Автор: Тяпухина Светлана Васильевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Починковский детский сад №8
Населённый пункт: с. Починки, Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка интерактивного семинара–практикума
Тема: «СЮЖЕТНО–РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗ ЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
О Б РАЗ О ВАТ ЕЛ Ь Н О Е
УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЧИНКОВСКИЙ
ДЕТСКИЙ
САД
№8
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ИНТЕРАКТИВНЫЙ
СЕМИНАР
-
ПРАКТИКУМ
ПО
ТЕМЕ
«СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ
ИГРЫ
ДЕТЕЙ
В
СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ»
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ
РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ
(время
проведения
0 1 . 1 2 . 2 0 1 8 г. )
С о ст а в и л:
с т а р ш и й
в о с п и т а т е л ь
Тяпухина
С . В .
с. Починки, 2019г.
Сюжетно - ролевая игра. «Игра нового поколения»
1
Аннотация: игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника,
поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет
важнейшие изменения в его психических процессах.
Ключевые
слова: психологические
процессы,
окружающий
мир,
взаимоотношения,
интеллект
Разностороннее развитие детей в игровой деятельности
Целевые ориентиры дошкольного образования
(ФГОС ДО)
Характеристики возможных достижений ребенка:
проявляет инициативность и самостоятельность;
уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к
другим;
обладает развитым воображением;
достаточно
хорошо
владеет
устной
речью,
складываются
предпосылки
грамотности;
проявляет творческие способности;
развита крупная и мелкая моторика;
способен к волевым усилиям в разных видах деятельности;
проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
Социально-коммуникативное развитие
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
Развитие
общения
и
взаимодействия
ребёнка
со
в з р о с л ы м и
и сверстниками.
Становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий.
Развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости, сопереживания.
Формирование готовности к совместной деятельности.
Формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье и сообществу детей и взрослых в организации.
Формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
т руд а
и творчества.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Большинство
психологов
и
педагогов
считают
игру
в
дошкольном
возрасте
основной психологического развития ребенка, при этом игра – одно из наиболее
непонятных деятельностей.
Однако в настоящее время игра детей все больше беднеет и скуднеет.
По
мнению
экспертов,
«Игра
нужна
детям
для
развития
познавательных
и
моторных навыков, а также для познания окружающего мира людей и своего места в
нем. Социальные навыки детей развиваются в ходе взаимодействия со сверстниками,
где дети узнают, что такое правила, как эти правила вырабатываются, и что такое
справедливость. Они учатся сотрудничать и делиться друг с другом. Их самооценка
2
развивается, когда они ставят и успешно решают задачи, взаимодействуют с другими
детьми и решают личные, физические, интеллектуальные и социальные проблемы.
Классификация игр
Условно выделяют три класса игр:
1. игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и
театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные);
2. игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические,
подвижные);
3. народные игры (созданные народом)
4. Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса. Более подробно остановимся
на сюжетно-ролевой игре, как любимой форме игровой деятельности.
Развитие игры.
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать
взрослых
как
носителей
различных
социальных
ролей
-
папы,
мамы,
врач
а,
пожарного, воспитателя. Малышам очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И
только один единственный вид деятельности помогает устранить противоречие
между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.
Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития
детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой
деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой
сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже
на
третьем
году
жизни
дети
отличают
игровое
действие
от
реальной.
Принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например,
куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые
действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают
объединяться
простым
сюжетом,
который
воспроизводит
несложные
ситуации
из
реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".
Игры,
моделирующие
отношения
взрослых
людей
и
требуют
взаимодействия
нескольких
партнеров,
то
есть
сюжетно
-
ролевые,
становятся
доступными
для
большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Структура сюжетно-ролевой игры:
Сюжетно-ролевая
игра
имеет
следующие
структурные
компоненты:
сюжет,
содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой
сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий,
взаимоотношений
из
жизни
и
деятельности
окружающих.
При
этом
его
игровые
действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.)
одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский
сад).
Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу,
магазин и т. д.).
3
Общественные (игры в празднование дня рождения города, в библиотеку, школу и
т.д.).
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку
зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных
условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей,
труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей,
работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили
экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали
эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые
сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую
Отечественную
войну
(в
сражения,
бомбежки,
партизан
и
др.),
после
полета
Ю.
Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного
пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической
станции Мир).
В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы
связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти
сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как
отличаются и в самой жизни.
Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком
в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между
взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В
зависимости
от
глубины
представлений
ребенка
о
деятельности
взрослых
меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача,
многократно
повторяли
одни
и
те
же
действия:
измеряли
температуру,
смотрели
больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении
врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в
больницу,
уточняли,
какие
специалисты
будут
лечить
больных:
хирург,
окулист,
педиатр.
В
зависимости
от
специализации
врача
каждый
играющий
выполнял
специфические
действия,
при
этом
врачи
ласково
разговаривали
с
пациентами,
уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства.
Таким
образом,
в
содержании
игры
выражены
разные
уровни
проникновения
ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и
отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует:
«человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей
деятельности,
элементарного
постижения
общественного
смысла
труда,
в
играх
начинают отражаться взаимоотношения людей («человек-человек»), а сами предметы
легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно
представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в
двух основных направлениях:
1.
Косвенное
руководство
(без
вмешательства
воспитателя
в
игру,
направленное на обеспечение опыта детей):
наблюдения;
целевые прогулки;
экскурсии
4
беседы;
чтение художественной литературы;
просмотр кино, видеофильмов;
занятия (особенно речевые)
рассмотрение иллюстраций;
ознакомление с атрибутами, предметами
- заменителями и способами их использования;
организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками)
игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
изобразительная деятельность;
игры - имитации;
мнимые «телефонные разговоры»;
придумывание историй для планирования игры, например: «Придумаем историю
о больной девочке и то, как помог ей необычный чай».
домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску ин-
формации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».
2. Прямое руководство (с вмешательством в игру).
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр
детей,
более
старшего
возраста.
Эти
отличия
связаны
с
относительной
ограниченностью
опыта,
особенностями
развития
воображения,
мышления,
речи
Воспитатель носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает
активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача
- научить играть (воспитатель исполнитель главной роли)
показ игровых действий;
описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);
рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);
упражнения ребенка в игровых действиях;
упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в
больницу», «Больного несут на носилках»);
обращение персонажа к детям;
вопросы к ребенку, к персонажу;
проблемные
игровые
ситуации
(«У
Мишки
температура»,
«Зайчик
сломал
ножку»).
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
Воспитатель
-
партнер
и
помощник
в
игре
(средний
и
старший
дошкольный
возраст)
Задача
- обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные
игры:
вместе
составлять
сюжет,
комбинировать
события
в
определенной
последовательности и согласовывать их с партнером:
непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);
вопросы;
предложение темы игры;
5
совет в игровой форме;
беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);
беседа о распределении вещей;
беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);
напоминание о том, что наблюдали;
подсказка ходу игры (игровые действия);
сообщение любого нового факта во время игры.
Воспитатель - наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст)
руководство и помощник.
Задача
-
формирование
умений
вместе
строить
сюжет,
понимание
партнера
по
игре,
согласовывать свои действия с ними:
совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно);
уместен вопрос перед началом игры;
помощь
в
объединении
нескольких
сюжетов
в
одну
развернутую
игру
(подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)
прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления
(воспитатель
в
игровой
форме
подталкивает
способы
выхода
в
сложившейся
ситуации).
Создание предметно - игровой среды. Для того, чтобы игровая деятельность детей
развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все
виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач
их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно
пополнять,
изменять
ситуации
в
игровых
зонах.
Игрушек
должно
быть
много
в
ассортименте
и
в
нескольких
экземплярах.
Игрушки
в
этом
возрасте
является
отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют
содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек.
Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы -
заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах
для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого
количества
игрушек,
ведь
их
избыток
приглушает
интерес
детей,
ограничивает
возможности
творческого
воображения.
Подводить
детей
к
пониманию
того,
что
некоторые
предметы - заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры.
Скажем,
цветная
бумага
легко
разорвать
на
мелкие
кусочки
(салат),
свернуть
в
трубочку (термометр), нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая
такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой
группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки,
ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре.
Важно, чтобы игрушка - заменитель напоминала изображаемый предмет общими
контурами или каким - то типичным свойством, характерной деталью.
Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью
педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже
6
самостоятельно
используют
условное
игровую
среду
для
развертывания
сюжета,
определяя при этом свои роли.
Используя предметы - заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все
шире отражают явления окружающей действительности.
Стоит
практиковать
широкое
привлечение
воспитанников
к
изготовлению
атрибутов к различным играм. Отрицательно сказывается на игровой деятельности
неудобное
расположение
игровых
материалов.
Если
дети
не
могут
ими
свободно
пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.
Педагогические ситуации
Ситуация 1.
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый
день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
1. Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
2. Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и
другие участники игры?
Ситуация 2.
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт
управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и
«солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял,
то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.
Вопросы:
1. Как поступить воспитателю в данной ситуации?
2.
Какую
работу
можно
провести
с
детьми,
чтобы
предотвратить
возможные
подобные ситуации?
Ситуация 3.
Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после
напоминания воспитателя.
Вопросы:
1. Какова должна быть реакция педагога?
2. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не
играет.
3.
Как поступить воспитателю?
Ситуация 4.
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей.
На замечание воспитателя отвечают, что они играют в «войну».
1. Как должен поступить педагог?
2. Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.
3. Как должен отреагировать на это воспитатель?
4.
Девочка
пришла
в
группу.
Ребята
приглашают
её
в
игры.
Но
она
от
всех
приглашений отказывается.
5. Как отреагировать в этом случае воспитателю?
6. Как правильно вовлечь девочку в игру?
7
Проведение с воспитателями игры нового поколения
«Сотовая связь
– Билайн»
Воспитатели берут на себя роль детей
Цель игры: продолжать знакомить детей с профессиями, имеющими отношение к
компании «Билайн».
Задачи:
1. учить выполнять игровые действия с общим замыслом игры;
2.
формировать
умение
выстраивать
новые
последовательности
событий,
ориентируясь на сверстников – партнеров;
3. обогащать словарный запас детей;
4. воспитывать навыки взаимопомощи в игре.
5. побуждать детей изменять свой замысел в соответствии с предложениями других
участников игры;
6. активизировать словарь детей, развивать воображение, фантазию, добиваясь
самостоятельного развертывания сюжета в процессе телефонных разговоров;
7. учить преодолевать препятствия на пути достижения цели игры.
Предварительная работа:
Экскурсия в здание офиса «Билайн»; накопление знаний о людях, работающих в
компании «Билайн»; о работе, которую они выполняют.
Беседа на тему: «Для чего нужна сотовая связь?»
Чтение детской энциклопедии «Откуда взялся телефон?»
Инсценировка стихотворения
К. Чуковского «Телефон».
Дидактическая игра «Профессии», сл. игра «Испорченный телефон».
Аппликация на тему: «Мой веселый телефон».
Рисование на тему: «Что я видел в офисе «Билайн»?
Изготовление атрибутов к игре: квитанции, чеки, «деньги», рисование реклам,
изготовление мобильных телефонов из фанеры (привлечь родителей).
Оборудование: галстуки, бейджики с именами детей, игрушечные наборы: сотовые
телефоны,
кассовый
аппарат,
компьютеры;
ручки,
карандаши,
блокноты
с
изображением
реклам
компании
«Билайн».
Буклеты,
брошюры,
«деньги»,
интеллектуальные
карты.
Витрины
с
сотовыми
телефонами,
шарфы,
крупный
строитель, транспортные игрушки, фломастеры, цветные карандаши, альбомы.
Словарь:
корпорация,
менеджеры,
тариф,
реклама,
бейджики,
буклеты,
офис,
договор, клиент, акция.
Ход игры
Воспитатель:
Ребята, как люди общаются между собой?
Какие модели сотовых телефонов вы знаете?
Какие компании сотовых связей вы знаете?
8
Дети, как вы узнаете о компаниях сотовой связи?
Где можно увидеть рекламы?
Что такое «Билайн»? (большая корпорация сотовой связи)
Воспитатель:
Сейчас я вам расскажу, кто работает в этой компании, и какие
функции выполняют.
1. Директор офиса – контролирует и координирует работу подчиненных.
2. Менеджер по рекламе – разрабатывает рекламные плакаты, каталоги. Проводит
рекламные акции. Разрабатывает новые тарифы
3. Оператор – заключает договора с клиентами о предоставлении связи, принимает
платежи за телефон.
4. Техническая служб – они строят вышки сотовых связей, антенны, здания, офисы,
обеспечивает бесперебойную работу сотовой связи и осуществляет ремонтные работы.
5. Продавец – консультант – рекламирует марки сотовых телефонов и продает их.
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите «поработать» в компании «Билайн»?
Распределение ролей.
Воспитатель:
Дети, в этой компании все сотрудники носят определенные знаки
«Билайн»
- это шляпы, бейсболки, галстуки, шарфики, банты, значки. И я вам предлагаю
надеть те, которые вам нравятся и пристегнуть бейджики.
Дети переодеваются и занимают свои рабочие места.
Развитие сюжета.
Директор офиса приглашает всех сотрудников на совещание.
Директор: Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам построить новую сотовую вышку
и
офис
в
самом
отдаленном
районе
нашей
области.
Чтобы
наша
сотовая
связь
«Билайн»
была
доступна
всем
жителям
области.
Технической
службе
надо
ознакомиться с проектом строительства и как можно быстрее начать выполнять эту
работу.
Чтобы о сотовой связи знали все люди и пользовались ее, приказываю: менеджерам
по рекламе разработать рекламные плакаты, каталоги, ролики; новые тарифы. При-
ступайте к работе.
В
офисе
идет
продажа
сотовых
телефонов,
дети
выстраиваются
в
очередь.
Продавец
– консультант советует и предлагает модели сотовых телефонов.
Дети,
купившие
телефоны
подходят
к
оператору,
выбирают
нужный
тариф
и
подключаются к сотовой связи.
Игра продолжается по правилам самих детей. Чтобы игра была более интересной,
ее можно объединить с другими сюжетно – ролевыми играми, такими как «Семья»,
«Кафе», «Супермаркеты» и др.
(Продолжительность игры: 30 –35 мин.).
Обсуждение.
Что
было
интересно?
Что
нового
для
себя
выделили?
Свои
предложения и идеи.
Ссылки на источники
9
1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду.
- М.: «Гном и Д», 1997.
2. Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. – М: Просвещение, 1982.
3. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.
4. Л.А. Венгер. Сюжетно – ролевая игра и психическое развитие ребенка// Игра и ее
роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.,1978.
10