребностями».

По определению французского

ученого Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин,

который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность

требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

Этот

термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков,

нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах

образования,

он

подчеркивает

ответственность

общества

за

выявление

и

реализацию

этих

потребностей. Особые

образовательные

потребно сти

могут

быть

обусловлены

ка к

психофизическими нарушениями, так и социальными факторами, п

оэтому,

к

детям

с

особыми

образовательными

потребностями (далее ООП) можно отнести:

-детей с ОВЗ и инвалидов

-детей группы риска и СОП

-одаренных детей

В детском саду, приходится работать со всеми категориями детей.

Виды поведенческих нарушений:

Агрессивное поведение

Под

агрессивным

поведением

понимают

целенаправленные

действия

разрушительного

характера,

противоречащие

нормам

и

правилам,

принятым

в

социуме.

Ребенок

вызывает

у

окружающих

психологический

дискомфорт,

причиняет

физический

ущерб

живым

и

неживым

объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В

поступках

инфантильных

детей

прослеживаются

черты,

характерные

более

раннему

возрасту

или

предшествующему

этапу

развития.

При

соответствующем

уровне

физических

способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой

обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки

в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что

сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота

как реакция на стресс.

Анализируя причины поведенческих нарушений детей с ООП, выделила следующие:

1.

Нарушения эмоционально-волевой сферы. Обычно они проявляются в повышенном эмоциональном

возбуждении, двигательной расторможенности.

2.

Неуверенность

в

собственных

силах,

либо

завышенная

самооценка.

Ре бе н о к застенчивый,

замкнутый, либо с демонстративным типом поведения.

Для коррекцииповеденческих нарушений у детей дошкольного возраста, создания модели

взаимодействия

педагогических

работников

и

родителей,

мною

был

разработан проект

«Профилактика и коррекция поведенческих нарушений у детей с особыми образовательными

потребностями»,

Цель:

Создание условий для психолого-коммуникативных занятий с детьми по коррекции

поведенческих нарушений у детей ООП.

Задачи проекта:

1.

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах

профилактики

и

коррекции

поведенческих

нарушений

у

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

2.

Повышение

родительской

компетентности

в

вопросах

профилактики

и

коррекции

поведенческих нарушений у детей с особыми образовательными потребностями

3.

Разработать план

взаимодействия воспитателей

и родителей по

профилактике и

коррекции поведенческих нарушений у детей с особыми образовательными потребностями.

4.

Создание комплекта методического сопровождения для профилактики и коррекция

поведенческих нарушений у детей с особыми образовательными потребностями

5.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды кабинета психолога для

профилактики

и

коррекции

поведенческих

нарушений

у

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

Для реализации поставленных задач спланированы следующие мероприятия:

Направление работы

срок

Ответственн

ый

Предпола-

гаемый

результат

1.Организационный этап

1

Изучение методической литературы, интернет-сайтов

по созданию и обогащению РПС кабинета педагога-

психолога

играми,

пособиями

для

детей

с

особенностями развития.

сентябрь-

октябрь

2018

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Колегова

О.А.,

старший

воспитатель

Составление

плана-

проекта

2

Составление

картотеки

игровых

обучающих

ситуаций для детей дошкольного возраста (пособие

О.А.Карабановой

«Развитие

игровой

деятельности

детей 2-8 лет»)

октябрь-

ноябрь

2018г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

5карточек

3

Р а з р а б о т к а

к а р т о т е к и

н а б л ю д е н и й

з а

взаимодействием

в

воспитательно-образовательном

процессе в ДОУ по направлениям:

педагог-дети

дети-дети

ноябрь-

декабрь

2018г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

3 карточки

4

Приобретение игровых и развивающих пособий для

для

развития

социальных

навыков,

культуры

общения с окружающими и сверстниками для детей

3-7л

Октябрь-

ноябрь

2018г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Колегова

О.А.,

старший

воспитатель

2-3 пособия

5

Разработать консультацию и тест для родителей «Кто

прав», по способам выхода из конфликтных ситуаций

Ноябрь 2018

г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

подбор

тестового

материала

6

Психологическая оценка взаимодействия участников

воспитательно-образовательного

процесса

во

всех

возрастных группах ДОУ

Сентябрь-

декабрь 2018

г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Карты

наблюдений

7

Выявление

детей,

нуждающихся

в

психолого-

педагогической

коррекции

по

профилактике

и

коррекции поведенческих нарушений

Сентябрь-

декабрь 2018

г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Характерист

ики

8

Создание картотеки игровых и проблемных ситуаций

Сентябрь-

Кирова Л.А.,

Картотека

для

детей

по

устранению

причин

поведенческих

нарушений

декабрь 2018

г

педагог-

психолог

По 5

карточек на

каждое

нарушение

9

Семинар-практикум

«Конфликтные

ситуации

в

группе. Способы их предотвращения и разрешения»

Декабрь

2018г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Колегова

О.А.,

старший

воспитатель

Конспект

семинара-

практикума

2.Практический этап

1

Использование игровых ситуаций в индивидуальной

коррекционно-развивающей деятельности с детьми с

поведенческими нарушениями

декабрь-

апрель

2019г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Тетрадь

фиксации

результатов

2

Координация

взаимодействия

детей,

педагогов

и

родителей

по

профилактике

по вед е нче с ких

нарушений и конфликтных ситуаций.

Декабрь-

апрель

2019г

Колегова

О.А.,

старший

воспитатель

Журнал

учета

работы с

родителями.

3

Консультации по запросам

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Колегова

О.А.,

старший

воспитатель

Журнал

учета

работы с

родителями.

3. Аналитический этап

1

П с и хол о го - п ед а го г и ч е с ко е

н а бл юд е н и е

з а

взаимодействием

участников

во спит ательно-

образовательного пространства

Апрель-май

2019г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Карты

наблюдений

2

Анализ эффективности коррекционной деятельности

по

развитию

и

укреплению

эмоционально-волевой

сферы дошкольников (тесты, диагностики)

Март-апрель

2019г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Колегова

О.А.,

старший

воспитатель

Аналитическ

ая справка

3

Отчет о реализации проекта на педагогическом совете

ДОУ

Май 2019г

Кирова Л.А.,

педагог-

психолог

Отчет о

реализации

проекта

Предполагаемые результаты:

1.

Создание комплекта методического сопровождения для коррекции поведенческих нарушений у детей

с

ООП

(консультационный

материал

для

педагогов

и

родителей;

картотеки

игр

и

игровых

обучающих ситуаций для детей)

2.

Решение проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной

деятельности педагогов, воспитанников и их родителей.

3.

Гармонизация семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности

и

психолого-педагогическое

просвещение

в

вопросах

воспитания

и

развития

детей



В раздел образования