Напоминание

«СЮЖЕТНО–РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ


Автор: Тяпухина Светлана Васильевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Починковский детский сад №8
Населённый пункт: с. Починки, Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка интерактивного семинара–практикума
Тема: «СЮЖЕТНО–РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

КАЗ ЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ

О Б РАЗ О ВАТ ЕЛ Ь Н О Е

УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЧИНКОВСКИЙ

ДЕТСКИЙ

САД

№8

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

ИНТЕРАКТИВНЫЙ

СЕМИНАР

-

ПРАКТИКУМ

ПО

ТЕМЕ

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ

ИГРЫ

ДЕТЕЙ

В

СОВРЕМЕННОМ

МИРЕ»

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ

РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ

(время

проведения

0 1 . 1 2 . 2 0 1 8 г. )

С о ст а в и л:

с т а р ш и й

в о с п и т а т е л ь

Тяпухина

С . В .

с. Починки, 2019г.

Сюжетно - ролевая игра. «Игра нового поколения»

1

Аннотация: игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника,

поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет

важнейшие изменения в его психических процессах.

Ключевые

слова: психологические

процессы,

окружающий

мир,

взаимоотношения,

интеллект

Разностороннее развитие детей в игровой деятельности

Целевые ориентиры дошкольного образования

(ФГОС ДО)

Характеристики возможных достижений ребенка:

проявляет инициативность и самостоятельность;

уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к

другим;

обладает развитым воображением;

достаточно

хорошо

владеет

устной

речью,

складываются

предпосылки

грамотности;

проявляет творческие способности;

развита крупная и мелкая моторика;

способен к волевым усилиям в разных видах деятельности;

проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.

Социально-коммуникативное развитие

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности.

Развитие

общения

и

взаимодействия

ребёнка

со

в з р о с л ы м и

и сверстниками.

Становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий.

Развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости, сопереживания.

Формирование готовности к совместной деятельности.

Формирование

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности

к

своей

семье и сообществу детей и взрослых в организации.

Формирование

позитивных

установок

к

различным

видам

т руд а

и творчества.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Большинство

психологов

и

педагогов

считают

игру

в

дошкольном

возрасте

основной психологического развития ребенка, при этом игра – одно из наиболее

непонятных деятельностей.

Однако в настоящее время игра детей все больше беднеет и скуднеет.

По

мнению

экспертов,

«Игра

нужна

детям

для

развития

познавательных

и

моторных навыков, а также для познания окружающего мира людей и своего места в

нем. Социальные навыки детей развиваются в ходе взаимодействия со сверстниками,

где дети узнают, что такое правила, как эти правила вырабатываются, и что такое

справедливость. Они учатся сотрудничать и делиться друг с другом. Их самооценка

2

развивается, когда они ставят и успешно решают задачи, взаимодействуют с другими

детьми и решают личные, физические, интеллектуальные и социальные проблемы.

Классификация игр

Условно выделяют три класса игр:

1. игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и

театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные);

2. игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические,

подвижные);

3. народные игры (созданные народом)

4. Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса. Более подробно остановимся

на сюжетно-ролевой игре, как любимой форме игровой деятельности.

Развитие игры.

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать

взрослых

как

носителей

различных

социальных

ролей

-

папы,

мамы,

врач

а,

пожарного, воспитателя. Малышам очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И

только один единственный вид деятельности помогает устранить противоречие

между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития

детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой

деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой

сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже

на

третьем

году

жизни

дети

отличают

игровое

действие

от

реальной.

Принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например,

куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые

действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают

объединяться

простым

сюжетом,

который

воспроизводит

несложные

ситуации

из

реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".

Игры,

моделирующие

отношения

взрослых

людей

и

требуют

взаимодействия

нескольких

партнеров,

то

есть

сюжетно

-

ролевые,

становятся

доступными

для

большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры:

Сюжетно-ролевая

игра

имеет

следующие

структурные

компоненты:

сюжет,

содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой

сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий,

взаимоотношений

из

жизни

и

деятельности

окружающих.

При

этом

его

игровые

действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.)

одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский

сад).

Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу,

магазин и т. д.).

3

Общественные (игры в празднование дня рождения города, в библиотеку, школу и

т.д.).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку

зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных

условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей,

труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей,

работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили

экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали

эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые

сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую

Отечественную

войну

сражения,

бомбежки,

партизан

и

др.),

после

полета

Ю.

Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного

пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической

станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы

связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти

сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как

отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком

в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между

взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В

зависимости

от

глубины

представлений

ребенка

о

деятельности

взрослых

меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача,

многократно

повторяли

одни

и

те

же

действия:

измеряли

температуру,

смотрели

больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении

врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в

больницу,

уточняли,

какие

специалисты

будут

лечить

больных:

хирург,

окулист,

педиатр.

В

зависимости

от

специализации

врача

каждый

играющий

выполнял

специфические

действия,

при

этом

врачи

ласково

разговаривали

с

пациентами,

уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства.

Таким

образом,

в

содержании

игры

выражены

разные

уровни

проникновения

ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и

отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует:

«человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей

деятельности,

элементарного

постижения

общественного

смысла

труда,

в

играх

начинают отражаться взаимоотношения людей («человек-человек»), а сами предметы

легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно

представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в

двух основных направлениях:

1.

Косвенное

руководство

(без

вмешательства

воспитателя

в

игру,

направленное на обеспечение опыта детей):

наблюдения;

целевые прогулки;

экскурсии

4

беседы;

чтение художественной литературы;

просмотр кино, видеофильмов;

занятия (особенно речевые)

рассмотрение иллюстраций;

ознакомление с атрибутами, предметами

- заменителями и способами их использования;

организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками)

игры (конструктивные, дидактические, подвижные);

изобразительная деятельность;

игры - имитации;

мнимые «телефонные разговоры»;

придумывание историй для планирования игры, например: «Придумаем историю

о больной девочке и то, как помог ей необычный чай».

домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску ин-

формации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».

2. Прямое руководство (с вмешательством в игру).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр

детей,

более

старшего

возраста.

Эти

отличия

связаны

с

относительной

ограниченностью

опыта,

особенностями

развития

воображения,

мышления,

речи

Воспитатель носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает

активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача

- научить играть (воспитатель исполнитель главной роли)

показ игровых действий;

описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);

рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);

упражнения ребенка в игровых действиях;

упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в

больницу», «Больного несут на носилках»);

обращение персонажа к детям;

вопросы к ребенку, к персонажу;

проблемные

игровые

ситуации

(«У

Мишки

температура»,

«Зайчик

сломал

ножку»).

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

Воспитатель

-

партнер

и

помощник

в

игре

(средний

и

старший

дошкольный

возраст)

Задача

- обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные

игры:

вместе

составлять

сюжет,

комбинировать

события

в

определенной

последовательности и согласовывать их с партнером:

непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);

вопросы;

предложение темы игры;

5

совет в игровой форме;

беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);

беседа о распределении вещей;

беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);

напоминание о том, что наблюдали;

подсказка ходу игры (игровые действия);

сообщение любого нового факта во время игры.

Воспитатель - наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст)

руководство и помощник.

Задача

-

формирование

умений

вместе

строить

сюжет,

понимание

партнера

по

игре,

согласовывать свои действия с ними:

совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно);

уместен вопрос перед началом игры;

помощь

в

объединении

нескольких

сюжетов

в

одну

развернутую

игру

(подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)

прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления

(воспитатель

в

игровой

форме

подталкивает

способы

выхода

в

сложившейся

ситуации).

Создание предметно - игровой среды. Для того, чтобы игровая деятельность детей

развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все

виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач

их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно

пополнять,

изменять

ситуации

в

игровых

зонах.

Игрушек

должно

быть

много

в

ассортименте

и

в

нескольких

экземплярах.

Игрушки

в

этом

возрасте

является

отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют

содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек.

Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы -

заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах

для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого

количества

игрушек,

ведь

их

избыток

приглушает

интерес

детей,

ограничивает

возможности

творческого

воображения.

Подводить

детей

к

пониманию

того,

что

некоторые

предметы - заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры.

Скажем,

цветная

бумага

легко

разорвать

на

мелкие

кусочки

(салат),

свернуть

в

трубочку (термометр), нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая

такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой

группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки,

ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре.

Важно, чтобы игрушка - заменитель напоминала изображаемый предмет общими

контурами или каким - то типичным свойством, характерной деталью.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью

педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже

6

самостоятельно

используют

условное

игровую

среду

для

развертывания

сюжета,

определяя при этом свои роли.

Используя предметы - заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все

шире отражают явления окружающей действительности.

Стоит

практиковать

широкое

привлечение

воспитанников

к

изготовлению

атрибутов к различным играм. Отрицательно сказывается на игровой деятельности

неудобное

расположение

игровых

материалов.

Если

дети

не

могут

ими

свободно

пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.

Педагогические ситуации

Ситуация 1.

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».

«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый

день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы:

1. Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

2. Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и

другие участники игры?

Ситуация 2.

Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт

управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и

«солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял,

то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопросы:

1. Как поступить воспитателю в данной ситуации?

2.

Какую

работу

можно

провести

с

детьми,

чтобы

предотвратить

возможные

подобные ситуации?

Ситуация 3.

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после

напоминания воспитателя.

Вопросы:

1. Какова должна быть реакция педагога?

2. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не

играет.

3.

Как поступить воспитателю?

Ситуация 4.

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей.

На замечание воспитателя отвечают, что они играют в «войну».

1. Как должен поступить педагог?

2. Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.

3. Как должен отреагировать на это воспитатель?

4.

Девочка

пришла

в

группу.

Ребята

приглашают

её

в

игры.

Но

она

от

всех

приглашений отказывается.

5. Как отреагировать в этом случае воспитателю?

6. Как правильно вовлечь девочку в игру?

7

Проведение с воспитателями игры нового поколения

«Сотовая связь

– Билайн»

Воспитатели берут на себя роль детей

Цель игры: продолжать знакомить детей с профессиями, имеющими отношение к

компании «Билайн».

Задачи:

1. учить выполнять игровые действия с общим замыслом игры;

2.

формировать

умение

выстраивать

новые

последовательности

событий,

ориентируясь на сверстников – партнеров;

3. обогащать словарный запас детей;

4. воспитывать навыки взаимопомощи в игре.

5. побуждать детей изменять свой замысел в соответствии с предложениями других

участников игры;

6. активизировать словарь детей, развивать воображение, фантазию, добиваясь

самостоятельного развертывания сюжета в процессе телефонных разговоров;

7. учить преодолевать препятствия на пути достижения цели игры.

Предварительная работа:

Экскурсия в здание офиса «Билайн»; накопление знаний о людях, работающих в

компании «Билайн»; о работе, которую они выполняют.

Беседа на тему: «Для чего нужна сотовая связь?»

Чтение детской энциклопедии «Откуда взялся телефон?»

Инсценировка стихотворения

К. Чуковского «Телефон».

Дидактическая игра «Профессии», сл. игра «Испорченный телефон».

Аппликация на тему: «Мой веселый телефон».

Рисование на тему: «Что я видел в офисе «Билайн»?

Изготовление атрибутов к игре: квитанции, чеки, «деньги», рисование реклам,

изготовление мобильных телефонов из фанеры (привлечь родителей).

Оборудование: галстуки, бейджики с именами детей, игрушечные наборы: сотовые

телефоны,

кассовый

аппарат,

компьютеры;

ручки,

карандаши,

блокноты

с

изображением

реклам

компании

«Билайн».

Буклеты,

брошюры,

«деньги»,

интеллектуальные

карты.

Витрины

с

сотовыми

телефонами,

шарфы,

крупный

строитель, транспортные игрушки, фломастеры, цветные карандаши, альбомы.

Словарь:

корпорация,

менеджеры,

тариф,

реклама,

бейджики,

буклеты,

офис,

договор, клиент, акция.

Ход игры

Воспитатель:

Ребята, как люди общаются между собой?

Какие модели сотовых телефонов вы знаете?

Какие компании сотовых связей вы знаете?

8

Дети, как вы узнаете о компаниях сотовой связи?

Где можно увидеть рекламы?

Что такое «Билайн»? (большая корпорация сотовой связи)

Воспитатель:

Сейчас я вам расскажу, кто работает в этой компании, и какие

функции выполняют.

1. Директор офиса – контролирует и координирует работу подчиненных.

2. Менеджер по рекламе – разрабатывает рекламные плакаты, каталоги. Проводит

рекламные акции. Разрабатывает новые тарифы

3. Оператор – заключает договора с клиентами о предоставлении связи, принимает

платежи за телефон.

4. Техническая служб – они строят вышки сотовых связей, антенны, здания, офисы,

обеспечивает бесперебойную работу сотовой связи и осуществляет ремонтные работы.

5. Продавец – консультант – рекламирует марки сотовых телефонов и продает их.

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите «поработать» в компании «Билайн»?

Распределение ролей.

Воспитатель:

Дети, в этой компании все сотрудники носят определенные знаки

«Билайн»

- это шляпы, бейсболки, галстуки, шарфики, банты, значки. И я вам предлагаю

надеть те, которые вам нравятся и пристегнуть бейджики.

Дети переодеваются и занимают свои рабочие места.

Развитие сюжета.

Директор офиса приглашает всех сотрудников на совещание.

Директор: Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам построить новую сотовую вышку

и

офис

в

самом

отдаленном

районе

нашей

области.

Чтобы

наша

сотовая

связь

«Билайн»

была

доступна

всем

жителям

области.

Технической

службе

надо

ознакомиться с проектом строительства и как можно быстрее начать выполнять эту

работу.

Чтобы о сотовой связи знали все люди и пользовались ее, приказываю: менеджерам

по рекламе разработать рекламные плакаты, каталоги, ролики; новые тарифы. При-

ступайте к работе.

В

офисе

идет

продажа

сотовых

телефонов,

дети

выстраиваются

в

очередь.

Продавец

– консультант советует и предлагает модели сотовых телефонов.

Дети,

купившие

телефоны

подходят

к

оператору,

выбирают

нужный

тариф

и

подключаются к сотовой связи.

Игра продолжается по правилам самих детей. Чтобы игра была более интересной,

ее можно объединить с другими сюжетно – ролевыми играми, такими как «Семья»,

«Кафе», «Супермаркеты» и др.

(Продолжительность игры: 30 –35 мин.).

Обсуждение.

Что

было

интересно?

Что

нового

для

себя

выделили?

Свои

предложения и идеи.

Ссылки на источники

9

1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду.

- М.: «Гном и Д», 1997.

2. Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. – М: Просвещение, 1982.

3. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.

4. Л.А. Венгер. Сюжетно – ролевая игра и психическое развитие ребенка// Игра и ее

роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.,1978.

10



В раздел образования